Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Под редакцией академика РАМН Ю.Л. Шевченко






 


Под редакцией академика РАМН Ю. Л. Шевченко

Учебник для медицинских вузов

Рекомендовано УМО по медицинскому

и фармацевтическому образованию

вузов России в качестве учебника

для студентов медицинских вузов

и слушателей системы послевузовской

подготовки специалистов

Москва

Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД» 2ОО4


 


УДК 61: 1. 14(075. 8) ББК 5я73 Ф56

Рецензенты

Начальник кафедры философии и религиоведения Военного универси­тета, докт. философ, наук, проф. полковник П. В. Петрий

Проректор Высшего института управления, докт. философ, наук, проф. Е. Ф. Солопов

Авторский коллектив

Руководитель авторского коллектива д. м. н., проф., акад. РАМН Ю. Л. Шев­ченко (введение, гл. 1, 15, 22), к. ф. н., доц. СИ. Андреев (гл. 4. 1, 4. 2, 20), В. Н Ардашев (гл. 4. 3), к. ф. н., доц. Л. Н. Белюченко (гл. 17), д. ф. н., доц. М. И. Боровков (гл. 2, 5, 13, 14, 16, 21 в соавт. ), к. ф. н., доц. В. Д. Жирное (гл. 4. 6, 12. 5), к. ф. н., доц. В. К. Иошкин (гл. 12. 1 — 12. 4), д. ф. н., проф., акад. АВН Б. И. Каверин (гл. 3, 6, 7. 1), к. п. н. А. А. Камышев (гл. 11. 1), д. м. н., проф. В. Б. Корбут (гл. 4. 4, 4. 5), к. ф. н., доц. В. И. Курсаков (гл. 18, 19), к. ф. н., доц. Ю. А. Прокуднн (гл. 7. 2, 8, 9), д. ф. н., проф. Ю. М. Хрусталев (гл. 21 в соавт. ), д. м. н. СБ. Шевченко (гл. 10, 11. 2).

Философия медицины / Ю. Л. Шевченко и др. — М.: ГЭОТАР-Ф56 МЕД, 2004. -480 с.

I5ВN 5-9231-0371-0

Учебник подготовлен в полном соответствии с требованиями государствен­ного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника высшей шко­лы по циклу «Обшие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и применительно к учебной дисциплине «Философия» для студентов медицинских и фармацевтических вузов, аспирантов и поступающих в аспирантуру. Данный учебник предназначен также для практикующих врачей, научных работников и других специалистов системы здравоохранения, стремящихся быть на современ­ном уровне требований к мировоззренческой культуре.

Предлагаемый учебник нацелен на всесторонний целостный анализ философ­ских проблем человека и медицины, поэтому в авторском коллективе, наряду с преподавателями философии, принимают участие врачи. Совместными усилия­ми авторы решают двуединую научно-учебную задачу: раскрывают содержание учебной дисциплины «Философия» и обосновывают социально-философскую концепцию мировоззрения современного российского врача, включающую един­ство философского, естественно-научного и социокультурного подходов.

УДК 61: 1. 14(075. 8) ББК 5я73


Права на данное издание принадлежат издательскому дому «ГЭОТАР-МЕД». Воспроизведение и распространение в каком бы то ни было виде части или целого из­дания не могут быть осуществлены без письменного разрешения издательского дома.


I8ВN 5-9231-0371-0


© Коллектив авторов, 2004

© Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД»



ГШД I


ФИЛОСОФСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА,

ОБЩЕСТВА И МЕДИЦИНЫ


В обыденном взгляде на философию долгое время утверждалось, что философия не имеет своих проблем и предмета. Не случайно еще в комедии Аристофана «Облака» (423 г. до н. э. ) описывалась филосо­фия Сократа как искусство выдавать ложь за правду и выскальзывать из рук кредиторов.

Г. Гейне в стихотворении «Вознесение» в 1854 году, отражая и выс­меивая филистерский взгляд на философию, писал:

Что? Философия?

Кому она нужна, я не пойму.

И не доходна ведь и скучна,

К тому же ересей полна.

С ней лишь сомневаешься, да голодаешь.

