Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление дебиторской задолженностью




 

Дебиторская задолженность возникает в случае предоставления покупателям отсрочки платежа за поставленную продукцию. Деби-

 

торская задолженность – сумма долгов, причитающихся предпри-ятию со стороны других организаций, а также граждан, являющих-

 

ся его должниками (дебиторами) 1.Целью предоставления отсрочкиплатежа является стимулирование объёмов продаж, рост выручки от реализации продукции, повышение уровня конкурентоспособности организации.

 

Текущая дебиторская задолженность организации классифици-руется следующим образом:

 

• дебиторская задолженность за товары (работы, услуги);

 

• дебиторская задолженность по расчётам (с бюджетом, по вы-данным авансам, по начисленным доходам и т.д.;

• прочая текущая дебиторская задолженность.

 

Разновидностью дебиторской задолженности являются и вексе-ля к получению.

Сумма дебиторской задолженности определяется многими фак-торами: видом продукции, типом покупателей, ёмкостью рынка, сте-пенью насыщенности рынка данной продукцией, наличием избыточ-ных товарно-материальных запасов на складе организации и т.д. В общей сумме дебиторской задолженности подавляющую часть (бо-лее 80 %), как правило, составляет задолженность покупателей за то-вары, работы, услуги. Поэтому политика управления дебиторской задолженностью направлена, прежде всего, на управление взаимоот-ношениями с покупателями-должниками и носит название кредитной

 

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономиче-ский словарь. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 87.


 


политики. Кредитная политика – это политика взаимоотношений организации с её покупателями.

 

Увеличение сроков кредитования покупателей, как правило, увеличивает число покупателей, выручку от реализации продукции, снижает уровень сверхнормативных запасов на складе, однако со-провождается ростом суммы дебиторской задолженности, необходи-мостью поиска дополнительных источников её финансирования, увеличением потерь от безнадёжных к взысканию долгов, что может привести к дефициту денежных средств и снижению уровня платё-жеспособности организации.

 

Ужесточение кредитной политики и сокращение сроков кре-дитования покупателей приводит к уменьшению суммы дебитор-ской задолженности и затрат на её финансирование, к сокращению потерь от безнадёжных долгов, однако может сопровождаться не-гативной реакцией со стороны покупателей, уменьшением их чис-ла, сокращением объёмов продаж, падением прибыли и рентабель-ности.

Затраты на управление дебиторской задолженностью включают в себя текущие расходы (на оплату труда персонала, анализ и мони-торинг состояния дебиторской задолженности, оценку кредитоспо-собности покупателей, расходы по инкассации дебиторской задол-женности, расходы на страхование, юридическое консультирование и др.); расходы на финансирование (выплаты процентов по кредитам, облигациям, расходы на факторинг, учёт векселей и др.); потери по безнадёжным долгам; потери от предоставляемых покупателям скидок; расходы на рекламу и др. Поэтому в крупных компаниях с высоким уровнем дебиторской задолженности в активах осуществ-ляется:

анализ дебиторской задолженности (анализ её динамики

 

и структуры по покупателям и срокам возникновения, выявление

 

и оценка безнадёжной к взысканию задолженности, анализ кредито-способности покупателей, оценка эффективности реализуемой кре-дитной политики);


 

 


формирование кредитной политики (определение кредитногопериода, кредитного лимита, системы скидок и штрафных санкций, системы взыскания долгов);

 

планирование дебиторской задолженности (планированиесуммы дебиторской задолженности, формирования графика инкасса-ции дебиторской задолженности, определение источников финанси-рования и планирование величины затрат на финансирование деби-торской задолженности);

 

мониторинг дебиторской задолженности (учёт возникнове-

 

ния и погашения дебиторской задолженности, текущее администри-рование дебиторской задолженности, мониторинг кредитоспособно-сти дебиторов и т.д.);

 

разработка мероприятий по оптимизации дебиторской за-

 

долженности (корректировка параметров кредитной политики,ре-структуризация долгов, оценка целесообразности использования факторинга, учёта векселей и т.д.).

