Эмоционально-вегетативные, психомо- 5 глава
гательные и другие виды представлений. Модальность представ- лений играет важную роль в организации и динамике психических процессов. Например, слуховые представления позволяют после- довательно нрезентировать объекты в сознании, в то время как зри- тельные дают возможность одновременно ввести в поле ясного со- знания множество различных объектов. Замечено, что полярный по своему значению опыт люди склонны сохранять в форме пред- ставлений различной модальности. Например, воспоминания об успехах и достижениях презентируются в форме зрительных об- разов-представлений, а жизненные неудачи и потери — в форме аудиальных. Возможно и иное (в том числе и обратное вышепри- веденному) соотношение содержания опыта и его модальной пред- ставленности. Учет модального уровня организации представлений позволяет оптимизировать методы обучения в системе среднего и высшего образования, повысить эффективность психологической помощи при консультировании, а также успешно используется в иных сферах психологической практики. 7.2. Действия в плане образа и их структура Сколько раз мы радовались или огорчались, вспоминая собы- тия своей жизни! Сколько раз мы замирали в ожидании будущих Глава VII. Высшие психические функции перемен! И как часто то, что нас раньше волновало и тревожи- ло, потом вспоминалось с безразличием или улыбкой. Что же произошло за это время? Что изменилось в нашем внутреннем мире, заставив испытывать иные чувства по поводу тех же са- мых событий? Расположитесь поудобнее, стряхните напряжение. Вспомни- те любое приятное событие своей жизни. Создайте мысленно зри- тельный образ-представление этого события. А теперь вспомни-
те событие безразличное, не волнующее ныне вас, не вызывающее никаких эмоций. Сравните их между собой. Воспроизведите кар- тину приятного события, обратите внимание — цветное это изоб- ражение или черно-белое? Находится оно прямо перед вами, а может, чуть выше или ниже, правее или левее от вас? Есть там движение или образ статичен? А теперь, отодвинув первую кар- тинку, обратимся ко второй, воспроизводящей безразличную вам ситуацию. Посмотрите — цветная она или черно-белая; где рас- положена в пространстве относительно линии вашего взгляда: ближе она к вам или дальше по сравнению с первым изображе- нием; есть ли там движение или образ неподвижен? Думаем, вы нашли какие-то различия. Для каждого они индивидуальны. До- вольно часто события, волнующие нас, заставляющие переживать, связаны с возникновением перед внутренним взором ярких цвет- ных картинок, расположенных близко, прямо перед нами, в ко- торых есть движение. А то, что нас уже не волнует, вызывает к жизни черно-белые образы, относительно дальше от нас рас- положенные, причем в этих образах отсутствует движение. Так психика кодирует значимые и незначимые для человека события. Прежде чем предложить следующее упражнение, отметим, что никакие идеи не будут поняты теми, у кого они не подкреп- лены личным опытом. Соотношение идей и опыта можно про- иллюстрировать следующей историей. Дело было в глубокой древности. Однажды мудрый правитель одного государства привез из странствий домой удивительный прибор — солнечные часы. Часы поставили на центральной пло- щади главного города. И каждый житель мог узнать точное вре- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ мя. Теперь все видели, когда начинать и когда заканчивать рабо- ту, сколько времени отдыхать и в котором часу ждать гостей. Жизнь в государстве стала размеренной, без распрей и конфлик- тов. Наступило всеобщее процветание. Мудрый правитель долго
правил, пользовался всеобщей любовью и уважением. После смер- ти благодарные граждане решили увековечить его память и воз- двигли величественный храм на главной площади города. В цент- ре храма стояли солнечные часы. Все были очень довольны. Вот только часы перестали показывать время. Постепенно размерен- ная жизнь стала нарушаться. Возникли междоусобицы, войны. Хозяйство пришло в упадок. В конце концов пришли захватчики и поработили процветавшее некогда государство. В приведенной истории солнечные часы олицетворяют непо- средственный опыт. Храм — это скорее всего сооружение из идей, гипотез, теорий. Под сводами храма часы перестают выполнять свою основную функцию — показывать время. Возможно, наста- нет день, и их сломают за ненадобностью. А в храм будут прихо- дить и молиться богу времени —• Хроносу. После этого небольшого отступления вернемся к предстоя- щему упражнению. Несколько предварительных замечаний. Любой зрительный образ имеет множество характеристик: яр- кость, объемность, удаленность, чёткость... Их сочетание дает бес- конечно большое число вариантов. Каждая из характеристик может быть использована мозгом и психикой для фиксирования значения любого конкретного события. Параметры образа, которые использует данный человек, ко- дируя значимость события, можно легко определить. Для этого нужно вспомнить любое приятное событие из своей жизни и соз- дать его зрительный образ. Затем меняем параметры зрительно- го образа и отслеживаем, как меняются в ответ наши ощущения и переживания. Если зрительная картинка была цветной, сделайте ее мыслен- но черно-белой. Если была черно-белой — сделайте цветной. Обра- тите внимание, как меняются наши ощущения в ответ на такого рода преобразования. Усилились ваши приятные переживания или Глава VII. Высшие психические функции ослабели? Может быть, у вас появилось какое-то беспокойство или даже возникло неприятное ощущение? Теперь верните исходный образ и приблизьте его к себе, если он далеко, или удалите его от себя, если он близко. Отметьте изме- нения своих переживаний в ответ на эту процедуру. Снова верни- те исходный образ. Если он у вас четкий — сделайте его расплывча-