Однако вся человеческая история доказывает, что с философией каждому человеку, хочет он того или не хочет, но столкнуться придет­ся. Вопрос лишь в том, будет ли эта философия разумная, серьезная, глубокая, которая может стать неодолимой духовной потребностью, либо это будет скверный ее эрзац, который заведет либо в догматизм, либо в бесплодный скептицизм. Вопрос стоит, таким образом, не об отрицании философии, а о гармоничном слиянии науки и философии.

Совершенно справедливо утверждение немецкого философа К. Яс-перса (1883—1969) о том, что философии не может не быть, пока жи­вут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире — явить смысл, охватывающий эти цели. Никогда не низводить какого-либо человека или человека вообще до средства... Необходимо совершать работу философского ремесла: раз­вертывать категории и методы, структурировать наше основное зна­ние, ориентироваться в космосе наук.

Находится ли мир в непрерывном движении, изменении или в нем преобладают покой, устойчивость, неизменность? Может ли человек познать мир? Каковы пути, методы получения нового знания о мире? Что такое истина, добро, красота?

Ответ на поставленные вопросы не дает ни одна частная наука. На них отвечает только философия.


омдшш

Слово к читателям

академика РАМН Ю. Л. Шевченко............................................................................ 7

РАЗДЕЛ I. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ....................................................... 11

ГЛАВА 1. Философское измерение жизни человека,

общества и медицины...................................................................................................  13

1. Философия и мудрость.................................................................................... 14

2. Предмет, структура и функции современной философии..................... 19

3. Философия и медико-биологическое знание............................................ 25

ГЛАВА 2. Социально-философская сущность

и содержание мировоззрения врача.............................................................................. 31

1. Мировоззрение: сущность, содержание, структура и типология....... 31

2. Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарно-
психологического знания в мировоззрении врача....................................... 38

3. Систематизирующая роль философии в мировоззрении врача.......... 46

РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНА............................................ 53

ГЛАВА 3. Философия и медицина древних цивилизаций........................................ 55

1. Философия и медицина Древней Индии..................................................... 56

2. Философия и медицина Древнего Китая.................................................... 63

ГЛАВА 4. Становление классической философии и медицина................................ 70

1. Античная философия и медицина................................................................. 70

2. Философия и медицина Средневековья....................................................... 83

3. Философия и медицина эпохи Возрождения............................................. 88

4. Философия и медицина Нового Времени................................................... 93

5. Немецкая классическая философия........................................................... 103

6. Материалистическая диалектика.............................................................  111

ГЛАВА 5. Русская философия и медицина................................................................ 121

1. Этапы и основное содержание отечественной философии................ 121

2. Характерные черты русской философской мысли............................... 137


ГЛАВА 6. Современная западная философия...................................................... 143

1. Религиозная философия.............................................................................  144

2. Позитивизм........................................................................................................  147

3. Экзистенциализм..........................................................................................  150

4. Франкфуртская школа................................................................................. 153

РАЗДЕЛ III. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЫ.......................................................................   157

ГЛАВА 7. Философия бытия..................................................................................  159

1. Философское понимание бытия................................................................ 159

2. Проблемы материи и форм ее существования.................................... 164

ГЛАВА 8. Диалектика и метафизика как концепции развития.

Синергетика — теория самоорганизации.............................................................. 172

1. Диалектика как научная система.............................................................. 172

2. Принцип всеобщей связи и принцип развития

в диалектическом и метафизическом измерениях................................. 175

3. Синергетика как современное мировидение......................................... 178

ГЛАВА 9. Всеобщие законы диалектики и их проявления в медицине.......... 183

1. Проблема противоречий в философии и медицине.

Закон единства и борьбы противоположностей...................................... 183

2. Диалектика количественных и качественных изменений...............  187

3. Закон отрицания отрицания как существенный момент

процесса развития.............................................................................................. 191

ГЛАВА 10. Философские категории как отражение

универсальных связей бытия и ступени его познания........................................ 196

1. Сущность и система категорий диалектики.......................................... 196

2. Содержание и методологическое значение

основных категорий диалектики................................................................... 198

ГЛАВА 1 1. Философия сознания и медицина....................................................... 217

1. Проблема сознания в философии и медицине..................................... 217

2. Сущность, структура и функции сознания........................................... 221

