Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологического исследования




Основные

Дополнительные:

Специальные:

Беседа

— интервью

— опросни-

ки

— анкеты

— деловые

игры

Наблюдение

— включенное

наблюдение

— инструменталь-

ное (теле-, кино)

— черные ящики

в авиации (скоросте-

мерные ленты)

Эксперимент

— тесты

— естественный

эксперимент

— исследования

на тренажерах

Специальные методы и методики обычно не являются чисто

психологическими, например деловые игры, черные ящики и тре-

нажеры в авиации, скоростемерные ленты на локомотивах. Они

созданы для других целей, но используются и для оценки состоя-

ния водителей и других специалистов.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Каждый из основных методов, равно как и производные от них

дополнительные и специальные, имеют свои достоинства и огра-

ничения. Рассмотрим их последовательно.

Беседа. Беседа является единственным прямым методом ис-

следования психики, как это было правильно понято еще инт-

роспекционистами. Все остальные методы — непрямые, опосре-

дованные изучением поведения и других внешних по отношению

к психическим процессам проявлений психической активности.

По своему содержанию беседа является актом психологи-

ческого взаимодействия двух субъектов — исследователя и ис-

следуемого, но отнюдь не простым средством получения вер-

бальной информации, как это нередко формулируется в учебниках

и словарях.

Эти две характеристики определяют ее исключительное по-

ложение почти в любом научном или прикладном исследовании.

Кроме того, она отличается наиболее широким охватом мира пси-

хических явлений, интересующих исследователя.

Беседа может проводиться как единственный метод или в комп-

лексе с другими. Вне зависимости от этого, актами общения на-

чинается и заканчивается любое исследование. Сложнейшие

практические жизненные проблемы, включая профотбор и су-

дебно-психиатрическую экспертизу, как главный метод исполь-

зуют психодиагностическую беседу — нередко ее одну, но также

и в сочетании с другими методами.

Если данные беседы явно противоречат результатам тестиро-

вания и другим материалам, то это серьезный повод для полной

ревизии всей диагностической процедуры.

Трактуя беседу как «метод получения информации на основе

вербальной (словесной) коммуникации», надо понимать, что ее

возможности выходят далеко за пределы вербальной кокмуни-

кации, поскольку еще более богатым источником информации

является коммуникация невербальная.

По данным Мерабяна (1972), только 7 % содержания сооб-

щений передаются смыслом слов, в то время как 38 % информа-

ции — интонацией и 55 % выражением лица.

Глава III. Принципы психологии и проблемы метода

Поэтому важнее оценить не слова, а их подтекст, выражаю-

щийся через позу, мимику, пантомимику, интонации голоса, пау-

зы, направление взора и массу других диагностических признаков.

Короткой беседы и неизбежно сопутствующих ей данных наб-

людения таким мастерам психодиагностики, как Милтон Эрик-

сон, достаточно, чтобы распознать трудную менструацию, беремен-

ность, поставить так много других деликатных диагнозов, что он

предпочитал не пользоваться этим своим искусством при обще-

нии с женой и дочерьми во избежание возможного отчуждения.

Различают следующие виды беседы: 1) психодиагностическая;

2) психотерапевтическая; 3) педагогическая (формирующая);

4) беседа как введение в эксперимент, инструкция перед тести-

рованием и др.

Беседа как базовый метод дает длинную методическую цепоч-

ку методов опроса: нестандартизованное интервью, стандарти-

зованное интервью, личностные тесты-вопросники, анкеты. Все

они порождены беседой и беднее ее. По мере их методического

отдаления от беседы методики опроса утрачивают богатство воз-

можностей непосредственного общения, а результаты теряют од-

нозначность интерпретаций.

Видимая простота на самом деле ведет к неопределенности

результатов и нарастанию возможностей ошибок. Анкетирова-

ние, наряду с отмеченными недостатками, имеет и определен-

ные преимущества, связанные с возможностью массовых иссле-

дований и машинной обработкой результатов. Если в психологии

анкета — это вспомогательный метод, то в социологии она мо-

жет быть и основным.

