Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономические законы развитая информационных технологий




Закон Гордона Мура

 

Закон Г. Мура оставался верным последние 40 лет и, вероятно, ос­танется неизменным еще в течение, по меньшей мере, 15 лет. Он гла­сит: «Вычислительная мощь микропроцессоров и плотность микро­схем памяти удваивается примерно каждые 18 месяцев при неизмен­ной цене».

История открытия закона. Журнал по электронике в 1965 г. по­просил Гордона Мура предсказать развитие полупроводниковой ин­дустрии на следующие 10 лет. Мур проанализировал возможности существовавших в то время технологий и темпы усложнения полупро­водниковых чипов. Далее он выполнил экстраполяцию на период 10 лет и получил сформулированную выше закономерность, предсказы­вающую появление очень сложных чипов с несколькими десятками тысяч транзисторов. Результаты данного анализа были представлены в соответствующей статье: Moore G. E. Cramming more components onto integrated circuits // Electronics, 1965 (April 19). Vol. 38, N. 8.

Рост числа транзисторов (архитектура микропроцессоров Intel)

показан в табл. 1.1.

Таблица 1.1

 

 

Число транзисторов в микропроцессорах Intel (прогноз). Как

ожидается, в 2007 г. появятся процессоры с числом транзисторов 1 млрд. Крейг Барретт в своем докладе на IDF Spring 2002 отметил, что в ближайшие 15 лет развитие полупроводниковых технологий по­зволит разработчикам процессоров реализовать следующие характе­ристики: 2 млрд транзисторов; тактовая частота процессоров достиг­нет 30 ГГц; 1 трлн. инструкций в секунду; размер транзисторов 10 нм (0,01 мкм); станет возможным использование подложек 18" (в насто­ящее время осуществляется переход с 8 на 12" пластины). Уменьше­ние расстояния между элементами на одной микросхеме является следствием развития технологических процессов их производства (табл. 1.2).

 

 

 

В 1980-е гг. рубеж в 1 мкм был успешно преодолен. В 1990-е гг. граница была отодвинута уже до 0,1 мкм (100 нм). В 2002 г. «Intel» уже демонстрирует чипы, созданные по технологии 0,09 мкм (90 нм). А сегодня речь уже идет о преодолении барьера в 0,01 мкм (10 нм).

Потребляемая мощность в процессорах Intel. Патрик Гелсингер: «Мы предсказываем, что следующие 10 лет в первую очередь мы бу­дем ограничены таким параметром, как мощность (power). В 2010 г. мы планируем процессор с частотой 30 ГГц, с 10 млрд транзисторов, технология 20 нм или еще меньше. Все это принесет просто сногсши­бательное быстродействие. Но следует вспомнить, что мы очень плав­но двигались от 1 до 10 Вт, затем от 10 до 100 Вт. И мы на пути от 100 до 1000 Вт, а за 1000 идет 10 000». В этом заключается экспоненциаль­ный рост, который великолепно работает как за, так и против.

Плотность энергии в процессорах Intel. Еще сложнее, когда такая мощность приходится на очень маленькую площадь, тогда речь идет о плотности мощности. Проведем некоторые аналогии: если в конце 1980-х гг. это была просто горячая плита, то в середине грядущего де­сятилетия — ядерный реактор, в конце — уже сопло ракеты, а в перс­пективе — поверхность Солнца (рис. 1.7).

Сущность закона Гордона Мура. Г. Мур заметил, что приблизи­тельно каждые 1,5 года расстояния между элементами на одном крис­талле сокращаются примерно на 30%. Следовательно, число элемен­тов на таком кристалле удваивается. Увеличение числа элементов

 

 

на одном кристалле сопровождается, как правило, ростом его произ­водительности, которая определяется тактовой частотой. Выпуск но­вой модели микропроцессора происходит в среднем каждые 3—5 лет, а его производительность возрастает в 2—4 раза.

Стоимость нового микропроцессора на рынке постоянна и состав­ляет от 500 до 800 дол. Следовательно, можно говорить не только о росте числа элементов на одном кристалле, но и об уменьшении цены на микропроцессоры одинаковой производительности (рис. 1,8).

