Эмоционально-вегетативные, психомо- 2 глава
вого движения присутствуют, кроме моторного, еще два компо- нента — эмоциональный и интеллектуальный. Это значит, что для Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром дальнейшего развития психики психомоторика представляет со- бой прочную основу и «камбий». Отсюда вырастают третий и по- следующие уровни-компоненты «здания» психики. Не случайно открытие центрального торможения И. М. Се- ченовым, «воронки» Шеррингтона, доминанты А. А. Ухтомского и другие важнейшие достижения физиологии и психофизиоло- гии в значительной мере базировались именно на исследованиях моторики, двигательных функций. Наконец, прикладное значение психомоторики трудно пере- оценить. Так называемый «язык тела», позы сна, мимика, панто- мимика, локомоция — все эти темы сегодня очень актуальны и имеют прямой выход в жизнь, в психотехнику. 6.2.1. Сензитивный период для психомоторики и появление «внешне ориентированной» психики Как уже говорилось, по мере формирования и обогащения двигательной сферы ребенка, примерно с шестого месяца, про- исходит оттеснение эмоционально-вегетативных структур пси- хики на вторые роли. Высшим уровнем становится психомото- рика. Сензитивный период для развития психомоторики занимает полтора года — от 6 месяцев до 2 лет. Первый после рождения — кризис одного года — существен- но связан с новым видением мира ребенком, вставшим на нож- ки, а затем овладевшим локомоциями, научившимся бросать и ло- вить предметы. Новые возможности порождают и новые трудности, но это трудности роста. Достаточно быстро сомато-ориентированная психика начи- нает становиться внешне предметно-ориентированной. Через
движения и соответствующую им афферентацию, через совер- шенствование тактильных, а затем слуховых и зрительных вос- приятий психика обогащается опытом взаимодействия с пред- метным миром. В мире предметов уже с 2—3-х месяцев начинается диффе- ренцировка. Появляется комплекс оживления — первое прояв- ление будущих актов межличностного общения. \ 177 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Став двухуровневой, психика ребенка существенно обогащает- ся содержанием и возможностями. При этом первый уровень оста- ется активным, но он становится как бы внутренним, его задача ме- няется. Он нркен рке не только сам по себе, но главным образом для вегетативно-энергетического обеспечения внешнедвигательной активности. Без вегетативного сопровождения психика не работает. И так теперь будет всегда Не случайно с помощью полиграфа мож- но «читать мысли», проникая в сознание и бессознательное обсле- дуемого путем расшифровки смысла кожно-гальванического реф- лекса и других эмоционально-вегетативных реакций. Третий генетический уровень достигается с началом форми- рования в качестве ведущих — перцептивных процессов. Как это происходит? Как показал А. Н. Леонтьев, условием развития пер- цепции являются локомоции — перемещения организма в пред- метной среде. Именно локомоции, перемещения в предметной среде, и по- рождают сенсорную психику, психику восприятий и ощущений. В нашей схеме это третий, завершающий уровень-компонент психики, обеспечивающий взаимодействие человека с физиче- ским миром. Более простые, исходные формы перцепции существовали и ранее, не позднее седьмого месяца внутриутробной жизни. Од- нако полноценные восприятия, подчиняющиеся законам целост- ности, предметности, константности и другим, начинают появ- ляться только теперь, на втором году жизни, а сензитивным периодом для них становится лишь третий. К концу третьего года
завершается формирование психики как органа управления взаи- модействием с внешним миром. Это обеспечивается координа- цией функций всех трех первых онтогенетических уровней-ком- понентов психики (см. рис. 5, стр. 120). 