Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По нормализации речи заикающихся дошкольников




В среднюю группу для заикающихся при общеобразова­тельных и специальных дошкольных учреждениях прини­маются дети в возрасте 4-4, 5 лет.

В соответствии с программой " Обучение и воспитание заикающихся дошкольников" (С. А. Миронова, 1983) нор­мализация речи детей осуществляется в процессе четырех периодов работы.

В первый период дошкольников учат пользоваться про­стейшей самостоятельной ситуативной речью: внима­тельно слушать образцы речи логопеда и воспитателей и точно выполнять словесные задания; отвечать на конкрет­ные вопросы логопеда одним словом (словосочетанием — в конце периода обучения) при наличии наглядного материа­ла. На занятиях, связанных с разными видами продуктив­ной деятельности (рисование, лепка, аппликация, констру­ирование), дети, пользуясь накопленными речевыми моде­лями, отвечают на вопросы логопеда в момент объяснения задания, а также в процессе подготовки, раздачи материа­ла, подведения итога работы.

На протяжении всего этого периода придается большое значение ограничению речи детей. Для этого используются индивидуальные спокойные игры в первой и второй поло-пине дня. Ограничение речи («режим молчания») обязате­лен для всех детей. Далее ограничение речи применяется по отношению к отдельным детям (с тяжелой степенью заика­ния). С целью предупреждения рецидивов заикания в фев­рале-марте «режим молчания» вводится на две-три неде­ли. В этот период по мере необходимости невропатолог на­значает лечебные мероприятия.

Во второй период дошкольников упражняют в самосто­ятельной ситуативной речи. Заикающиеся внимательно слушают ответы товарищей и более сложные речевые моде­ли логопеда: развернутую фразу, варианты фраз, короткий


рассказ. Детей учат отвечать без заикания на вопросы лого­педа словосочетаниями, короткими фразами при наблюде­нии за живыми объектами, рассматривании предметных и сюжетных картинок, предметов и игрушек.

В третий период заикающиеся овладевают развернутой ситуативной речью. Они учатся отвечать на вопросы лого­педа распространенными предложениями; составлять рас­сказы по предметной и сюжетной картинке, о выполненной работе; пересказывать по вопросам логопеда содержание ко­роткого рассказа или знакомой сказки.

В четвертый период дошкольники упражняются в дос­тупной контекстной речи. Они отвечают на вопросы лого­педа распространенными предложениями, составляют рас­сказы по картинке, описывают предмет и пересказывают короткие рассказы по вопросам. Дошкольники составляют короткий рассказ о проделанной или предстоящей деятель­ности по вопросам, как с опорой, так и без опоры на нагляд­ность, по представлению. Дети учатся продолжать рассказ, начатый товарищем, задавать конкретные вопросы к име­ющемуся наглядному материалу.

В каждый последующий период заикающиеся дошколь­ники не только осваивают новый уровень самостоятельной речи, но и закрепляют речевые умения и навыки, предыду­щего периода обучения.

Выделенные коррекционные задачи каждого периода ре­шаются одновременно с общеобразовательными в процессе проведения системы занятий логопеда (фронтальных, под-групповых, индивидуальных), воспитателя, музыкального руководителя (табл. 1). Количество и продолжительность занятий должны соответствовать Закону Российской Феде­рации " Об образовании", где установлен " максимальный объем учебной нагрузки обучающихся" (ст. 7, п. 1. ). В сред­ней группе в первой половине дня максимально допустимое количество учебных занятий не должно превышать двух. Продолжительность занятий - не более 10-15 минут. В се­редине занятия необходимо проводить физкультминутку. Перерыв между занятиями не менее 10 минут. В середине учебного года (январь) организуются недельные каникулы.


Таблица 1

Перечень и количество недельных занятий в средней

группе

 

 

Занятия

Количество занятий

логопеда воспи­тателя муз. рукр-водителя
1. Развитие речи и ознакомле­ние с окружающей жизнью и - .
природой 2. Развитие элементарных ма- . -
математических представле-      
нии 3. Рисование 4. Лепка / конструирование 5. Аппликация 6. Музыкально-ритмические 1 1 1 1 1 1
занятия 7. Физкультурные занятия - -

Успешное преодоление заикания возможно при условии преемственности в работе всего педагогического коллекти­ва дошкольного учреждения и единства требований, предъявляемых к детям. Занятия воспитателя строятся с учетом очередной, намеченной к прохождению темы. Вос­питатель проводит свои занятия либо перед логопедически­ми (I, II период), либо после них (III, IV период).

На основании предварительной подготовки, проведенной воспитателем, логопед на своих занятиях формирует общее и речевое поведение детей, умение говорить без заикания, а также закрепляет знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях воспитателя; музыкально-ритмические занятия проводятся утром как перед логопедическими, так и после них (табл. 2).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...