Объективным показателем качества диагностической беседы яв-

ляется коэффициент речевой активности исследователя, определен-

ный путем деления времени его речевой активности на время ак-

тивности исследуемого. Чем он ниже, тем выше качество беседы.

Чтобы достичь высокого качества беседы, полезно отказаться

от вопросов и перейти на обороты речи типа «расскажите о...».

Дальнейшее зависит от умения слушать и поощрять собеседни-

ка к откровенности.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ведение записей во время беседы грубо нарушает ее методи-

ку и не рекомендуется. Записывать можно только паспортные

данные. Остальные записи делаются потом, по памяти.

План беседы полезно иметь, но только «в голове». Содержа-

ние ее в основном зависит от исследуемого, а не исследователя.

Всякие отклонения от темы надо поощрять. Специальными ис-

следованиями психолингвистов установлено, что наиболее инфор-

мативным видом общения (с психодиагностической точки зре-

ния) является неформализованная «болтовня». Именно она

раскрывает наибольшее число граней языковой личности.

Беседа не должна утомлять. Ее типовая продолжительнсть —

от 20 до 60 мин. Очень важно правильно ее начать и грамотно

закончить, поскольку конец беседы — это начало следующей

(с данным клиентом или очередным).

Беседа всегда ориентируется на помощь собеседнику, и он дол-

жен это понять и оценить. В противном случае ее итог будет ма-

лоинтересен с точки зрения достоверности и полноты.

Совершенно необходимо уметь понять ситуацию глазами со-

беседника. Это справедливо и для наблюдения, и для эксперимен-

та. Вот что пишет по данному поводу известный психолог-экспе-

риментатор П. Фресс: «Испытуемый всегда каким-то образом

истолковывает ситуацию и, в частности, намерения эксперимен-

татора, поэтому важно, чтобы последний всегда стремился оценить

ситуацию не со своей точки зрения, а с точки зрения испытуемого.

Практически это означает, что протокол эксперимента всег-

да (!) важно дополнять беседой с испытуемым или вопросником,

ответы на который позволяют обнаружить возможные различия

в интерпретации ситуации».

Оснащение беседы техническими средствами (аудио- и ви-

деозаписью) весьма желательно, но допустимо только с согласия

обследуемого. При наличии таких записей открываются большие

возможности объективной, в том числе количественной оценки

результатов беседы.

Предприимчивый филолог и специалист по информатике,

проанализировавшие километры записей психотерапевтических

Глава III. Принципы психологии и проблемы метода

бесед Милтона Эриксона и других корифеев, с успехом создали

свою методику нейролингвистического программирования, по-

пулярную в том числе и в России.

Специальной формой психодиагностической беседы являет-

ся обследование на полиграфе. Ее главная особенность состоит

в регистрации и грамотной интерпретации вегетативных компо-

нентов речи исследуемого. Теоретическое обоснование этой ме-

тодики восходит к экспериментам А. Р. Лурии с ассоциативным

тестом.

Значение беседы для практической психологии нельзя пе-

реоценить. Не только психолог, но и врач, и учитель, и менед-

жер, и следователь, и адвокат, и любой другой представитель ин-

терактивных профессий пользуется психодиагностической

беседой чаще, чем каким бы то ни было иным способом психо-

диагностики.

Наблюдение. В отличие от беседы и эксперимента, наблю-

дение не предусматривает организацию каких-либо воздей-

ствий на исследуемого. Напротив, достоинство наблюдения

в том, что исследуемые процессы протекают естественно, без

всякого участия исследователя. Исключение составляет так

называемое включенное наблюдение, при котором исследова-

тель выступает не в своей роли, а в роли обычного члена кон-

тактной группы.

Основное методическое требование при документировании

материалов наблюдения состоит в использовании только житей-

ского языка описаний. В протоколе наблюдений не следует пи-

сать: «Исследуемый задумался». Правильно — ограничиться опи-

санием его фактического поведения, а оценку (задумался ли он

или вспомнил, что голоден) можно дать потом, при обработке

результатов наблюдений.

