82 ■» Философия медицины -О Раздел II О- Глава 4
82 ■ » Философия медицины -О Раздел II О- Глава 4 В своих философских взглядах следовал больше Аристотелю, но в от-ношении целесообразности стоял на точке зрения Платона о «вечном разуме», поэтому мировоззрение Галена скорее дуалистично. Медицинская система Галена, изложенная им в 14-томном труде «Ме^Носшз тейепсИ» и в руководстве «Аге тесИса», представляет собой (с некоторыми отступлениями) систему Платона, о которой подробно говорилось выше. Гален считал, что «здоровье есть равновесие и гармония 4-х элементов, влаг, однородных частей, органов, наконец, управляющих всем организмом сил», т. е. выступал сторонником гуморальной теории. Галена с полным правом можно считать основоположником анатомии человека, экспериментальной физиологии и местной диагностики. Если у Гиппократа рельефнее выступает медицина как искусство, то у Галена обе стороны медицины, и научно-теоретическая, и практическая, дошли до высшего своего расцвета. С. Г. Ковнер пишет: «Медицина Галена есть венец здания древней медицины, фундамент которой заложен Гиппократом.... после него, в течение всего средневековья и даже позднее, не возникло ни одной новой медицинской школы... » Таким образом, в период античности натурфилософия в силу своего научного содержания являлась единственной философской и естественно-научной основой медицины. Кроме того, на основе именно натурфилософии в той или иной степени разрешается вопрос о природе человека и, следовательно, целый ряд других вопросов практики и теории медицины. Литература Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969—1972. Бородулин Ф. Р. Лекции по истории медицины. М., 1955. Казаченко В. И., Петленко В. П. История философии и медицина. СПб., 1994.
Ковнер С. Г. История медицины. Киев, 1878. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1997. Чикин С. Я. Врачи-философы. М., 1990. Вопросы для самоконтроля 1. Какие философские школы Древней Греции Вы знаете? 2. Какие этапы выделяют в античной философии и на каком основании? 3. Каково основное содержание учений милетской и элейской школ? 4. В чем состоят философские воззрения Сократа? 5. В чем заключается различие философских взглядов Платона и Аристотели' Становление классической философии и медицина -0* 83, „ чеМ проявилось взаимовлияние философии и медицины в Древ- ни гр 7 в чеМ заключается вклад Гиппократа в развитие медицины и философии'. ' Темы докладов и рефератов 1. философия и медицина Древней Греции. 2. Философия Милетской школы. 3. Натурфилософия античности и медицина. 4. Врач-философ Гиппократ. 5. Место Платона в истории философии. 6. Философия Аристотеля. 7. Первые «Университеты» в истории человечества (пифагорейская шко 8. Жизнь и сочинения К. Галена. 2. Философия и медицина Средневековья Изучение противоречивого процесса исторического развития философской мысли и медицины эпохи Средневековья и Возрождения позволяет осмыслить новые реалии динамично изменяющейся действительности. Многие особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма. «Реализм» (от лат. геаНз — вещественный) в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают якобы только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Нетрудно видеть, что средневековый Реализм сближается с платонизмом, для которого реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи. Согласно средневековым реалистам, Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Благодаря им, человеческий разум в состоянии °знавать сущности вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как сеобщее понятие. Ясно, что для таких реалистов, как, например Нсельм Кентерберийский (1033-1109), а позднее Фома Аквинский, авн°й универсалией выступает бог. Поэтому всякое познание, по их
84 -О- Философия медицины О- Раздел II -О- Глава 4 мнению, возможно лишь с помощью божественного разума, а сама жизнь людей должна быть ориентирована на Бога. Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом, с утверждением универс& чьности материального мира. Оно получило название номинализма. Термин «номинализм» происходит от латинского слова «потеп», что значит «имя» или «звуки голоса». Согласно номиналистам, общие понятия есть только слова, имена. Они не обладают самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для всех людей как выразителей человеческого рода. А поскольку все люди суть живые, социально организованные существа, обладающие сознанием, то в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое социальное существо, наделенное сознанием. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, Иоанн Росцелин (ок. 1050-1120), сводили универсалии к словам и звукам человеческого голоса. Умеренные номиналисты (Пьер Абеляр, 1079—1142) «концептуально» обосновывали первичность вещей, но как неотделимых от «общего». Спор номиналистов и реалистов продолжил обсуждение античной проблемы о соотношении единичного и общего, как она ставилась еше Аристотелем. Он различал первичные и вторичные сущности, но затруднялся с определением онтологического статуса тех и других. Свое завершение данная схоластическая проблема европейского Средневековья нашла в трудах Ф. Аквинского
