Эмоционально-вегетативные, психомо- 1 глава
торные и перцептивные процессы. Аф- фект и интеллект. Движение, действие, поступок. Язык тела, психомоторика общения. Законы восприятия. Апперцепция 6.1. Онтогенез психики человека. Психика как переживание В соответствии с культурно-исторической концепцией при- роды психики человека, ее формирование подчинено не только и не столько биологическим, сколько социальным закономер- ностям. Следовательно, термин онтогенез, как биологический, применительно к индивидуальной истории становления психи- ки каждого человека не слишком удачен. Тем не менее он ис- пользуется многими авторами. В науке термины нередко при- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ меняются не в их точном значении, а по установившейся тра- диции. Под онтогенезом психики мы понимаем развитие психики плода, младенца, ребенка и взрослого человека как синтез анато- мо-физиологических и собственно психологических возрастных новообразований. В данной главе мы рассмотрим первичные преобразователь- но-познавательные процессы. Первичными они названы в отли- чие от вторичных — представлений, мышления и речи, высших форм памяти. Разница между первичными и вторичными про- цессами состоит в том, что первичные формируются при непо- средственном взаимодействии с внешним миром. Напротив, вто- ричные не нуждаются в этом, поскольку базируются не на восприятиях, а на представлениях. Вместо привычного термина «познавательные» процессы мы воспользуемся более сложным — «преобразовательно-познава- тельные» процессы. Этим мы подчеркнем, что любое познание неотделимо от преобразования внешнего или внутреннего объек- та познания. Что значит понять формулу? Это значит научиться
ее преобразовывать. 6.1.1. Понятие о протопсихике Часто встречающееся в учебниках суждение о том, что прос- тейшим психическим процессом является ощущение, нуждает- ся в серьезной корректировке. Если речь идет о полноценном ощущении со всеми его свойствами, присущими взрослому чело- веку, то это неверно. Настолько неверно, что физиолог П. К. Ано- хин простейшие первичные «ощущения» предложил называть специальным термином «эмоция-ощущение». Описывая простейшие психические явления, И. М. Сеченов использует термин «темные чувства». Наконец, английский уче- ный Хэд, изучая разные уровни чувствительности, вводит для прос- тейших из них понятие протопатической чувствительности. Обобщая вышеприведенные мнения авторитетных ученых, приходим к выводу: на самом деле не ощущение, а эмоция яв- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром ляется первичным и, следовательно, простейшим психическим про- цессом. Поскольку эмоция изначально и неразрывно связана с те- лесными, физико-химическими, физиологическими процессами тела, то она суть переживание, т. е. изначально явление не «чисто» психическое и не чисто физиологическое, а психофизиологическое в прямом и точном смысле этого слова. Более того, согласно формулировке, предложенной Ф. Басси- ным, любое психическое явление и психика в целом есть не что иное, как значимое переживание. Как это понимать? Только так: эмоция как первичное психическое явление в ходе онтогенеза, по мере обогащения все новыми значениями (и личностными смыслами), трансформируется в новые, все более сложные пси- хические феномены. Ощущения и восприятия, по терминологии А. Н. Леонтьева, — это явления сенсорной психики. Как они возникли? По А. Н. Леонтье- ву, в результате приспособления животных, вышедших на сушу и вы- нужденных перемещаться среди предметов. Уже в этой схеме нет места ощущениям как первичным про-
цессам, поскольку никакое передвижение невозможно без об- ратной связи. Если к моменту выхода животных из воды сенсор- ной психики еще не было, значит, была другая, несенсорная, досенсорная психика. Однако автор пытается все же обосновать первичность сен- сорной психики. На каком основании? На том, что науке нужны якобы только объективные параметры и критерии. Но это не так. Это бихевиористский тупик для теории психологии. Научная психология, как мы пытались обосновать в первой части, не может игнорировать субъективные явления как тако- вые, хотя бы как принадлежащие субъекту. Более того, если психо- логия начнет искать лишь стопроцентно объективные методы исследования психики, она просто перестанет быть психологи- ей. Выбросить субъективные явления