Наблюдение без предварительной беседы редко бывает по-

настоящему полезным. Неверно думать, что наблюдение непре-

менно бывает визуальным, без технического оснащения. Напро-

тив, оно может быть прекрасно технически оснащено, например

при космической телесвязи.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

За счет технических средств наблюдение может быть опосре-

дованным во времени. Например, ретроспективное изучение ви-

деозаписи значимых событий в универмаге или на центральной

площади.

Протокол для наблюдения может быть заготовлен заранее.

Однако, как правило, он должен быть не слишком формализо-

ван. Хороший вариант состоит в том, что слева обозначается вре-

мя наблюдаемых событий, а справа — их произвольное описа-

ние. Любые формы обработки этих данных лучше делать потом,

по окончании наблюдений.

Научное наблюдение отличается от житейского систематич-

ностью, направленностью, преднамеренностью, целеустремленно-

стью и тщательным фиксированием результатов, в том числе с ис-

пользованием современной техники.

Как все психологические методы, не исключая и эксперимент,

наблюдение чувствительно к субъективным факторам как со сто-

роны наблюдателя, так и исследуемых лиц. Объективность оце-

нок результатов наблюдений достигается достаточным уровнем

профессиональной подготовленности исследователя и сочетан-

ным, комплексным применением разных методов (см. «Иссле-

довательский модуль», рис. 2, стр. 94).

Эксперимент. Из трех основных методов исследования экс-

перимент охватывает наименьшее число исследуемых факторов,

но зато позволяет сделать наиболее доказательные выводы.

За исключением пропедевтических ориентировочных экспе-

риментов, все остальные планируются после использования других

методов, а именно — после беседы и наблюдения. Уже беседа по-

зволяет построить правдоподобную гипотезу по поводу исследуемых

лиц и явлений. По данным наблюдения она уточняется, и строится

прогноз поведения исследуемого в определенных условиях.

Задачей эксперимента является создание этих условий и оцен-

ка поведения исследуемого в них. Если прогноз оправдывается,

то исследование на этом заканчивается.

Психологическое тестирование. Психологические тесты —

это короткие стандартные исследования с заданной интерпре-

Глава III. Принципы психологии и проблемы метода

тацией и количественной оценкой. Хорошие профессиональные

тесты, как правило, — это фрагменты проведенных серьезных экс-

периментальных исследований.

Отношение к тестам в России менялось от вполне положи-

тельного в 20-х и начале 30-х гг., через запрет и «тестобоязнь»

периода 1936—1956 г. к нынешнему их широкому распростра-

нению. Професиональные тесты отличаются наличием достовер-

ных данных об их надежности и валидности.

Тем не менее остается правилом, что за результаты тестиро-

вания полную ответственность несет только пользователь, но не

разработчик теста. Связано это с тем, что выборка, на которой

стандартизируются результаты теста, не может совпадать с ка-

кой-то другой и тем более с другими условиями тестирования.

Потому любой комплекс тестовых методик должен апробиро-

ваться каждый раз заново и далее систематически проверяться

по мере его использования.

Для приблизительной ориентировки в целях самооценки

и как средство досуга, наряду с кроссвордами и астрологически-

ми прогнозами, можно пользоваться и популярными тестами,

публикуемыми в газетах. При этом не следует расстраиваться,

если результат по тесту явно не соответствует самооценке. Ско-

рее всего, правы вы, а не тест. Особенно важно это помнить лю-

дям с повышенной внушаемостью. В качестве эксперта в наше

время легко найти профессионального психолога и проконсуль-

тироваться у него.

Профессиональный психолог ставит психологический диаг-

ноз по совокупности данных, в том числе и по результатам тести-

рования. Если по неопытности психолога получается так, что не

он ставит диагноз с помощью теста, а тест с помощью психолога,

то выход один — набираться опыта, в том числе и расширяя чис-

ло используемых тестов и критическую оценку результатов их ис-

пользования. В целом, даже если тесты не всегда точны, они все

равно нужны.

Исследовательский модуль. Исследовательский модуль изоб-

ражен на рис. 2. Как видно из рисунка, он объединяет в функцио-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

нальное целое все три основных метода с их методическими це-

почками — приемами и множеством конкретных методик (в том

числе и тестов).