 

 

Следствия, вытекающие из закона Г. Мура. 1. Закон Артура Рока. Ур Рок, известный своей склонностью к участию в рискованных предприятиях, в 1968 г. помог основать корпорацию «Intel». Закон Рока — это всего лишь маленькое дополнение к закону Г. Мура: «Сто­имость основных фондов, используемых в производстве полупровод­ников, удваивается каждые четыре года».

2. Закон Билла Макрона. В основе закона Б. Макрона лежит закон Г. Мура. Этот закон гласит: «Машина (PC), которая бы Вас полнос­тью устроила, никак не может стоить меньше 5000 дол.».

Закон Роберта Меткалфа

 

Согласно Роберту Меткалфу ценность (Цn) всей системы (рис. 1.9) растет быстрее, чем число (п) элементов (приблизительно как квадрат числа компонентов п2). Причем, Ц„ = (и - 1)с, где с = const — оценка возможности вести переговоры с одним абонентом. Общая ценность сети п), состоящей из п узлов, для всех ее абонентов может быть вы­числена по формуле Рп = п(п - 1)с и возрастает по квадратичному за­кону (табл. 1.3).

 

 

 

Ценность сети тем выше, чем выше число ее компонентов п. Други­ми словами, сети способны генерировать новую ценность.

Таким образом, чем больше компонентов у вычислительной сети (например, Интернет), тем большую ценность она представляет для пользователя, и тем больше пользователей будут стремиться подклю­читься к ней (рис. 1.10).

В течение ближайших нескольких лет число пользователей Интернет увеличится с 500 млн. до 1 млрд, и тогда ценность этой сети как средства доступа к информации, коммуникаций и коммерции станет еще выше.

 

 

Сетевой эффект (network effect). Этот эффект заключается в том, что ценность подсоединения к сети для пользователя зависит от числа других пользователей, уже подсоединенных к сети.

Другие названия сетевого эффекта:

• сетевые экстерналии (network externalities);

• эффект масштаба со стороны спроса (demand-side economies of scale);

• положительная обратная связь (positive feedback).

Сетевые рынки (network markets). Рынки, на которых наблюда­ется сетевой эффект, называются сетевыми (network markets). Рынок называется сетевым, если потребители получают пользу от следую­щих элементов:

1. Сеть пользователей. Ценность сети пользователей продукта за­висит от числа пользователей внутри и за пределами организации. Чем больше пользователей имеется в сети, тем большую полезность полу­чает потребитель от использования продукта. Поэтому ценность продукта для покупателя зависит не только от самого продукта, но и от Размера сети пользователей.

2. Сеть комплиментарных продуктов. Ценность сети зависит от числа разнообразных комплиментарных (дополняющих) продуктов и

услуг. Чем больше дополняющих продуктов и услуг, тем большую пользу (ценность) потребитель извлекает из самого продукта.

3.Сеть производителей. Ценность сети зависит от числа поставщиков продукта и степени конкуренции между ними. Покупатели не любят покупать продукты от единственного поставщика, а предпочи­тают иметь множество квалифицированных поставщиков.

Сетевой эффект для маркетинга. Значение сетевого эффекта для маркетинга заключается в том, что на сетевых рынках покупатели рас­пределяют ресурсы между конкурирующими продуктами в зависимо­сти как от характеристик самого продукта, так и от ценности системы интегрированных сетей, окружающих продукт.

Закон Дэвида Рида (закон массы). Дэвид Рид — профессор Гар­вардской школы бизнеса. Закон Рида является логическим продолже­нием закона Меткалфа. Рид выделяет три этапа в развитии ИТ: широ­ковещательный (broadcast), транзакционный (transaction) и групповой (group forming). Широковещательный принцип предполагает распрост­ранение «от одного ко многим», в согласии с ним действуют все сред­ства массовой информации, начиная от средневековых глашатаев до современного телевидения. Транзакционный принцип «от одного одно­му» начался с обычной почты, продолжился в телефонии, факсах и элек­тронной почте. С новыми сетевыми технологиями Интранет и Интер­нет появилась возможность реализовать групповой принцип; речь идет о сетях типа Group Forming Network (GFN) по терминологии Рида.

