Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоционально-вегетативные, психомо- 1 глава




торные и перцептивные процессы. Аф-

фект и интеллект. Движение, действие,

поступок. Язык тела, психомоторика

общения. Законы восприятия. Апперцепция

6.1. Онтогенез психики человека.

Психика как переживание

В соответствии с культурно-исторической концепцией при-

роды психики человека, ее формирование подчинено не только

и не столько биологическим, сколько социальным закономер-

ностям. Следовательно, термин онтогенез, как биологический,

применительно к индивидуальной истории становления психи-

ки каждого человека не слишком удачен. Тем не менее он ис-

пользуется многими авторами. В науке термины нередко при-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

меняются не в их точном значении, а по установившейся тра-

диции.

Под онтогенезом психики мы понимаем развитие психики

плода, младенца, ребенка и взрослого человека как синтез анато-

мо-физиологических и собственно психологических возрастных

новообразований.

В данной главе мы рассмотрим первичные преобразователь-

но-познавательные процессы. Первичными они названы в отли-

чие от вторичных — представлений, мышления и речи, высших

форм памяти. Разница между первичными и вторичными про-

цессами состоит в том, что первичные формируются при непо-

средственном взаимодействии с внешним миром. Напротив, вто-

ричные не нуждаются в этом, поскольку базируются не на

восприятиях, а на представлениях.

Вместо привычного термина «познавательные» процессы мы

воспользуемся более сложным — «преобразовательно-познава-

тельные» процессы. Этим мы подчеркнем, что любое познание

неотделимо от преобразования внешнего или внутреннего объек-

та познания. Что значит понять формулу? Это значит научиться

ее преобразовывать.

6.1.1. Понятие о протопсихике

Часто встречающееся в учебниках суждение о том, что прос-

тейшим психическим процессом является ощущение, нуждает-

ся в серьезной корректировке. Если речь идет о полноценном

ощущении со всеми его свойствами, присущими взрослому чело-

веку, то это неверно. Настолько неверно, что физиолог П. К. Ано-

хин простейшие первичные «ощущения» предложил называть

специальным термином «эмоция-ощущение».

Описывая простейшие психические явления, И. М. Сеченов

использует термин «темные чувства». Наконец, английский уче-

ный Хэд, изучая разные уровни чувствительности, вводит для прос-

тейших из них понятие протопатической чувствительности.

Обобщая вышеприведенные мнения авторитетных ученых,

приходим к выводу: на самом деле не ощущение, а эмоция яв-

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

ляется первичным и, следовательно, простейшим психическим про-

цессом. Поскольку эмоция изначально и неразрывно связана с те-

лесными, физико-химическими, физиологическими процессами

тела, то она суть переживание, т. е. изначально явление не «чисто»

психическое и не чисто физиологическое, а психофизиологическое

в прямом и точном смысле этого слова.

Более того, согласно формулировке, предложенной Ф. Басси-

ным, любое психическое явление и психика в целом есть не что

иное, как значимое переживание. Как это понимать? Только так:

эмоция как первичное психическое явление в ходе онтогенеза,

по мере обогащения все новыми значениями (и личностными

смыслами), трансформируется в новые, все более сложные пси-

хические феномены.

Ощущения и восприятия, по терминологии А. Н. Леонтьева, —

это явления сенсорной психики. Как они возникли? По А. Н. Леонтье-

ву, в результате приспособления животных, вышедших на сушу и вы-

нужденных перемещаться среди предметов.

Уже в этой схеме нет места ощущениям как первичным про-

цессам, поскольку никакое передвижение невозможно без об-

ратной связи. Если к моменту выхода животных из воды сенсор-

ной психики еще не было, значит, была другая, несенсорная,

досенсорная психика.

Однако автор пытается все же обосновать первичность сен-

сорной психики. На каком основании? На том, что науке нужны

якобы только объективные параметры и критерии. Но это не так.

Это бихевиористский тупик для теории психологии.

Научная психология, как мы пытались обосновать в первой

части, не может игнорировать субъективные явления как тако-

вые, хотя бы как принадлежащие субъекту. Более того, если психо-

логия начнет искать лишь стопроцентно объективные методы

исследования психики, она просто перестанет быть психологи-

ей. Выбросить субъективные явления для психолога все равно, что

выплеснуть с водой и ребенка.