Разработка эффективной системы управления дебиторской за-долженности способствует росту объёмов и рентабельности продаж, обеспечивает приемлемый уровень дебиторской задолженности, сро-ков её инкассации, допустимый уровень затрат на финансирование, положительный денежный поток по текущей деятельности.

В качестве базовых индикаторов качества управления дебитор-ской задолженностью могут выступать:

 

1) показатели уровня и динамики дебиторской задолженности (темпы роста суммы задолженности, коэффициент отвлечения обо-ротных активов в дебиторскую задолженность);

2) показатели реального состояния текущей дебиторской за-долженности (чистая реализационная стоимость1, доля сомнитель-

 

1 Чистая реализационная стоимость дебиторской задолженности представляет собой сумму текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги, уменьшенную на сумму резерва по сомнительным долгам.


 


ных и безнадёжных долгов1, удельный вес просроченной дебитор-ской задолженности);

 

3) показатели оборачиваемости дебиторской задолженности (коэффициент оборачиваемости и период инкассации дебиторской задолженности);

 

4) показатели «возрастной» структуры дебиторской задолженно-сти (оценивается состав дебиторской задолженности по срокам её воз-никновения или по «возрастным группам», например: от 0 до 10 дн., от 11 до 30 дн., от 31 до 45 дн., от 46 до 60 дн. и свыше 60 дн.);

 

5) показатели соотношения дебиторской и кредиторской задол-женности (сравниваются суммы и периоды погашения дебиторской

 

и кредиторской задолженности);

 

6) показатели экономического эффекта от отвлечения средств в дебиторскую задолженность (сумма дополнительной прибыли, по-лученной от увеличения объёма реализации продукции за счёт пре-доставления кредита, коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность).

 

 

ПРИМЕР

 

В табл. 6.7 представлены результаты анализа дебиторской задол-женности ОАО «Газпром» за 2007–2009 гг. Данные таблицы свиде-тельствуют о пропорциональном росте суммы дебиторской и креди-торской задолженностей (161 и 164 % соответственно). Тем не менее сумма и период погашения дебиторской задолженности превышают аналогичные показатели по кредиторской задолженности.

1 Под сомнительным долгом понимается часть дебиторской задолженности, относительно которой существует неуверенность её погашения покупателем-должником. Безнадёжными долгами (долгами, нереальными к взысканию) призна-ются те долги перед налогоплательщиком, по которым истёк установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским зако-нодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполне-ния, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (ст. 266 Налогового кодекса РФ).


 


Таблица 6.7 Показатели дебиторской и кредиторской задолженности ОАО «Газпром» за 2007–2009 гг.

 

          Отклонение Темп  
  Наименование показателя       за период, роста,  
          тыс. руб. %  
               
  Дебиторская задолженность, тыс. руб.* 889 619 371 1 260 676 981 1 429 938 398 540 319 027 160,74  
  Коэффициент отвлечения оборотных активов            
  в дебиторскую задолженность 0,7442 0,7867 0,7893 0,0451 106,06  
               
  Коэффициент оборачиваемости дебиторской            
задолженности 2,3 2,3 1,8 –0,4 81,63  
             
  Период погашения дебиторской задолженно-            
  сти, дн.         122,50  
               
  Кредиторская задолженность, тыс. руб. 182 211 031 230 260 829 299 019 434 116 808 403 164,11  
  Коэффициент оборачиваемости кредиторской            
  задолженности 4,2 4,6 4,7 0,5 111,27  
               
  Период погашения кредиторской задолжен-            
  ности, дн.       –9 89,87  
               
  Коэффициент соотношения между дебитор-            
  ской и кредиторской задолженностью 4,5468 5,2132 5,0835 0,5368 111,81  
               

 

* В таблице приведена общая сумма дебиторской задолженности вне зависимости от сроков её пога-шения.