тым. Если расплывчатый — сделайте его четким. И проследите за изменением своих ощущений. Ваша задача — найти параметры образа, достаточно сильно меняющие ваши ощущения и переживания. Кроме перечислен- ных, можно назвать такие параметры, как яркость, насыщен- ность, баланс цветов, движение (есть/нет), скорость движения, объемный или плоский образ, блеск изображения, симметрич- ность, наличие или отсутствие рамки и т. д. Количество подобных характеристик зрительного образа очень велико. Поэксперимен- тируйте с ними, и ваши усилия будут вознаграждены. В итоге этого упражнения вы найдете два-три, а может, и боль- ше параметров образа, которые действительно изменяют ваше состояние. Все это очень индивидуально. Например, есть люди, у которых блеск изображения вызывает переживание «празднич- ности» и приводит к повышению настроения. У других увеличе- ние или уменьшение изображения связано с легким головокру- жением и потерей пространственной ориентации. Кто-то испытывает беспокойство в ответ на ускорение движения в об- разе, а у кого-то резко повышается общий тонус. Яркие картин- ки, если их быстро приблизить к себе, также оказывают тонизи- рующее воздействие. Очевидно, что полученный опыт можно использовать в своей жизни. Далее мы как раз и сосредоточимся на практическом при- менении этих знаний для улучшения качества нашего повседнев- ного бытия. Все, что вы открывали в себе чуть раньше, можно успешно использовать для обретения новых возможностей, изменения сво- их переживаний. Для примера возьмем фрагмент записи одного из семинаров. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Психолог: Сергей, что бы вы хотели изменить сейчас в своем внутреннем опыте? Сергей: Весь день меня преследует ощущение неудачи. П. А с чем это связано, как вы считаете? С. Сегодня утром, за завтраком, я уронил чашку и разбил ее. Это буквально выбило меня из колеи на весь день. П. Что, чашка была такой ценной? С. Пожалуй, нет. П. Тогда как же разбившейся чашке удалось выбить вас из колеи?
С. Когда я был маленьким, то отдыхал летом у бабушки с де- душкой. И однажды разбил чашку. Бабушка очень рассердилась на меня и отругала. П. В связи с разбитой сегодня утром чашкой у вас... С. Я увидел, как бабушка на кухне собирает осколки и отчи- тывает меня. П. Вы увидели образ своего детства? С. Да, очень отчетливо. П. А что, чашка — это единственное, что вы разбили, сломали или испортили у бабушки? С. Нет, я много чего у них переломал. П. Но это не вызывает у вас неприятных переживаний? С. Нет. О чем-то я даже вспоминаю с улыбкой. П. О чем вы вспоминаете с улыбкой? С. Однажды я лез через забор в огороде, сломал перекладину и шлепнулся прямо на грядку с луком. П. Вы видите какой-то образ? С Да, я вижу, как лук торчит у меня между пальцев, а перед носом висит большое яблоко с соседнего дерева. П. У вас есть два образа: один вас беспокоит и вызывает не- приятные переживания, другой вызывает улыбку. С. Да. П. Сравните эти два образа. Они оба цветные? С. Да. П. Есть ли разница в яркости, насыщенности цветов? С Во втором очертания какие-то нечеткие. Глава VII. Высшие психические функции П. А на картинке с чашкой? С. Там все отчетливо. П. На каком расстоянии от вас находятся первая и вторая кар- тинки? С. Они одинаково удалены. Они обе очень близко. В картинке с чашкой я слышу бабушкин голос. П. А в другой есть какие-то звуки? С. Нет. П. Сергей, картинка, вызывающая у вас улыбку, прозрачна, предметы на ней имеют нечеткие очертания, там нет звуков? С. Да. П. Воспроизведите картинку, где бабушка собирает осколки. Сделайте ее прозрачной, чтобы при этом очертания предметов потеряли отчетливость, пропали все звуки... С. Она у меня не становится прозрачной, и звук голоса сохра- няется. П. В кухне есть окно? С. Да. П. В окно светит солнце, все озаряется светом... С. Да. Стало светло, все как бы засветилось изнутри, нет чет- кости и тишина. П. Верните первоначальную картинку. Солнечные лучи осве- щают комнату... С. Да. Снова все засветилось. П. Сделаем эту процедуру еще несколько раз, и каждый раз быстрее, чем прошлый. Попробуйте вернуть и удержать перво- начальную картинку, где бабушка собирает осколки. С. А она сразу становится светлой. П. И какие ощущения у вас возникают теперь? С. Неприятные эмоции исчезли. П. Посмотрите, что стало с вашей разбитой чашкой сегодня утром. С. Да, утро-то было солнечным. Все как-то посветлело и рас- плылось. П. А как вы переживаете это событие? С. Мне даже забавно стало, что я расстраивался из-за че- пухи. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В этом диалоге есть много интересного. Например, становит- ся понятным, как человек создает себе плохое настроение. Раз-
