Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Политико-правовые идеи мыслителей Древнего Востока




 

Тема 1. Политико-правовые идеи мыслителей Древнего Востока

 

 

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности политико-правовой идеологии в государствах Древнего Востока.

2. Политико-правовая мысль в Древнем Египте, Древней Персии и Вавилоне.

3. Политико-правовые учения Древней Индии («Артхашастра», Законы Ману)

4. Политико-правовая мысль в Древнем Китае: даосизм, моизм, легизм.

5. Патриархально-этическая концепция государства и права Конфуция.

Литература

1. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. С. 30-37. http: //library. khpg. org/files/docs/1380635715. pdf

 

Темы докладов и презентаций

1. Политико-правовые взгляды Лао-Цзы.

2. Политические и правовые идеи Конфуция.

3.  Политические и правовые идеи Мо-Цзы.

4. Шан Ян и школа легистов.

Практические задания

 

Политические идеи Лао Цзы.

http: //www. lib. ru/POECHIN/lao1. txt

 

1. «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа его любить и возвышать. Ещё уже те правители, которых народ боится, и хуже всех те правители, которых народ презирает» («Дао дэ цзин»). Проанализируйте высказывание Лао-цзы. Какими методами и способами должно управляться государство? Когда правление является справедливым и эффективным? Существуют ли границы властных полномочий правителя?

 

Политические и правовые идеи Конфуция

http: //grachev62. narod. ru/hrest/chapt05. htm

 

2. По мнению Конфуция «Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном». Раскройте смысл патриархальной концепции государства и аристократической системы управления? Как в его учение соотносятся социальный и государственный статус?

3. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправиться» (Лунь юй»). Проанализируйте высказывание Конфуция. Раскройте содержание его учения о ритуалах и добродетелях? Почему Конфуций выступал противником позитивного закона?

 

4. На чем основана власть правителя, по мнению Конфуция? В чем значение доверия народа?

 

5. Какими личными качествами должен обладать глава государства, по мнению Конфуция?

 

6. «Управлять – значит поступать правильно…Управлением следует заниматься, почитая пять прекрасных качеств и искореняя четыре отвратительных качества». Раскройте смысл политической этики Конфуция. Какие положительные и негативные качества правителей он выделял.

 

7. «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа подобна ветру, мораль низкого человека подобна траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер» (Лунь юй»). В чем смысл этической концепции права по Конфуцию? Почему он выступал противником смертной казни?

 

8. Проанализируйте высказывание Конфуция: «Казнить тех, кого не наставляли, значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие». Актуальна ли данная идея в современном праве и почему?

 

9. «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди – слуги неба» (Мо-цзы). Раскройте социальную концепцию моизма. Как Мо-цзы соотносил теорию естественного равенства людей и договорную теорию происхождения государства? Почему он считал, что «бедность – это корень беспорядков в управлении»?

http: //religa. narod. ru/biblio/motzy. htm

 

10.  «Если управлять людьми как добродетельными, они будут любить своих близких; если же управлять людьми как порочными, они полюбят эти порядки» («Шань цзюнь шу»). Какие методы управления по мнению Шан Яна являются наиболее эффективными? Какие существуют «восемь паразитов», которые могут угрожать управлению страной? http: //drevlit. ru/docs/kitay/I/San_Jan/text5. php

 

 

11.  «Люди по своей сути стремятся к порядку, однако, действия их порождают беспорядок. Поэтому, там, где людей сурово карают за мелкие проступки, проступки исчезают, а тяжким (преступлениям) просто неоткуда взяться. Там, где людей сурово карают за тяжкие преступления и мягко наказывают за мелкие проступки, не только нельзя будет пресечь тяжкие преступления, но и невозможно будет предотвратить мелкие проступки» («Шань цзюнь шу»). Проанализируйте данное высказывание Шан Яна. Почему он выступал за ужесточение уголовных наказаний? Сопоставьте его концепцию с современными взглядами на уголовные наказания. http: //drevlit. ru/docs/kitay/I/San_Jan/text5. php

Тема 2. Политические и правовые учения Древней Греции

Вопросы для обсуждения

1. Общая характеристика древнегреческих политико-правовых идей.

2. Политико-правовые идеи раннего периода (IX - VI вв. до н. э. ): взгляды семи мудрецов (Фалеса, Питтака, Периандра, Бианта, Солона, Клеобула, Хилона).

3. Расцвет политической и правовой мысли Древней Греции (V - I половины IV вв. до н. э. ). Представления философов-материалистов – Пифагора, Гераклита, Демокрита.

4. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли. Платон. Аристотель.

5. Политико-правовые идеи эпохи эллинизма (II половина IV - II вв. до н. э. ) в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. Концепция смешанной формы правления.

Темы докладов и презентаций

1. Политико-правовая доктрина Сократа.

2. Правовые течения софистов.

3. Материалистическая концепция государства и права Гераклита, Демокрита.

4. Классификация форм государства в учение Платона, Аристотеля.

5. Политическое учение Полибия.

6. Учение о праве Платона и Аристотеля.

7. Политико-правовые воззрения Солона, Хилона.

8. Идеалистическая модель государства Платона.

 

Литература

 

1. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М.: Норма, 2004. С. 30-37. http: //library. khpg. org/files/docs/1380635715. pdf

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...