Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

82 ■» Философия медицины -О Раздел II О- Глава 4




82 ■ » Философия медицины -О Раздел II О- Глава 4

В своих философских взглядах следовал больше Аристотелю, но в от-ношении целесообразности стоял на точке зрения Платона о «вечном разуме», поэтому мировоззрение Галена скорее дуалистично. Медицин­ская система Галена, изложенная им в 14-томном труде «Ме^Носшз тейепсИ» и в руководстве «Аге тесИса», представляет собой (с некоторы­ми отступлениями) систему Платона, о которой подробно говорилось выше. Гален считал, что «здоровье есть равновесие и гармония 4-х эле­ментов, влаг, однородных частей, органов, наконец, управляющих всем организмом сил», т. е. выступал сторонником гуморальной теории.

Галена с полным правом можно считать основоположником анато­мии человека, экспериментальной физиологии и местной диагности­ки. Если у Гиппократа рельефнее выступает медицина как искусство, то у Галена обе стороны медицины, и научно-теоретическая, и прак­тическая, дошли до высшего своего расцвета. С. Г. Ковнер пишет: «Ме­дицина Галена есть венец здания древней медицины, фундамент кото­рой заложен Гиппократом.... после него, в течение всего средневековья и даже позднее, не возникло ни одной новой медицинской школы... »

Таким образом, в период античности натурфилософия в силу свое­го научного содержания являлась единственной философской и есте­ственно-научной основой медицины. Кроме того, на основе именно натурфилософии в той или иной степени разрешается вопрос о при­роде человека и, следовательно, целый ряд других вопросов практики и теории медицины.

Литература

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969—1972.

Бородулин Ф. Р. Лекции по истории медицины. М., 1955.

Казаченко В. И., Петленко В. П. История философии и медицина. СПб., 1994.

Ковнер С. Г. История медицины. Киев, 1878.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., 1997.

Чикин С. Я. Врачи-философы. М., 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие философские школы Древней Греции Вы знаете?

2. Какие этапы выделяют в античной философии и на каком основании?

3. Каково основное содержание учений милетской и элейской школ?

4. В чем состоят философские воззрения Сократа?

5. В чем заключается различие философских взглядов Платона и Аристотели'


Становление классической философии и медицина -0* 83, „ чеМ проявилось взаимовлияние философии и медицины в Древ-

ни гр

7 в чеМ заключается вклад Гиппократа в развитие медицины и фило­софии'. '

Темы докладов и рефератов

1. философия и медицина Древней Греции.

2. Философия Милетской школы.

3. Натурфилософия античности и медицина.

4. Врач-философ Гиппократ.

5. Место Платона в истории философии.

6. Философия Аристотеля.

7. Первые «Университеты» в истории человечества (пифагорейская шко­
ла, платоновская Академия, лицей Аристотеля, сад Эпикура).

8. Жизнь и сочинения К. Галена.

2. Философия и медицина Средневековья

Изучение противоречивого процесса исторического развития фи­лософской мысли и медицины эпохи Средневековья и Возрождения позволяет осмыслить новые реалии динамично изменяющейся дей­ствительности.

Многие особенности средневековой философии проявились в про­исходившей на протяжении нескольких веков схоластической борьбе реализма и номинализма. «Реализм» (от лат. геаНз — вещественный) в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современ­ным значением этого термина. Под реализмом подразумевалось уче­ние, согласно которому подлинной реальностью обладают якобы только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы, существу­ющие в эмпирическом мире. Нетрудно видеть, что средневековый Реализм сближается с платонизмом, для которого реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и из­менчивые чувственные вещи. Согласно средневековым реалистам, Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Благодаря им, человеческий разум в состоянии °знавать сущности вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как сеобщее понятие. Ясно, что для таких реалистов, как, например Нсельм Кентерберийский (1033-1109), а позднее Фома Аквинский, авн°й универсалией выступает бог. Поэтому всякое познание, по их


84 -О- Философия медицины О- Раздел II -О- Глава 4

мнению, возможно лишь с помощью божественного разума, а сама жизнь людей должна быть ориентирована на Бога.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом, с утверждением универс& чьности ма­териального мира. Оно получило название номинализма.

