Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рабочая учебная программа. Логопедических занятий. Для учащихся 1-4 классов. Уровень базовый. На учебный год. Содержание




 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ

НА УЧЕБНЫЙ ГОД

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД:

 

 

Рассмотрено на заседании МО учителей начального обучения

протокол №_____ от _______20г

Руководитель МО ____

 

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………………………. 3

Рекомендации к организации и планированию коррекционной работы………. ……….. 6

Этапы логопедической работы………………………………………………………………8

Профилактика речевых нарушений у дошкольника………………………………………. 8

Диагностика и описание результатов диагностического исследования………….. ……. 8

Преемственно-перспективная и пропагандистская работа………………………………. 9

Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность…………………………….. 10

Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение

 «Общее недоразвитие речи 4 уровня» ………………………………………………... ….. 11

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих.

речевое заключение: «Общее недоразвитие речи 4 уровня». 1 класс……………………. 14

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих

речевое заключение: «Общее недоразвитие речи. Дисграфия». 2 класс…………………. 16

Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение:

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое

 недоразвитие речи»…………………………………………………………….. ………….. 19

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое

недоразвитие речи». 1 класс…………………………………………………………………22

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и фонематическое

недоразвитие речи. Дисграфия». 2 класс……………………………………………….. …. 25

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:

 «Дисграфия». 3-4 классы……………………………………………………………………28

Логопедическая работа с учащимися, имеющими речевое заключение:

«Фонетический дефект»…………………………………………………………….. …….. 30

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих речевое заключение:

«                        «Фонетический дефект»…………………………………………………………….. ……. 33

Приложения (Календарно- тематическое планирование)

Приложение 1………………………………………………………………………………34

Приложение 2………………………………………………………………………………38

Приложение 3……………………………………………………………………………… 39

Приложение 4………………………………………………………………………………. 41

Приложение 5……………………………………………………………………………… 43

Приложение 6……………………………………………………………………………… 46

Приложение 7……………………………………………………………………………… 48

Приложение 8……………………………………………………………………………… 50

Приложение 9……………………………………………………………………………… 51

Список информационно-методического обеспечения ………………………….. ……… 52

 

Пояснительная записка

    Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменно-речевой деятельности у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.

    Обучение учащихся грамотно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме в настоящее время выходит за рамки уроков чтения и русского языка и является одной из задач всего процесса обучения в школе.

   Письмо и письменная речь, являясь «базой» всего дальнейшего обучения, вызывает значительные затруднения у младших школьников с недоразвитием речи, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их социальной адаптации в целом.

    К настоящему времени сложилась определённая концепция толкования письменной речи как сложной формы психической деятельности человека, необходимой ему в повседневной жизни и включающей, с одной стороны, активное выражение своих мыслей средствами той или иной письменности – письмо и, с другой стороны, восприятие и понимание написанного средствами чтения.

     Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях целенаправленного обучения, т. е. механизмы письменной речи формируются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения.

Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определённой степени зрелости многих психических функций ребёнка.

Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи ребёнка. Значение формирования письменной речи возрастает по отношению к детям с особенностями в развитии.

Недостатки звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят более или менее отчётливое выражение в письме в виде смешения букв, искажения слоговой структуры слов, ошибок в словообразовании, согласовании и управлении, в бедности синтаксических построений в письменной речи учащихся.

В настоящее время большое количество детей к началу школьного обучения имеют различные речевые отклонения, влекущие за собой нарушения письма и чтения.

Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.

Основными направлениями работы учителя- логопеда в логопункте ОУ являются:

· диагностика устной и письменной речи детей;

· развитие звуковой стороны речи;

· развитие лексического запаса и грамматического строя речи;

· формирование связной речи;

· развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;

· формирование полноценных учебных умений;

· развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

· формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности;

· разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей, педагогов учреждения.

 

Цель программы: создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике, своевременной диагностике, коррекции и дальнейшему развитию письменной и устной речи младших школьников в рамках логопункта ОУ.

 

Задачи программы:

· профилактика нарушений устной и письменной речи у младших школьников;

· комплексная диагностика уровня развития устной речи, а также письма и чтения у учащихся начальной школы;

· коррекция дефектов произношения;

· формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия);

· совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;

· обогащение словарного запаса детей;

· развитие умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;

· совершенствование грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями разных синтаксических конструкций;

· развитие навыков связного высказывания;

· развитие и совершенствование мелкой моторики рук;

· развитие зрительного восприятия;

· расширение объёма и уточнение зрительной памяти;

· формирование пространственных представлений;

· развитие зрительного анализа и синтеза;

· систематическое взаимодействие всех участников коррекционно-воспитательного процесса (учителя - логопеда, родителей, педагогов ОУ и детей);

· консультирование учителей ОУ и родителей;

· повышение уровня квалификации учителя - логопеда (самообразование).

 

Теоретической и методологической основой коррекционного обучения являются положения, разработанные Л. С. Выготским, М. Е. Хватцевым, М. В. Фомичевой, Г. А. Каше, А. В. Ястребовой, Л. Н. Ефименковой, Г. Г. Мисаренко, И. Н. Садовниковой и др.

 

Логопедическая работа имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:

· Принцип развития, который состоит в анализе объективных и

     субъективных условий формирования речевой функции ребёнка.

     Разностороннее и динамическое обследование ребёнка с этих позиций

     позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им

     недостатки психического развития. В дальнейшем, при планировании

     коррекционной работы это учитывается.

· Принцип системного подхода, который предполагает анализ

     взаимодействия различных компонентов речи и организации

преемственной работы всех участников коррекционно-развивающего

процесса. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного

формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических

компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и

слоговой структуры слова позволяет добиваться нужной чёткости и

 

 

внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия

подготавливает основу для формирования грамматической и

морфологической системы словообразования и словоизменения.

· Принцип связи речи с другими сторонами психического развития,

который раскрывает зависимость формирования отдельных

компонентов речи от состояния других психических процессов.

     Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те

      психологические, особенности детей, которые прямо или косвенно

     препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.

· Принцип наглядности.

·   Принцип постепенного перехода от простого к сложному.

· Принцип сознательности усвоения материала.

· Принцип учёта возрастных особенностей.

Методы, применяемые в практике учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:

· практические (игры, упражнения);

· наглядные (демонстрация, иллюстрации);

· словесные (объяснения, разъяснения, рассказ, инструкция, беседа).

Формы работы учителя – логопеда в рамках логопункта ОУ:

· логопедические занятия с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные);

· консультирование (диалог, индивидуальная консультация, беседа-лекция) для группы педагогов или родителей;

· совместная работа родителей и детей дома по заданиям логопеда.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...