Истины ради надо сказать, что соблазн велик. Достаточно бег-

ло провести контент-анализ, скажем, такого хорошего современ-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ного учебника психологии, как двухтомник Ж. Годфруа, чтобы убе-

диться, что приводимых в нем сведений из биологии, физиоло-

гии, медицины и социологии гораздо больше, чем собственно пси-

хологических.

Итак, не ощущение, а простейшая форма «субъективной чув-

ствительности», т. е. переживание (а именно, простейшая эмо-

ция как психофизиологический процесс), есть настоящая исход-

ная форма психики.

Как и когда она возникает в филогенезе? Это сложный во-

прос, и возможные ответы на него дают общая биология и зоо-

психология. В рамках психологии человека мы вправе его опус-

тить и обратиться прямо к фактам онтогенеза, т. е. не столько

происхождения, сколько развития психики.

В перинатальном периоде (до рождения), который длится

в среднем 266 дней, принято различать три периода. В первом,

который называется предзародышевой стадией, длительностью

в две недели, развивается зигота. Во втором (зародышевая ста-

дия), длительностью до 2 месяцев, происходит дифференциров-

ка различных органов.

Третий период — стадия плода — начинается с третьего ме-

сяца развития и завершается родами. Способность выжить в воз-

душной среде плод приобретает к 7-му месяцу внутриутробной

жизни.

Первые реакции эмбриона на 8-й неделе жизни свидетель-

ствуют о начале функционирования нервной системы. В середи-

не 4-го месяца беременности мать начинает чувствовать движе-

ния плода.

Мозг новорожденного ребенка весит в 5 раз меньше, чем мозг

взрослого человека. Его развитие завершается в основном к 6-лет-

нему возрасту, однако полной анатомо-физиологической зрело-

сти он достигает лишь к концу отрочества. Начиная с 25-летнего

возраста (а особенно после 45 лет), ежедневно отмирают десят-

ки тысяч нервных клеток.

Оценивая психологическое значение этих фактов, надо учи-

тывать, что развитие мозга как аппарата психики — это, конеч-

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

но, показатель развития психики. Но не абсолютный. Остающихся

после 45 лет десятков миллиардов функционирующих нейронов

при условии активной жизни вполне достаточно для обеспече-

ния дальнейшего развития психологических функций.

Уже с 3-го месяца внутриутробной жизни у плода начинают-

ся движения тела и глаз. На 7-м появляются многочисленные реф-

лексы — сосание, реакции на громкие звуки и др. По новейшим

данным, с 3-го месяца начинают заметно развиваться эмоцио-

нальная, а затем сенсорная сферы. Хотя этих данных немного, уже

можно говорить о психике плода. Например, волнение матери

приводит к учащению сердцебиения плода.

Как назвать эти первые проявления психической жизни? Ло-

гичнее всего — протопсихикой, поскольку даже у новорожден-

ного собственно психические проявления весьма скромны, а их

настоящее развитие начинается лишь после рождения.

Можно высказать некоторые предположения о строении про-

топсихики. Во-первых, это по преимуществу простейшая эмоция,

еще менее дифференцированная, чем «темные чувства» Сечено-

ва или «протопатическая чувствительность» Хэда.

Во-вторых, на фоне этой недифференцированности начинают

появляться как бы зародыши будущих отдельных психических про-

цессов. Каких? На помощь приходят немногочисленные современ-

ные наблюдения и интересная мысль Г. Эббингауза. Анализируя

отличие живого организма от неживого, он указывает на такое

свойство живого, как избирательность реакции на среду.

Например, щепка в воде подчиняется только ветру и тече-

нию, а живой организм активно видоизменяет траекторию в сво-

их «интересах». Это становится возможным потому, что живое

тело запоминает свое внутреннее состояние и условия его со-

хранения.

Эббингауз формулирует даже особый закон взаимодействия

избирательности и памяти. А именно: живая память фиксирует

не все подряд, но только то, что пропускает внимание.

На этом основании логично предположить, что первыми начи-

нают выделяться из протоэмоции зародыши двух процессов — про-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

товнимания и протопамяти. Эти-то три компонента — протоэмо-

ция, протовнимание и протопамять — и образуют структуру про-

топсихики плода, т. е. тот уровень развития психики в онтогенезе,

с которым ребенок появляется на свет.

