Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

использование специальных приемов в ходе совместного рисования




использование специальных приемов в ходе совместного рисования

- использование наклеек

Использование наклеек с самыми различными изображениями позволяет облегчить и ускорить процесс создания сюжетной картины. Это особенно важно в работе с аутичным ребенком, которому процесс ожидания достав­ляет настоящие страдания. Ведь часто приходится на­блюдать, как он подпрыгивает от нетерпения, стремясь побыстрее увидеть желаемый результат рисования.

Помимо быстроты создания изображения, использо­вание наклеек дает возможность организовать активное участие ребенка в процессе совместного рисования, так как обычно детям нравятся манипуляции с наклейками.

Еще использование наклеек позволяет обучать ре­бенка, при этом усвоение им новой полезной информа­ции об окружающем мире проходит эффективнее, не­жели в других ситуациях обучения.

Для этого необходимо приобрести несколько книг с наклейками из разных серий детской развивающей литературы и достать листы с наклейками. Постарайтесь, чтобы в наборе были наклейки с изображением разных предметов — игрушек, одежды, мебели, еды, а также лю­дей и животных. Кроме этого, понадобятся наклейки с геометрическими формами разного цвета (из «мозаики»).

Сюжеты картин с использованием наклеек будут зависеть от желаний ребенка, «арсенала» наклеек и фантазии взрослого. Приведем несколько примеров.    

«Салют»: на листе картона черного или темно-синего цвета наклеиваются звездочки, кружочки, треугольники различного цвета. Так быстро и эффектно руками само­го ребенка «зажигается салют в ночном небе».


«Яблоня»: карандашами рисуем дерево — ствол и кро­ну, либо заранее готовим аппликацию, а ребенок при­клеивает красные, золеные или желтые яблоки. При этом для разнообразия можно приклеить несколько яблок под деревом — они «уже созрели».

«Кухня»: расположившись с ребенком на кухне, на­чинаем изображать на листе бумаги кухонную мебель, ребенка и его семью, сидящих за столом. Затем ребенок «накрывает на стол», приклеивая наклейки с изображе­нием посуды, «предлагает угощения», наклеивая изобра­жения продуктов.                                  

«Магазин»: рисуем многочисленные полки, холодильник, за прилавком стоит продавец. Затем при помощи наклеек полки магазина наполняются фруктами, овоща­ми, в холодильнике появляются колбаса, сыр и яйца.

«Зоопарк»: приклеиваем соответствующие картинки — и на листе бумаги появляются различные дикие звери. При этом повторяются и уточняются названия живот­ных, обсуждаются их повадки, внешний вид, рисуются клетки, прикрепляются таблички с названиями.        

«Дорога»: рисуем дорогу, по которой поедут разнообразные автомобили, большие и маленькие, мотоцикл, велосипед, троллейбус (перечень машин зависит от на­бора наклеек). При этом обсуждаем, как едут машины (медленно или быстро), как они сигналят: «би-би! » и т. д.

- ИЗГОТОВЛЕНИЕ КНИЖЕК ИЗ РИСУНКОВ                       

Для того чтобы использовать в дальнейшем обучении ребенка результаты совместного рисования, советуем не выбрасывать рисунки, а делать из них книжки. Такие книжки могут быть разными: «Про Ваню» (режим дня), «Как мы ходили в магазин», «Как мы катались на машине» и др. Эти книжки могут стать особенно любимы ре­бенком, они воспринимаются им как что-то родное, обжитое, а поэтому приятное и комфортное. «Перечиты­вание» (комментарий) этих книжек дает возможность повторить пройденное, закрепить полученные знания.

В дальнейшем, при обучении чтению, можно подпи­сать каждую картинку словом или простой фразой. Ко­нечно, аутичному ребенку будет легче и интереснее чи­тать о том, что ему знакомо и близко.

При правильном подходе обычно удается вызвать у аутичного ребенка интерес к совместному рисованию. Ему нравится этот вид совместной со взрослым деятель­ности, внутри него он чувствует себя комфортно.

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗНЫХ ВИДОВ ИГР

Вы познакомились с особенностями развития игры аутичного ребенка, а также с различными вариантами игр, которые мы советуем проводить на занятиях. На­ступило время подвести итоги и сделать общие выводы:

1. Каждый вид игры имеет свою основную задачу:

— стереотипная игра ребенка — основа взаимодей­ствия с ним; также она дает возможность переключе­ния, если поведение ребенка выходит из-под контроля;

— сенсорные игры дают новую чувственную инфор­мацию, переживание приятных эмоций и создают воз­можность установления контакта с ребенком;

— терапевтические игры позволяют снять внутрен­нее напряжение, выплеснуть негативные эмоции, выя­вить скрытые страхи и в целом являются первым шагом ребенка к контролю над собственным поведением;

— психодрама — способ борьбы со страхами и избав­ления от них;

— совместное рисование дает замечательные возмож­ности для проявления аутичным ребенком активности, для развития его представлений об окружающем.

2. Игры вводятся в занятия в определенной последо­вательности. Построение взаимодействия с аутичпым ребенком основывается на его стереотипной игре. Далее вводятся сенсорные игры. В процессе сенсорных игр возникают терапевтические игры, которые могут вылиться в проигрывание психодрамы. На этапе, когда с ребенком уже налажен тесный эмоциональный контакт, можно использовать совместное рисование.

В дальнейшем на разных занятиях используются вы виды игр попеременно. При этом выбор игры часто за­висит не только от целей, которые поставил педагог, но и от того, как протекает занятие, от реакций ребенка. Это требует гибкости в использовании различных игр.

3. Все игры взаимосвязаны между собой и свободно «перетекают» одна в другую. Игры развиваются в тес­ной взаимосвязи. Так, в ходе сенсорной игры может возникнуть игра терапевтическая. В этом случае спокойная игра перерастает в бурное выплескивание эмоций. Точно так же она может вернуться в прежнее спокойное русло.

В терапевтической игре выявляются старые, скрытые страхи ребенка, что тут же может вылиться в разыгрывание психодрамы.

С другой стороны, чтобы не допустить перевозбуж­дения ребенка во время терапевтической игры или психодрамы, в нужный момент у нас есть возможность пе­реключить его на воспроизведение действий его стереотипной игры или предложить полюбившуюся сенсорную игру. Кроме этого, возможно развитие одного и того же игрового сюжета в разных видах игр.

4. Для всех видов игр характерны общие закономер­ности:

— повторяемость;

— путь «от ребенка»: недопустимо навязывать ребен­ку игру, это бесполезно и даже вредно; игра достигнет своей цели лишь в случае, если ребенок сам захотел в нее поиграть;

— каждая игра требует развития внутри себя — вве­дения новых элементов сюжета и действующих лиц, использование различных приемов и методов.


 

4 организация взаимодействия педагога,

психолога и родителей

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...