•шстныс методы

Рис. 2. Исследовательский модуль

При их совместном применении они взаимно улучшают ре-

зультаты всех исследований, т. к. нивелируют значение ограни-

чений, сохраняя все достоинства каждого из трех основных ме-

тодов.

Начав с ознакомления с широким крутом явлений по результа-

там беседы, уточнив их наблюдением, исследователь может коррек-

тно спланировать эксперимент. По результатам эксперимента, под-

твердившим правильность прогноза, делается окончательный

вывод. При неподтвердившемся прогнозе цикл, беседа—наблю-

дение—эксперимент начинается заново.

Глава III. Принципы психологии и проблемы метода

3.4. Теоретический анализ

эффективности психологических методик

Проблема психодиагностики — это в значительной мере

проблема тестов. В частности, интеллектуальных и личностных.

Из интеллектуальных тестов наиболее популярна и важна мето-

дика определения интеллекта, или 10.0 ней более подробно рас-

сказано во втором разделе 12-й главы.

В данном разделе мы рассмотрим проблему эффективности

личностных опросников. В основе многих методов изучения лич-

ности лежит допущение о том, что поведение определяется сово-

купностью стабильных свойств или черт, внутренне присущих

личности и описывающих ее. Эти черты остаются инвариантны-

ми относительно различных ситуаций. Однако по мере развития

этих методов и их широкой апробации появлялось все больше

и больше данных о том, что сами черты не столь стабильны, как

предполагалось раньше, и что параменты ситуации оказывают

достаточно большое влияние на поведение личности.

Человек может проявлять высокую тревожность, пассивность,

нерешительность и беспечность в одних ситуациях, активность

и решительность — в других. Оказывается, что в одних ситуациях

человек поступает в соответствии с индивидуальными особенно-

стями, его поведение определяют его личностные черты. В других

ситуациях люди ведут себя более единообразно и в поведении ста-

новятся похожими друг на друга.

Таким образом, можно говорить о различной степени прояв-

ления особенностей личности в различных ситуациях, или о раз-

личном влиянии на поведение черт личности и ситуации. Иначе

говоря, в определенных ситуациях человек демонстрирует такие

же формы поведения, как все, в других — как некоторые, в треть-

их — как никто другой.

Очевидно, каждый человек обладает достаточно большим

набором поведенческих реакций, обобщаемых в ведущих личност-

ных чертах. Поэтому в одних ситуациях человек тревожен, в дру-

гих — нет, на людях он может быть экстравертирован, в каби-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

нете — вести себя как интроверт. Причем это относится не толь-

ко к личностным качествам, но и к продуктивности психических

процессов, способностям.

Широко известно о влиянии тревожности на показатели ин-

теллекта, что создает определенные трудности в его измерении.

В наибольшей степени вышесказанное относится к ситуациям

психодиагностического обследования личности с помощью раз-

личных опросников, инвентариев самоотчета. Особенности вер-

бальных реакций испытуемых на те или иные вопросы методики

вносят значительную нестабильность в установление норм изме-

ряемых свойств.

Как известно, такие инвентари и включают в себя совокуп-

ность вопросов или утверждений, согласие с которыми предпо-

лагает реакцию, подтверждающую наличие ожидаемой черты.

Часть этих вопросов имеет более выраженное отношение к ис-

комым чертам, остальные могут иметь отношение к другим чер-

там или создавать нейтральный фон.

Поскольку большинство наиболее известных монофазных оп-

росников приходит к нам с Запада, искажающее влияние на воз-

можности методики оказывает как перевод, так и различие куль-

тур. Это сказывается существенным образом на статистических

нормах тех шкал, которые имеют социальный, личностный смысл,

например дополнительные шкалы MMPI.

В то же время сравнение аналогичных шкал, нормированных

в разных социальных условиях, показывает наличие незначитель-

ных различий. Это естественно, так как реакции на тестовую си-

туацию шизофреника, эпилептика, параноика и т. д. практичес-

ки одинаковы. Когда же речь идет о социально одобряемых или

отрицаемых видах реакций, имеет место значительное разнооб-

разие видов реагирования, т. к. культурные, экономические, по-

литические, религиозные и другие принятые нормы сильно варьи-

руются не только в странах различных континентов, но и в отдельных

регионах одной страны.