6.2.2. Построение движений. Действие. Поступок Классический труд Н. А. Бернштейна «О построении движе- ний» (1947) пролил совершенно новый свет на казавшийся ре- шенным вопрос. На основе своих открытий сенсомоторных кор- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром рекций в 1935 г. (и независимых от них одновременных откры- тий П. К. Анохина) и новаторского биомеханического анализа дви- жений Н. А. Бернштейн доказал, что сколько-нибудь сложное движение не может нацело программироваться мозгом. На самом деле оно строится. Процесс этот растянут во времени и состоит из последовательного приближения к лучшей траектории на основе неоднократного сличения текущего результата с образом цели, оценки рассогласований и внесения необходимых коррекций. Общепринятая трактовка упражнения как результата повто- рений сменилась реальным пониманием упражнения как повто- рения без повторения. Открытие уровней построения движений и понимание структуры их взаимосвязей как ведущих и фоно- вых впервые в науке позволило представить реальную и полную картину психомоторных процессов. На рис. 8 представлена схема уровней построения движений по Н. А. Бернштейну в сопоставлении с уровнями-компонента- ми психики. Нетрудно видеть, что принцип поуровневого строе- ния психики является прямым продолжением идеи, реализован- ной еще в 1947 г. Н. А. Бернштейном. И это не случайно. Таково прямое следствие того сложного психофизиологического строе- ния, которое присуще живому движению. Уровни психических процессов IX. Нравственно-ориентированное внима- ние VIII. Воля, произвольное и послепроизволь- ное внимание Уровни построения движения Е. D. С. VII. Эмоции и (непроизвольное) внимание VI. Высшие формы памяти V. Мышление и речь ^Представления III.Перцептивные процессы И. Психомоторные процессы I. Эмоционально-вегетативные процессы и простые движения А. Рис. 8. Уровни построения движний по Н. А. Бернштейну и уровни психических процессов в СГП
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Уже уровень «С» не сводим к физиологии. Реально он является основой целенаправленных движений, т. е. действий. Действием в психологии называется не всякое движение, а только то, которое имеет простую, не разложимую на более мелкие цель. Цель — это образ искомого будущего. Цель вместе с условиями ее достижения в психологии на- зывается задачей. Действие может быть социально индиффе- рентным, например человек извлекает из кармана носовой платок и употребляет его по назначению. Это же действие — извлечение платка из кармана — может стать поступком, если платок используется как сигнал для начала операции против террористов. Из сказанного совершенно ясно, что биомеханика и физио- логия движений тесно, органично переплетаются с психологией движений, т. е. психомоторикой. 6.2.3. Язык тела и психомоторика общения Сохранилось любопытное предание. Когда светская дама на выставке надоела Маркони своими неумеренными комплимен- тами по поводу чуда беспроволочного телеграфа, он ей ответил: «Что вы, мадам, в этом нет никакого чуда, это очень просто. Чудо то, что вы мне говорите, а я вас понимаю». В реплике инженера был большой подтекст. Понимание людь- ми друг друга отнюдь не исчерпывается формальной передачей информации. Мимика, жесты, тембр голоса, ширина зрачков, множество других невербальных сигналов на неосознанном уров- не порождают понимание или непонимание, симпатию или ан- типатию, стремление к сближению или, наоборот, к отдалению от партнера по общению. Без всяких слов миллионы зрителей заинтересованно рассмат- ривают скульптуры великих мастеров и проникаются сильней- шими чувствами, сопереживая автору, заражаясь его мыслями, его пониманием мировых проблем. Без слов обходятся артисты- мимы. Только музыка может соперничать с психомоторикой как способом невербального общения. Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром 6.3. Восприятие С точки зрения исследователя, размышляющего над способ- ностью человека через ощущения строить целостные картины
мира (зрительные, слуховые, тактильные и пр.), восприятие — это качественно новый процесс и уникальная способность организ- ма фокусировать символику наших ощущений в интегративные образы вещей, явлений, событий. Наши ощущения символизируют признаки внешнего мира, рассказывая нам о нем сигналами нашего же организма. Это ка- сается всех каналов связи — зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного. Но эти каналы связи не полностью от- вечают за образы нашего восприятия. Рецепторы, посылающие сигналы в мозг, существуют не только на периферии, но и внутри нас. Их так и называют — интерорецепторы (интеро — изнут- ри) и проприорецепторы, которые как бы занимают промежу- точное положение между интеро- и экстерорецепторной чувстви- тельностью. Наиболее характерные образы внутренней чувствительности — это образы желаемой еды (интеро-), а обра- зы положения частей тела (головы, рук, ног) по отношению к телу являются хорошими примерами проприорецепторной