Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы




ББК 74. 3 Ш59

Шилова Е. А., Замотаева С. А.

Ш 5 9 Как работать с заикающимися дошкольниками. Календар-ный план и конспекты занятий в логопедической группе дет­ского сада. — М.: Изд-во «Гном и Д», 2004 — 128 с.

18ВМ 5-296-00414-0

В книге представлена система коррекционно-развива-ющей работы с заикающимися дошкольниками, позволя­ющая сформировать у детей навык плавной речи в течение первого года обучения. Предлагаемый методический мате­риал соответствует современным требованиям к организа­ции и содержанию процесса обучения и воспитания в лого­педических группах для детей с заиканием. Практический материал, представленный в пособии, отражает реализацию основных этапов методики С. А. Мироновой по преодолению заикания у дошкольников.

Структура данного пособия позволяет практическим ра­ботникам гибко использовать предлагаемые методические разработки как при решении задач конкретного занятия, так и при работе с заикающимися детьми разных возраст­ных групп.

Рецензенты: к. п. н., доцент каф. логопедии и медицинских основ дефектологии МГПИ им. М. Е. Евсевьева Федосеева Е. Г., логопед детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи Видякина Н. В.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................... 4

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО НОРМАЛИЗАЦИИ

РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ................................... 7

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ......................................... 12

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)............................... 12

II период (декабрь, январь, февраль).............................................. 42

III период (март, апрель)............................................................... 74

IV период (май, июнь)................................................................... 99

Литература................................................................................. 125


 


18ВЫ 5-296-00414-0


© Е. А. Шилова, С. А. Замотаева 2004 © Оформление «Издательство «Гном иД», 2004


ВВЕДЕНИЕ

Наиболее социально значимая функция речи - коммуни­кативная. При заикании — одном из распространенных и вместе с тем сложных дефектов речи - эта функция нару­шается. Возникший дефект не только изменяет деятель­ность ребенка по отношению к окружающему миру, но и вы­зывает разрыв, смещение тех систем, которые определяют общественное поведение человека.

В общей проблеме заикания особое место занимает дош­кольный возраст (от 2 до 5 лет), на который приходится пре­обладающее число случаев возникновения дефекта. Причем в большей степени заикание проявляется в период овладе­ния фразовой обобщенной речью. В возрасте 2-5 лет ребе­нок переходит от ситуативной речи к контекстной и наряду с интенсивным усвоением средств языка ему приходится осу­ществлять выбор стратегии речи. Возрастные особенности нервных процессов ребенка усиливаются типологическими чертами, а иногда отклонениями от нормы, что является бла­гоприятной почвой для возникновения заикания.

Работа по устранению заикания у детей бывает наиболее эффективной, если начата сразу, как только возникает де­фект.

Помощь заикающимся детям оказывается в условиях ло­гопедического пункта при детских поликлиниках, в лого­педических группах для заикающихся детей при массовых детских садах, а также в специальных дошкольных учреж­дениях - детских садах для детей с нарушениями речи.

В специальных детских учреждениях заикающиеся дети обучаются в отдельных группах, при этом учитывается их возраст. Цель специального обучения в таких группах - ус­транение заикания и сопутствующих нарушений речи.

Организация процесса коррекционно-логопедической ра­боты с заикающимися детьми в дошкольных учреждениях обеспечивает их общественно-социальное воспитание, по­ложительно воздействует на становление личности ребен­ка, учитывая его возрастные и индивидуальные психофи­зиологические особенности.


Подходы к устранению заикания и существующие мето­ды логопедической работы с заикающимися детьми различ­ны. Достаточно распространенный метод преодоления заи­кания — упражнение детей в сопряженной, отраженной, воп­росно-ответной формах речи, пересказе, рассказе и спонтан­ной эмоциональной речи. Подобный метод работы всесто­ронне освещен в исследованиях Н. А. Власовой (1959), Г. А. ­Волковой (1983, 1985), В. И. Селиверстова (1978, 1994) и ус­пешно используется в коррекционном процессе.

Наряду с этим подходом в логопедической работе с заи­кающимися дошкольниками активно применяется методи­ка, разработанная под руководством профессора Р. Е. Леви­ной. Исследования, проведенные Р. Е. Левиной и ее учени­ками, показали, что заикание у детей значительно ослабе­вает в условиях конкретной, наглядной ситуации. Это зна­чительно облегчает формулирование мысли, называние производимых действий, ребенок может наряду со словом воспользоваться местоимением (" эта", " этот", " такое" и др. ) или жестом, указывающим на тот или другой предмет. Та­кую речь в психологии принято называть ситуационной или ситуативной. В отличие от этого обобщенная речь, связан­ная с событиями прошедшими, иногда очень давними, с предметами, которые ребенок не может наблюдать непос­редственно в момент речи, с будущими его действиями, с самостоятельными рассуждениями и выводами, более труд­на. Такую речь принято называть контекстной. Сложность этой речи заключается в том, что ребенку приходится стро­ить свое сообщение без конкретного показа, опираясь лишь на языковые средства. Основная линия развития речи ре­бенка заключается в постепенном переходе от ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический харак­тер, к развернутым, связным высказываниям, т. е. к речи контекстной.

Стратегия развития свободной от заикания речи с наибо­лее элементарной, доступной заикающимся формы (ситуа­тивной), с постепенным подведением детей к умению пользо­ваться контекстной формой речи лежит в основе логопеди­ческих методик Н. А. Чевелевой (1965, 2001) и С. А. Мироно-


вой (1975, 1991). В методике, предлагаемой Н. А. Чевелевой, реализуется принцип последовательного усложнения рече­вых упражнений в процессе ручной деятельности ребенка.

С. А. Миронова разработала систему преодоления заика­ния у дошкольников в процессе прохождения в целом про­граммы средней, старшей и подготовительной групп детс­кого сада. Коррекционное воздействие на заикающихся де­тей, по мнению автора, должно осуществляться на заняти­ях по разделам (ознакомление с окружающей жизнью и при­родой, развитие речи, овладение элементарными матема­тическими представлениями, изобразительная деятель­ность и конструирование), составляющих основу обучения. На каждом занятии логопед и воспитатель должны решать две задачи: программную и коррекционную.

Программными (образовательными) задачами, как и в массовом детском саду, предусмотрено расширение и углуб­ление знаний детей об окружающей жизни и природе, раз­витие элементарных математических представлений, а так­же обучение навыкам изображения простых и более слож­ных предметов и передачи сюжетов на занятиях рисования, лепки, аппликации, конструирования. Коррекционными задачами предусмотрено формирование навыка общего и речевого поведения детей, умения пользоваться самостоя­тельной речью без заикания.

Методика работы С. А. Мироновой легла в основу про­граммы для специальных дошкольных учреждений " Обу­чение и воспитание заикающихся дошкольников", рекомен­дованной Управлением по дошкольному воспитанию Мини­стерства просвещения РФ и нашла широкое применение в специальных дошкольных учреждениях. Многие логопеды, строя свою работу с заикающимися дошкольниками разных возрастных групп, пользуются теоретическими положени­ями данной программы.

Методические рекомендации С. А. Мироновой были уч­тены и нами при подготовке данной книги.


ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...