для психолога все равно, что выплеснуть с водой и ребенка. Истины ради надо сказать, что соблазн велик. Достаточно бег- ло провести контент-анализ, скажем, такого хорошего современ- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ного учебника психологии, как двухтомник Ж. Годфруа, чтобы убе- диться, что приводимых в нем сведений из биологии, физиоло- гии, медицины и социологии гораздо больше, чем собственно пси- хологических. Итак, не ощущение, а простейшая форма «субъективной чув- ствительности», т. е. переживание (а именно, простейшая эмо- ция как психофизиологический процесс), есть настоящая исход- ная форма психики. Как и когда она возникает в филогенезе? Это сложный во- прос, и возможные ответы на него дают общая биология и зоо- психология. В рамках психологии человека мы вправе его опус- тить и обратиться прямо к фактам онтогенеза, т. е. не столько происхождения, сколько развития психики. В перинатальном периоде (до рождения), который длится в среднем 266 дней, принято различать три периода. В первом, который называется предзародышевой стадией, длительностью в две недели, развивается зигота. Во втором (зародышевая ста- дия), длительностью до 2 месяцев, происходит дифференциров- ка различных органов. Третий период — стадия плода — начинается с третьего ме- сяца развития и завершается родами. Способность выжить в воз- душной среде плод приобретает к 7-му месяцу внутриутробной
жизни. Первые реакции эмбриона на 8-й неделе жизни свидетель- ствуют о начале функционирования нервной системы. В середи- не 4-го месяца беременности мать начинает чувствовать движе- ния плода. Мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг взрослого человека. Его развитие завершается в основном к 6-лет- нему возрасту, однако полной анатомо-физиологической зрело- сти он достигает лишь к концу отрочества. Начиная с 25-летнего возраста (а особенно после 45 лет), ежедневно отмирают десят- ки тысяч нервных клеток. Оценивая психологическое значение этих фактов, надо учи- тывать, что развитие мозга как аппарата психики — это, конеч- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром но, показатель развития психики. Но не абсолютный. Остающихся после 45 лет десятков миллиардов функционирующих нейронов при условии активной жизни вполне достаточно для обеспече- ния дальнейшего развития психологических функций. Уже с 3-го месяца внутриутробной жизни у плода начинают- ся движения тела и глаз. На 7-м появляются многочисленные реф- лексы — сосание, реакции на громкие звуки и др. По новейшим данным, с 3-го месяца начинают заметно развиваться эмоцио- нальная, а затем сенсорная сферы. Хотя этих данных немного, уже можно говорить о психике плода. Например, волнение матери приводит к учащению сердцебиения плода. Как назвать эти первые проявления психической жизни? Ло- гичнее всего — протопсихикой, поскольку даже у новорожден- ного собственно психические проявления весьма скромны, а их настоящее развитие начинается лишь после рождения. Можно высказать некоторые предположения о строении про- топсихики. Во-первых, это по преимуществу простейшая эмоция, еще менее дифференцированная, чем «темные чувства» Сечено- ва или «протопатическая чувствительность» Хэда. Во-вторых, на фоне этой недифференцированности начинают появляться как бы зародыши будущих отдельных психических про- цессов. Каких? На помощь приходят немногочисленные современ- ные наблюдения и интересная мысль Г. Эббингауза. Анализируя
отличие живого организма от неживого, он указывает на такое свойство живого, как избирательность реакции на среду. Например, щепка в воде подчиняется только ветру и тече- нию, а живой организм активно видоизменяет траекторию в сво- их «интересах». Это становится возможным потому, что живое тело запоминает свое внутреннее состояние и условия его со- хранения. Эббингауз формулирует даже особый закон взаимодействия избирательности и памяти. А именно: живая память фиксирует не все подряд, но только то, что пропускает внимание. На этом основании логично предположить, что первыми начи- нают выделяться из протоэмоции зародыши двух процессов — про- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ товнимания и протопамяти. Эти-то три компонента — протоэмо- ция, протовнимание и протопамять — и образуют структуру про- топсихики плода, т. е. тот уровень развития психики в онтогенезе, с