чувстви- тельности. Говоря об образах восприятия, необходимо помнить о це- лостности и полимодальности построения картины внутрен- него мира. Дифференциация многих образов допустима в по- знавательном, научном и описательном смыслах. Так, например, когда мы говорим «ось вращения Земли», это вовсе не означа- ет, что мы имеем дело с какой-либо осью, которую можно ощу- тить, пощупать. Гипотетическая ось вращения может быть представлена абстрактно, а образы такого рода фундаменталь- но отличают психику и восприятие человека от животных. Кошка не воспринимает, к примеру, стул и стол как предме- ты, используемые, чтобы сидеть и готовить обед. Такие образы не несут для животных функциональной нагрузки, характер- ной для человека. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Жители Центральной Африки при первых демонстрациях кино воспринимали изображение как реальную картину, поэто- му они заходили за экран, щупали его, пытаясь ловить движущие- ся по шоссе автомобили, когда те были вдалеке, и отскакивали от экрана, когда последние приближались и увеличивались в разме- рах. Отсутствие опыта восприятия (апперцепции) «включало» по- знавательную активность до тех пор, пока не удовлетворялась ак- туальная потребность в понимании «для себя». Позже этот опыт восприятия знакомой вещи или события поможет устанавливать новые связи с другими вещами и событиями. Таким образом, мерой всех вещей и событий становится сам человек. Он устанавливает эталоны веса, длины, температуры, ско- рости, энергии и т. п., которые универсально связываются им же
в стройные научные представления, а образы представлений сим- волизируют еще более высокий уровень характерного для чело- века отражения действительности. Особо следует отметить сигналы, объединяющие внутреннее состояние организма, т. к. интерорецепторная и проприорецеп- торная чувствительности не могут быть отнесены только к эле- ментарным формам отражения. Такие виды чувствительности, будучи символами внутреннего, «незримого мира», порождают субъективные образы, ассоциативно связанные с образами внеш- него мира. Они не строятся на основе анализа и оценки внутрен- них механизмов воздействия интерцептивной и проприоцептив- ной чувствительности. Так, например, работа вестибулярного аппарата ассоциируется нами с тем, как «держать равновесие», а участие в ней сложного механизма опорной системы — как «прямохождение». Сравнение равновесия с работой рычаговых весов не случайно — оно символично, необходимо и достаточно для описания сути этого процесса. Таким же абстрактно завер- шенным является символ «прямохождения» как реакции опор- ной системы на земное притяжение. Следовательно, мы, используя для описания субъективных об- разов восприятия колоритные, зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные и др. образы, символизируем сущность Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром скрытых от ясного понимания процессов «ассоциативными по- средниками», которые успешно заменяют их. Роль посредников столь универсальна, что мы не замечаем их присутствия в самых неожиданных оборотах речи. К примеру: в магнитофоне «заело» ленту; компьютерная программа «зависла»; выступление «кипит» ненавистью к противнику и пр. «Природа нашего восприятия устроена таким образом, — писал А. Р. Лурия, — что человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуа- ций, воспринимает ли он окружающие его вещи дома, на улице, деревья и травы в лесу, людей, с которыми он общается, карти- ны, которые он рассматривает, книги, которые он читает, он не- изменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами; отражение этих образов выходит за пределы изолиро- ванных ощущений, оно опирается на совместную работу орга- нов чувств, на синтез отдельных ощущений в сложные комплекс- ные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельные зрительные впечатления в целый образ), так и в пределах несколь- ких модальностей...». 6.3.1. Противостояние гештальтпсихологов и ассоцианистов Не случайно на ранних этапах развития психологической мысли существовала школа ассоцианистов, полагавших, что целостные картины восприятия строятся из фрагментарных элементов ощу- щений. Идею о том, что психические явления соединяются по смежности, сходству и контрасту, высказал еще Аристотель. Но на- учной доктриной она стала значительно позже, когда развитие ги- потезы Аристотеля об обусловленности такой связи внутренни- ми процессами организма перешло в стадию экспериментального поиска Популярность она приобрела благодаря Р. Декарту, Б. Спи- нозе, Т. Гоббсу, Д. Гартли, которые полагали возможным найти связь между ассоциативными закономерностями психического и мате- риального миров. