Эмоционально-вегетативные, психомо- 4 глава
мещения, объемность звучания дают представление о времени. Запись активности изолированных волосковых клеток показала, что для каждой есть какое-то одно направление пучка волосков, когда рецептор максимально чувствителен. Если пучок волосков перемещают в различных направлениях, клетка реагирует толь- ко на ту составляющую движения, направление которой совпа- дает с направлением максимальной чувствительности. Во время развития человеческого зародыша клетки, из кото- рых в дальнейшем формируется внутреннее ухо, вначале закла- дываются в виде двух утолщенных пластинок — плакод. Эти пла- коды располагаются на наружной поверхности эмбриона по бокам от развивающегося нервного ствола. По мере увеличения в размерах они врастают внутрь эмбриона и утрачивают контакт с поверхностью. Начиная с этого момента, их называют ушными пузырьками. Ушной пузырек представляет собой маленький ме- шочек эпителиальной ткани, наполненный жидкостью. Ушной пузырек развивается довольно сложно, он растет, образуются из- гибы, отдельные части сливаются. В результате получаются шесть ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ слуховые косточки наружный слуховой проход барабанная перепонка Рис. 24. Строение уха человека имеет сложную конфигурацию не только для того, чтобы «хорошо слышать», но и чтобы правильно воспринимать прост- ранственное положение, ускорение движения и многое другое Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром рецепторных образований, населенных волосковыми клетками. Три полукружных канала — они воспринимают угловое ускоре- ние — имеют вид трубок тороидальной формы (похожи на ба- ранки). Каналы соединены друг с другом таким образом, что ког-
да голова человека находится в обычном положении, они лежат в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Линейное уско- рение воспринимается двумя другими образованиями: эллипти- ческим (маточкой) и сферическим (мешочком). Собственно орган слуха — улитка — имеет спиральную форму, что и отражено в его названии. Полностью сформировавшееся внутреннее ухо, с геометри- ческой точки зрения, называют лабиринтом. Шесть его частей по- строены по плану, в котором угадываются черты исходного уш- ного пузырька зародыша. Все они состоят из непрерывающегося слоя эпителиальной выстилки и подлежащей соединительной ткани. Эпителий окружает замкнутую полость, наполненную жидкостью — эндолимфой. Пространство снаружи перепонча- того лабиринта также заполнено жидкостью, но другой, отлич- ной по составу от эндолимфы; там, где она скапливается, ее назы- вают перилимфой. Вся конструкция покоится в хрящевом футляре, а поверх него еще и в костном. Итак, слой эпителия разделяет две различные тканевые жид- кости. Волосковые клетки эпителия контактируют как с эндо- лимфой, так и с перилимфой. Апикальная поверхность клетки соприкасается с эндолимфой внутри органа, а ее базальная часть, основание, омывается перилимфой. Эти две жидкости очень важны для функций волосковых клеток. Чтобы постигнуть сущ- ность функционирования волосковой клетки, необходимо пред- ставлять механизм работы всех частей лабиринта. Маточка и ме- шочек расположены так, что положение этих органов в двух ушах обеспечивает чувствительность к линейному ускорению в любом на- правлении. Еще важнее, что парные слуховые пузырьки постоянно сле- дят за ускорениями, обусловленными силой тяжести. Благодаря этому они играют ключевую роль в контроле осанки, походки ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ и равновесия. Ощущение направления этими двумя органами
происходит по весьма сложной системе сигналов, но для прос- тоты можно считать, что маточка воспринимает горизонталь- ное ускорение, а мешочек — вертикальное. Волосковые клетки маточки и мешочка расположены в так называемых слуховых пятнах — эпителиальных образованиях серповидной формы, имеющих примерно 1 мм в поперечнике. Такое пятно, более или менее плоское, включает несколько тысяч волосковых кле- ток. В мешочке слой эпителия расположен в основном верти- кально, а в маточке — горизонтально. Параллельно эпителию в непосредственной близости от него лежит отолитовая мембрана; она представляет собой густую сеть белковых молекул. В углубления отолитовой мембраны погруже- но множество мельчайших известковых кристаллов — отолитов. Отолиты состоят из карбоната кальция, обычно