Термин «номинализм» происходит от латинского слова «потеп», что значит «имя» или «звуки голоса». Согласно номиналистам, общие по­нятия есть только слова, имена. Они не обладают самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эм­пирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем понятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдель­ных людей и оставляем только то, что является общим для всех людей как выразителей человеческого рода. А поскольку все люди суть жи­вые, социально организованные существа, обладающие сознанием, то в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое социальное существо, наделенное сознанием. Таким образом, соглас­но учению номиналистов, универсалии существуют не до, а после ве­щей. Крайние номиналисты, к которым принадлежал, например, Иоанн Росцелин (ок. 1050-1120), сводили универсалии к словам и зву­кам человеческого голоса. Умеренные номиналисты (Пьер Абеляр, 1079—1142) «концептуально» обосновывали первичность вещей, но как неотделимых от «общего».

Спор номиналистов и реалистов продолжил обсуждение античной проблемы о соотношении единичного и общего, как она ставилась еше Аристотелем. Он различал первичные и вторичные сущности, но зат­руднялся с определением онтологического статуса тех и других. Свое завершение данная схоластическая проблема европейского Средневе­ковья нашла в трудах Ф. Аквинского

Характерной чертой философии Средневековья является повсеме­стное обращение к теоцентризму - христианскому учению о Боге как сущности, первопричине и первоосновы сотворенного им мира. Осо­бенно сильно это влияние было заметно в Европе, а также в Византии, Передней Азии и Северной Африке. Возникает патристика (от лат. ра(ег— отец) - философские учения «отцов церкви», призванные обо­сновать и защитить христианство. Наиболее ярким представителем патристики был епископ из Гиппона (Северная Африка) Аврелий Ав­густин (Блаженный) (354—430). Августин логически обосновывал трИ-нитарность Бога и его сущность, соотношение веры и разума, добра и зла. Историю общества он объяснял на основе Библии и считал, что люди с помощью Бога могут достичь конечной цели — «града Божий*'


Становление классической философии и медицина


 85


Главным в человеке видел душу, через спасение которой и можно добиться милости Бога. Августин приспосабливал некоторые идеи Птатона к христианскому богословию. Патристика явилась осно­вой формирования собственно христианской философии. Она поло­жила начало и схоластике как способу обоснования, зашиты и сис­тематизации религиозных догматов абстрактным, логическим путем. В своем труде «О граде Божьем» Августин писал, что в мире суще­ствует два государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (госу­дарство). Церковь «странствует по земле, имея цель на небе», «церковь и теперь есть царствие небесное». Только к ней подходит определение государства, данное Цицероном, так как лишь в церкви — право и об-шая польза, истинная справедливость, мир и покой. Любовь к Богу порождает град небесный. Зло как любовь к себе составляет основу града земного. На земле благо и зло (любовь к Богу и любовь к себе) символизируют библейские персонажи — Авель и Каин. Государст­во - создание человеческое, его цель — временная, оно создано наси­лием, держится принуждением: «При отсутствии справедливости, что такое государства, как небольшие разбойничьи шайки, так же как и сами разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре». Классиком католической теологии и систематизатором схоласти­ки считают Фому Аквинского (1225—1274). Фома писал обо всем, отве­чал на сотни и тысячи различных вопросов. Его философия со второй половины XIX века становится основой неотомизма — современного религиозно-философского учения католицизма.

Философия Ф. Аквинского — реакция на аверроизм, учение арабо-мусульманского мыслителя Ибн-Рушда (Лверроэса) (1126—1198), жив­шего в Испании. Ближайшая цель ее - критически переосмыслить Учение о двойственности истины. Но главная цель состояла в разра­ботке философских основ утверждавшегося католицизма. Истина од­на, учил Фома, она от Бога. Все существующее, по его утверждению, создано Богом «из ничего», управляется Богом. Жизнь каждого чело­века предначертана Богом. В служении ему состоит главный смысл жизни человека.