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Однако было бы глубоко ошибочным думать, что сложные картины восприятия создаются простым суммированием отдель- ных ощущений или, как ранее говорили психологи, восприятие становится результатом «ассоциаций» отдельных признаков. На самом деле процесс восприятия оказался гораздо сложнее, и это породило противоречия во взглядах между представителями двух школ — ассоцианистской и гештальтпсихологической, возник- шей в Германии в начале XX в. Противостояние двух направле- ний заслуживает, конечно, значительно большего внимания, но мы ограничимся описанием только его сути. Развитию гештальтнаправления способствовали работы М. Верт- хаймера, вышедшие в 1912 г. Исследуя кажущийся эффект дви- жения переключающихся световых точек, он пришел к выводу о непрерывности восприятия. Основным объяснительным прин- ципом у гештальтпсихологов был принцип целостного объеди- нения элементов психической жизни. Последние не должны сводиться к какой-либо сумме составляющих. Гештальт (нем. Gestalt — эквивалентно понятиям «паттерн» или «форма», хотя ближе по смыслу — «конфигурация») существует изначально. Но одним из самых убедительных примеров гештальтистов яв- ляется оценка особенностей восприятия музыки. Мы слышим, как оркестр играет музыкальное произведение в целом, и узнаем его, независимо от того, как оно транспонировано в музыкальном ряду или с помощью каких музыкальных инструментов оно исполня- ется. Но только при специальном желании мы можем выделить из музыкального строя инструментов флейту или скрипку, арфу или виолончель. Основываясь на многих примерах из практики пов- седневной жизни и результатах экспериментов, гештальтисты сформулировали законы восприятия, органически связавшие мно- гие современные представления в целостные концепции. К числу наиболее известных законов, открытых гештальтпсихологами, от- носятся: 1) структурность восприятия. Изучению этого закона посвя- щено много работ, начало которым положил В. Келер. Во-пер- вых, многие исследования, проведенные на животных, доказали Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром целостную картину восприятия, к примеру геометрических фи- гур. Если обучить обезьяну положительно реагировать на чер- ный треугольник на белом фоне, то она реагирует положитель- но и на белый треугольник на черном фоне, и на треугольник, отмеченный точками, штрихами, и на соответствующие линии, образующие углы треугольника. Совершенно очевидно, что животное схватывает не отдельные признаки фигуры, а ее це- лостную структуру, пишет М. Герц (ученица Келера). Во-вторых, структурность подразумевалась не только как особое психиче- ское свойство восприятия, но и как более общее физическое свойство движения материального мира. Келер отмечал, что если бросить камень на спокойную поверхность воды, появятся пра- вильные круги, постепенно расходящиеся по воде и не теряю- щие своей формы. Аналогичные явления мы встречаем при рас- смотрении магнитных полей и т. п., что свидетельствует об универсальности этого закона; 2) на основании структурности восприятия разработана мо- дель целостности. Прекрасным примером целостности восприя- тия служит объяснение признака перпендикулярности. Школь- никам младшего класса разъяснили, какие линии составляет прямой угол в 90 градусов. В качестве наглядного примера поста- вили указку на стол и пояснили, что ее вершина равно удалена от поверхности стола, поэтому любая линия на столе от основания указки составит прямой угол. Затем учитель, держа деревянный прямоугольный треугольник за вершину прямого угла, поставил его гипотенузой на стол, и катеты его оказались наклоненными к поверхности стола, служащего наглядным примером. На во- прос «Будет ли верхний угол прямым?» многие дети ответили хо- ром: «Нет». А удивленному таким ответом преподавателю они объяснили, что по граням этого угла будет скатываться мячик, значит, угол косой, а не прямой. Целостность восприятия по структурным компонентам признака перпендикулярности про- явилась в связи с апперцептивным опытом, полученным по