Коэффициент соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностью (рассчитываемый как отношение средней суммы дебиторской задолженности к средней сумме кредиторской задол-женности) за 2007–2009 гг. вырос с 4,5 до 5,0 раз. Следовательно, для финансирования дебиторской задолженности компании необходимо привлекать дополнительные источники финансирования, помимо за-долженности кредиторам.

 

Необходимо отметить крайне высокий (превышающий 70 %) удельный вес дебиторской задолженности в активах компании, что ставит в зависимость её платёжеспособность от платёжной дисцип-лины покупателей.

 

Негативной является и тенденция к замедлению оборачиваемо-сти дебиторской задолженности (на 36 дн.) на фоне ускорения пла-тежей по кредиторской задолженности (на 9 дн.).

 

Длительный срок погашения дебиторской задолженности (195 дн. на конец периода) требует проведения дисконтирования её суммы для оценки её реальной стоимости и оценки эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность.

 

Длительность периода погашения дебиторской задолженности во многом зависит от её возрастной структуры. Возрастная структура дебиторской задолженности оценивается в разрезе сроков её возник-новения на основании данных бухгалтерского учёта. При этом на ос-нове данных статистики организации или экспертным путём оцени-вается удельный вес и сумма безнадёжных долгов, что позволяет рассчитать чистую реализационную стоимость дебиторской задол-женности.

 

ПРИМЕР

 

В табл. 6.8 представлен пример оценки возрастной структуры и реального состояния дебиторской задолженности организации. В соответствии с договорами, заключаемыми с покупателями, оплата


 


продукции должна производиться в течение месяца после её постав-ки. Тем не менее данные таблицы свидетельствуют о том, что только 44 % суммы задолженности погашается покупателями в срок, а 56 % от суммы задолженности относится к категории просроченной. При этом 27 % задолженности погашается покупателями в период от од-ного до двух месяцев после поставки, 22 % – от двух до трёх меся-цев. С увеличением срока инкассации задолженности растёт доля безнадёжных долгов, уменьшая чистую реализационную стоимость дебиторской задолженности. Организация, вероятнее всего, не полу-чит 125,9 тыс. руб. дебиторской задолженности, что составляет 5,25 % от её суммы. При общей сумме дебиторской задолженности в 2282 тыс. руб. её чистая реализационная стоимость составляет только 2156,1 тыс. руб.

 

          Таблица 6.8
Оценка реального состояния дебиторской задолженности1
           
Срок воз- Сумма Удель- Вероятность Сумма Чистая реали-
никновения дебиторской ный вес возникнове- безна- зационная
дебиторской задолжен- в общей ния безна- дёжных стоимость
задолжен- ности, сумме, дёжных долгов, дебиторской
ности, дн. тыс. руб. % долгов, % тыс. руб. задолженности,
          тыс. руб.
0–30   43,82      
31–60   26,29      
61–90   21,91      
91–120   4,38      
121–150   2,19   12,5 37,5
151–180   0,88      
181–360   0,44   7,5 2,5
Свыше 360   0,09   1,9 0,1
Итого   100,00 5,25* 125,9 2156,1

 

* Расчёт: 125,9 / 2282 × 100 % = 5,52 %.

 

1 Использованы материалы: Финансовый менеджмент: теория и практика / под ред. Е.С. Стояновой. М.: Перспектива, 2002. С. 353.


 


Организации вправе создавать резервы по сомнительным дол-гам. Сумма резерва определяется по результатам проведённой на по-следнее число отчётного (налогового) периода инвентаризации деби-торской задолженности. Сумма дебиторской задолженности включа-ется в резерв полностью, если срок её возникновения превышает 90 календарных дней. Сумма дебиторской задолженности включает-ся в резерв в размере 50 %, если срок её возникновения составляет от 45 до 90 календарных дней включительно1. Сумма резерва не может превышать 10 % выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг)2. Сумма резерва может использоваться только для покрытия убытков в виде безнадёжных долгов3.