Нельзя не отметить в этой связи, что позиция Отто Ранка,

в какой-то мере 3. Фрейда и в огромной степени К. Г. Юнга,

Ст. Грофа и их последователей, склонных к переоценке родовой трав-

мы и ее роли как фатального источника неврозов, грешит недооцен-

кой по меньшей мере двух факторов, противостоящих опасности.

Во-первых, чисто физиологических механизмов запредельного ох-

ранительного торможения, открытых И. П. Павловым. Во-вторых,

«закона Эббингауза», согласно которому внимание — это фильтр,

защищающий память (т. е. психику) от всего ненужного. В итоге

новорожденный отнюдь не беззащитен перед родовой травмой.

Природа заранее подготовила его к драматическому появле-

нию на свет. И только отказ природных защитных приспособле-

ний (как «ремней безопасности» у автомобилиста) способен стать

причиной последующего невроза, явного или латентного.

Подобные соображения, конечно, не могут дискредитировать

новое, гуманное и прогрессивное направление в родовспоможе-

нии, предусматривающее систему мер по смягчению всех фак-

торов, действующих на новорожденного в момент и вскоре пос-

ле родов. Однако они требуют более осторожного отношения

к оценке дородовых и послеродовых травм, тем более к мисти-

ческим и иррациональным «воспоминаниям» в рамках перина-

тальных матриц, как и вообще к перенесению клиники, напри-

мер отравлению ЛСД, в картине психологической нормы

и подмене понятия «измененное состояние сознания» на «рас-

ширение» сознания. Не стоит переоценивать развитость психи-

ки новорожденного. Она невелика.

6.1.2. Эмоционально-вегетативная психика

новорожденного и младенца

Ребенок родился. Расправились легкие. Началась жизнь вне

материнского тела. Чем, с точки зрения психофизиологии, осна-

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

щен новорожденный? Во-первых, физиологическими механизма-

ми саморегуляции тела (т. е. безусловными и условными рефлек-

сами). Во-вторых, органами чувств и какими-то собственно

психологическими механизмами саморегуляции.

Какими? Что может психика новорожденного? Вместе с телес-

ными механизмами нейрогуморальной регуляции, дополняя их,

она может расширить арсенал средств нормализации телесного

благополучия и минимизации факторов риска (голода и холода).

Вот и все.

Только на 2—3-м месяце появится комплекс оживления как

первый проблеск сознательного социального поведения. Пока ос-

новная цель психики—реализация «принципа удовольствия» свои-

ми ограниченными возможностями. При рождении даже своим

телом ребенок управлять не может. Движения тела и конечностей

пока еще хаотичны.

До 6-месячного возраста эмоционально-вегетативная пси-

хика остается высшим уровнем психики младенца. С этого воз-

раста сначала медленно, а потом все быстрее над структурами

эмоционально-вегетативной регуляции надстраиваются новые, те,

которые формируются в процессе усложняющейся координации

движений, а потом и действий. К двум годам ведущим уровнем

психики становятся структуры психомоторики. Но об этом под-

робнее в следующем разделе этой главы.

Пока мы установили, что первые 6 месяцев — это сензитив-

ное время для эмоционально-вегетативной психики. А что с нею

будет происходить потом, через месяцы и годы развития? Она

останется базовой структурой в общем «здании» психики. Эта

роль навсегда за нею сохранится.

Как таковая, как базовая структура, ответственная за нервно-

психическое здоровье, она будет продолжать развиваться. Смо-

жет ли она вернуть себе роль высшего уровня? Сложный вопрос.

Чтобы на него ответить, вспомним, как трактует Н. А. Бернштейн

вопрос о ведущих и фоновых уровнях регуляции движений.

Н. А. Бернштейн, как всегда, скромен. На самом деле речь идет

о регуляции не только движений, но и действий. Первый уровень

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

психики примерно соответствует уровню «А» регуляции движе-

ний, по Н. А. Бернштейну. Может он вновь, не у рыб, не у младен-

ца, а в зрелом возрасте стать ведущим? Да, при определенных

условиях может.

То же самое свойственно и первому уровню психики. Вопре-

ки ограничениям, накладываемым все новыми уровнями, от 1 -го

до 9-го (пренебрегая даже остальными — с 10-го по 27-й), эмо-

ционально-вегетативная психика с ее «культом» телесных удо-

вольствий может при определенных условиях остаться в роли

ведущего уровня.