Кроме этого, необходимо учитывать и другие факторы, влия-

ющие на достоверность самоотчета. Психологические факторы,

Глава III. Принципы психологии и проблемы метода

от которых зависит достоверность данных самоотчета, условно

можно сгруппировать в следующие классы:

1. Факторы знаний. У испытуемого может быть более или ме-

нее четкое представление о следующем: а) свойственно ли ему

в действительности или нет тестируемое поведенческое проявле-

ние; б) что за личное свойство скрывается в суждении; в) как это

свойство соотносится с общепринятыми моральными нормами

и признаками социального успеха.

2. Фактор «социальной желательности». Обозначает тенден-

цию испытуемого давать о себе социально одобряемую инфор-

мацию. Сила этой тенденции зависит от общей внеситуативной

установки испытуемого на морализацию «Я-образа» и соци-

альную успешность, так и от того, насколько эту установку акту-

ализирует сама ситуация тестирования (диагностическая ситуа-

ция). Таким образом, действием этого фактора до некоторой

степени опосредовано действие фактора «знание».

3. Факторы «индивидуальной тактики». Здесь подразумева-

ется действие «Я-концепции» («Я» для себя) и «Я-образа» («Я» для

других) на ситуативную тактику испытуемого в момент тестиро-

вания. Выполняя тестопросник, испытуемый всегда находится в не-

вольном диалоге с самим собой и в своих ответах на вопросы рас-

крывает себя не только для других, но и для себя самого.

Испытуемый стремится подтвердить «Я-концепцию» или

фальсифицировать определенный «Я-образ» с заданными свой-

ствами. Как правило, в ситуациях высокого социального риска

«Я-образ» полностью доминирует. Например, преступник при

экспертизе стремится прежде всего представиться больным или

неприспособленным к жизни, хотя в действительности ему было

бы приятно думать о себе как о вполне адаптированном здоро-

вом человеке.

Точно так же склонны подчеркивать свои трудности и пробле-

мы клиенты, обратившиеся за помощью к психологу-психотера-

певту (чтобы вызвать к себе его повышенное внимание). В менее

регламентированных ситуациях, наоборот, может доминировать

мотивация самопознания. В этом случае испытуемый невольно

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

стремится подтвердить с помощью теста свои гипотезы о са-

мом себе.

Вводятся также и крайне редкие утверждения, с которыми

испытуемые, как правило, соглашаются только по ошибке. Су-

ществует множество вариантов борьбы с социальной желатель-

ностью, например введение особых шкал лжи, использование ин-

струкций на преднамеренную фальсификацию, сбалансирование

«социальной желательности» и т. д. Однако следует отметить, что

полного устранения нежелательных влияний достичь не удается.

Все личностные опросники, в том числе и MMPI, являются

классическим образцом субъективного подхода в психологии.

Опрос — один из наименее надежных способов получения зна-

ний о личности, и поэтому вполне понятно давнее стремление

исследователей к его объективизации.

Фальсификация ответов, о вероятности которой следует пом-

нить при проведении некоторых исследований (например, пси-

хологической экспертизы), не есть явление, типичное для всех

диагностических ситуаций. Как уже указывалось, исследования

психических заболеваний показывают, что возможность фальси-

фикации ответов больными незначительная.

В ходе многочисленных исследований установлено, что ис-

кажают достоверность ответов факторы, имеющие установоч-

ную природу. Во многом установка на социально одобряемое

поведение снимается в тех диагностических ситуациях, когда

испытуемый явно заинтересован в том, чтобы дать о себе пре-

дельно правдивую информацию, например помочь в диагности-

ке заболеваний. По мере того, как испытуемый из объекта иссле-

дования становится активным помощником экспериментатора,

экспертом самого себя, возрастает и достоверность полученных

данных.