Эффективность GFN. Закон Меткалфа часто используют для ил­люстрации эффективности транзакционных сетей. «Сетевой эффект» соответствует числу возможных связей, и если каждый участник сети может связаться с каждым, то эффект пропорционален квадрату чис­ла участников сети п2.

Рид пошел дальше, он утверждает, что сформулировал на основе закона Меткалфа свой закон для таких сетей, которые позволяют об­разовывать группы. Поскольку число потенциально возможных свя­зей по типу «многие общаются со многими» равно числу сочетаний, то при образовании групп в сети GFN оно равно 2n (рис. 1.11). Это дает основание Риду утверждать, что и эффективность GFN пропор­циональна 2".

Закон фотона

 

Закон фотона является своего рода телекоммуникационным экви­валентом закона Г. Мура, но более эффективным. Согласно ему про­пускную способность волоконно-оптического канала передачи инфор­мации можно удваивать примерно каждые 10 месяцев.

Сегодня между странами и континентами протянуто более 700 млн. км волоконной оптики. Полезная пропускная способность этого во­локна удваивается примерно один раз в год. По мере вхождения этой оптической инфраструктуры в наши города высокоскоростной Интер­нет становится частью многих жилых домов, что делает эту сеть еще более ценной.

 

 

Таким образом, рассмотренные нами три закона свидетельствуют о том, что стал экономически выгодным переход от бумажных к элек­тронным технологиям хранения и обработки информации любого вида. Другими словами, стоимость использования традиционных, бумаж­ных технологий, применяемых при хранении и управлении, стала выше (дороже) применения компьютерных (электронных) технологий.

Глава 2

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Информационные технологии различным образом влияют на по­вышение производительности. Во-первых, сама по себе технология позволяет быстрее и эффективнее выполнить необходимую работу. Во-вторых, она преобразует сам процесс производства продукции. Мно­гие компании, вкладывающие деньги в крупные инвестиционные ИТ-проекты, значительно улучшают свои позиции на рынке. Центром изу­чения проблем электронного бизнеса (Center for e-Business), который возглавляет профессор Бринджолфссон, было разработано семь ос­новных критериев, позволяющих оценить результат сделанных в ИТ-проект инвестиций (г-н Бринджолфссон называет этот результат «циф­ровой организацией» компании).

1. Преобразование бумажного документооборота в электронный.

2. Использование распределенной системы принятия решений в орга­низации. Система принятия решений должна быть регламентирована и централизована посредством электронного документооборота. От­дельно должны рассматриваться ситуации, требующие вмешательства человека, касающиеся различных мнений, исключительных процессов и творчества.

3. Разработка системы поощрений за различные достижения в об­ласти повышения производительности работы компании.

4. Создание более открытого доступа к информации и средствам связи. В организации должны быть четко налажены как горизонталь­ные, так и вертикальные связи в системе управления. Для этого необ­ходимо широкое использование электронной почты, внутренней сети предприятия и т.д. Подобная техническая поддержка должна являть-

частью системы принятия решений на предприятии и способствовать организации поощрительных мероприятий.

5. Сосредоточение на более доходных сферах деятельности предприятия Руководству необходимо сократить финансирование малорентабельных отраслей, при этом должным образом инвестировать средства в построение корпоративной культуры. Должны быть четко сформулированы дели предприятия.

6. Инвестирование средств в кадровую политику. Предприятие дол­жно уделять достаточно средств и времени менеджеров высшего и среднего звена процессу подбора персонала.

7. Активное инвестирование денежных средств в систему обучения сотрудников для повышения их квалификации.

«По моим расчетам, 9/10 совокупных затрат и 9/10 прибыли от круп­ного ИТ-проекта приходятся не на оборудование и даже не на про­граммное обеспечение, — отметил профессор. — Эти деньги тратятся на формирование новой структуры бизнес-процессов предприятия и обучение персонала».

Основные понятия, терминология и классификация

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...