 

Размер дебиторской задолженности зависит от средней величи-ны однодневного объёма реализации продукции в кредит и от сред-ней длительности периода погашения дебиторской задолженности покупателей. Расчёт суммы дебиторской задолженности может про-изводиться по следующей формуле:

 

ДЗ = РП / 360 · (ППК + ПЗП),

 

где ДЗ – сумма дебиторской задолженности, руб.;

 

РП – годовой объём реализации продукции в кредит, руб.;

 

РП/360 – однодневный объём реализации продукции в кредит,

 

руб.;

ППК – средний срок предоставления кредита покупателям, дн.;

ПЗП – средний срок задержки платежей покупателями по

предоставленному кредиту, дн.

 

ПРИМЕР

 

Объём реализации продукции компании составляет 500 млн руб. в год. На условиях предварительной оплаты реализуется 10 % про-дукции, следовательно, объём реализации продукции в кредит

1 Налоговый кодекс РФ. Часть 2 [Электронный ресурс]: введ. Федер. законом Рос. Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ. Ст. 266. Доступ из справ.-правовой систе-мы «КонсультантПлюс».

2 Там же. Ст. 249.

3 Там же. Ст. 266.


 


РП = 500 · 0,9 = 450 млн руб.

 

Учитывая, что 80 % продукции, реализованной в кредит, опла-чивается покупателями на условиях отсрочки платежа в 30 дн., а 20 % – в 60 дн., средний срок предоставления кредита покупателям

 

ППК = 0,8 · 30 + 0,2 · 60 = 36 дн.

 

Тогда сумма дебиторской задолженности ДЗ = 450 / 360 · 36 = 1,25 · 36 = 45 млн руб.

 

В случае задержки платежа покупателями в среднем на 5 дн. сумма дебиторской задолженности возрастёт и составит

 

ДЗ = 450 / 360 · (36 + 5) = 51,25 млн руб.

 

Прирост суммы задолженности

 

∆ДЗ = 51,25 – 45 = 6,25 млн руб.

 

Рассмотренный пример показывает, что замедление оборачи-ваемости дебиторской задолженности требует дополнительного во-влечения средств в оборотные активы. Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности и сокращение периода её инкассации, напротив, высвобождает средства: ускорение оборачиваемости деби-торской задолженности на один день высвобождает объём средств в размере однодневной выручки от реализации продукции в кредит.

 

 

ПРИМЕР

 

По данным представленного выше примера рассмотрим резуль-тат изменения структуры покупателей в сторону улучшения их пла-тёжной дисциплины.

 

Пусть 80 % продукции, реализованной в кредит, оплачивается покупателями на условиях отсрочки платежа в 30 дн., а 20 % – в 45 дн., тогда средний срок предоставления кредита покупателям


 


ППК = 0,8 · 30 + 0,2 · 45 = 33 дн.

 

С учётом средней задержки платежа покупателями на 5 дн. сум-ма дебиторской задолженности

 

ДЗ = 450 / 360 · (33 + 5) = 47,5 млн руб.

 

Объём высвобождения денежных средств

 

∆ДЗ = 51,25 – 47,5 = 3,75 млн руб.

 

 

Рост суммы дебиторской задолженности требует привлечения дополнительного объёма финансовых ресурсов для её финансирова-ния. Сумма финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую за-долженность, может быть определена по формуле

 

СФДЗ = РП / 360 · КС/Ц · (ППК + ПЗП),

 

где СФДЗ – сумма финансовых средств, инвестируемых в дебитор-скую задолженность, руб.;

 

КС/Ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены про-дукции.

Самым дешёвым и поэтому наиболее распространённым источ-ником финансирования дебиторской задолженности (и одновремен-но пополнения оборотного капитала) является кредиторская задол-

 

женность. Кредиторская задолженность – это временно привлечён-ные организацией денежные средства, подлежащие возврату кредиторам в установленные сроки 1.Как правило,у организацийнаибольшую часть кредиторской задолженности составляет задол-женность поставщикам.

