Система эколого-экономического прогнозирования
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
В СССР впервые раздел "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов" был включен в государственный план развития народного хозяйства на Х пятилетку (1975—1980 гг.). Задания по охране природы устанавливались в целом по СССР, союзным республикам, министерствам и ведомствам, отдельным регионам и городам; определялись объемы капитальных вложений и ввод в действие природоохранных мощностей и объектов. В Беларуси была разработана первая комплексная республиканская программа "Экология", ряд мероприятий которой были реализованы в 1986—1990 гг.После получения статуса независимого государства эколого-экономическое прогнозирование и планирование осуществляются на основе действующих нормативно-правовых документов международного сообщества и Республики Беларусь. Перечень реализуемых мероприятий по охране окружающей среды отражается в составе прогнозных показателей социально-экономического развития страны с учетом государственных и иных программ и требований природоохранного законодательства. Весь перечень блоков системы эколого-экономического прогнозирования и планирования можно условно классифицировать на три уровня: народнохозяйственный, особо важных природных комплексов и экосистем, мезо- и микроуровень.Это позволяет обеспечить технологическую последовательность разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированность материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, реальность и эффективность реализации каждого из блоков.В целом эколого-экономическое прогнозирование и планирование строятся с учетом проводимой государством политики в сфере охраны окружающей среды. Ее основными направлениями являются:
• приоритет государственной собственности на все виды природных ресурсов; • охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории страны в сочетании с созданием системы охраняемых природных территорий; • государственный контроль за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов; • государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хозяйственных объектов; • привлечение к охране окружающей среды и контроля за ее состоянием широких слоев населения, общественных организаций и движений; • экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя платность природопользования, льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, стимулирование экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления; • система мер ответственности за нарушение природоохранного законодательства, его совершенствование. Принятая политика в области экологии конкретно отражается в программах (планах, прогнозах) социально-экономического развития страны.Долгосрочное прогнозирование и планирование природоохранной деятельности и рационального природопользования предполагают разработку ряда масштабных документов. Примером могут служить - Национальная стратегия устойчивого развития, Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственная научно-техническая программа "Природопользование и охрана окружающей среды".Цели и задачи развития в области природоохранной деятельности конкретизируются в Национальной программе рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. В ней провозглашается достижение таких долгосрочных целей, как поддержание благоприятной, экологически безопасной среды для обеспечения благополучия населения; обеспечение рационального природопользования в интересах устойчивого социально-экономического развития страны; сбалансирование процессов воспроизводства и использования возобновляемых природных ресурсов, рациональное расходование невозобновляемых ресурсов с широким вовлечением в хозяйственный оборот отходов производства. В качестве первоочередных мер предусматривается недопущение ухудшения качества окружающей среды, а в дальнейшем снижение до допустимых и более низких значений уровня содержания в атмосферном воздухе и водных объектах наиболее опасных для здоровья населения веществ.Прогнозирование и планирование природоохранной деятельности увязывается с программами социально-экономического развития страны.Спецификой эколого-экономического планирования в Беларуси является поиск взаимосвязанного решения общеэкологических проблем и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Проводятся научные исследования по обоснованию радиационной безопасности проживания населения, его производственной деятельности, использования природных ресурсов загрязненных радионуклидами территорий,При разработке программ широко используется программно-целевой метод в сочетании с другими методами (нормативным, балансовым и др.), прогнозные расчеты осуществляются с применением методов экспертных оценок, моделирования и др. методов. Основным оценочным критерием конечного результата выступает достоверность, эффективность и минимизация сроков реализации природоохранных мероприятий.Мероприятия долгосрочных и среднесрочных прогнозов и программ охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов находят отражение в годовых планах-прогнозах социально-экономического развития страны. Текущее эколого-экономическое планирование охватывает следующие направления природопользования и природоохранной деятельности с доведением конкретных заданий до регионов, отдельных министерств, ведомств и предприятий.