Социально одобряемые ответы — лишь одна из установок,

с которой может встретиться исследователь. Первой обнаружен-

ной установкой, описанной С. Хатауэем, является стремление не-

которых испытуемых отвечать преимущественно «да» или «нет».

На достоверность ответов влияют не только факторы, имеющие

Глава III. Принципы психологии и проблемы метода

установочную природу, значительный «вклад» вносится интеллек-

туальной оценкой вопроса испытуемыми.

Еще одним препятствием на пути к признанию достоверно-

сти тех результатов, которые мы получаем с помощью личност-

ных опросников, является изменчивость ответов. Имеющиеся

данные говорят о том, что от 11 до 35 % испытуемых изменяют

свои ответы при повторном исследовании.

Если отвлечься от тех случаев, когда изменчивость результатов

обусловлена изменением состояния, то высокий показатель измен-

чивости является признаком малой надежности методики..Труд-

ность вопроса понимается как сложность оценки себя (своей лич-

ности) по отношению к предполагаемой психологической черте.

Понятия неясности и трудности вопроса, по сути, эмпири-

чески не различимы, так как при повторном обследовании од-

ной и той же группы лиц мы получаем только два независимых

параметра: процентную величину ответов «да» и процент изме-

нения ответов с «да» на «нет» (или наоборот).

Диагностическое исследование проводится в условиях, не сов-

падающих с теми, в которых (или для которых) создан опросник.

Изменение условий приводит к появлению новых факторов, обус-

ловливающих ответ. На эти и многие другие вопросы можно полу-

чить ответы из данных психодиагностической беседы, являющей-

ся обязательным компонентом MMPI и всех других личностных

тестов.

Говоря об адаптации зарубежных опросников, необходимо

учесть следующие моменты:

1) подготовка предварительного варианта перевода с ориги-

нала материала на второй язык;

2) экспертная содержательная оценка предварительного пе-

ревода с привлечением лингвистов и профессиональных

психологов, владеющих языком оригинала;

3) проверка эквивалентности экспериментального перевода

шкалы и оригинала;

4) установление новой шкалы и сбор соответствующих норм

на отечественной выборке.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Этапу сбора соответствующих норм на отечественной выбор-

ке должна предшествовать психометрическая адаптация опрос-

ника, включающая следующие процедуры:

5) анализ внутренней согласованности вопросов (утвержде-

ний), из которых составлена шкала;

6) проверка устойчивости к перетестированию;

7) анализ корреляции с релевантным критерием;

8) проверка статистических гипотез о сходстве и различиях.

В качестве примера рассмотрим адаптацию конкретного лич-

ностного опросника штата Миннесота (MMPI). Этот тест не только

один из самых употребляемых личностных опросников, но и инст-

румент, продуцирующий обширный поток исследований. На сегод-

няшний день по MMPI опубликовано несколько тысяч работ, зна-

чительная часть которых посвящена факторному анализу шкал

MMPI и влиянию стиля ответов на тестовые показатели.

Опросник MMPI состоит из 550 утвердительных высказыва-

ний, на которые испытуемый дает ответ «да», «нет» или «не могу

сказать». В тех вариантах, которые имеют хождение в странах

СНГ, опросник расширен до 566 утверждений за счет повторе-

ния некоторых из них.

Содержание заданий (вопросов) MMPI достаточно широко

охватывает такие области, как здоровье (психосоматические

симптомы, неврологические нарушения и нарушения мотори-

ки), вопросы образования, работы, семьи и брака, а также наи-

более известные невротические и психотические типы поведе-

ния, такие как маниакальные состояния, галлюцинации, фобии,

а также садистские и мазохистские наклонности.

Наиболее широко применяются показатели MMPI по 10 «кли-

ническим шкалам»: ипохондрия (Hs), депрессия (D), истерия (Ну),

психопатическое отклонение (Pd), мркественность-женственность

(Mf-m), паранойя (Ра), психастения (Pt), шизофрения (Sc), маниа-

кальные состояния (Ма), социальная интроверсия (Si).