Характерной чертой философии Средневековья является повсеместное обращение к теоцентризму - христианскому учению о Боге как сущности, первопричине и первоосновы сотворенного им мира. Особенно сильно это влияние было заметно в Европе, а также в Византии, Передней Азии и Северной Африке. Возникает патристика (от лат. ра(ег— отец) - философские учения «отцов церкви», призванные обосновать и защитить христианство. Наиболее ярким представителем патристики был епископ из Гиппона (Северная Африка) Аврелий Августин (Блаженный) (354—430). Августин логически обосновывал трИ-нитарность Бога и его сущность, соотношение веры и разума, добра и зла. Историю общества он объяснял на основе Библии и считал, что люди с помощью Бога могут достичь конечной цели — «града Божий*' Становление классической философии и медицина 85 Главным в человеке видел душу, через спасение которой и можно добиться милости Бога. Августин приспосабливал некоторые идеи Птатона к христианскому богословию. Патристика явилась основой формирования собственно христианской философии. Она положила начало и схоластике как способу обоснования, зашиты и систематизации религиозных догматов абстрактным, логическим путем. В своем труде «О граде Божьем» Августин писал, что в мире существует два государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (государство). Церковь «странствует по земле, имея цель на небе», «церковь и теперь есть царствие небесное». Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви — право и об-шая польза, истинная справедливость, мир и покой. Любовь к Богу порождает град небесный. Зло как любовь к себе составляет основу града земного. На земле благо и зло (любовь к Богу и любовь к себе) символизируют библейские персонажи — Авель и Каин. Государство - создание человеческое, его цель — временная, оно создано насилием, держится принуждением: «При отсутствии справедливости, что такое государства, как небольшие разбойничьи шайки, так же как и сами разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре». Классиком католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225—1274). Фома писал обо всем, отвечал на сотни и тысячи различных вопросов. Его философия со второй половины XIX века становится основой неотомизма — современного религиозно-философского учения католицизма.
Философия Ф. Аквинского — реакция на аверроизм, учение арабо-мусульманского мыслителя Ибн-Рушда (Лверроэса) (1126—1198), жившего в Испании. Ближайшая цель ее - критически переосмыслить Учение о двойственности истины. Но главная цель состояла в разработке философских основ утверждавшегося католицизма. Истина одна, учил Фома, она от Бога. Все существующее, по его утверждению, создано Богом «из ничего», управляется Богом. Жизнь каждого человека предначертана Богом. В служении ему состоит главный смысл жизни человека. Природа — это подножие небесного, божественного царства. Все в иРе расположено по ступеням божественной иерархической лестни-ы- внизу неодушевленные вещи, выше - человек, еще выше - анге-Лы' святые и, наконец, - Господь Бог. Аквинский логически обосновывает пять положений о сушество- Ии Бога. Так, если всякое явление или предмет имеют причины его возникновения и существования, то должна быть главная при- На пРИчин. Такой главной причиной всего и является Бог. Если 86 ♦ Философия медицины -0> Раздел II О Глава 4 природа, человек, государство могут характеризоваться категориями прекрасного, то существует абсолютная красота. Такой красотой является Бог. Все доказательства бытия Бога Ф. Аквинского представляли цепочки логических рассуждений. Представляют интерес социальные взгляды Аквинского. Власть государя он выводил из «божьей воли». Но, учил Фома, светской власти подчинены лишь тела людей, а не их души. Верховная, всеобъемлющая духовная власть принадлежит церкви. Все светские государи должны быть подчинены римскому папе — «наместнику Христа». Большое место в политико-правовой доктрине философа занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон им определяется как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают достижение «небесного блаженства»). Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеческий естественный), человеческий (человеческий положительный) и божественный (божественный положительный).