вре- мя скатывания с крутой горки, и поэтому структурность поте- ряла независимость. Возникло это при полном отсутствии ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ какого-либо намека со стороны учителя на возможность установ- ления такой связи. Рис. 9. Дети судят непосредственно, т. е. связывают объекты структурной организации в целостные образы воспринимаемых вещей, явлений, событий. Стоит только повернуть треугольник и положить его на гипотенузу XY, как прямой угол XOY становится «косым», т. к. с него скатывается мячик. На возможность установления такой связи учитель не указывал, она возникла спонтанно и ассоциировалась с яркими впечатлениями во время катания с «косой горки», иначе ведь не поедешь! Такой же целостный характер наблюдается и при восприя- тии цвета. Курицу обучали клевать зерна только на светло-се- ром фоне и не трогать на темном (два квадрата — серый и тем- но-серый), поскольку там они были просто приклеены к поверхности. Затем ей давали контрольную пробу, и если рань- ше она не клевала зерна на темном фоне, то когда рядом появ- лялся черный фон (два квадрата — темно-серый и черный), она сразу же начинала клевать зерна на темно-сером квадрате. Впол- не очевидно, что курица воспринимает световые оттенки не изо- лированно, а в определенной целостности отношений друг к другу. 3) Закон четкости структуры. Структурность исследовалась гештальтистами и в связи с восприятием формы, и первое, что им удалось выяснить, — это четкость структуры, сопровождаю- щая «выделение объектов» с наиболее конкретными формами Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром из любого многообразия воспринимаемых объектов. Так, напри- мер, если субъекту представляется карта звездного неба, то он выделяет на ней прежде всего наиболее четкие геометрические фигуры. Затем пытается сложить из них (или не вошедших в их конфигурацию звезд) нечто похожее на реальные объекты (со- звездия) — скорпиона, лебедя и т. п. Рис. 10. Хотя мы прекрасно понимаем, что первого треугольника просто нет, есть только три угла, но мы «видим» его, воспринимая доведенным до целого. Во втором случае мы видим три линии, но тоже воспринимаем как треугольник, хотя и с менее отчетливым «доведением до целого». Третий «треугольник» разорван в шести местах, но нам это не мешает воспринимать его целым. Стрелки иллюстрируют недостающие детали, достраиваемые нашим воображением, для сохранения целостности восприятия 4) Закон амплификации, или доведения до целого. Согласно этому закону, четкость «тянет за собой» завершаемость, допол- нение, доведение до целого в случаях, когда воспринимаемый объект имеет «разорванный», не доведенный до совершенства характер. Это легко проследить на геометрических фигурах. 5) Закон маскировки. Этот закон широко известен в природе и использовался человеком во время войны в чисто практиче- ских целях. Сущность его заключается в том, что любой хорошо знакомый нам предмет, будучи слитым с фоном какими-либо ха- рактерными для общей картины восприятия связями, становит- ся практически незаметным, следовательно, защищенным от зор- ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ких глаз «противника». Этот закон настолько целесообразен, что его называют «универсальным подтверждением целостной при- роды восприятия». На рис. 11 мы видим прекрасную иллюстра- цию, подтверждающую справедливость этого закона. Рис. 11. Естественная маскировка демонстрирует проявление «законов группирования». Гештальтпсихологи подразделяют их по признакам: а) по сходству; б) по близости; в) по связанности. Согласитесь, что разглядеть лошадок на таком фоне не очень-то просто, когда налицо закон маскировки. Этот закон подтверждал идею о том, что целое не сводится к сумме составляющих его частей. Представление гештальтистов об организационных моментах восприятия объясняет, почему люди видят мир состоящим из отдельных объектов, но этот про- цесс осуществляется перманентно (постоянно, непрерывно). Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром 6) Закон перманентности (непрерывности). Для объяснения, как возникают образы отдельных объектов, Вертхаймер предпо- ложил, что наша зрительная система организует части в целое на основе законов группирования. Элементы с большей вероятно- стью будут восприниматься сгруппированными, если они доста- точно близко расположены друг к другу, схожи между собой, об- разуют общий контур или движутся в одном направлении, как, например, стайки рыб. На рис. 12 изображена последовательность развития суждений по воспринимаемым объектам. * Рис. 12. В последовательном предъявлении «схожих» по вертикальному написанию объектов, но дополняемых в горизонтальном написании «признаками объединения», можно наблюдать, как происходит группи- ровка объектов в целое «число». Первые объекты (до *) чаще всего трактуются как «три столба» и «следы от снегохода»; вторые — (между *) как «закрытые ставни окон»; и последние — (после *) как «хорошо читаемое число 1001». 7) Закон прегнантности. Если говорить точнее, понятие Prognanz изначально связано с принципом организации, названным гештальтистами принципом прегнантности. Смысл его в том, что в случае неясности стимульного изображения возникающий у нас образ восприятия будет настолько «хорошим» (иначе говоря, прос- тым, однородным и симметричным), насколько позволяют «оп- ределяющие условия». Далее гештальтисты обнаружили, что не- которые структуры нашей нервной системы детерминируют опорную (референтную) систему, в сравнении с которой и про- исходит анализ воспринимаемых образов. Такая относительная система отсчета, осуществляемая только по ориентационному ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ признаку, свидетельствует о возможности существования базо- вых характеристик сравнения для случаев субъективной «ориен- тации на опыт». Представим себе, что для восприятия (с целью опознания) предъявляется последовательность объектов с нечетким или не- завершенным для четкого толкования содержанием. Тем не ме- нее объекты «изменяются» так, что каждый последующий слу- чай толкования может безапелляционно приниматься как вполне завершенное суждение. Рассмотрим рис. 13. / А / / / / / V Рис. 13. При последовательном предъявлении человек практически никогда не думает, что ему показываются различные части одного и того же объекта — куба. В первом и втором случаях разрозненные объекты иногда трактуются как самостоятельные, но чаще как симметричные, отраженные, параллельные. В первом случае — две направленные друг на друга буквы Г; во втором — две параллельные плоскости, расположенные в пространстве; в треть- ем — угол, образованный двумя плоскостями в пространстве; в четвертом — куб. Последний случай свидетельствует, что не всякий ранее вос- принимавшийся паттерн принимает какую-то простую, базовую форму. Например, параллельные в пространстве плоскости не вос- принимаются нами как кубообразные, и тем более не восприни- маются кубообразно две буквы Г, направленные друг на друга. Это становится более или менее реальным, как только мы нач- нем понимать, на что направлена игра нашего воображения. Но в тех случаях, когда образ дополнен до нового паттерна, как при восприятии частично замаскированной фигуры, наблюдатель бу- Глава VI. Психические процессы взаимодействия человека с миром дет видеть новую, целостную форму в соответствии с доступной для него информацией. В соответствии с доктриной изоморфизма, гештальтисты по- лагали, что нейронные поля в мозге стремятся к состоянию ми- нимальной энергии, и это обеспечивает функционирование прег- нантности: образы восприятия упрощаются при достижении мозгом состояния равновесия. Все законы группирования Вертхаймера выдержали провер- ку временем. Ни один из них не был опровергнут, и ни один новый закон не был добавлен к первоначальному списку, если не считать предположений, выдвинутых недавно И. Роком и С. Палмером. Последний предложил закон окружения, или об- щей области, описывающий тенденцию наблюдателя группи- ровать элементы, расположенные в одной и той же области вос- принимаемого изображения. Второй закон, закон связности, сформулирован обоими учеными. Связность объясняет наличие мощной тенденции зрительной системы воспринимать любую однородную, связную область, например пятно, линию или бо- лее протяженную форму, как отдельную единицу. Связность — это наиболее подходящий кандидат для законов группирования (рис. 14-17). Рис. 14. Скорее всего, плоскости 3 и Ж принадлежат одной фигуре, а плоскость И — другой. Рис. 15. Скорее всего, плоскости В, Г и Д принадлежат одной и той же фигуре. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ Рис. 16. Возможно, что все три — Л, К, М — лежат в одной плоскости, но возможно, и нет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|