бив утром чашку, он знает, что этого мало, чтобы весь день быть выбитым из колеи. Тогда Сергей находит в своем прошлом опы- те аналогичное событие, связанное с действительно сильными не- гативными переживаниями. Вот его ругает близкий человек. Он еще не знает цены вещей и считает, что совершил что-то ужас- ное. Чувствуя себя одиноким, нелюбимым, беззащитным, Сер- гей дает волю своим переживаниям и расстраивается, как гово- рят, «на полную катушку». 7.3. Мышление и речь 7.3.1. Мышление Глубокое и всестороннее познание действительности возмож- но лишь при участии мышления, являющимся высшим познава- тельным процессом. Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в вос- приятиях — в совокупности всех этих качеств, то посредством мышления осуществляется анализ таких особенностей, свойств, признаков предметов и явлений, которые обычно невозможно познать с помощью только органов чувств. И самое главное — с помощью мышления познается то общее в предметах и явле- ниях, те связи между ними, которые недоступны непосредствен- но ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. Например, нельзя непосредственно наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человеческого общества тысячу лет назад, однако человек позна- ет и закономерности физиологических процессов, и строение ато- ма, и историю человечества. Знание закономерностей, процессов, явлений, непосредственно не воспринимаемых, достигается с по- мощью мышления. Вскрывая существенные и закономерные связи между пред- метами и явлениями, человек в процессе мышления всегда обоб- щает единичные факты и применяет результаты обобщения — об- Глава VII. Высшие психические функции щие законы к частным, единичным случаям, явлениям, объектам. Наряду с этим мышление требует оперирования уже имеющим- ся объемом знаний. Только при этом условии возможно познание нового закона или явления. Являясь обобщенным отражением действительности, мыш- ление осуществляется посредством языка, слова. И связь мышле- ния с языком сохраняется в любом случае — выражает ли чело- век свои мысли вслух или думает молча (про себя). В обоих случаях наблюдается действие одних и тех же нервных механизмов, ис- пользование одних и тех же речевых сигналов. Разница заключа- ется лишь в том, что когда человек думает молча, движение мус- кулов речевого аппарата ослаблено. Необходимо также подчеркнуть, что только с помощью мыш- ления решается любая проблема. Там, где перед человеком воз- никает проблема, где он должен дать ответы на задачи, выдвину- тые самой жизнью, и начинается мышление. Говоря о мышлении как наиболее высокой и совершенной стадии познания действительности, следует, однако, подчеркнуть, что оно неразрывно связано с чувственным познанием, являю- щимся главным информатором об окружающем мире. Ощущение, восприятие, мышление — это звенья единого акта познания. Обычно в процессе мышления человек берет за основу познание единичного, конкретного. При обобщении он вскры- вает и познает общее в единичном, отдельном факте, явлении, объекте. В свою очередь, единичное, как правило, — результат ощущения или восприятия. Мыслительная деятельность осуществляется в практике и не- разрывно связана с нею. Любой вид деятельности, любой вид труда основывается на решении мыслительных задач. Практика явля- ется источником мышления, и одновременно, как и для ощуще- ний и восприятия, практика для него есть критерий истины. Все, что ни познал бы человек посредством мышления, проверяется практикой, которая дает ответ на вопрос, правильно ли он по- знал то или иное явление, ту или иную закономерность или нет, сумел ли он в процессе мыслительной деятельности вскрыть то ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ или иное научное или общежитейское положение, отражающее объективные связи, закономерности действительности, или нет. Являясь источником мыслительной деятельности, практика вместе с тем служит и главной областью применения результатов мыш- ления. Человек может мыслить только в деятельности. В сущности, процесс мышления начинается тогда, когда перед человеком воз- никает необходимость ответить на тот или иной вопрос, решить конкретную задачу, найти тот или иной способ действия и т. д. Мышление — это социально обусловленный, неразрывно свя- занный с речью психологический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного от- ражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Оно воз- никает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т. е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника — из чувственного познания через ощущения и вос- приятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность этого отражения не- прерывно проверяется в ходе практического преобразования природы и общества. В ходе мышления осуществляется дальней- шее, более глубокое познание