Природа — это подножие небесного, божественного царства. Все в иРе расположено по ступеням божественной иерархической лестни-ы- внизу неодушевленные вещи, выше - человек, еще выше - анге-Лы' святые и, наконец, - Господь Бог.

Аквинский логически обосновывает пять положений о сушество-

Ии Бога. Так, если всякое явление или предмет имеют причины

его возникновения и существования, то должна быть главная при-

На пРИчин. Такой главной причиной всего и является Бог. Если


86 ♦ Философия медицины -0> Раздел II О Глава 4

природа, человек, государство могут характеризоваться категориями прекрасного, то существует абсолютная красота. Такой красотой яв­ляется Бог. Все доказательства бытия Бога Ф. Аквинского представля­ли цепочки логических рассуждений.

Представляют интерес социальные взгляды Аквинского. Власть государя он выводил из «божьей воли». Но, учил Фома, светской вла­сти подчинены лишь тела людей, а не их души. Верховная, всеобъем­лющая духовная власть принадлежит церкви. Все светские государи должны быть подчинены римскому папе — «наместнику Христа».

Большое место в политико-правовой доктрине философа занимает учение о законах, их видах и соподчиненности. Закон им определя­ется как общее правило для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают достижение «небесного блаженства»). Из сочетания этих двух классификаций выводятся четыре вида законов: вечный (божественный естественный), естественный (человеческий естественный), человеческий (человеческий положительный) и боже­ственный (божественный положительный).

Вечным законом Фома называет «сам божественный разум, управ­ляющий миром»; этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.

Естественный закон трактуется как отражение вечного закона че­ловеческим разумом; к нему относятся законы совместной жизни лю­дей, стремление к самосохранению и продолжению рода.

Человеческий закон, под которым Фома понимал действовавшее феодальное право, рассматривался им как выражение требований ес­тественного закона и подкрепление их принуждением, санкцией.

К божественному закону Фома относил Библию.

Светская власть должна, по требованию церкви, карать еретиков-Фома Аквинский говорил, что если фальшивомонетчики наказываются смертью, то еще справедливее казнить еретиков. Подобной позицией он «благославлял» Инквизицию.

Выдающимся представителем философии и медицины Средневеко­вья является один из величайших ученых Средней Азии Ибн Сина (980-1037). В многотомном труде «Канон врачебной науки» он пишет, что медицина рассматривает элементы, натуры, соки, простые и сложные органы, пневмы с их естественными, животными и душевными сила­ми, действия и состояния тела - здоровье, болезнь и среднее состоЯ-|


Становление классической философии и медицина -О- 87

ние. Кроме того, медицина исследует причины этих состояний (ку­шанья, напитки, воздух, воду, страну, жилище, опорожнение, запор, ремесло, привычки, движения и покой тела и души, возраст, пол, те необычные события, которые случаются с телом, разумный режим в еде и напитках, выбор подходящего воздуха, выбор движения и покоя), а также совершенствует терапию каждой болезни по отдельности.

Как известно, в период Средневековья господствовала религиоз­ная доктрина. Согласно христианской религии, знание имеет два уров­ня - сверхъестественное знание, содержащееся в текстах Библии, и естественное знание, получаемое человеком посредством изучения ок­ружающего мира и представленное в текстах философов Платона, Ари­стотеля и других выдающихся античных мыслителей, признанных и канонизированных христианством. Широкое распространение рели­гиозных догм привело к формированию средневековой схоластики, как религиозному типу философии. Средневековые схоласты отредакти­ровали труды Гиппократа, Ибн Сины и Галена. Особенно сильному ку­пированию были подвержены труды Галена, из которых устранили эк­спериментальные достижения в области строения и функций живого организма, но его представления о целенаправленности всех жизнен­ных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах были возведены в ранг религиозной догмы и теории схоласти­ческой медицины Средневековья. Возвращение к истинному содер­жанию учения Галена потребовало усилий многих врачей эпохи Воз­рождения и последующих поколений. Данный процесс происходил в условиях жесткого преследования инакомыслящих врачей, ученых-естествоиспытателей.