ГЛАВА 12. Философия познания. Специфика медицинского познания......... 235

1. Познание как исторически развивающееся отношение

человека к действительности........................................................................ 235

2. Творчество и интуиция, объяснение и понимание. Истина............. 241

3. Наука как основная форма познания...................................................... 248


4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Формы научного познания............................................................................... 252

5. Специфика медицинского познания.......................................................... 257

РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЕДИЦИНА................................ 265

ГЛАВА 13. Философия общества................................................................................ 267

1. Определение общества. Общество как система..................................... 267

2. Диалектика общественной жизни.............................................................. 276

ГЛАВА 14. Философия истории.................................................................................. 285

1. История как предмет философского анализа......................................... 285

2. Теологические, философские, натуралистические

и культурологические концепции истории.................................................. 292

ГЛАВА 15. Философия глобальных проблем современности................................. 303

1. Источники, сущность, признаки и классификация

глобальных проблем современности............................................................ 304

2. Методология разрешения глобальных проблем современности...... 312

ГЛАВА 16. Проблемы и перспективы современной цивилизации......................... 324

1. Понятие, структура и основные концепции цивилизации

в истории социально-философского знания................................................ 324

2. Типология цивилизаций. Содержание, признаки,

перспективы планетарной и русской цивилизаций................................... 333

ГЛАВА 17. Философия культуры. Медицина в системе культуры......................... 345

1. Культура: сущность, содержание, структура, функции..................... 345

2. Культура Запада, Востока, России: компаративистский подход... 356

3. Медицина в системе культуры. Культура личности врача............... 366

ГЛАВА 18. Философия человека................................................................................. 372

1. Философское учение о человеке................................................................. 372

2. Современная философская антропология............................................... 379

3. Философские основы медицинской антропологии............................... 381

4. О смысле человеческой жизни.................................................................... 384

ГЛАВА 19. Философия личности................................................................................ 392

1. Человек как личность..................................................................................... 392

2. Личность в медицинском познании........................................................... 400

3. Факторы формирования и разрушения личности................................. 402

4. Проблема свободы и ответственности..................................................... 410

5. Становление личности врача...................................................................... 412


ГЛАВА 20. Философия здоровья человека.............................................................. 417

1.   Теоретический анализ концепций здоровья

в философии и медицине................................................................................... 418

2. Здоровье в системе детерминационных связей...................................... 424

3. Современные проблемы медицины здоровья......................................... 428

ГЛАВА 21. Этика и медицина...................................................................................... 434

1. Философские основания морали................................................................ 434

2. Истоки биоэтики.............................................................................................. 438

3. Гуманистические идеалы биоэтики.......................................................... 442

4. Биоэтика — наука о самоценности жизни.............................................. 447

5. Биоэтика - новая идеология здравоохранения....................................... 452

ГЛАВА 22. Эстетика и медицина................................................................................ 458

1. Категории эстетики в медицине.................................................................. 458

2. Особенности медицинской эстетики......................................................... 461

3. Связь искусства и медицины........................................................................ 467

4. Эстетическое воспитание врачей............................................................... 475


(ШО 11 ЧНШШМ

Президента ГУ Национального медико-хирургического центра им. Н. И. Пирогова Минздрава России академика РАМН Ю. Л. ШЕВЧЕНКО

Ведущими тенденциями развития современной медицины высту­пают социологизация, гуманизация, экологизация и технологизация. Данные тенденции объективно приводят к качественно новому харак­теру теоретико-методологических и практических связей медицины с гуманитарным знанием, важнейшим компонентом которого является философия. В настоящее время идет процесс формирования новой философии и идеологии медицины. Новая методология клиническо­го мышления врача должна помочь ему глубоко осознать системно-комплексный характер взаимосвязи человека с окружающим миром, понять и учитывать особенности детерминации процессов здоровья и болезни в системно-социальном и системно-экологическом аспектах. Технизация медицинской деятельности (индустриализация, киберне­тизация, информатизация и т. п. ) объективно требует повышения вни­мания к ее гуманитарному компоненту. Центральной фигурой меди­цинской сферы является практикующий врач. Современный врач наряду с медицинскими знаниями должен обладать высокой интел­лектуальностью, немыслимой без широкого кругозора, осознания сво­его предназначения, развитого творческого мышления, ясного пони­мания смысла своей гуманной деятельности.