внешнего мира. Благодаря ему ста- новится возможным как бы отделить, абстрагировать зависимо- сти друг от друга. Это достигается путем опосредованного познания. Так, зависимость от человека, выясняющего тепловое состояние предмета, просто исключается, поскольку температу- ру предмета можно измерить опосредованно — с помощью термо- метра, а не непосредственно — через тепловые ощущения руки. В результате чувственный образ предмета однозначно определя- ется только самим предметом, т. е. объективно. Так действует абстрактное, отвлеченное, опосредованное мышление, которое как бы отвлекается от одних свойств объекта для того, чтобы глуб- же познать другие его свойства. В процессе мышления, исполь- зуя данные ощущений, восприятия и представлений, человек Глава VII. Высшие психические функции вместе с тем выходит за пределы чувственного познания. Мыш- ление продолжает и развивает познавательную работу ощуще- ний, восприятия и представлений, выходя далеко за их пределы. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга. Для мыслительной деятельности существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и пси- хикой животных. Элементарное, простейшее мышление живот- ных всегда остается лишь наглядно действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Оно имеет дело лишь с непосредственно воспринимаемыми предметами, кото- рые в данный момент находятся перед глазами животного. Только с появлениями речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство, закрепить, за- фиксировать понятие о нем в специальном слове. Мысль обрета- ет в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для ок- ружающих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль воз- никает и развивается в неразрывной связи с речью. Мышление, т. о., существует в материальной, словесной оболочке. Органиче- ская связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социаль- ную, общественно-историческую сущность человеческого мыш- ления. Познание предполагает неразрывную преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта исто- рическая преемственность возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, передачи от одного человека другому, от поколения поколению. Такая фиксация осуществляется с помощью книг, журналов. Во всем этом показательно выступает социальная при- рода человеческого мышления. Умственное развитие совершает- ся в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития. Процесс познания мира ин- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ дивидом обусловлен, опосредован историческим развитием на- учного знания, результаты которого каждый осваивает в ходе обучения. Мыслительная деятельность — это необходимая основа и для усвоения знаний, и для добывания совсем новых знаний в ходе исторического развития человечества. В процессе общественно- исторического развития, познания и преобразования приро- ды и общества вырабатываются и систематизируются научные знания. Не только психология изучает мышление. Оно составляет и пред- мет логики. Логика изучает логические формы мышления — по- нятия, суждения и умозаключения. Понятие есть мысль, в кото- рой отражаются общие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словес- ной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суж- дение — это высказывание чего-то о чем-то. В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выра- жает такую связь между объективными явлениями, которой в дей- ствительности не существует. Следующей формой мышления является умозаключение. Та- кая связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходными суждениями яв- ляются посылки. Различают умозаключения двух видов: 1) индук- тивные; 2) дедуктивные. Индуктивные есть умозаключения от частных случаев, примеров к общему положению. Дедукция — умозаключение от общего положения к частному случаю, факту, примеру, явлению. Видом дедукции является силлогизм — прос- тейшая и вместе с тем очень типичная логическая форма мыш- ления. Силлогизм необходим для нормального протекания мыс- лительной деятельности. Благодаря ему всякое мышление становится доказательным, убедительным. Поэтому формальная логика, специально исследующая такие формы мышления, как Глава VII. Высшие психические функции понятие, суждение, умозаключение, тем самым изучает важней- шие закономерности мыслительной деятельности. Психология изучает процесс мышления индивида, т. е. иссле- дует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль. Таким образом, предмет логики — это соотношение между по- знавательными результатами, которые возникают в процессе мышления. Психология же изучает закономерности протекания мыслительного процесса, который приводит к познавательным результатам Процесс мышления — это прежде всего анализ и синтез. Анализ — это выделение в объекте тех или иных сторон, элемен- тов, свойств, связей. В ходе анализа предмета свойства, являю- щиеся наиболее важными, интересными, оказываются особен- но сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуж- дения и по физиологическому закону индукции тормозят диф- ференциацию других