 

Другим распространённым источником финансирования деби-торской задолженности являются банковские кредиты. Банковский кредит – денежная ссуда, выдаваемая банком на определённый срок

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономиче-ский словарь. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 203.


 


на условиях возвратности и оплаты кредитного процента 1.К бан-

 

ковскому кредитованию организации, как правило, прибегают в слу-чае недостаточности кредиторской задолженности для финансирова-ния инвестиций в дебиторскую задолженность. В частности, к тако-му финансированию прибегают в случае проведения агрессивной политики захвата рынка, сопровождающейся быстрым ростом деби-торской задолженности, требующим привлечения банковских креди-тов, чтобы профинансировать часть этого роста.

 

Если организация имеет постоянный уровень дебиторской за-долженности (если этот вид активов принимает долгосрочный харак-тер), то она может профинансировать его долгосрочными пассива-ми – эмиссией акций или облигаций.

Сумма затрат на финансирование дебиторской задолженности зависит от её суммы, длительности периода её погашения, вида и стоимости источника финансирования.

 

 

ПРИМЕР

 

Годовой объём реализации продукции в кредит составляет 450 млн руб. Средний срок погашения дебиторской задолженности покупателями составляет 36 дн., средний срок задержки платежей –

 

5 дн.

 

При условии, что доля себестоимости в цене реализации состав-ляет 60 %, объём средств, необходимый для инвестирования в деби-торскую задолженность,

 

СФДЗ = 450 / 360 · 0,6 · (36 + 5) = 30,75 млн руб.

 

Если для финансирования дебиторской задолженности привле-кается банковский кредит на условиях 15 % годовых, то издержки на финансирование дебиторской задолженности

 

СФДЗ = 30,75 · 41 · 0,15 / 360 = 0,5253 млн руб. (525,3 тыс. руб.)

 

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Указ. соч. С. 37.


 


При ускорении оборачиваемости дебиторской задолженности и сокращении срока её инкассации до 33 дн. объём средств, необ-ходимый для инвестирования в дебиторскую задолженность,

 

СФДЗ = 450 / 360 · 0,6 · (33 + 5) = 28,5 млн руб.,

 

тогда издержки финансирования сократятся до величины

 

СФДЗ = 28,5 · 38 · 0,15 / 360 = 0,4513 млн руб. (451,3 тыс. руб.).

 

Сокращение издержек финансирования дебиторской задолжен-ности

∆СФДЗ = 525,3 – 451,3 = 74 тыс. руб.

 

В финансовом менеджменте выделяют три принципиальных ти-па кредитной политики: консервативный (жёсткий), умеренный, аг-рессивный (мягкий).

 

Консервативный (жёсткий) тип кредитной политики на-

 

правлен на минимизацию кредитного риска. При реализации данного типа кредитной политики организация в качестве приоритетной цели рассматривает минимизацию кредитных рисков в сравнении с воз-можностью получения высокой дополнительной прибыли за счёт расширения объёма реализации продукции. Поэтому проводится по-литика сокращения круга покупателей продукции в кредит за счёт групп повышенного риска, осуществляется минимизация сроков предоставления кредита и его размеров, ужесточаются условия пре-доставления кредита, повышается его стоимость. Организацией ис-пользуются жёсткие процедуры инкассации дебиторской задолжен-ности, применяются высокие штрафные санкции за несвоевремен-ную оплату.

 

Этот тип кредитной политики реализуется в следующих слу-чаях:


 


• производится уникальная продукция «на заказ» для конкрет-ного потребителя (данная продукция не может быть продана другим потребителям);

 

• производятся дорогостоящие машины и оборудование;

 

• производимая продукция характеризуется длительным произ-водственным циклом;

• налицо полная загрузка мощностей, отсутствие недостатка за-казов, отсутствие возможности расширения имеющихся объёмов производства даже при наличии высокого уровня спроса;

• небольшая удельная прибыль по каждому виду выпускаемой продукции (реализуемого товара, услуги);

 

• ненадёжность покупателей и, как следствие, высокая вероят-ность значительных потерь по предоставляемым кредитам;

• нестабильное финансовое положение организации, не позво-ляющее идти на риски кредитования, и как следствие – необходи-мость ограничения круга дебиторов и предоставление отсрочки пла-тежа только наиболее крупным и надёжным в финансовом отноше-нии клиентам.