Вечным законом Фома называет «сам божественный разум, управляющий миром»; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества. Естественный закон трактуется как отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся законы совместной жизни людей, стремление к самосохранению и продолжению рода. Человеческий закон, под которым Фома понимал действовавшее феодальное право, рассматривался им как выражение требований естественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией. К божественному закону Фома относил Библию. Светская власть должна, по требованию церкви, карать еретиков-Фома Аквинский говорил, что если фальшивомонетчики наказываются смертью, то еще справедливее казнить еретиков. Подобной позицией он «благославлял» Инквизицию. Выдающимся представителем философии и медицины Средневековья является один из величайших ученых Средней Азии Ибн Сина (980-1037). В многотомном труде «Канон врачебной науки» он пишет, что медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными силами, действия и состояния тела - здоровье, болезнь и среднее состоЯ-| Становление классической философии и медицина -О- 87 ние. Кроме того, медицина исследует причины этих состояний (кушанья, напитки, воздух, воду, страну, жилище, опорожнение, запор, ремесло, привычки, движения и покой тела и души, возраст, пол, те необычные события, которые случаются с телом, разумный режим в еде и напитках, выбор подходящего воздуха, выбор движения и покоя), а также совершенствует терапию каждой болезни по отдельности. Как известно, в период Средневековья господствовала религиозная доктрина. Согласно христианской религии, знание имеет два уровня - сверхъестественное знание, содержащееся в текстах Библии, и естественное знание, получаемое человеком посредством изучения окружающего мира и представленное в текстах философов Платона, Аристотеля и других выдающихся античных мыслителей, признанных и канонизированных христианством. Широкое распространение религиозных догм привело к формированию средневековой схоластики, как религиозному типу философии. Средневековые схоласты отредактировали труды Гиппократа, Ибн Сины и Галена. Особенно сильному купированию были подвержены труды Галена, из которых устранили экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, но его представления о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах были возведены в ранг религиозной догмы и теории схоластической медицины Средневековья. Возвращение к истинному содержанию учения Галена потребовало усилий многих врачей эпохи Возрождения и последующих поколений. Данный процесс происходил в условиях жесткого преследования инакомыслящих врачей, ученых-естествоиспытателей. В период Средневековья широкое развитие получила алхимия - начальный исторический этап зарождения современной химии, прошедшей в своем развитии ряд ступеней. Перевод арабских алхимических Рукописей на латинский язык способствовал развитию «алхимического бума» в Западной Европе, благодаря чему европейские алхимики в период с XII по XVI век открыли железный купорос, углекислый аммоний, сурьму. Кроме того, ими были разработаны способы приготовле-Ния бумаги и пороха, ряд химических методов. К сожалению, догмати-еская Религиозная теория сковывала развитие духовности того времени алхимии, что отрицательно отразилось и на становлении фармации. тивные усилия алхимиков Средневековья были направлены на по-к «философского камня», которому приписывались чудодейственные °иства исцеления от всех болезней и возвращение молодости. Вместе м, настоящие ученые придерживались естественнонаучных позиций, положительно сказывалось на развитии медицины того времени. 88 ♦ Философия медицины -0- Раздел II ♦ Глава 4 Литература | Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969—1972. Виндельбанд В. История философии. СПб., 1988. История философии в кратком изложении. М.. 1974. Козаченко В. И., Петленко В. П. История философии и медицина. СПб., 1994. Неретина С. С. К истории средневековой философии. Архангельск, 2003. Соколов В. В. Средневековая философия. М., 2001. ЧанышевА. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «теоцентризм»? 2. Что такое «патристика»? 3. Что такое «схоластика»? 4. Что такое «номинализм»? 5. Что такое «реализм»? Темы докладов и рефератов 1. Вера и разум в средневековой философии. 2. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии. 3. Основные идеи томизма. 4. Философия и медицина Средневековья. 5. Ибн-Сина и его вклад в развитие философии и медицины. 