Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы логопедической работы. I. Профилактика речевых нарушений у младших школьников. II. Диагностика уровня речевого развития младших школьников.




Этапы логопедической работы.

I. Профилактика речевых нарушений у младших школьников.

Данную работу целесообразно проводить в консультативной форме с родителями и педагогами во время весенних занятий и в течение учебного года с дошкольниками.

  Цель: ознакомление с особенностями речевого развития детей 6-7-милетнего возраста и предупреждение возникновения речевых нарушений посредством проведения следующих приёмов и мероприятий:

ü Первичные консультации с педагогами, родителями (методические рекомендации «Готов ли ребёнок к школе? »)

ü Вторичные консультации («Как подготовить ребёнка к школе? »)

ü Индивидуальные консультации для родителей и детей.

ü Развитие зрительно - пространственных функций у детей.

ü Развитие памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности у детей.

ü Формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя.

ü Устранение нарушений устной речи.

Материалы:

ü Систематизированный пакет консультативного материала для родителей в печатном виде;

ü Систематизированный пакет консультативного материала для педагогов в печатном виде;

ü Пакет материалов по диагностике уровня речевого развития детей 4-6 лет.

 

II. Диагностика уровня речевого развития младших школьников.

Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.

Цель: выявление этиологии, симптоматики, механизмов нарушения чтения и письма; определение степени выраженности, характера и вида нарушений.

Необходимо учитывать состояние зрения, слуха, центральной нервной системы, познавательной деятельности ребёнка.

Задачи:

ü Изучение анкетных данных медико-педагогической документации.

ü Обследование органов периферического отдела артикуляционного аппарата.

ü Обследование речевой моторики.

ü Обследование слуховых функций.

ü Обследование звукопроизношения.

ü Обследование состояния фонематического анализа, синтеза и представлений.

ü Обследование фонематического восприятия.

ü Изучение особенностей словарного запаса и грамматического строя речи.

ü Обследование состояния зрительной функции.

ü Обследование состояния процесса чтения; скорости и способа чтения.

ü Обследование состояния различных видов письма.

 

Требования к процедуре диагностики

уровня развития устной и письменной речи младших школьников:

 

1. Обследованию подлежат основные виды познавательной деятельности ребёнка. Выявляются наиболее существенные операции мышления: анализ и синтез, обобщение и абстракция. Устанавливается, умеет ли ребёнок отличать существенные признаки и свойства предмета от несущественных, находить сходство или различие, обобщать окружающие предметы по какому-либо признаку и т. д.

2. Диагностическое обследование каждого ребёнка должно состоять из двух частей: констатирующей и обучающей (что имеется в данный момент и может ли усвоить новый материал. )

3. При оценке уровня познавательных возможностей должны учитываться не только конечные результаты и скорость выполнения задания, но и данные анализа самого процесса деятельности. Поэтому в процессе обследования необходимо обращать внимание на то, проявляет ли ребёнок интерес к деятельности, внимателен или быстро отвлекается, как относится к успехам и неудачам в своей работе, каковы трудности, и умеет ли он их преодолевать.

4. Обследование ребёнка рекомендуется начинать с выполнения заданий, доступных его возрасту и, в случае необходимости, упрощать их до тех пор, пока ребёнок не будет справляться с новой для него формой деятельности.

 

При диагностике речевого развития ребёнка используется совокупность приёмов и методов с учётом всех данных о ходе развития ребёнка. Материал для обследования познавательной деятельности предъявляется преимущественно в наглядной форме.

Обследование не может быть стандартным по отношению ко всем детям. В зависимости от возраста ребёнка, его развития, речевых возможностей и уровня знаний варьируются методы и приёмы обследования, предъявляемый материал и формулирование задания.

 

У детей школьного возраста проверяется навык усвоения письма и чтения.

 

 

Преемственно-перспективная и пропагандистская работа.

Цель: осуществление связи с ДОУ, ОУ для детей с нарушениями речи, логопедами и врачами- специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических консультаций.

 

Задачи:

ü Вести разъяснительную работу среди педагогов, родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся, выступая с сообщениями о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости учащихся, имеющих нарушения речи.

ü Участвовать в работе методических объединений учителей-логопедов.

ü Информировать советы ОУ о задачах, содержании, результатах работы логопедического пункта.

ü Повышать свою профессиональную квалификацию.

 

Материалы:

ü Систематизированный пакет консультативного материала для родителей в печатном виде;

ü Пакет консультативного материала для педагогов в печатном и рукописном виде.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...