Остальные уровни: интеллектуальные, волевые и нравствен-

но ориентированное внимание — могут оттесняться на роль фо-

новых. Каков будет итог? Итогом станет личность типа купчихи

за чаем, увековеченная кистью Кустодиева, Санчо Панса Серван-

теса, Гаргантюа Рабле, Фальстаф Шекспира и соответствующие

им другие герои всех времен и народов.

Напротив, иная структура мотивов сформирует личность Дон-

Кихота или религиозного отшельника. В структуре такой лично-

сти первый уровень напрочь отстранен от «руководства» телом

и духом. Высшие, духовные потребности подавляют и вытесня-

ют телесные.

Таким образом, даже по внешнему виду человека многое мож-

но сказать о том, как у него прошло младенчество, насколько пол-

но созрели в свое время эмоционально-вегетативные функции

и насколько гармонично или дисгармонично сложились отноше-

ния между разными уровнями психики в детстве, юношеском

и зрелом возрасте.

Простейшие эмоции изначально амбивалентны. Именно по-

этому у младенца и малого ребенка так легко случаются перехо-

ды от безмятежной радости к огорчению и обратно. Этим пере-

ходам, взаимосвязи Эроса и Танатоса, заслуженно большое

внимание уделял Фрейд.

Поскольку первый уровень психики навсегда остается базо-

вым и имеет прямое отношение ко всем телесным потребностям,

то и духовные потребности, и мотивы, и установки в той или иной

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

мере зависят от эмоционально-вегетативных процессов фрейдов-

ского «Оно». И все же, в соответствии с принципом функцио-

нально-генетической иерархии психологических структур, их роль

надо признать тем меньшей, чем выше уровень исследуемой фор-

мы активности.

Так, роль вегетативного компонента действий на уровне по-

строения движений «С» или «D» при прочих равных условиях

будет более существенна, чем при действиях на уровне «Е». Соот-

ветственно, на уровне «Е» более значимы нравственные мотивы

и другие социально-психологические детерминанты поведения

(рис. 8, стр. 178).

Эта закономерность вертикальных связей обозначена на рис. 5

двумя векторами: «А» — снизу вверх нарастает роль социальных

факторов, сверху вниз все сильнее значение физиологического

компонента психических процессов (вектор «Б»).

Наряду с вертикальными идут горизонтальные взаимодей-

ствия на каждом из девяти уровней. Они обозначены горизон-

тальным вектором «В».

Третья форма дифференцирования — саморазвитие каждого

из 27 уровней-компонентов, представленных на рис. 5, стр. 120.

Например, темперамент закладывается очень рано, уже у плода.

По мере роста и развития ребенка и юноши он совершенствует-

ся. Его главные детерминанты снизу — это свойства нервной сие

темы и через них — эмоции, а сверху — черты характера.

В то же время темперамент тесно взаимодействует с психо-

моторными состояниями (11-й уровень-компонент). Получает-

ся достаточно сложная и динамичная схема, однако реальная

динамика взаимодействия и взаимовлияния структур психики

друг на друга еще более сложна.

Интересные мысли на этот счет принадлежат Л. Н. Толстому.

Вот они: «Человека изучать со всех сторон равносильно тому, что

изучать предмет, у которого столько сторон, сколько радиусов

в шаре, т. е. без числа, и что нельзя изучать со всех сторон, а надо

знать, с какой стороны важнее, нужнее... и волей-неволей уста-

навливается последовательность. Вот в ней-то все и дело».

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Схема взаимодействия разных компонентов психики чело-

века и рекомендации по методике их изучения, описанные в этом

рассуждении, очень близки по идее к динамическим соотноше-

ниям ведущих и фоновых уровней в концепции построения дви-

жений Н. А. Бернштейна, Динамическая структура психики, пред-

ставленная на рис. 5, как минимум, не противоречит этим идеям

Л. Н. Толстого и Н. А. Бернштейна.

6.1.3. Функции эмоций. Аффект и интеллект

Термины «процесс» и «функция» в психологии нередко пи-

шутся через запятую и воспринимаются как синонимы. Строго

говоря, так поступать нельзя. Процесс в рамках СГП — это прос-

тейший уровень-компонент первой подсистемы психики. Функ-

ций психики очень много, и они весьма разные.

Именно в этом смысле можно говорить о том, что тот или

иной процесс, в данном случае эмоция, реализует определенные

функции. Это не схоластическое рассуждение. Оно имеет реаль-

ный смысл.