3. Философия и медицина эпохи Возрождения Философия эпохи Возрождения является связующим звеном между средневековым теоцентризмом и научно-философским мышлением Нового времени. Характерной чертой философии этого периода является ярко выраженный гуманизм. В целом философию эпохи Возрождения можно охарактеризовать как антропоцентризм. Это означает, что центральной проблемой осмысления становится не Бог, а человек. Бог признается началом всех вещей, но человек является центром всего мира. Поворот к антропоцентризму нельзя понимать упрощенно, как утверждение человека главным объектом любого познания или как некое выражение материалистических воззрений. Суть в том, что гуманизм Ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в отказе от внеШ' Становление классической философии и медицина ♦ 89 неИ «институциональной» божьей истины, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. Но и это новое, несомненно прогрессивное, будучи исторически обусловленным- могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой рамками религии. Реализация гуманизма предполагает освоение достижений культурного богатства прошлого, поэтому вновь пробуждается интерес к многоликому богатству древней философии. Вновь и по-новому «открывается» Платон, Аристотель, ряд других философов и школ античности (см. схему). Именно этой эпохе принадлежит появление социальных теорий: теории централизованного государства (Н. Макиавелли, Ж. Воден), теории естественного права (Г. Гроций), концепции утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла). Для философии эпохи Возрождения характерны следующие черты: 1) тесная связь с развитием естествознания; 2) широкое использование античного культурного и собственно философского наследия; 3) художественные формы изложения философских взглядов; 4) поворот интереса философии к проблемам гуманизма и антропоцентризма; 5) отрицание и критика схоластики. Рассмотрим, как проявлялись эти общие черты в философских воззрениях конкретных представителей Возрождения. В творчестве великого поэта Данте Алигьери (1265—1320) впервые появляются элементы нового мировоззрения. Данте пытается переосмыслить характер отношений Бога и человека. Он полагает, что
90 ■ » Философия медицины ♦ Раздел II О- Глава 4 божественное и человеческое существуют в единстве. Бога нельзя про. тивопоставить творческим возможностям человека. Существование че-ловека обусловлено, с одной стороны, Богом, с другой - природой. Данте постоянно подчеркивает, что человек - продукт реализации возможностей собственного разума, которые осуществляются в его практической деятельности. Франческо Петрарка (1304—1374) главной мировоззренческой задачей считал разработку «искусства жизни». С точки зрения Петрарки, человек имеет право на счастье в реальной земной жизни, а не только в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Петрарка разносторонне характеризует достоинство человеческой личности, уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, переживаниями, тревогами. Центральное место в философской мысли Возрождения занимали взгляды Николая Кузанского (1401-1464). Философская и общественная деятельность мыслителя, несмотря на его религиозный сан, активно содействовала секуляризации общественного сознания в целом и философского, в частности. Философу были близки многие идеи гуманизма. Будучи крупнейшим ученым своего времени, он серьезно занимался математикой, астрономией, медициной, географией. Значительную роль в философии Кузанского играет учение о Боге. В согласии со средневековой схоластической традицией он утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Однако философ отходит от ортодоксальных схоластических идей в толковании Бога и развивает идеи, близкие к античному пантеизму, деперсонализирует Бога, который выступает у него как «бытие-возможность», «сама возможность», а чаше всего как «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность. Ку-занский приходит к мысли о противоречивости Бога, которая обусловлена тем, что абсолютный максимум, являясь бесконечностью, не страдает ни от каких конечных операций. Диалектическое понимание Бога как единства противоположностей ослабляет творящие личностные функции Бога, сближает бесконечного Бога и конечный мир, приводит к отходу от принципа креационизма (от лат. сгеаге — создавать)' Утверждая, что «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира8 Боге», Кузанский формулирует принципы, присущие культурной И философской традиции эпохи Возрождения, стремящейся понять мй> духовный и мир земной как единое целое. Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского З шли свое дальнейшее выражение в космологии и Становление классической философии и медицина 91