Современное медицинское образование с необходимостью должно включать философско-методологическую подготовку врача, ибо лю­бая сфера медицинской деятельности требует постоянного решения логических, гносеологических, аксиологических, этических, философ­ских проблем, связанных с процессом диагностики, гуманистическим подходом к человеку, решением его не только витальных, но и смыс-ложизненных проблем, проблем человеческой свободы.

Перед российским здравоохранением в начале XXI века стоят от­ветственные задачи. Современное отечественное здравоохранение, медицинская наука и образование развиваются в сложных условиях. Острый демографический кризис в России, напряженная социально-экономическая ситуация в стране, сопровождающаяся низкой соци­альной защитой населения, объективно стимулируют особое внимание к состоянию здоровья россиян. Интересы национальной безопасности


8 < у* Философия медицины

России требуют сокращения прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости, инвалидности, смертности. Пробле­ма здоровья народа должна быть признана высшим приоритетом рос­сийского государства, а здравоохранение из традиционно сложивше­гося представления о нем, как о части социальной сферы, должно получить качественно новый статус - системы жизнеобеспечения и важнейшего фактора национальной безопасности.

Естественно, что центром приложения сил, направленных на ук­репление здоровья, является врач, вооруженный современными ме­дицинскими технологиями, профессионал, владеющий всеми метода­ми современной профилактики, диагностики и лечения болезней. Реализация Концепции развития здравоохранения России, совершен­ствование системы обязательного медицинского страхования, обнов­ление правовой основы профессиональной деятельности врачей, увеличение социальных прав и гарантий медицинских работников тре­буют соответствующего развития духовного мира врачей.

Богиней - покровительницей здоровья и предупреждения болез­ней является Гигиея, олицетворяющая прекрасный символ милосердия, красоты и мудрости, гармонии разума и чувства, души и тела. В таком единстве выступают философия человека и философия медицины.

О значении философского знания высказывались многие лучшие мыслители человечества. Так, выдающийся представитель античной философии Аристотель говорил: «Я знаю много прекрасных наук, но лучше философии нет ничего». В свою очередь, отечественный мыслитель Н. А. Бердяев утверждал: «Философия есть наука о духе. Однако наука о духе есть, прежде всего, наука о человеческом суще­ствовании». Английский философ Бертран Рассел считал, что «пер­вое, что философия делает или должна делать, касается расшире­ния границ интеллектуального воображения». В своем главном про­изведении «Мир как воля и представление» Артур Шопенгауэр дал классификацию наук, в которую не включил философию, так как она «самое общее и потому самое важное знание, сулящее такие от­кровения, для которых другие науки служат лишь подготовительной ступенью».

Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал идею о том, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая — душу. Знаменитый мыслитель эпохи Нового времени Френсис Бэкон писал, что «медицина, не основанная на философии, не может быть надежной».

Конструктивное участие философии в процессе теоретизации ме­дицины проявляется в методологическом обеспечении дифференциа-


10 О Философия медицины

медицины: «Философия должна быть внедрена в медицину и медици­на в философию, ибо все свойства философии сохраняют свое значе­ние в медицине». Современные условия подтверждают гениальное предвидение Гиппократом целесообразности принципа дополнитель­ности в развитии современного медицинского знания: «Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя - без доставляемых ей медицинских фактов». Следование заветам великого врача-философа - основателя научной медицины -нравственный долг будущих и практикующих врачей.

Обучение медицине сегодня грешит банальным и безграничным наполнением мозга индивидуума всякой специальной информацией. Последствия такого подхода во врачебном образовании или отсутствие должного воспитания уже хорошо известны.

Сегодня как никогда для будущего врача важно овладеть хотя бы основами философии, т. к. для медицины и ее служителей (именно слу­жителей, а не медработников) овладение основами философии — это вопрос формирования человеческого духа, это общечеловеческое об­разование и воспитание, в основе которых гуманизм, высокая нрав­ственность, правдивость, честность и милосердие. Без этих категорий нет медицины, нет врача. А без них нет настоящей божественной фи­лософии.

Акад. РАМН Ю. Л. Шевченко


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...