Например, в большинстве современных учебников по психо-

логии есть раздел «воображение» и нет раздела «представления».

Почему? Обоснования нет. С позиций СГП, представления —

это важнейший этап развития психики, это самостоятельная

структура, самостоятельный процесс. Воображение — это одна

из форм представлений — представления воображения. Кроме

того, важно учесть, что воображение — это функция не только

процесса представления, но и мышления. В итоге воображение —

это функция нескольких процессов, а представление — самостоя-

тельный процесс.

Принципиально важно, что реализация функции, в свою оче-

редь, активно влияет на формирование процессов и других струк-

тур психики. В психологии полностью справедливо правило Ла-

марка, согласно которому функция формирует структуру.

Каковы важнейшие функции, в которых формируются и ко-

торые реализуют эмоции? Первая и основная функция эмоций

состоит в том, что они являются формой переживания как пси-

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

хофизиологического единства телесных и душевных процессов.

Как справедливо написал С. Л. Рубинштейн: «...Чувства человека,

не отрываясь... от организма и его психофизических механизмов,

далеко выходят за узкие рамки только лишь его органических со-

стояний, распространяясь на всю безграничную ширь мира, ко-

торый человек в своей практической и теоретической деятельно-

сти изменяет и познает».

Эти мысли С. Л. Рубинштейна завершаются аккордом: «Чув-

ства человека — это самое яркое выражение природы, ставшей

человеком, и с этим связано то волнующее обаяние, которое ис-

ходит от всякого подлинного чувства».

Вторая по времени появления и по значимости функция эмо-

ций состоит в том, что «из ткани» эмоций формируются структу-

ры психомоторики, затем сенсорной психики и все другие психо-

логические структуры, представленные на рис. 5 на всех 27 уровнях.

На одном из этих уровней, на 7-м, высшие эмоции, т. е. чув-

ства, вместе с непроизвольным вниманием становятся важней-

шим нентрально-регуляторным процессом. Из обсуждаемой схе-

мы ясно, что внимание, в данном случае непроизвольное, является

регуляторным процессом. Его функция состоит в улучшении про-

текания регулируемого процесса путем повышения его избира-

тельности и сосредоточенности. Кроме простейших эмоций, вни-

мание является «инструментом» для воли и высших, нравственных

чувств. Эти высшие формы называются произвольным и нрав-

ственно-ориентированным вниманием.

Важнейшей функцией эмоций является не только регулятор-

ная, но также и тесно связанная с нею энергетическая. Внимание,

и прежде всего непроизвольное, не только регулирует психомо-

торные, сенсорные и интеллектуальные процессы, но и является

для них источником энергии. Важными физиологическими меха-

низмами этого являются ретикуляторная формация и высшие ве-

гетативные центры гипоталамуса.

Проблема соотношения понятий «психика» и «энергия» со

времен Фрейда не теряет своей остроты и актуальности. Не вхо-

дя в детали, заметим, что в рамках СГП она решается относи-

. 173

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

тельно просто. Все психологические структуры, будучи по свое-

му составу психофизиологическими, содержат и физиологиче-

ские, и собственно психологические компоненты в их единстве.

В прямом смысле понятие энергии применимо лишь к одному

из компонентов психики—физическому (в форме физиологического

процесса). Однако в силу принадлежности обоих компонентов од-

ному психическому процессу Фрейд почти прав, когда описывает

сознание и неосознаваемое как потоки психической энергии.

Таким образом, трактовка психической энергии как физиче-

ской неверна, но и метафизической ее называть неправильно.

Энергия — понятие физическое и таковым остается. Но и пси-

хика в целом, в силу единства ее структур, имеет энергетическую

характеристику.

Поясним эту мысль на примере. Можно ли физически изме-

рить тяжесть Нюрнбергского трибунала, приговорившего к по-

вешению фашистских преступников?

Очевидно, что этого сделать нельзя, поскольку его тяжесть не

физическая, а морально-этическая. Но взвесить протоколы и дру-

гие физические затраты в связи с этим процессом, его «материаль-

ные носители», можно. Аналогичным образом можно взвесить

и «душу», т. е. энергию нервного процесса как компонент более

широкого явления — психического процесса.

