Третья (основная) часть урока. Четвертая (заключительная) часть урока
Третья (основная) часть урока
Задачи: 1) Овладение техникой и тактикой фехтования и совершенствование навыков владения холодным оружием: а) овладение направлением, амплитудой, скоростью и интенсивностью фехтовальных движений; б) овладение сочетанием движений отдельных частей тела; в) овладение дистанцией, скоростью и временными соотношениями в связи с действиями противника; г) совершенствование тонкости мышечно-суставного чувства и точности двигательных ответов. 2) Совершенствование качеств: а) быстроты зрительных восприятий, оценка обстановки, дистанции и умения реагировать на внезапности; б) силы, выносливости и умения концентрированно выполнять мышечные усилия; в) наблюдательности, настойчивости, решительности, инициативы, самостоятельности и расторопности; г) сознательного отношения к спорту, целеустремленности в действиях, воли к победе и, хладнокровия. 3) Подготовка к интенсивным напряжениям совершенствование приобретенных навыков, тактических знании, а также тренировка нервной системы, органов дыхания и кровообращения в условиях боя и соревнований. Средства: а) Упражнения с оружием в изучении основных положений и движений в форме гимнастических упражнений; упражнения в уколах и ударах на специальных фехтовальных снарядах: чучелах, мишенях, подвижных станках, подвесных мешках, шарах, кольцах; б) приемы боевых действий с бойцом и преподавателем; в) подвижные игры — задания с элементами фехтования; г) использование приемов (уколов, ударов) в соревнованиях на технику, меткость, быстроту; д) использование приемов наступления и обороны в боях на 1, 3, 5, ударов и на время с различными бойцами и преподавателем по заданию и самостоятельно; е) практическое судейство.
В третьей части урока работа вначале проводится в разрезе изучения и совершенствования техники приемов фехтования, затем преимущественно в тактическим плане, с внесением соревновательных, игровых и боевых элементов. В методических приемах по изучению техники и тактики чередуются: групповая и парная работа с индивидуальной, работа под команду, с работой по заданию, практическое исполнение упражнений с объяснениями по вопросам техники и тактики. Очень большое значение в этом разделе занимает так называемый индивидуальный урок (см. стр. 99, главу II). Вместе с овладением техникой и тактикой фехтования необходимо совершенствовать общую координацию движений и качества бойца, всемерно способствуя проявлению у них инициативы и находчивости, воспитанию сознательной дисциплины, организованности, взаимопомощи, выручки друг друга. Для этого используются игры, соревнования и групповые бои, а также различные задания на выработку умения правильно, быстро ориентироваться в обстановке боя. Необходимо научить реагировать на внезапности, принимая различные решения, ответные денет нпя при условии подчинения и изменения действия под влиянием лрнтельиых или слуховых сигналов. Необходимо все время помнить о том, что овладение техникой и тактикой боевых действий связано с тренировкой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, психики бойца. Преподаватель должен поэтому соответственно дозировать нагрузку. В частности, после окончания учебных боев или индивидуального урока с отдельными занимающимися руководитель не должен разрешать садиться, а требовать стюкойной ходьбы большей или меньшей длительности. Длительность третьей части урока колеблется от 30 до 70 мин. Четвертая (заключительная) часть урока
Задачи: 1) Понижение возбуждения нервной системы и напряжения специальных мышечных групп, получающих большую нагрузку в фехтовании, 2) успокоение деятельности органов дыхания и кровообращения. Средства. Спокойная ходьба, дыхательные упражнения, ходьба с закрытыми глазами в «отрезки времени», упражнения на расслабление, упражнения в равновесии и самомассаж. Главной задачей четвертой части урока является успокоение органов дыхания и кровообращения, ибо третья часть урока заканчивается обычно общей интенсивной работой. После снятия фехтовальных костюмов для этого используются спокойная ходьба с легким потряхиванием рук, дыхательные упражнения. Понижение возбуждения нервной системы достигается ходьбой с закрытыми глазами на различные ориентиры (меловая черта на полу, между положенными палками и т. п. ), элементарными упражнениями в равновесии в виде В каждом уроке намечается основная, ведущая тема или задача, в соответствии с которой распределяется материал, устанавливаются части урока и преобладающее значение той пли другой части урока. В уроках обучения преобладающее место имеет изучение техники фехтовальных движений, проводимых в разнообразных методических формах и приемах. Ведущей частью урока здесь является основная часть. Дополнительные спортивно-гимнастические средства используются во второй части.
В уроках тренировки преобладает задача совершенствования техники и тактики фехтования. Дополнительные спортивно-гимнастические средства используются в целях обеспечения всесторонней физической подготовки и воспитания бойца и подготовки его к максимальным напряжениям в бою на соревнованиях. В зависимости от периода тренировки уроки могут состоять из 3—4 частей с преобладанием какой-либо одной из частей. Длительность урока от 45 до 90 мин. (рис. 55).
При организации и проведении урока необходимо учитывать: 1) чередование моментов работы с активным отдыхом и постепенность нарастания физиологической нагрузки. Разрешается этопутем изменения темпа, скорости, количества повторений, продолжительности движений, а также путем чередования статических движений с динамическими, наступательных действий с оборонительными. Выполнение техники приемов должно чередоваться с пояснением, демонстрацией приемов. Работа преимущественно над техникой должна чередоваться с работой над тактикой. Необходимо постепенное включение соревновательных элементов, обеспечивающих подведение бойца к осмысленному бою; 2) чередование групповой работы с индивидуальной, парной с самостоятельной работой. Это способствует проявлению инициативы, самостоятельности, сознательного совершенствования техники, тактики, качеств и знаний; 3) достаточную плотность урока, максимально используя: подсобные снаряды (чучела, мишени, подвесные и подвижные станки), активность самих занимающихся (дача специальных заданий), четкость команд и распоряжений преподавателя, живое, без длительных пауз и рассуждений, проведение урока, четкий, образцовый, эмоциональный показ приемов и тактических примеров. При подборе упражнений и проведении урока фехтования надо учитывать, что гимнастические упражнения и приемы фехтования, применяемые в отдельных частях урока, как правило, содействуют разрешению нескольких задач. Например, выпад, проводимый с целью нанесения атаки противнику, является интенсивным движением: тяжесть тела переходит преимущественно на одну ногу, оказывает значительное влияние на работу мышц, на дыхательную и сердечнососудистую систему, на волевую и эмоциональную сферу бойца; одновременно с этим выпад требует концентрированного мышечного усилия, максимальной быстроты, точности движения, сохраняя равновесие и т. п. Необходимо обеспечить положительное влияние любого упражнения на организм занимающихся.
Необходимо обратить внимание на правильное расположение средств и установление физиологической кривой урока. Кривая устанавливается по учету ускорения пульса в различные моменты урока. С гигиенической стороны наиболее благоприятной кривой считается постепенное, волнмбразное повышение нагрузки. Это достигается построением урока с учетом перечисленных ранее принципов чере дования и дозировки упражнений, приемов и боевых действий. Для уроков периода обучения наиболее характерна кривая, изображенная на рис. 56. Для периода тренировки, учитывая необходимость подготовки к предстоящим соревнованиям, кривая урока может иметь и другой характер (рис. 55).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|