В период Средневековья широкое развитие получила алхимия - на­чальный исторический этап зарождения современной химии, прошед­шей в своем развитии ряд ступеней. Перевод арабских алхимических Рукописей на латинский язык способствовал развитию «алхимическо­го бума» в Западной Европе, благодаря чему европейские алхимики в период с XII по XVI век открыли железный купорос, углекислый аммо­ний, сурьму. Кроме того, ими были разработаны способы приготовле-Ния бумаги и пороха, ряд химических методов. К сожалению, догмати-еская Религиозная теория сковывала развитие духовности того времени алхимии, что отрицательно отразилось и на становлении фармации. тивные усилия алхимиков Средневековья были направлены на по-к «философского камня», которому приписывались чудодейственные °иства исцеления от всех болезней и возвращение молодости. Вместе м, настоящие ученые придерживались естественнонаучных позиций, положительно сказывалось на развитии медицины того времени.


88 ♦ Философия медицины -0- Раздел II ♦ Глава 4

Литература                                                                                  |

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969—1972.

Виндельбанд В. История философии. СПб., 1988.

История философии в кратком изложении. М.. 1974.

Козаченко В. И., Петленко В. П. История философии и медицина. СПб., 1994.

Неретина С. С. К истории средневековой философии. Архангельск, 2003.

Соколов В. В. Средневековая философия. М., 2001.

ЧанышевА. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «теоцентризм»?

2. Что такое «патристика»?

3. Что такое «схоластика»?

4. Что такое «номинализм»?

5. Что такое «реализм»?

Темы докладов и рефератов

1. Вера и разум в средневековой философии.

2. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.

3. Основные идеи томизма.

4. Философия и медицина Средневековья.

5. Ибн-Сина и его вклад в развитие философии и медицины.

3. Философия и медицина эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения является связующим звеном между средневековым теоцентризмом и научно-философским мышлением Нового времени. Характерной чертой философии этого периода явля­ется ярко выраженный гуманизм. В целом философию эпохи Возрож­дения можно охарактеризовать как антропоцентризм. Это означает, что центральной проблемой осмысления становится не Бог, а чело­век. Бог признается началом всех вещей, но человек является центром всего мира.

Поворот к антропоцентризму нельзя понимать упрощенно, как ут­верждение человека главным объектом любого познания или как не­кое выражение материалистических воззрений. Суть в том, что гума­низм Ренессанса проявлялся в революционных идеях, обращенных на внутреннюю, земную «божественность» человека, в отказе от внеШ'


Становление классической философии и медицина ♦ 89

неИ «институциональной» божьей истины, в привлечении человека к жизненной активности, в утверждении веры человека в себя. Но и это новое, несомненно прогрессивное, будучи исторически обусловлен­ным- могло проявиться лишь в той или иной форме, определяемой рамками религии. Реализация гуманизма предполагает освоение дос­тижений культурного богатства прошлого, поэтому вновь пробужда­ется интерес к многоликому богатству древней философии. Вновь и по-новому «открывается» Платон, Аристотель, ряд других философов и школ античности (см. схему).

Именно этой эпохе принадлежит появление социальных теорий: теории централизованного государства (Н. Макиавелли, Ж. Воден), теории естественного права (Г. Гроций), концепции утопического со­циализма (Т. Мор, Т. Кампанелла).

Для философии эпохи Возрождения характерны следующие черты: 1) тесная связь с развитием естествознания; 2) широкое использо­вание античного культурного и собственно философского наследия; 3) художественные формы изложения философских взглядов; 4) по­ворот интереса философии к проблемам гуманизма и антропоцентриз­ма; 5) отрицание и критика схоластики.

Рассмотрим, как проявлялись эти общие черты в философских воззрениях конкретных представителей Возрождения.

В творчестве великого поэта Данте Алигьери (1265—1320) впер­вые появляются элементы нового мировоззрения. Данте пытается пе­реосмыслить характер отношений Бога и человека. Он полагает, что




 

 

 

 

     

ФИЛОСОФИЯ РЕНЕССАНСА

гуманизм

     
 

 

   

 

 
           

период

Ранний ^__Ш_-ХУвв.