свойств такого же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Объединение выделенных анализом компонентов целого есть синтез. В процессе синтеза проис- ходит соединение, соотнесение элементов, на которые был рас- членен познаваемый объект. Анализ и синтез всегда взаимосвя- заны, всегда вызваны какими-то потребностями личности. Если нет потребностей, нет и деятельности, которую они могли бы вызвать. Изучая мышление, психологическая наука учитывает в той или иной степени, специально исследует, какие потреб- ности и мотивы заставили данного человека включиться в по- знавательную деятельность и при каких обстоятельствах возник- ла потребность в анализе и синтезе. Неразрывная связь мыслительной деятельности с потребностями отчетливо обна- руживает тот факт, что всякое мышление — это мышление лич- ности во всем богатстве ее взаимоотношений с природой, об- ществом, людьми. Производными от анализа и синтеза являются операции срав- нения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации, систематизации. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В результате сравнения устанавливается сходство (процесс синтеза) и различие (процесс анализа) между предметами. Благо- даря обобщению в группе объектов выделяются общие, наибо- лее существенные признаки (процесс синтеза). Абстракция — процесс отвлечения от конкретных свойств предметов и явлений и переход к понятийному, абстрактному мышлению. Конкрети- зация — процесс целостного отражения предмета (синтез) во всех его существенных особенностях (анализ). Классификация — объ- единение предметов или явлений в группу на основании их экви- валентности. Систематизация — процесс установления взаимо- отношений между частями целого. Начиная с 50-х гг., в области исследований мыслительной дея- тельности активно развивается когнитивно-стилевое направление, связанное с изучением процессуального (инструментального) ас- пекта мышления. Когнитивный стиль — индивидуально-свое- образная система предпочтений по отношению к качественному операциональному составу когнитивных актов, особенность ког- нитивной организации и ее функционирования. Когнитивный стиль — это устойчивый способ, при помощи которого индивид перерабатывает информацию. 1. Параметр зависимости-независимости от поля (Виткин, 1954) выделяется среди других по тщательности разработки. В ос- нове разделения людей на полезависимых и поленезависимых ле- жит степень свободы от внешних референтов или степень ориен- тации при принятии решения на имеющиеся знания и опыт, а не на внешние ориентиры. 2. Ширина-узость диапазона эквивалентности (Гарднер, 1959), отражающая степень понятийной дифференциации. Большое ко- личество групп при классификации объектов, имеющих неболь- шой объем, рассматривается как мера узости диапазона экви- валентности таких объектов. 3. Параметр толерантности по отношению к нереальному опыту (Гарднер, 1959) выражается в том, насколько воспринима- ются события, не соответствующие тому, что известно как досто- верное. Глава VII. Высшие психические функции 4. Нивелирование—заострение (Клейн, 1951, Хольцман, 1954) по степени точности оценки последовательно возрастающих либо убывающих стимулов, характеризуется тенденцией либо уравни- вать, либо подчеркивать различия. 5. Широта сканирования (Гаднер, Лонг, 1962) определяется широтой распределения восприятия и поиска в памяти. 6. Увеличение—уменьшение (Сильверман, 1973) находит вы- ражение в преимущественной склонности к недооценке или пере- оценке стимула. 7. Рефлексивность—импульсивность (Коган, 1964) определят- ся временем решения вопроса об адекватности имеющихся ги- потез в условиях неопределенности, с учетом показателя коли- чества ошибок. 8. Сложность—простота (Биэри, 1955) характеризуется диф- ференциацией и интеграцией когнитивных структур. Дж. Биэри определял «когнитивную сложность» как много- мерность когнитивного пространства и «равновзвешенность» со- ответствующих координат при понимании и оценке различных социальных ситуаций и поведения окружающих. В свою очередь, под многомерностью пространства понимается количество вы- деляемых и анализируемых признаков, или понятийная диффе- ренциация. 9. Абстрактная и конкретная концептуализация (Шредер, 1967) выражается в уровне психического отражения. Если ин- формация воспринимается в наглядных и жестких схемах, то это соответствует конкретной концептуализации. При абстрактной же концептуализации, наоборот, информация перерабатывает- ся по иерархическим закономерностям. Исследования в области когнитивного стиля показали устой- чивость связи его параметров с личностными особенностями субъекта. Например, установлено, что полезависимые более ус- пешны в сфере общения, а поленезависимые показывают боль- шую продуктивность в решении познавательных задач, присущая им узость диапазона эквивалентности сопряжена с личностной тревожностью и т. д. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Таким образом, когнитивно-стилевые особенности могут счи- таться выражением целостности личности в плане ее инструмен-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|