Планирование охраны окружающей среды
Природоохранное прогнозирование и планирование осуществляется также на территориальном и отраслевом уровнях.Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости территории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды разрабатываются соответствующими территориальными исполнительными органами управления с участием общественных экологических организаций. Разрабатываемые территориальные программы "Экология" и намечаемые в них мероприятия увязываются с основными положениями Национальной программы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.Территориальные комплексные схемы охраны окружающей среды содержат:
• оценку природных условий и экологического состояния природных сред; • комплексную оценку экологического состояния территории и социально-экономических факторов с учетом хозяйственной деятельности; • предложения по обеспечению экологического равновесия в условиях хозяйственной деятельности, включая экстренные, необходимые, предупредительные меры; • прогноз возможных изменений природной среды в результате хозяйственной деятельности. Отраслевое природоохранное планирование проводится министерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласовывается с основными показателями территориальных планов и чаще всего связано с проблемами рационального использования отдельных видов природных ресурсов.На предприятиях (объединениях), прежде всего, оказывающих сильное негативное воздействие на окружающую среду, самостоятельно разрабатываются природоохранные программы. Обычно в таких программах (планах) находят отражение следующие аспекты природоохранной деятельности: • разработка и совершенствование технологических процессов, включая научно-исследовательские работы, проектирование, конструирование и освоение; • проведение экологической экспертизы выпускаемой продукции;
• снятие с производства экологически опасной продукции, закрытие отдельных цехов (участков) предприятия, выпускающих продукцию, производство которой сопряжено со значительным негативным воздействием на окружающую среду; • строительство и оборудование природоохранных и ресурсосберегающих объектов; • содержание и эксплуатация очистных сооружений и утилизационных установок, повышение эффективности их использования; • контроль за работой природоохранных объектов (разработка методов контроля, приобретение или изготовление контрольно-измерительных приборов, их установка и эксплуатация); • обработка и удаление твердых производственных отходов; • содержание зеленых насаждений на территории предприятий и в санитарно-защитной зоне; • экологический аудит; • управление природоохранной деятельностью на предприятии (создание соответствующих отделов, лабораторий, служб, подбор специалистов и повышение их квалификации, организация учета и анализа природоохранной деятельности). Целесообразность природоохранных мероприятий определяется снижением выброса вредных веществ в окружающую среду, предотвращением экономического ущерба в результате их внедрения. Расчет экономической эффективности Э осуществляется по формуле , где Ув - предотвращенный (устраненный) годовой экономический ущерб в результате проведения природоохранных мероприятий; DП - прирост годовой прибыли от использования веществ, уловленных при очистке сточных вод и отходящих газов; З - текущие затраты на эксплуатацию природоохранного объекта; КЗ - капитальные затраты на осуществление природоохранного мероприятия.
90.Прогнозирование и планирование рационального использования природных ресурсов
Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред производятся при помощи действующих методов (балансового, нормативного, программно-целевого, экспертных оценок и т.д.) и осуществляются с учетом особенностей и значимости, изменений объема и качества каждого из них: водных, лесных, минерально-сырьевых и других ресурсов. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются конкретные меры по их охране и рациональному использованию. Объектами прогнозирования и планирования чаще всего выступают следующие виды природных ресурсов и природные компоненты. Атмосферный воздух. Защита атмосферы предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отходящими газами от стационарных источников и всех видов передвижных транспортных средств.При планировании природоохранных мероприятий по защите атмосферного воздуха, регулировании воздушной среды городов и других населенных пунктов используется экологический норматив предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ. Для каждого проектируемого и действующего промышленного предприятия предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу устанавливается из условия, что выбросы вредных веществ от данного источника в совокупности с другими источниками (с учетом перспективы их изменения) не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК. Если на данном предприятии или группе предприятий, расположенных в одном городе (промышленном узле), значения ПДВ по объективным причинам не могут быть достигнуты в настоящее время, то по согласованию с соответствующими органами государственного управления допускается планировать поэтапное снижение выбросов до величин, обеспечивающих соблюдение ПДК. Водные ресурсы. Прогнозирование и планирование рационального использования водных ресурсов основывается на эколого-экономической оценке их общего состояния и размещения, анализе сложившегося водопотребления, на всемерном учете своеобразия этого вида природных благ. Водные ресурсы включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод, в том числе почвенную и атмосферную влагу. Ресурсы поверхностных вод определяются в основном суммарным стоком в средний по водности год.