Реформаторский ХУ-ХУ1 вв.

Натурфилософский ХУ1-ХУП вв.

Литературный _________гум а н и з м

Демонополизация католической церкви

Пантеизм

Данте Алигьери Ранческо Петрарка арсилио Фичино етРо Помпонацци

Эразм Роттердамский Мартин Лютер Мишель Монтень Томас Мор

Джордано Бруно Николай Кузанский Франческо Патрици Томмазо Кампанелла Никколо Макиавелли

               

90 ■ » Философия медицины ♦ Раздел II О- Глава 4

божественное и человеческое существуют в единстве. Бога нельзя про. тивопоставить творческим возможностям человека. Существование че-ловека обусловлено, с одной стороны, Богом, с другой - природой. Данте постоянно подчеркивает, что человек - продукт реализации воз­можностей собственного разума, которые осуществляются в его прак­тической деятельности.

Франческо Петрарка (1304—1374) главной мировоззренческой за­дачей считал разработку «искусства жизни». С точки зрения Петрар­ки, человек имеет право на счастье в реальной земной жизни, а не толь­ко в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Петрарка разносторонне характеризует достоинство человеческой лич­ности, уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, пе­реживаниями, тревогами.

Центральное место в философской мысли Возрождения занимали взгляды Николая Кузанского (1401-1464). Философская и обществен­ная деятельность мыслителя, несмотря на его религиозный сан, ак­тивно содействовала секуляризации общественного сознания в целом и философского, в частности. Философу были близки многие идеи гуманизма. Будучи крупнейшим ученым своего времени, он серьезно занимался математикой, астрономией, медициной, географией.

Значительную роль в философии Кузанского играет учение о Боге. В согласии со средневековой схоластической традицией он утвержда­ет, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Однако философ отходит от ортодоксаль­ных схоластических идей в толковании Бога и развивает идеи, близ­кие к античному пантеизму, деперсонализирует Бога, который выс­тупает у него как «бытие-возможность», «сама возможность», а чаше всего как «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность. Ку-занский приходит к мысли о противоречивости Бога, которая обус­ловлена тем, что абсолютный максимум, являясь бесконечностью, не страдает ни от каких конечных операций. Диалектическое понимание Бога как единства противоположностей ослабляет творящие личност­ные функции Бога, сближает бесконечного Бога и конечный мир, при­водит к отходу от принципа креационизма (от лат. сгеаге — создавать)' Утверждая, что «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира8 Боге», Кузанский формулирует принципы, присущие культурной И философской традиции эпохи Возрождения, стремящейся понять мй> духовный и мир земной как единое целое.

Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского З шли свое дальнейшее выражение в космологии и


Становление классической философии и медицина


 91


 


Ограничивая абсолютность Бога в природе, Кузанский выдвигает идею бесконечности Вселенной в пространстве.

Особое внимание в философии Николая Кузанского уделено уче­нию о человеке. Кузанский возвращается к идеям античности, рассмат­ривающим человека натур& тистически, как своеобразный микрокосм. Если философия Средневековья мыслила человека как подобие Бога, а античных мыслителей интересовала прежде всего взаимосвязь мик­рокосма и макрокосма, то Кузанский пытается связать микрокосм с божественной сущностью. В философию человека он вводит понятие «малого мира», т. е. мира самого человека, «большого мира» как уни­версума и «максимального мира» - божественного абсолюта. Соглас­но Кузанскому, малый мир — подобие большого, а большой - подобие максимального. Данное утверждение необходимо приводит к выводу, что малый мир, человек не только воспроизводит, «стягивает» окру­жающий его многогранный природный мир, но и является подо­бием мира максимального — Бога. Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о творческой сущности человека. Если Бог как Абсолют, есть творчество, то человек, подобно Богу, также являет­ся абсолютом, представляет собой творческое начало, т. е. обладает свободой воли.