 

Умеренный тип кредитной политики ориентирован на сред-

 

ний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.

Условиями реализации умеренной кредитной политики являются:

 

• удовлетворительное финансовое положение организации;

 

• умеренный уровень запасов, отсутствие затоваривания на складе;

• конкурентоспособный уровень цены на выпускаемую продук-цию с удовлетворительной нормой прибыли;

• расширение объёмов сбыта, увеличение доли рынка рассмат-риваются в качестве будущих направлений деятельности.

Агрессивный (мягкий) тип кредитной политики предусмат-

 

ривает в качестве приоритетной цели максимизацию дополнительной прибыли за счёт расширения объёма реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Поэтому органи-зация распространяет предоставление кредита на более рискованные


 


группы покупателей продукции. При этом увеличиваются кредитный период и кредитный лимит, снижается стоимость кредита до мини-мального допустимого уровня, а покупателям предоставляется воз-можность пролонгирования кредита.

 

Условиями реализации агрессивной (мягкой) кредитной поли-тики являются:

• недостаточная загрузка производственных мощностей, низкий уровень переменных затрат;

• чрезмерно высокие запасы продукции (товаров) на складе;

 

• падение рыночного спроса на производимую продукцию

 

и возникновение проблем со сбытом;

 

• обострение конкуренции на рынке;

 

• высокая норма прибыли по каждому типу продаваемой про-дукции;

• экономический спад в отрасли, регионе, стране, где реализует-ся производимая продукция;

 

• высокий риск существенных потерь, связанных с сезонными колебаниями спроса или изменениями моды;

• моральное устаревание произведённой продукции в связи с новыми техническими достижениями и появлением новых товаров на рынке и др.

 

При прочих равных условиях консервативная кредитная поли-тика в перспективе отрицательно влияет на рост объёма реализации продукции и формирование устойчивых коммерческих связей. Мяг-кий (агрессивный) вариант кредитной политики может повлечь за собой чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платёжеспособности организации, вызвать впоследствии значитель-ные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рен-табельность оборотных активов и используемого капитала.

 

Оптимизация кредитной политики заключается в расширении коммерческого кредита до тех пор, пока дополнительная прибыль от увеличения объёма продаж или ускорения оборота будет превышать издержки по обслуживанию дополнительной дебиторской задолжен-ности.


 


ПРИМЕР

 

Организация в соответствии со своими производственными воз-можностями может производить продукцию на сумму 900 млн руб.

в год, но фактически её мощности загружены только наполовину: объ-ём производимой и реализуемой продукции составляет 450 млн руб.

в год. Вся продукция продаётся в кредит с отсрочкой платежа 30 дн.

 

Для увеличения загрузки мощностей и увеличения доли рынка сбыта рассматриваются варианты смягчения кредитной политики для покупателей (табл. 6.9). Постоянные расходы организации не изме-няются (так как не происходит расширения мощности) и составляют 200 млн руб. Переменные расходы равны 150 млн руб., их рост про-порционален росту объёмов производства и продаж. Сумма креди-торской задолженности равна 30 млн руб., её рост также пропорцио-нален росту объёмов производства и продаж.

 

Источником финансирования дебиторской задолженности сверх суммы кредиторской задолженности является краткосрочный бан-ковский кредит, привлекаемый на условиях 20 % годовых.

 

Текущие затраты на содержание дебиторской задолженности, включающие в себя оплату труда персонала, расходы на контроль и администрирование дебиторской задолженности, оплату юридиче-ского сопровождения и др. составляют 1 % от объёма продажи про-дукции.