Исходной базой прогнозирования и планирования использования водных ресурсов являются данные водного кадастра и учета расходования вод по системе водохозяйственных балансов, бассейновых (территориальных) схем комплексного использования и охраны вод, а также проекты перераспределения вод между водопотребителями по бассейнам рек. Водный кадастр — это систематизированный сбор сведений о водных ресурсах и качестве вод, о водопользователях и водопотребителях, объемах потребляемых ими вод.Планируемые мероприятия по охране водных ресурсов включают не только ввод новых мощностей очистных сооружений, но и реконструкцию, модернизацию действующих. Причем следует предусматривать более быстрое наращивание мощностей очистных сооружений по сравнению с объемом стоков, нуждающихся в очистке. Земельные ресурсы. Особенности прогнозирования и планирования охраны и рационального использования земли обусловлены своеобразием данного природного ресурса. Земельные ресурсы — пространственный базис размещения народнохозяйственных объектов, расселения населения, являются главным средством производства, в первую очередь, в сельском и лесном хозяйстве, где используется основное производственное свойство земли — плодородие.При планировании мероприятий по охране и рациональному использованию земель в качестве информационной основы используются данные государственного земельного кадастра — свода систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Земельный кадастр включает данные о землевладельцах и землепользователях, категории угодий, о качественной характеристике и ценности земель. В настоящее время необходимо совершенствование земельно-кадастровой информационной базы с учетом использования современных технических средств и единых унифицированных для страны технологий на основе европейской классификации земельных угодий и использования мировых цен на землю. Лесные и другие биологические ресурсы. Объектом прогнозирования и планирования, в первую очередь, являются лесные ресурсы — важнейшая часть растительного мира. Леса удовлетворяют потребности народного хозяйства и населения в древесине и лесной продукции, выполняющей водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, улучшают окружающую среду, создают условия для обитания диких животных.Режим лесопользования, в первую очередь, определяется размером расчетной лесосеки. Расчетная лесосека — это норма ежегодных объемов рубок леса, или количество готовой продукции, которая может быть изъята из дальнейшего воспроизводства для заготовки лесоматериалов. Она рассчитывается исходя из наличия спелой древесины, характера воспроизводства, потребности в древесине, а также соблюдения принципа непрерывного и неистощимого пользования лесом. Эксплуатация леса в пределах расчетной лесосеки является необходимым условием эффективного использования лесных ресурсов.Прогнозирование и планирование распространяются также и на другие виды биологических ресурсов. Его целью является сохранение биологического разнообразия животного мира страны, рациональное использование биологических ресурсов, достижение оптимальной численности охотничье-промысловых и других животных. Минерально-сырьевые ресурсы. Основой развития современной индустрии и ряда направлений научно-технического прогресса выступают минерально-сырьевые ресурсы или ресурсы земных недр. Минерально-сырьевые ресурсы - это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Единичным объектом минерально-сырьевых ресурсов обычно служит месторождение полезных ископаемых.
Прогнозирование и планирование рационального природопользования теснейшим образом связаны с оценкой состояния разведанности и добычи минерального сырья. При определении эффективности месторождений им дается количественная и качественная оценка. Количественная оценка минеральных ресурсов выражается запасами полезных ископаемых, выявленных и разведанных. На ее основании устанавливается размер предприятий добывающей промышленности и сроки их функционирования. Качественная оценка месторождений осуществляется путем сопоставления показателей, характеризующих глубину залегания, содержание полезных компонентов, возможности внедрения прогрессивной технологии добычи и т.д.Прогнозирование и планирование охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов непосредственно связано с перспективами развития, добывающих отраслей, геологоразведочных работ, проведением природоохранных мероприятий в целом по стране. Производственные программы, бизнес-планы предприятий добывающей промышленности и геологоразведочных работ, с одной стороны, и планы охраны окружающей среды — с другой, должны разрабатываться в едином блоке. Однако добыче и потреблению минеральных ресурсов предшествуют геологоразведочные работы. Именно на стадии поиска и разведки полезных ископаемых выявляются наиболее рациональные пути их использования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|