которым ребенок появляется на свет. Нельзя не отметить в этой связи, что позиция Отто Ранка, в какой-то мере 3. Фрейда и в огромной степени К. Г. Юнга, Ст. Грофа и их последователей, склонных к переоценке родовой трав- мы и ее роли как фатального источника неврозов, грешит недооцен- кой по меньшей мере двух факторов, противостоящих опасности. Во-первых, чисто физиологических механизмов запредельного ох- ранительного торможения, открытых И. П. Павловым. Во-вторых, «закона Эббингауза», согласно которому внимание — это фильтр, защищающий память (т. е. психику) от всего ненужного. В итоге новорожденный отнюдь не беззащитен перед родовой травмой. Природа заранее подготовила его к драматическому появле- нию на свет. И только отказ природных защитных приспособле- ний (как «ремней безопасности» у автомобилиста) способен стать причиной последующего невроза, явного или латентного. Подобные соображения, конечно, не могут дискредитировать новое, гуманное и прогрессивное направление в родовспоможе- нии, предусматривающее систему мер по смягчению всех фак- торов, действующих на новорожденного в момент и вскоре пос- ле родов. Однако они требуют более осторожного отношения к оценке дородовых и послеродовых травм, тем более к мисти- ческим и иррациональным «воспоминаниям» в рамках перина- тальных матриц, как и вообще к перенесению клиники, напри- мер отравлению ЛСД, в картине психологической нормы и подмене понятия «измененное состояние сознания» на «рас- ширение» сознания. Не стоит переоценивать развитость психи- ки новорожденного. Она невелика. 6.1.2. Эмоционально-вегетативная психика новорожденного и младенца Ребенок родился. Расправились легкие. Началась жизнь вне
материнского тела. Чем, с точки зрения психофизиологии, осна- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром щен новорожденный? Во-первых, физиологическими механизма- ми саморегуляции тела (т. е. безусловными и условными рефлек- сами). Во-вторых, органами чувств и какими-то собственно психологическими механизмами саморегуляции. Какими? Что может психика новорожденного? Вместе с телес- ными механизмами нейрогуморальной регуляции, дополняя их, она может расширить арсенал средств нормализации телесного благополучия и минимизации факторов риска (голода и холода). Вот и все. Только на 2—3-м месяце появится комплекс оживления как первый проблеск сознательного социального поведения. Пока ос- новная цель психики—реализация «принципа удовольствия» свои- ми ограниченными возможностями. При рождении даже своим телом ребенок управлять не может. Движения тела и конечностей пока еще хаотичны. До 6-месячного возраста эмоционально-вегетативная пси- хика остается высшим уровнем психики младенца. С этого воз- раста сначала медленно, а потом все быстрее над структурами эмоционально-вегетативной регуляции надстраиваются новые, те, которые формируются в процессе усложняющейся координации движений, а потом и действий. К двум годам ведущим уровнем психики становятся структуры психомоторики. Но об этом под- робнее в следующем разделе этой главы. Пока мы установили, что первые 6 месяцев — это сензитив- ное время для эмоционально-вегетативной психики. А что с нею будет происходить потом, через месяцы и годы развития? Она останется базовой структурой в общем «здании» психики. Эта роль навсегда за нею сохранится. Как таковая, как базовая структура, ответственная за нервно- психическое здоровье, она будет продолжать развиваться. Смо- жет ли она вернуть себе роль высшего уровня? Сложный вопрос. Чтобы на него ответить, вспомним, как трактует Н. А. Бернштейн вопрос о ведущих и фоновых уровнях регуляции движений. Н. А. Бернштейн, как всегда, скромен. На самом деле речь идет о регуляции не только движений, но и действий. Первый уровень ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ психики примерно соответствует уровню «А» регуляции движе- ний, по Н. А. Бернштейну. Может он вновь, не у рыб, не у младен- ца, а в зрелом возрасте стать ведущим? Да, при определенных условиях может. То же самое свойственно и первому уровню психики. Вопре- ки ограничениям, накладываемым все новыми уровнями, от 1 -го до 9-го (пренебрегая даже остальными — с 10-го по 27-й), эмо- ционально-вегетативная психика с ее «культом» телесных удо- вольствий может при определенных условиях остаться в роли ведущего уровня. Остальные уровни: интеллектуальные, волевые и нравствен- но ориентированное внимание — могут оттесняться на роль фо- новых. Каков будет итог? Итогом станет личность типа купчихи за чаем, увековеченная кистью Кустодиева, Санчо Панса Серван- теса, Гаргантюа Рабле, Фальстаф Шекспира и соответствующие им другие герои всех времен и народов. Напротив, иная структура мотивов сформирует личность Дон- Кихота или религиозного отшельника. В структуре такой лично- сти первый уровень напрочь отстранен от «руководства» телом и духом. Высшие, духовные потребности подавляют и вытесня- ют телесные. Таким образом, даже по внешнему виду человека многое мож- но сказать о том, как у него прошло младенчество, насколько пол- но созрели в свое время эмоционально-вегетативные функции и насколько гармонично или дисгармонично сложились отноше- ния между разными уровнями психики в детстве, юношеском и зрелом возрасте. Простейшие эмоции изначально амбивалентны. Именно по- этому у младенца и малого ребенка так легко случаются перехо- ды от безмятежной радости к огорчению и обратно. Этим пере- ходам, взаимосвязи Эроса и Танатоса, заслуженно большое внимание уделял Фрейд. Поскольку первый уровень психики навсегда остается базо- вым и имеет прямое отношение ко всем телесным потребностям, то и духовные потребности, и мотивы, и установки в той или иной Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром мере зависят от эмоционально-вегетативных процессов фрейдов- ского «Оно». И все же, в соответствии с принципом функцио- нально-генетической иерархии психологических структур, их роль надо признать тем меньшей, чем выше уровень исследуемой фор- мы активности. Так, роль вегетативного компонента действий на уровне по- строения движений «С» или «D» при прочих равных условиях будет более существенна, чем при действиях на уровне «Е». Соот- ветственно, на уровне «Е» более значимы нравственные мотивы и другие социально-психологические детерминанты поведения (рис. 8, стр. 178). Эта закономерность вертикальных связей обозначена на рис. 5 двумя векторами: «А» — снизу вверх нарастает роль социальных факторов, сверху вниз все сильнее значение физиологического компонента психических процессов (вектор «Б»). Наряду с вертикальными идут горизонтальные взаимодей- ствия на каждом из девяти уровней. Они обозначены горизон- тальным вектором «В». Третья форма дифференцирования — саморазвитие каждого из 27 уровней-компонентов, представленных на рис. 5, стр. 120. Например, темперамент закладывается очень рано, уже у плода. По мере роста и развития ребенка и юноши он совершенствует- ся. Его главные детерминанты снизу — это свойства нервной сие темы и через них — эмоции, а сверху — черты характера. В то же время темперамент тесно взаимодействует с психо- моторными состояниями (11-й уровень-компонент). Получает- ся достаточно сложная и динамичная схема, однако реальная динамика взаимодействия и взаимовлияния структур психики друг на друга еще более сложна. Интересные мысли на этот счет принадлежат Л. Н. Толстому. Вот они: «Человека изучать со всех сторон равносильно тому, что изучать предмет, у которого столько сторон, сколько радиусов в шаре, т. е. без числа, и что нельзя изучать со всех сторон, а надо знать, с какой стороны важнее, нужнее... и волей-неволей уста- навливается последовательность. Вот в ней-то все и дело». ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Схема взаимодействия разных компонентов психики чело- века и рекомендации по методике их изучения, описанные в этом рассуждении, очень близки по идее к динамическим соотноше- ниям ведущих и фоновых уровней в концепции построения дви- жений Н. А. Бернштейна, Динамическая структура психики, пред- ставленная на рис. 5, как минимум, не противоречит этим идеям Л. Н. Толстого и Н. А. Бернштейна. 