использование специальных приемов в ходе совместного рисования
использование специальных приемов в ходе совместного рисования - использование наклеек Использование наклеек с самыми различными изображениями позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картины. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, которому процесс ожидания доставляет настоящие страдания. Ведь часто приходится наблюдать, как он подпрыгивает от нетерпения, стремясь побыстрее увидеть желаемый результат рисования. Помимо быстроты создания изображения, использование наклеек дает возможность организовать активное участие ребенка в процессе совместного рисования, так как обычно детям нравятся манипуляции с наклейками. Еще использование наклеек позволяет обучать ребенка, при этом усвоение им новой полезной информации об окружающем мире проходит эффективнее, нежели в других ситуациях обучения. Для этого необходимо приобрести несколько книг с наклейками из разных серий детской развивающей литературы и достать листы с наклейками. Постарайтесь, чтобы в наборе были наклейки с изображением разных предметов — игрушек, одежды, мебели, еды, а также людей и животных. Кроме этого, понадобятся наклейки с геометрическими формами разного цвета (из «мозаики»). Сюжеты картин с использованием наклеек будут зависеть от желаний ребенка, «арсенала» наклеек и фантазии взрослого. Приведем несколько примеров. «Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками самого ребенка «зажигается салют в ночном небе».
«Яблоня»: карандашами рисуем дерево — ствол и крону, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок приклеивает красные, золеные или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом — они «уже созрели».
«Кухня»: расположившись с ребенком на кухне, начинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображением посуды, «предлагает угощения», наклеивая изображения продуктов. «Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняются фруктами, овощами, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца. «Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки — и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия животных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями. «Дорога»: рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от набора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би! » и т. д. - ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИЖЕК ИЗ РИСУНКОВ Для того чтобы использовать в дальнейшем обучении ребенка результаты совместного рисования, советуем не выбрасывать рисунки, а делать из них книжки. Такие книжки могут быть разными: «Про Ваню» (режим дня), «Как мы ходили в магазин», «Как мы катались на машине» и др. Эти книжки могут стать особенно любимы ребенком, они воспринимаются им как что-то родное, обжитое, а поэтому приятное и комфортное. «Перечитывание» (комментарий) этих книжек дает возможность повторить пройденное, закрепить полученные знания. В дальнейшем, при обучении чтению, можно подписать каждую картинку словом или простой фразой. Конечно, аутичному ребенку будет легче и интереснее читать о том, что ему знакомо и близко.
При правильном подходе обычно удается вызвать у аутичного ребенка интерес к совместному рисованию. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятельности, внутри него он чувствует себя комфортно. ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗНЫХ ВИДОВ ИГР Вы познакомились с особенностями развития игры аутичного ребенка, а также с различными вариантами игр, которые мы советуем проводить на занятиях. Наступило время подвести итоги и сделать общие выводы: 1. Каждый вид игры имеет свою основную задачу: — стереотипная игра ребенка — основа взаимодействия с ним; также она дает возможность переключения, если поведение ребенка выходит из-под контроля; — сенсорные игры дают новую чувственную информацию, переживание приятных эмоций и создают возможность установления контакта с ребенком; — терапевтические игры позволяют снять внутреннее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выявить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением; — психодрама — способ борьбы со страхами и избавления от них; — совместное рисование дает замечательные возможности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем. 2. Игры вводятся в занятия в определенной последовательности. Построение взаимодействия с аутичпым ребенком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование. В дальнейшем на разных занятиях используются вы виды игр попеременно. При этом выбор игры часто зависит не только от целей, которые поставил педагог, но и от того, как протекает занятие, от реакций ребенка. Это требует гибкости в использовании различных игр. 3. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую. Игры развиваются в тесной взаимосвязи. Так, в ходе сенсорной игры может возникнуть игра терапевтическая. В этом случае спокойная игра перерастает в бурное выплескивание эмоций. Точно так же она может вернуться в прежнее спокойное русло.
В терапевтической игре выявляются старые, скрытые страхи ребенка, что тут же может вылиться в разыгрывание психодрамы. С другой стороны, чтобы не допустить перевозбуждения ребенка во время терапевтической игры или психодрамы, в нужный момент у нас есть возможность переключить его на воспроизведение действий его стереотипной игры или предложить полюбившуюся сенсорную игру. Кроме этого, возможно развитие одного и того же игрового сюжета в разных видах игр. 4. Для всех видов игр характерны общие закономерности: — повторяемость; — путь «от ребенка»: недопустимо навязывать ребенку игру, это бесполезно и даже вредно; игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть; — каждая игра требует развития внутри себя — введения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.
4 организация взаимодействия педагога, психолога и родителей
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|