Эти шкалы получены с помощью достаточно точной статисти-

ческой нормировки, когда различия выявились при сравнении

групп явно больных и вполне здоровых людей. Например, ключи

Глава III. Принципы психологии и проблемы метода

к шкале депрессии определялись путем статистического разли-

чия ответов пятидесяти больных крайней формой депрессии,

доведенных до стадии суицида, и большой группы благополуч-

ных в этом отношении людей.

Примерно то же самое сделано и по другим шкалам этой

группы. Всего проверялось около 700 человек. Все шкалы раз-

рабатывались эмпирически. Задания по шкале «мужествен-

ность-женственность» отбирались в учетом частоты ответов

мужчин и женщин. Высокие показатели по этой шкале озна-

чают преобладание интересов, типичных для одного из полов.

Добавленная позднее шкала социальной интроверсии строи-

лась на ответах двух контрастных групп студентов колледжей,

отобранных на основе экспериментальных показателей по тес-

ту на интровертированный и экстравертированный типы лич-

ности.

Начало методике положили С. Хатауэй и Мак-Кинли в 1942 г.

Впоследствии активное участие в разработке дополнительных

шкал приняли у. Дальстром, Г. Уэлш, Л.Дальстром и другие.

Сама методика формировалась без специальной теоретичес-

кой основы и строилась преимущественно на основе обобще-

ния эмпирических данных. Из множества дополнительных

шкал в настоящее время используются 200, кроме 10 основ-

ных и 3 вспомогательных.

В качестве примера дополнительных шкал можно назвать

такие: учебные пособия (Гауф), фактор старения (Брозек), ал-

коголизм (Хемптон), тревога (Розен), явная тревога (Ж. Тей-

лор), самоконтроль (Куадра), цинизм (Котри), преступность

(Гауф), доминирование (Гауф, Мак-Кинли, Мил), эпилепсия

(Ричарде), устойчивость структуры личности (Беррон), общая

плохая приспособляемость (Уэлш), враждебность (Кук, Мид-

лей), аморальность (Харрис, Лингоуа), альтруизм (Пеппер,

Стронг) и др.

Особенностью этих шкал является недостаточная валидность

и нескорректированная зависимость от социальных условий и осо-

бенностей выборки. Эти шкалы представляют серьезный интерес

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

с точки зрения их практической значимости, а из-за плохой адап-

тации они не всегда дают приемлемый результат.

Еще один недостаток MMPI обусловлен размером и репре-

зентативностью нормативной выборки. Стандартные показате-

ли, по которым строятся коды профилей, получены на основе вы-

полнения теста первоначальной контрольной группой взрослых,

набранных из жителей города Миннеаполиса.

Подобная нормативная выборка выглядит совершенно не-

адекватно при сравнении с национальными выборками. Однако

если удовлетворять условию репрезентативности, выбирая дос-

таточно однородный социальный состав, зависимость от разме-

ра резко снижается, т. е., с точки зрения общенациональных осо-

бенностей, выборка в 700 человек явно недостаточна, в то время

как сравнительно небольшая выборка в 25—50 испытуемых —

школьников или студентов — может оказаться вполне репрезен-

тативной для конкретной популяции.

В сущности, MMPI является клинической методикой, надле-

жащая интерпретация которой требует значительного психоло-

гического опыта. Грамотная статистическая обработка данных,

определяющая стандартные нормы и шкалы, воспринимается

лишь как средство, облегчающее работу психолога. Основные

клинические шкалы имеют достаточно хорошие стандарты

и позволяют проводить формализованные процедуры перевода

сырых баллов в стандартные. Что же касается дополнительных

шкал, то для их стандартизации необходимо проведение допол-

нительных исследований на основе различных репрезентатив-

ных выборок.

Становится понятно, почему в американских инструкциях

к тестам написано, что ответственность за интерпретацию ре-

зультатов тестирования несет не разработчик теста, а тот, кто

его использует. Следовательно, тест нельзя применять автома-

тически. Каждый раз необходима критическая оценка ситуации

тестирования, особенностей теста и мониторинг его результа-

тов. Валидность и надежность теста надо постоянно проверять

и перепроверять.