Для расширения объёма продажи продукции, привлечения до-полнительных покупателей требуется проведение дополнительных рекламных мероприятий, затраты на которые, рассчитанные отделом маркетинга, представлены в табл. 6.9.

 

Расчёт экономической эффективности различных вариантов кредитной политики организации представлен в табл. 6.10.

Период инкассации дебиторской задолженности рассчитывался следующим образом:

вариант I: 0,9 · 30 + 0,1 · 40 = 31 дн.,

 

вариант II: 0,85 · 45 + 0,15 · 55 = 46 дн., вариант III: 0,8 · 60 + 0,1 · 70 + 0,1 · 80 = 63 дн.,

 

вариант IV: 0,7 · 90 + 0,1 · 100 + 0,1 · 110 + 0,1 · 120 = 96 дн.

 


Таблица 6.9 Варианты условий кредитной политики организации

Показатель Варианты отсрочки платежа  
I II III IV  
  (фактически)        
Длительность отсрочки платежа по          
договору, дн.          
Возможные сроки оплаты          
(в % от общего числа потребителей):          
в срок          
с задержкой на 10 дн.          
с задержкой на 20 дн.      
с задержкой на 30 дн.    
Безнадёжные долги (в % от объёма 1,0 2,0 5,0 10,0  
реализации)          
Затраты на рекламу, млн руб. 7,0 14,0 40,0  

 

 

Таблица 6.10

 

Оценка экономической эффективности различных вариантов кредитной политики организации

 

Показатель Варианты отсрочки платежа  
I II III IV  
  (фактически)        
Период инкассации дебиторской          
задолженности, дн.          
Выручка от реализации продукции,          
млн руб.          
Издержки всего, млн руб.,          
в том числе:          
переменные          
постоянные          
Прибыль, млн руб.          

 


Окончание табл. 6.10

 

Показатель Варианты отсрочки платежа  
I II III IV  
  (фактически)        
Прирост прибыли, млн руб.          
Прирост прибыли после уплаты на-          
лога, млн руб.          
Период инкассации дебиторской за-          
долженности, дн.          
Дебиторская задолженность, млн руб.          
Финансовые ресурсы, привлекаемые          
для финансирования дебиторской          
задолженности, млн руб.,          
в том числе:          
кредиторская задолженность          
банковский кредит          
Уплата процентов за кредит, млн руб. 0,00 0,24 0,99 3,91  
Текущие затраты на содержание де-          
биторской задолженности, млн руб. 4,50 7,00 8,00 9,00  
Затраты на рекламу, млн руб. 0,00 7,00 14,00 40,00  
Потери по безнадёжным долгам,          
млн руб. 4,50 14,00 40,00 90,00  
Всего затраты на содержание деби-          
торской задолженности, млн руб. 9,00 28,24 62,99 142,91  
Прирост затрат на содержание деби-          
торской задолженности, млн руб. 0,00 19,24 53,99 133,91  
Разница между приростом прибыли          
и приростом затрат на содержание          
дебиторской задолженности, млн руб. 0,00 113,76 133,01 106,09  

 

Сумма дебиторской задолженности определялась умножением однодневной выручки на период инкассации дебиторской задолжен-ности.


 


Необходимый объём финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования дебиторской задолженности, рассчитывался путём умножения найденной суммы дебиторской задолженности на соот-ношение между выручкой и издержками.

 

Сумма банковского кредита определялась вычитанием из суммы средств, необходимых для инвестирования в дебиторскую задолжен-ность, величины кредиторской задолженности. Исходя из стоимости банковского кредита в 20 % годовых определялась величина затрат на финансирование дебиторской задолженности в виде уплаты про-центов за кредит.

 

Суммированием текущих затрат на содержание дебиторской за-долженности, затрат на её финансирование, дополнительную рекла-му, а также потерь по безнадёжным долгам определялась общая сумма затрат на содержание дебиторской задолженности.

Сопоставление прироста величины этих затрат с приростом прибыли от расширения об

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...