Ограничивая абсолютность Бога в природе, Кузанский выдвигает идею бесконечности Вселенной в пространстве. Особое внимание в философии Николая Кузанского уделено учению о человеке. Кузанский возвращается к идеям античности, рассматривающим человека натур& тистически, как своеобразный микрокосм. Если философия Средневековья мыслила человека как подобие Бога, а античных мыслителей интересовала прежде всего взаимосвязь микрокосма и макрокосма, то Кузанский пытается связать микрокосм с божественной сущностью. В философию человека он вводит понятие «малого мира», т. е. мира самого человека, «большого мира» как универсума и «максимального мира» - божественного абсолюта. Согласно Кузанскому, малый мир — подобие большого, а большой - подобие максимального. Данное утверждение необходимо приводит к выводу, что малый мир, человек не только воспроизводит, «стягивает» окружающий его многогранный природный мир, но и является подобием мира максимального — Бога. Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о творческой сущности человека. Если Бог как Абсолют, есть творчество, то человек, подобно Богу, также является абсолютом, представляет собой творческое начало, т. е. обладает свободой воли. Возрождение дало оригинальную политическую философию в трактате Никколо Макиавелли (1469-1527) «Государь». Под впечатлением недавнего падения во Флоренции владычества Савонаролы Макиавелли заметил: «Все вооруженные пророки победили, а невооруженные погибли». Цель «Государя» - раскрыть, как завоевывается власть, как она удерживается и как теряется; научить государей правилам достижения политического успеха. Политическая философия Макиавел-ли основана на анализе римской истории, собственном деловом опы-те и на политической биографии Чезаре Борджа. Сын Папы, Чезаре Ь°РДжа искусно добивался достижения сложных политических целей: Убить брата, чтобы стать единственным потомком династии; силой РУжия завоевать от имени Папы земли, чтобы сделать их впоследствии в°ей собственностью; обработать коллегию кардиналов, чтобы сле-УЮщцм Папой стал его ставленник. Макиавелли расточает высочай-Ие похвалы искусству Чезаре Борджа, а советы «Государя» отлича-Ся предельной откровенностью. ОсУдарю, завоевавшему власть, советует Макиавелли, не следует а Раться на тех, кто вместе с ним возглавлял политический пере- Р°т: они считают себя равными государю и никогда не станут хо- ими слугами. Не следует приближать к себе и допускать к влас- ех> кто когда-либо в прошлом был обижен тобой, и тех, кто будет III 92 О- Философия медицины •♦ • Раздел II ♦ Глава 4 бояться тебя в будущем. Из ненависти или страха люди мстят, а не служат. Даже новые благодеяния не способны изгнать страх или память о старых обидах. Государь может смело приблизить к себе того, кто раньше считался врагом: он захочет делами доказать превратность прежнего мнения о себе. Избранному государю Макиавелли советует опираться не на знать (ей все равно не угодишь), а на народ. Народу нужно немного — достаточно время от времени «бросать кость», чтобы народ почувствовал, что его угнетают чуть меньше, чем раньше. Государю, желающему долго удерживать власть, необходимо заботиться о регулярной ротации (замещении) высших политических кадров: люди, продолжительное время находящиеся при государе, поневоле чувствуют себя равными ему, что чревато дурным служением или переворотом. О государе судят по советникам. Они должны быть людьми авторитетными, но не специалистами в области политики. Тогда государь сможет купаться в лучах их славы у народа, в то же время они не смогут влиять на принятие политических решений. Как пользоваться насилием и благодеяниями? Насилие нужно применять сразу и единовременно. При завоевании, например, со всеми врагами надо покончить разом. Благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, небольшими порциями, чтобы облагодетельствованные «распробовали» их как можно лучше. Как обращаться с народом? Народ должен время от времени служить государю: люди более привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто делает добро им. Государь должен внушать народу надежду на скорое окончание бедствий, напоминать народу, что враг беспощаден, осаживать излишне строптивых. Мудрость государя состоит также и в том, чтобы, когда позволяют обстоятельства, искусно создавать себе несильных врагов и одерживать над ними верх, являясь, таким образом, в еше большем величии. Толпа любит победителей. Политическая философия Макиавелли заряжена ренессансныМ оптимизмом. Человек может все, и ниспровергнутые государи должны пенять не на фортуну, а на собственную нерадивость. В политике, как и всюду, важна сильная личность. Но если личность, как правило-противостоит обстоятельствам, то политическая личность умеет приспосабливаться к обстоятельствам. Интеллектуально честная философия политической бесчестности ужасает читателей работ Макиавелли. «Макиавеллизм» стал синонимом политической доктрины, которая ради успеха попирает нравственность. Философия Ренессанса подготовила фундамент бурного развития философской науки Нового времени. Становление классической философии и медицина -ф- 93 Литература Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1972. рорфунке. 1ь А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. История диалектики ХУ-ХУШ вв. М., 1974. История философии в кратком изложении. М., 1974. Досев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982. Соколов В. В. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1984.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|