Глава III. Принципы психологии и проблемы метода

Резюме 3-й главы

Наряду с законами и теориями, для понимания природы пси-

хики необходимы также принципы, являющиеся формой обоб-

щения законов и теорий и инструментом решения основных за-

дач науки. Подчеркивая значение принципов, физик С. И. Вавилов

говорит даже о «физике принципов». В этом же смысле можно

говорить и о «психологии принципов».

Исторически и логически выстраивается цепочка философ-

ских, общенаучных и более конкретных принципов, актуальных

для психологии. В этом ряду наиболее важными являются такие

философские и общенаучные принципы, как принцип эволюции,

детерминизма и др.

К собственно психологическим относятся принципы ассо-

циации, гештальта, интроспекции и некоторые другие. Систем-

но-генетическая психология строится на основе трех взаимо-

связанных принципов. К их числу относятся: 1) принцип

целостности и структурности; 2) активности; процессуальное™

и 3) функциональногенетической иерархии психологических

структур.

Все многообразие методов психологии укладывается в прос-

тую схему. Следует различать три основных метода — беседу,

наблюдение и эксперимент, их совокупность как исследова-

тельский модуль и методические цепочки от каждого из них

в виде дополнительных и специальных методических приемов

и множества конкретных методик, в том числе тестов (рис. 2,

стр. 94).

В комплексе этих методов, методических приемов и конкрет-

ных методик находит свое выражение «метод психологии в един-

ственном числе», как его понимал С. Л. Рубинштейн.

Вопросы для самопроверки к 3-й главе

1. Назовите основные философские и общенаучные принци-

пы, актуальные для психологии. Что такое «физика принципов»

и нужна ли «психология принципов»?

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

2. Расскажите о трех принципах системно-генетической пси-

хологии.

3. В чем заключается проблема метода в психологии?

4. В чем достоинства беседы, наблюдения и эксперимента как

методов психологии и какие ограничения свойственны каждому

из них? Что такое исследовательский модуль?

5. Проблема тестов в советской и мировой психологии.

6. Расскажите о принципах теоретического анализа психо-

диагностических методик.

ГЛАВА IV

ПСИХИКА КАК БОЛЬШАЯ, ОТКРЫТАЯ,

ЖИВАЯ, РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Ключевые слова

Психологическая таксономия.

Уровни-компоненты психики и связи между

ними. Девять уровней процессов, состояний

и интегральных психологических образова-

ний. Процессы: первичные, вторичные

преобразовательно-познавательные

и центрально-регуляторные.

Метод психологического портрета (МПП)

4.1. Психика как система,

ее структуры, компоненты и элементы

Общая теория систем, основы которой были заложены Л. Бер-

таланфи и развиты впоследствии Н. Винером, М. Месаровичем,

Р. Акоффом, Р. И. Кругликовым и многими другими, оказалась

перспективной для описания и психических явлений, свойств, ти-

пов, в том числе личности.

Для адекватной возможности приложения теории систем в пси-

хологии личности целесообразно обратиться к ее исходным поня-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

тиям и определить ее характеристики. Это связано с тем, что мно-

гие авторы большинства работ — ученые-психологи, так или иначе

обращающиеся к прикладным возможностям систем, — часто

не делают различия между структурой и системой. Кроме того,

метод качественных рассуждений, глубоко укоренившийся в пси-

хологии, не всегда позволяет увидеть формализованные момен-

ты систем.

Начнем со структуры. Структура какого-либо образования

(различной системы сложности) — общее понятие. В нее вклю-

чаются геометрические, кинематические, механические, физиче-

ские и морфологические аспекты. Прежде всего это свойство

объекта в основном эпифеноменологического характера, несмот-

ря на то что в числе элементов структуры могут быть и различ-

ные характеристики внутренних свойств. Структура может иметь

отношение к форме, особенностям движения и модальности точ-

ки зрения, на основе которой задается ее понятие. Элементы, свя-

зи и функции структуры не могут быть объединены в целое, т. к.

ее строение условно и целиком зависит от базы, положенной в ос-

нову ее построения, и этих оснований (необязательно согласую-

<
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...