в форме кальци- та, обызвествляющего органический остов образования. Плот- ность отолитов во много раз больше, чем плотность эндолимфы в маточке и мешочке. Поэтому при ускорении отолиты вследствие инерции отстают от движения эндолимфы. Их давление на ото- литовую мембрану передается пучкам волосков. Волосковая клет- ка при этом механически раздражается: верхушка пучка волос- ков смещается в сторону, противоположную направлению ускорения. В полукружных каналах механическое раздражение пере- дается на верхушку пучка волосков иным способом. Каждый по- лукружный канал представляет собой округло изогнутую трубку диаметром примерно 6 мм. В одном месте сечение канала несколь- ко больше, чем в остальной его части; расширение называется ам- пулой. В ампуле поперек канала располагается слой ткани — гре- бешок, покрытый студенистым внеклеточным веществом — купулой. Волосковые клетки размещаются в гребешке, а пучки волосков торчат наружу, окутанные студенистым веществом ку- пулы. При угловом ускорении, например если быстро повернуть голову, эндолимфа смещается, и мы воспринимаем сложное дви- жение. I лава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром Рис. 25. Волосковые клетки внутреннего уха обеспечивают чувствитель- ность к механическим колебаниям не только в звуковом диапазоне частот (20—20 000 Гц). Они отвечают за восприятие положения тела в простран-
стве, за перемещение, повороты и ускорение тела, которые испытывает человек при движении, за равновесие Таким образом, рассматривая восприятие как активный про- цесс, мы должны заключить, что полное восприятие предмета яв- ляется результатом сложной аналитико-синтетическои деятель- ности различных систем, а не результатом работы какой-либо системы одной модальности — зрительной, слуховой и т. д. Од- ним из важнейших компонентов восприятия является движение. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Причем к распознаванию движения относятся как контактные, так и дистантные рецепторы. А. Н. Леонтьев полагал, что восприя- тие есть система перцептивных действий и овладение ими идет через обучение и практику. При этом зрение и слух человека яв- ляются одновременно и дифференциальными, и интегральными восприятиями. Иллюзии восприятия В результате различных форм «разлада» между источника- ми информации, поступающей по зрительным, слуховым и про- чим каналам взаимодействия человека с внешним миром, воз- никает ряд иллюзий восприятия. Наши иллюзии — это искажения отражения действительности. Они могут вызывать- ся физическими, физиологическими и психологическими при- чинами. Примером иллюзии физического происхождения является мираж. Искусственно созданная физическая иллюзия — голограм- ма. Многие иллюзии мы стре- мимся создать искусственно — для расширения впечатлений за счет построения так называе- мого компьютерного, виртуаль- ного мира, в котором стереозву- чание усиливает и практически приравнивает наши пережива- ния к восприятию переживаний реального мира. К иллюзиям физиологиче- ского происхождения относят- ся, например, такие, которые возникают из-за изменения ра- боты органов восприятия. Если надавить сбоку на глазное ябло- ко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Рис. 26. Восприятие вертикального размера цилиндра шляпы кажется человеку «длиннее» восприятия горизонтального размера ее полей. Этот эффект можно усилить, если дополнить цилиндр вертикальными
линиями, а поля нижнего диска — горизонтальными. На самом деле высота цилиндра и диаметр равны между собой Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром Примером психологической причины иллюзии являются ис- кажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном. Особо следует отметить психологическую иллюзию, механизм которой до настоящего времени недостаточно выяснен. Напри- мер, переоценка длины вертикальных линий, по сравнению с го- ризонтальными, имеет большое практическое значение в построе- нии рисунка одежды, при создании архитектурных сооружений и т. п. (рис. 26). Одним из наиболее ярких примеров иллюзии восприятия яв- ляется хорошо ощутимое «нарушение параллельности линий при их пересечении взаимно перпендикулярными или расходящими- ся под углом линиями». Рис. 27. Искажения параллельных линий в зависимости от характера фона Бывают иллюзии (как и особенности) не только восприятия, но и памяти, мышления, вообще многих форм мироощущения. Но все же иллюзии восприятия чаще других могут стать причинами оши- бок в определении размеров, параллельности и удаленности пред- метов, поэтому их принято выделять особо. Иллюзии следует отли- чать от галлюцинаций. Последние возникают без каких-либо предметов внешней действительности, воздействующих на органы чувств. Зрительные и слуховые иллюзии разнообразны по своему характеру и по причинам, лежащим в основе их происхождения. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Иллюзии «геометрической перспективы» прекрасно иллюст- рируют, когда одинаковые по размеру предметы кажутся по мере удаления от нас больше своей реально видимой величины, а близ- кие — меньше в своих кажущихся человеку величинах. Восприятие движения Восприятие движения представляет собой построение обра- зов пространственно-временного перемещения, и оценка дви- жения зависит от восприятия интервалов времени. Всякое дви- жение в пространстве характеризуется скоростью, направлением и ускорением. При этом различные стороны движения воспри- нимаются дифференцированно. Однако они не могут быть зри- тельно замечены и правильно оценены. Весьма медленные дви- жения, например часовой стрелки, непосредственно зрением не воспринимаются. Очень быстрые движения «сливаются» в нашем зрительном восприятии. Так, быстрое вращение пропеллера вы- зывает зрительный эффект полупрозрачного сплошного круга. В зависимости от того, в какой степени восприятие опосредо- вано нашими намерениями и волей, оно может быть непроизволь-
ным и произвольным. Произвольное как форма деятельности тес- но связано с преднамеренной ориентировкой, т. е. получением достаточно верного представления о чем-либо, умением разбирать- ся в окружающей обстановке. Процесс ориентировки как формы восприятия взаимосвязан с пониманием цели. При целевом вос- приятии проявляется такое качество, как наблюдательность, или постоянная готовность к восприятию именно того, что нужно для определенной цели. Дополнительные материалы для преподавателей и студентов Дополнение к 6.1. Закон Йеркса-Додсона Многократно проверенный разными авторами, закон Йерк- са-Додсона устанавливает связь между оптимальным уровнем мо- тивации и сложностью задачи. При несложных задачах уровень Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром мотивации (и эмоциональной активации) слабо влияет на эффек- тивность деятельности. При средней сложности задания опти- мален и средний уровень активации. При очень сложных (и эмо- ционально значимых) заданиях чем слабее мотивация, тем эффективнее деятельность. Практически это означает, что при вы- полнении ответственных заданий любая внешняя мотивация (имеющая смысл угрозы) не помогает, а только вредит. Один из опытов, поставленных Патриком в 1934 г., выглядел так. Испытуемого помещали в кабину с четырьмя дверями. Ему предлагалось как можно быстрее найти выход. Для этого надо было найти одну незапертую дверь. Никогда одну и ту же дверь не оставляли открытой дважды подряд. Этим затруднялся выбор стратегии. Чем сильнее стимулировали активность (путем воздей- ствия слабым электрическим разрядом), тем менее рациональ- ными, стереотипными и неэффективными становились решения и действия испытуемого. Закон молено проверить на себе. Чем больше вам нравится лицо противоположного пола (или: чем больше вы боитесь экзамена), тем хуже вы действуете, сами себе мешая добиться успеха. Осо- знав это, сделайте выводы и научитесь регулировать свои эмоции. Дополнение 6.2. Расширение зрачка как индикатор эмоции. Опыты Хесса (1965) Автор исследовал реакцию зрачков студентов и студенток на фотографии разного содержания: а) пейзажей, б) маленьких де- тей, в) матерей с младенцами, г) обнаженных мужчин и обна- женных женщин. Оказалось, что при виде пейзажей зрачки заметно не расши- рялись ни у студентов, ни у студенток. Зрачки студентов значи- тельно увеличивались при рассматривании фотографий женщин, а у студенток — мужчин. Кроме того, студентки реагировали ана- логичным образом на фото матерей с детьми и младенцев. Чтобы затруднить процесс разгадывания ваших мыслей и чувств, Ж. Годфруа рекомендует ходить к гадалкам в темных очках. Как еще их можно использовать, решайте сами. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Дополнение к 6.3. Любовь и истолкование улыбки Жан тайно влюблен в Изабеллу. При встречах она неизменно улыбается ему. Другим молодым людям она улыбается не всегда. Чтобы убедиться в чувствах Изабеллы, Жан решает проверить, искренне ли улыбается она ему или ей нужны только его конс- пекты? Как человек начитанный, он знает, что, по данным психо- лога Эбби (1982), мркчины часто ошибаются в интерпретации, принимая улыбку или интерес со стороны женщины за попытку обольщения. Что можно посоветовать Жану? Француз Ж. Годфруа рекомен- дует объясниться, пока Изабелла не перестала ему улыбаться. Резюме 6-й главы Первые три уровня-компонента в структуре психики чело- века — эмоционально-вегетативный, психомоторный и перцеп- тивный — являются первичными преобразовательно-познава- тельными процессами. С их помощью человек ориентируется как в своем телесном и духовном состоянии, так и в окружаю- щей среде, имея возможность действовать рационально и эф- фективно. Общей чертой всех этих трех уровней является необходимость поддержания непрерывного непосредственного контакта с фи- зическим миром. Только потом, с появлением представлений, ак- тивное познание мира может продолжаться как чисто внутрен- ний мыслительный процесс, не нуждающийся в продолжении физического взаимодействия человека с миром. Познание мира на этих трех уровнях не исчерпывается отра- жением какой угодно сложности. Процесс познания все больше становится внутренним, независимым от внешнего мира. Решаю- щую роль в построении перцептивного образа играет личность, ее состояние, потребности, установки, мотивы. Обобщенно это свойство восприятия еще В. Вундтом названо апперцепцией. Все эти факторы по мере созревания представлений стано- вятся все более значимыми, а психика в целом — все более неза- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром висимой от внешних воздействий. Все внешние влияния отныне могут изменить поведение индивида, только воздействуя на внут- реннюю картину мира и факторы, ее породившие. Отрицать это можно только с позиций старого бихевиориз- ма. Необихевиоризм Толмена фактически отошел от старой сти- мульно-реактивной схемы, введя понятие промежуточных пере- менных. Дело, однако, в том, что в этот «промежуток» надо поместить всю психику, а это значит — отказаться от бихевио- ризма как теории психики. Вопросьс для самопроверки к 6-й главе 1. Как понимать высказывание: психика — это значимые пере живания? 2. Как можно представить себе структуру протопсихики плода? 3. Каковы функции эмоционально-вегетативных процессов первого уровня? 4. Каковы временные рамки сензитивного периода развития психомоторики ребенка? 5. Почему развитие психомоторики является условием фор- мирования сенсорной психики? 6. Расскажите об уровнях построения движений. 7. Что такое язык тела? Приведите примеры. 8. Какие вы знаете законы восприятия? 9. От чего зависят особенности восприятия? 10. Какие особенности у зрительного восприятия? 11. С чем связано слуховое восприятие и почему? 12. Что называется апперцепцией? 13. Чем обусловливается восприятие времени? 14. Что такое иллюзии и какие бывают их виды и причины? 15. От чего зависит оценка движения? Литература 1. Курия А. Р. Ощущения и восприятие. М. МГУ, 1975. С. 44. 2. Аиндсей П., Норман Д. Переработка информации у челове- ка. М, 1974. Стр. 31-32. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприя- тию. М., Прогресс, 1988. 4. Вопросы философии. В. 12,1966. 5. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. А. с соавт. М.: Педагогика, 1983. С. 159. 6. Толоваха Е. 14., Кроник А. А. Психологическое время лично- сти. Киев: АН У ССР, 1984. ГЛАВА VII ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ Ключевые слова Представления, мышление и речь, высшие формы памяти. Действия в плане образа.Креативность. Речь, язык. Языковое сознание, непосредственное и опосредованное запонимание. Сохранение. Воспроизведение. Готовность к школе. Организация учебной деятельности Взаимодействие человека с физическим миром, вершинным событием которого является формирование образов восприятия и их использование для регуляции внешнего, психомоторного по- ведения, — это одна их трех форм психической активности. Па- раллельно с ней созревают и совершенствуются формы взаимо- действия человека с другими людьми в процессе общения, порождающие интерактивные структуры психики. На основе этих двух — манипулятивных и интерактивных — структур пси- хики формируется третья — рефлексивная (см. рис. 6). ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Уже манипулятивные компоненты психики включают в свой состав не только низшие, биологически детерминированные психофизиологические механизмы, но и высшие психические функции и процессы (как их назвал Л. С. Выготский), т. е. процес- сы первично социальные, поведенческие, затем интеризирован- ные и ставшие высшими психическими процессами и функция- ми. Понятия «процесс» и «функция» не идентичны, но в данном контексте мы этим пренебрежем. Процессы общения, в принципе более сложные и высокие (в сравнении с манипуляцией с вещами), наиболее активно фор- мируют высшие психические функции. Тем более это справед- ливо для рефлексивного компонента (обозначенного на рис. 6, стр. 124 буквой пси греческое с латинским индексом г). На рис. 5, стр. 120 показано, как; впервые наиболее полно про- являют себя высшие психические функции 4-го уровня — представ- ления, С них, с представлений начинается полноценный внутрен- ний мир. 7.1. Представление 7.1.1. Представление как базовый феномен внутреннего мира В общей психологии термин «представление» используется в узком и широком смыслах. В узком смысле под представлением понимается чувственный образ предмета или явления (события), которые не воздействуют в данный момент на органы чувств чело- века. Данные образы возникают путем воспроизведения прошло- го опыта субъекта (результатов ощущений и восприятий) в памя- ти или воображении. В широком смысле под представлением понимается процесс репрезентации образов восприятия. Сравнение образа представления с образами восприятия и ощущения показывает, что представление — это вторичный об- раз предмета или явления, который сохраняется в памяти. Вос- приятие возникает лишь при непосредственном воздействии предмета на наши периферические рецепторные аппараты, пред- Глава VII. Высшие психические функции ставление же — это образ предмета, который воспроизводится в отсутствие его самого на основе предшествовавшего сенсорно- го воздействия. В этом и состоит основное отличие от восприя- тия. Другим важным отличием представления является отсут- ствие проекции образа вовне. Этим представление отличается от галлюцинаций. Когда у человека возникают галлюцинации, то образ, появившийся в сознании, проецируется во внешний мир и становится для субъекта частью реальности. Если сравнить первичные образы с образами представлений, можно выделить ряд особенностей последних. В сравнении с вос- приятием представления обычно отличаются меньшей яркостью. Мысленные образы не только бледнее, но и фрагментарнее. Часть сторон или черт предмета в представлении могут вообще отсут- ствовать. Образ представления обычно неустойчив, он быстро на- чинает трансформироваться во что-то иное или разрушается. Удержание в неизменном виде удается лишь благодаря спе- циальным волевым усилиям. На уровне представления предмет или явление воссоздаются с меньшей точностью и несут в себе определенные искажения в сравнении с образами восприятия того же самого. Представление является относительно самостоятельным пси- хическим процессом и ни в коем случае не может рассматри- ваться как некий сокращенный вариант процесса восприятия, у которого просто заторможены афферентные и эфферентные нервные пути. Вторичные образы не являютсе бледной копией первичных. Так, например, образ-представление может выступать как обобщенный образ предмета или явления, что само по себе значительно расширяет и углубляет наше познание действитель- ности, позволяя преодолеть бесконечное многообразие единич- ных фактов и отразить закономерное и существенное в окружа- ющем мире. На уровне представления действительность обнаруживает себя перед нами в переработанном виде. Эта пере- работка ведет к тому, что в образе-представлении некоторые чер- ты предмета или явления акцентируются, выходят на первый план, а что-то стушевывается, уходя на задний план. Процесс пе- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ реработки определяется задачей выделения значения предмета, подчеркивания его роли и отношения к нему субъекта деятель- ности. Значение представлений определяется отличием процесса их возникновения (в функциональном плане) от процесса форми- рования образов восприятия. На уровне восприятия мы привя- заны к наличной ситуации, т. к. стимулы из внешнего мира де- терминируют возникновение психического образа восприятия. Если