Возрождение дало оригинальную политическую философию в трак­тате Никколо Макиавелли (1469-1527) «Государь». Под впечатлением недавнего падения во Флоренции владычества Савонаролы Макиа­велли заметил: «Все вооруженные пророки победили, а невооружен­ные погибли». Цель «Государя» - раскрыть, как завоевывается власть, как она удерживается и как теряется; научить государей правилам до­стижения политического успеха. Политическая философия Макиавел-ли основана на анализе римской истории, собственном деловом опы-те и на политической биографии Чезаре Борджа. Сын Папы, Чезаре Ь°РДжа искусно добивался достижения сложных политических целей: Убить брата, чтобы стать единственным потомком династии; силой РУжия завоевать от имени Папы земли, чтобы сделать их впоследствии в°ей собственностью; обработать коллегию кардиналов, чтобы сле-УЮщцм Папой стал его ставленник. Макиавелли расточает высочай-Ие похвалы искусству Чезаре Борджа, а советы «Государя» отлича-Ся предельной откровенностью.

ОсУдарю, завоевавшему власть, советует Макиавелли, не следует

а Раться на тех, кто вместе с ним возглавлял политический пере-

Р°т: они считают себя равными государю и никогда не станут хо-

ими слугами. Не следует приближать к себе и допускать к влас-

ех> кто когда-либо в прошлом был обижен тобой, и тех, кто будет


III


92 О- Философия медицины •♦ • Раздел II ♦ Глава 4

бояться тебя в будущем. Из ненависти или страха люди мстят, а не служат. Даже новые благодеяния не способны изгнать страх или па­мять о старых обидах. Государь может смело приблизить к себе то­го, кто раньше считался врагом: он захочет делами доказать преврат­ность прежнего мнения о себе. Избранному государю Макиавелли советует опираться не на знать (ей все равно не угодишь), а на на­род. Народу нужно немного — достаточно время от времени «бросать кость», чтобы народ почувствовал, что его угнетают чуть меньше, чем раньше. Государю, желающему долго удерживать власть, необходи­мо заботиться о регулярной ротации (замещении) высших поли­тических кадров: люди, продолжительное время находящиеся при государе, поневоле чувствуют себя равными ему, что чревато дур­ным служением или переворотом. О государе судят по советникам. Они должны быть людьми авторитетными, но не специалистами в области политики. Тогда государь сможет купаться в лучах их славы у народа, в то же время они не смогут влиять на принятие политичес­ких решений.

Как пользоваться насилием и благодеяниями? Насилие нужно применять сразу и единовременно. При завоевании, например, со все­ми врагами надо покончить разом. Благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, небольшими порциями, чтобы облагодетельствованные «распробовали» их как можно лучше. Как обращаться с народом? На­род должен время от времени служить государю: люди более привязы­ваются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто делает добро им. Государь должен внушать народу надежду на скорое окончание бедствий, напоминать народу, что враг беспощаден, осаживать излиш­не строптивых. Мудрость государя состоит также и в том, чтобы, ког­да позволяют обстоятельства, искусно создавать себе несильных вра­гов и одерживать над ними верх, являясь, таким образом, в еше большем величии. Толпа любит победителей.

Политическая философия Макиавелли заряжена ренессансныМ оптимизмом. Человек может все, и ниспровергнутые государи долж­ны пенять не на фортуну, а на собственную нерадивость. В политике, как и всюду, важна сильная личность. Но если личность, как правило-противостоит обстоятельствам, то политическая личность умеет при­спосабливаться к обстоятельствам. Интеллектуально честная филосо­фия политической бесчестности ужасает читателей работ Макиавел­ли. «Макиавеллизм» стал синонимом политической доктрины, которая ради успеха попирает нравственность.

Философия Ренессанса подготовила фундамент бурного развития философской науки Нового времени.


Становление классической философии и медицина -ф- 93 Литература

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1972.

рорфунке. 1ь А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

История диалектики ХУ-ХУШ вв. М., 1974.

История философии в кратком изложении. М., 1974.

Досев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

Соколов В. В. Европейская философия XV—XVII веков. М., 1984.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...