6.1.3. Функции эмоций. Аффект и интеллект Термины «процесс» и «функция» в психологии нередко пи- шутся через запятую и воспринимаются как синонимы. Строго говоря, так поступать нельзя. Процесс в рамках СГП — это прос- тейший уровень-компонент первой подсистемы психики. Функ- ций психики очень много, и они весьма разные. Именно в этом смысле можно говорить о том, что тот или иной процесс, в данном случае эмоция, реализует определенные функции. Это не схоластическое рассуждение. Оно имеет реаль- ный смысл. Например, в большинстве современных учебников по психо- логии есть раздел «воображение» и нет раздела «представления». Почему? Обоснования нет. С позиций СГП, представления — это важнейший этап развития психики, это самостоятельная структура, самостоятельный процесс. Воображение — это одна из форм представлений — представления воображения. Кроме того, важно учесть, что воображение — это функция не только процесса представления, но и мышления. В итоге воображение — это функция нескольких процессов, а представление — самостоя- тельный процесс. Принципиально важно, что реализация функции, в свою оче- редь, активно влияет на формирование процессов и других струк- тур психики. В психологии полностью справедливо правило Ла- марка, согласно которому функция формирует структуру. Каковы важнейшие функции, в которых формируются и ко- торые реализуют эмоции? Первая и основная функция эмоций состоит в том, что они являются формой переживания как пси- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром хофизиологического единства телесных и душевных процессов. Как справедливо написал С. Л. Рубинштейн: «...Чувства человека, не отрываясь... от организма и его психофизических механизмов, далеко выходят за узкие рамки только лишь его органических со- стояний, распространяясь на всю безграничную ширь мира, ко- торый человек в своей практической и теоретической деятельно- сти изменяет и познает». Эти мысли С. Л. Рубинштейна завершаются аккордом: «Чув- ства человека — это самое яркое выражение природы, ставшей человеком, и с этим связано то волнующее обаяние, которое ис- ходит от всякого подлинного чувства». Вторая по времени появления и по значимости функция эмо- ций состоит в том, что «из ткани» эмоций формируются структу- ры психомоторики, затем сенсорной психики и все другие психо- логические структуры, представленные на рис. 5 на всех 27 уровнях. На одном из этих уровней, на 7-м, высшие эмоции, т. е. чув- ства, вместе с непроизвольным вниманием становятся важней- шим нентрально-регуляторным процессом. Из обсуждаемой схе- мы ясно, что внимание, в данном случае непроизвольное, является регуляторным процессом. Его функция состоит в улучшении про- текания регулируемого процесса путем повышения его избира- тельности и сосредоточенности. Кроме простейших эмоций, вни- мание является «инструментом» для воли и высших, нравственных чувств. Эти высшие формы называются произвольным и нрав- ственно-ориентированным вниманием. Важнейшей функцией эмоций является не только регулятор- ная, но также и тесно связанная с нею энергетическая. Внимание, и прежде всего непроизвольное, не только регулирует психомо- торные, сенсорные и интеллектуальные процессы, но и является для них источником энергии. Важными физиологическими меха- низмами этого являются ретикуляторная формация и высшие ве- гетативные центры гипоталамуса. Проблема соотношения понятий «психика» и «энергия» со времен Фрейда не теряет своей остроты и актуальности. Не вхо- дя в детали, заметим, что в рамках СГП она решается относи- . 173 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ тельно просто. Все психологические структуры, будучи по свое- му составу психофизиологическими, содержат и физиологиче- ские, и собственно психологические компоненты в их единстве. В прямом смысле понятие энергии применимо лишь к одному из компонентов психики—физическому (в форме физиологического процесса). Однако в силу принадлежности обоих компонентов од- ному психическому процессу Фрейд почти прав, когда описывает сознание и неосознаваемое как потоки психической энергии. Таким образом, трактовка психической энергии как физиче- ской неверна, но и метафизической ее называть неправильно. Энергия — понятие физическое и таковым остается. Но и пси- хика в целом, в силу единства ее структур, имеет энергетическую характеристику. Поясним эту мысль на примере. Можно ли физически изме- рить тяжесть Нюрнбергского трибунала, приговорившего к по- вешению фашистских преступников? Очевидно, что этого сделать нельзя, поскольку его тяжесть не физическая, а морально-этическая. Но взвесить протоколы и дру- гие физические затраты в связи с этим процессом, его «материаль- ные носители», можно. Аналогичным образом можно взвесить и «душу», т. е. энергию нервного процесса как компонент более широкого явления — психического процесса. Аккуратно перечислить все функции эмоций не представля- ется возможным, поскольку