бы не было представлений, то «наши мысли, как и наши действия, были бы в исключительной власти настоящего. Ни прошлое, ни будущее не существовало бы для нас все отошедшее в прошлое навсегда исчезало бы, будущее было бы закрыто»1. Представления создают тот уровень психики, на котором возни- кает внутренняя жизнь человека, относительно независимая от текущего момента времени и условий наличной ситуации. Виды представлений В психологии деление представлений на виды осуществляет- ся по нескольким различным основаниям. По своему происхождению представления разделяют на об- разы, возникающие на основе ощущений и восприятий, вообра- жения, мышления. Основную массу представлений составляют образы, формирующиеся на базе непосредственного чувственного отражения действительности. Эти образы лежат в основе карти- ны мира, без них последняя выглядела бы как некая схема с вкрап- лениями быстро меняющихся картинок восприятия текущего момента. Данный вид представлений позволяет узнавать пред- меты и явления окружающего мира и успешно ориентироваться в нем. Образ-представление может формироваться на основе вооб- ражения. Например, когда мы слушаем рассказ товарища о его путешествии по Уралу, то у нас возникают образы тех мест, о ко- торых он повествует, хотя мы и не бывали там. Читая любое ху- ' Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. Глава VII. Высшие психические функции дожественное произведение, человек представляет себе героев, о которых идет речь, обстоятельства действия и многое другое. Воображение позволяет представить события будущего, создать образ ситуации, которая еще только намечается. На основе логического уровня (мышления) отражения действи- тельности формируются представления, которые позволяют че- ловеку выразить абстрактный результат познания в предметно- наглядной форме. Речь идет о схемах, графических моделях, струк- турных формулах и т. п. Например, многие определения геометри- ческих понятий опираются на наглядные схематические представ- ления различного рода. В физике при объяснении строения атома широко используется его наглядная модель, которую можно встре- тить почти во всех учебниках — как школьных, так и вузовских. Спе- цифические наглядные представления позволяют ученым делать важ- ные открытия. Примером может служить история открытия Кеккуле структурной формулы бензола Ученый, размышляя над этой проблемой, задремал и увидел во сне змею, которая ухватила себя за хвост. Когда он проснулся, то на основе образа-представле- ния, подсказанного сном, сформулировал свое открытие. Еще одним основанием для деления представлений на раз- личные виды является степень обобщения в образе объективной реальности. По данному основанию различают единичные, общие и схематизированные представления. Единичное — образ какого-либо конкретного предмета или явления. Они тесно связаны с эмоциональным переживанием дей- ствительности, они придают нашим образам ощущение реаль- ности мира, в котором мы живем. Именно единичные представ- ления лежат в основе процесса узнавания человеком чего-либо. На основе единичных формируются общие представления. Общие представления — образы, возникающие на основе общих черт группы сходных предметов или явлений. Даже маленький ребенок может нарисовать кошку вообще, собаку вообще или дом. В каждом таком рисунке схвачены те черты животного или предмета, которые всегда у него присутствуют. Однако при бо- лее высоком уровне обобщения образ-представление начинает ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ распадаться на образы отдельных объектов. Например, нельзя представить растение вообще или животное вообще. Схематизированным называют представление, образ которо- го отражает предмет или явление в виде условного графического изображения. Например, на уроках истории в школе дети изучают особенности боев и сражений по картам и схемам, где с помощью условных знаков показано положение войск, техники, направление ударов и т. д. На уровне схематизированных представлений утрачи- вается внешнее сходство с предметами соответствующего класса. Поскольку представления являются чувственными образами, постольку их можно классифицировать по тем анализаторам, с которыми тесно связано их возникновение. На этой основе вы- деляют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, дви-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|