Аккуратно перечислить все функции эмоций не представля-

ется возможным, поскольку без них нет никакого психического

явления. Таким образом, функции эмоций — это все функции

психики без исключения. В этой связи самым главным истори-

чески и логически является вопрос о соотношении эмоции

и мышления, аффекта и интеллекта. Ему посвящена огромная фи-

лософская и психологическая литература.

Самое простое решение предложено С. Л. Рубинштейном, ко-

торый не без оснований считал, что каждая человеческая мысль

эмоциональна, а каждая эмоция интеллектуальна.

Но этим проблема не исчерпывается. Остается много конк-

ретных вопросов. На некоторые из них можно ответить в рам-

ках СГП. Эмоции не только являются первичным, базовым пси-

Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром

хическим процессом, не только фигурируют как высшие чувства

на седьмом уровне (см. рис. 5, стр. 120), но они также своеобраз-

но чередуются с интеллектуальными структурами.

Если позволительно такое упрощение, то психика — это слое-

ный пирог, в котором последовательно сменяют друг друга эмо-

циональные и интеллектуальные уровни-компоненты. Особенно

ярко это проявляется на высшем, 27-м уровне — нравственно-

психологических свойствах личности.

При бедности интеллекта этот уровень просто отсутствует.

Классический пример описан К. И. Чуковским в знаменитой кни-

ге «От двух до пяти». Внук спрашивает у бабушки — умрет ли

она? Получив утвердительный ответ, малыш в восторге заявляет:

«Вот когда я буду крутить твою машину!»

Конечно, он поумнеет, повзрослеет и начнет мыслить по-дру-

гому. Но вот что важно: его новые, гуманные мысли приобретут

форму нравственного чувства! Он будет любить бабушку и умом,

и сердцем. Так что такое нравственность? Интеллектуальный про-

дукт или эмоциональный? Спросим строже: нравственность —

это функция левого (интеллектуального) или правого (эмоцио-

нального) полушария мозга?

Вряд ли можно просто и однозначно ответить на этот вопрос.

Остается лишь констатировать: с первого по 27-й уровень психи-

ка остается эмоцией, чувством, переживанием. Разница между

уровнями — в мере интеллектуального наполнения этих чувств.

6.2. Психомоторика как второй уровень-компонент психики

Как мы имели возможность убедиться, психика плода, ново-

рожденного и младенца — это по преимуществу телесно ориенти-

рованная психика. Соответственно, ее «афферентное обеспече-

ние» — это главным образом интерорецепция. Ее биологическая

функция — сохранение гомеостаза.

С момента рождения афферентация психических процессов

резко расширяется, включаются и нарастают импульсы с эксте-

рорецепторов, в том числе дистанционных рецепторов. Сначала

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

по механизму условных рефлексов, а потом полусознательно и да-

лее все более осознанно психика обогащается за счет влияния

среды, внешнего, предметного мира. Ее функции обогащаются

за счет актов взаимодействия с этим миром.

Еще Аристотель понял, что кожное чувство — это фундамент

все более совершенной чувствительности, вплоть до ее высших

форм — слуха и зрения. Наряду с пассивной регуляцией своего

состояния через крик, призывы о помощи, ребенок все более ов-

ладевает телом и конечностями. Его приспособление к миру бла-

годаря этому становится все более активным. Управляемые ко-

нечности дают возможность расширить ориентировку в среде,

а потом становятся орудиями ее изменения.

Как известно со времен И. М. Сеченова, «рука учит глаз». То есть

расширение репертуара движений, а потом и действий ребенка обо-

гащает возможности всех форм восприятий и психики в целом.

Не случайно живому движению, психомоторике уделяли боль-

шое внимание многие физиологи и психологи. И. П. Павлов в свое

время мечтал изучать высшую нервную деятельность на модели

движения. Не сделал он этого, выбрал скромную и простую слю-

ноотделительную функцию, главным образом, по техническим

причинам. Только Подкопаев гораздо позднее попытался изучать

оборонительные двигательные условные рефлексы.

Смело экспериментировал с двигательными сочетательными

рефлексами В. М. Бехтерев. На заре развития российской физио-

логии и поведенческой психологии И. М. Сеченов писал:

«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой

деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению —

мышечному движению. Смеется ли ребенок при виде игрушки,

улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь

к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, созда-

ет ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге — везде

окончательным фактом является мышечное движение».

Как экспериментально показал В. П. Зинченко, в ткани жи-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...