без них нет никакого психического явления. Таким образом, функции эмоций — это все функции психики без исключения. В этой связи самым главным истори- чески и логически является вопрос о соотношении эмоции и мышления, аффекта и интеллекта. Ему посвящена огромная фи- лософская и психологическая литература. Самое простое решение предложено С. Л. Рубинштейном, ко- торый не без оснований считал, что каждая человеческая мысль эмоциональна, а каждая эмоция интеллектуальна. Но этим проблема не исчерпывается. Остается много конк- ретных вопросов. На некоторые из них можно ответить в рам- ках СГП. Эмоции не только являются первичным, базовым пси- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром хическим процессом, не только фигурируют как высшие чувства на седьмом уровне (см. рис. 5, стр. 120), но они также своеобраз- но чередуются с интеллектуальными структурами. Если позволительно такое упрощение, то психика — это слое- ный пирог, в котором последовательно сменяют друг друга эмо- циональные и интеллектуальные уровни-компоненты. Особенно ярко это проявляется на высшем, 27-м уровне — нравственно- психологических свойствах личности. При бедности интеллекта этот уровень просто отсутствует. Классический пример описан К. И. Чуковским в знаменитой кни- ге «От двух до пяти». Внук спрашивает у бабушки — умрет ли она? Получив утвердительный ответ, малыш в восторге заявляет: «Вот когда я буду крутить твою машину!» Конечно, он поумнеет, повзрослеет и начнет мыслить по-дру- гому. Но вот что важно: его новые, гуманные мысли приобретут форму нравственного чувства! Он будет любить бабушку и умом, и сердцем. Так что такое нравственность? Интеллектуальный про- дукт или эмоциональный? Спросим строже: нравственность — это функция левого (интеллектуального) или правого (эмоцио- нального) полушария мозга? Вряд ли можно просто и однозначно ответить на этот вопрос. Остается лишь констатировать: с первого по 27-й уровень психи- ка остается эмоцией, чувством, переживанием. Разница между уровнями — в мере интеллектуального наполнения этих чувств. 6.2. Психомоторика как второй уровень-компонент психики Как мы имели возможность убедиться, психика плода, ново- рожденного и младенца — это по преимуществу телесно ориенти- рованная психика. Соответственно, ее «афферентное обеспече- ние» — это главным образом интерорецепция. Ее биологическая функция — сохранение гомеостаза. С момента рождения афферентация психических процессов резко расширяется, включаются и нарастают импульсы с эксте- рорецепторов, в том числе дистанционных рецепторов. Сначала ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ по механизму условных рефлексов, а потом полусознательно и да- лее все более осознанно психика обогащается за счет влияния среды, внешнего, предметного мира. Ее функции обогащаются за счет актов взаимодействия с этим миром. Еще Аристотель понял, что кожное чувство — это фундамент все более совершенной чувствительности, вплоть до ее высших форм — слуха и зрения. Наряду с пассивной регуляцией своего состояния через крик, призывы о помощи, ребенок все более ов- ладевает телом и конечностями. Его приспособление к миру бла- годаря этому становится все более активным. Управляемые ко- нечности дают возможность расширить ориентировку в среде, а потом становятся орудиями ее изменения. Как известно со времен И. М. Сеченова, «рука учит глаз». То есть расширение репертуара движений, а потом и действий ребенка обо- гащает возможности всех форм восприятий и психики в целом. Не случайно живому движению, психомоторике уделяли боль- шое внимание многие физиологи и психологи. И. П. Павлов в свое время мечтал изучать высшую нервную деятельность на модели движения. Не сделал он этого, выбрал скромную и простую слю- ноотделительную функцию, главным образом, по техническим причинам. Только Подкопаев гораздо позднее попытался изучать оборонительные двигательные условные рефлексы. Смело экспериментировал с двигательными сочетательными рефлексами В. М. Бехтерев. На заре развития российской физио- логии и поведенческой психологии И. М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, созда- ет ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде окончательным фактом является мышечное движение». Как экспериментально показал В. П. Зинченко, в ткани жи-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|