Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность.




III. Коррекционно-развивающая логопедическая деятельность.

Механизмы нарушений устной речи, а также чтения и письма во многом являются сходными, поэтому и коррекционно-развивающая работа по их устранению имеет много общего.

Она осуществляется в соответствии с авторской коррекционно-образовательной программой логопедического пункта

 Данная образовательная программа состоит из трёх блоков:

 

1. «Учимся говорить правильно»

Задачи:

ü Коррекция дефектов произношения.

ü Формирование полноценных фонетических представлений( на базе развития фонематического восприятия).

ü Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.

ü Развитие неречевых процессов.

Периодичность проведения индивидуальных занятий зависит от сложности дефекта, и их цикличность составляет 1-3 раза в неделю.

 

2. «Учимся читать и писать правильно»

Задачи:

ü Обогащение словарного запаса детей.

ü Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

ü Развитие навыков словообразования и словоизменения.

ü Формирование навыков звукослогового и звукобуквенного анализа и синтеза.

ü Развитие навыков работы со словосочетаниями, моделями разных синтаксических конструкций.

ü Развитие неречевых процессов.

 

3. « Учимся связному высказыванию»

Задачи:

ü Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

ü Развитие умения отвечать на вопросы и задавать их.

ü Формировать навыки строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

ü Отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

ü Точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания.

ü Развивать навыки свободной речи.

ü Развитие у учащихся навыков самоконтроля.

Содержание коррекционных блоков, их порядок и комплектование формируется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и структуры речевого дефекта. В комплекс занятий каждого блока включены упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, а также упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

 

 

  

Логопедическая работа с учащимися, имеющими

 речевое заключение:

«Общее недоразвитие речи 3 уровня».

Характеристика группы.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

 

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение 2-5 звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным («смазанным»).

2.  Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

ü недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

ü недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

ü трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других. )

 

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов, ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

 

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

ü недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

ü трудности овладения учебными понятиями, терминами;

ü трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

ü недостаточное развитие связной речи.

 

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым

  явлениям.

3. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

4. Недостаточное развитие способности к переключению.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно

  словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области

  языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и

  деятельности.

 

Следствие:

ü недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

ü трудности формирований учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определённом темпе. )

 

 

Основные направления работы:

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:

ü уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

ü уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

ü развитие навыков построения связного высказывания, программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

ü установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

ü устойчивости внимания;

ü наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

ü способности к запоминанию;

ü способности к переключению;

ü навыков и приёмов самоконтроля;

ü познавательной активности;

ü произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

ü планирование предстоящей деятельности: принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в материале; определение путей и средств достижения учебной цели;

ü контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля);

ü работа в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т. д. )

ü применение знаний в новых ситуациях;

ü анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

ü умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т. е. занять позицию ученика;

ü умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

ü умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

ü умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

ü ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

ü ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

ü ответы 2-3-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

ü применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

ü употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

ü обращение к учителю-логопеду или к товарищу по группе за разъяснением;

ü пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

ü развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов работы;

ü формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

ü проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы;

ü соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т. п. );

ü составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

 

 

Перспективный план работы с группой учащихся, имеющих

речевое заключение:

«Общее недоразвитие речи 3 уровня».

1 класс.

 

Этапы коррекционной работы Содержание коррекционной работы Грамматические темы, используемые на занятиях Содержание воспитательной работы и развитие неречевых процессов. Количество занятий
1 этап. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Деление слов на слоги. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Парные звонкие и глухие согласные. Ударение. Двойные согласные. Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Формирование навыков организации учебной работы. Развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, самостоятельности, учебной деятельности в целом. 30-45 занятий
2 этап. Восполнение пробелов в области овладения лексикой и грамматикой 1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей умения пользоваться различными способами словообразования. 2. Уточнение и развитие, совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями различных синтаксических конструкций. Безударные гласные. Корень. Однокоренные слова. Окончание. Суффикс. Приставки и предлоги. Сложные слова. Род имён существительных и прилагательных. Изменение имён существительных по числам. Изменение имён прилагательных по падежам, родам, числам в зависимости от существительных. Склонение имён существительных. Изменение глаголов по лицам и числам. Развитие слухового внимания, памяти, логического и образного мышления. Формирование положительных качеств личности, самостоятельности, активности. Развитие самоконтроля, усидчивости; формирование адекватной самооценки. 21-30 занятий
3 этап. Восполнение пробелов в формировании связной речи. Развитие навыков связного высказывания: 1) установление последовательности высказывания, 2) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка), 3)совершенствование навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам. Повествовательные предложения. Вопросительные предложения. Восклицательные предложения. Предложения с однородными членами с союзами и, а, но и без союзов. Связь слов в предложении. Формирование активной позиции в коллективе, активной роли в коммуникативном процессе. Развитие абстрактного, образного и логического мышления, памяти, воображения. 10-12 занятий

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...