Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизненно-практический уровень




 2


СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВРАЧА


1. Мировоззрение: сущность, содержание, структура и типология

Мировоззрение врача имеет высокую значимость как ядро духов­ного основания для деятельности медицинских специалистов и содер­жит общемировое, внутрироссийское и медицинское измерения.

Во-первых, в XX веке человечество разочаровалось в двух стержне­вых мировоззренческих идеях — в вере во всемогущество науки и тех­ники и в возможности построения справедливого общества для боль­шинства людей. Современный человек вынужден искать духовные основы своего существования в условиях мировоззренческого плю­рализма и обострения глобальных проблем. Именно с этим связана общемировая тенденция повышенного внимания к человеку и, осо­бенно, его духовному миру, мировоззрению. Разрыв между научно-ра­ционалистическим, с одной стороны, и практическо-гуманистичес-ким, собственно человеческим, компонентами мировоззрения, — с другой, приобрел угрожающие размеры. Отсюда вытекает необходи­мость корректировки существующих идеалов, ценностей, принципов, смысложизненных ориентации человека. Нужна новая мировоззрен­ческая парадигма выживания в современных условиях, значительное место в которой отводится врачам, во многом определяющих телесное здоровье человечества.

Во-вторых, внутрироссийская значимость проблемы обусловлена существующей в отечественной философии и всей духовной жизни 0 Щества традицией особого внимания к мировоззренческим пробле­мам человека в кризисное время. Неоднозначные результаты проис-Дящего реформирования и, особенно духовная, социально-поли-ческая переориентация государства в России требуют поиска и

снования адекватных новым условиям мировоззренческих прин-' иДеалов, ценностей, убеждений, способных служить российс-Ражданам надежными ориентирами в повседневной жизни и ее хо ективе- Сложность положения усугубляется трудностями пере-го периода страны, когда основная масса россиян серьезно от-


32 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I -О* Глава 2

влечена от глубокого обдумывания проблемы мировоззренческой ори­ентации и содержания своей духовности и смысла жизни. Для многих актуальным остается вопрос о физическом выживании в условиях со­циально неориентированной рыночной экономики.

В-третьих, значение медицинского измерения исследования миро­воззрения обусловлено тем, что у врача имеется большая власть над пациентом. Она выражается в профессиональном вмешательстве в психику и тело человека, что предъявляет к мировоззрению врача осо­бые гуманистические требования. Кроме того, профессиональная деятельность врача непосредственно связана с целым спектром соб­ственно мировоззренческих проблем: здоровья и болезни, нормы и па­тологии, жизни и смерти, нравственно-гуманитарного осмысления клонирования человека, трансплантации органов и тканей, пределов исследования человека и ограничений экспериментирования с ним, эвтаназии и др. Возрастание требований к общекультурному и про­фессиональному содержанию мировоззрения врача вызвано увеличе­нием объема знаний, совершенствованием медицинской теории, рас­ширением возможностей медицинских технологий.

Необходимость повышенного внимания к мировоззрению обуслов­ливается не только теоретическим значением выдвигаемых вопросов, но и сугубо практическими обстоятельствами и, прежде всего, кризи­сом отечественного здравоохранения. С сожалением приходится кон­статировать тот факт, что происходит размывание и разрушение тра­диционных профессиональных ценностей и мотивации деятельности врачей, деформация их убеждений и идеалов, основанных на принци­пах гуманизма и справедливости. Это — отказ от выполнения своего профессионального долга, вымогательство взяток у больных, спекуля­ция лекарствами, насилие над пациентами, связь с мафиозными струк­турами, негласное обслуживание представителей преступного мира.

В отечественной и зарубежной философии сегодня имеется значи­тельное количество подходов к понятию «мировоззрение». Отмечаются, как правило, две основные характеристики: мировоззрение всегда оз­начает наиболее общее понимание человеком природного и соци­ального мира и своего места в нем, причем мир понимается как мате-, риально-духовная целостность, как единство природы (космоса)^ общества и человека с его сознанием и духовностью. Некоторые автсН ры считают неправомерным выделение системы общих взглядов представлений о мире в качестве основного, родового признака мирсН воззрения. Сомнению подвергается, прежде всего, целесообразностя употребления понятия «мир в целом», в силу отсутствия его строго* определенности. Думается, опасения на этот счет могут возникать лиШ*


Социально-философская сущность и содержание... О- 33

том случае, если понимать «мир в целом» как совокупность всех яв-ний действительности. Прав В. С. Овчинников, утверждая, что «пред­метом мировоззрения является не абсолютно все в мире, а наиболее бшие черты, свойства, законы объективной реальности, охватываю­щей природу и общество, природную и социальную сферы деятельно­сти людей». Кроме того, термин «мир в целом» характеризует такую специфическую черту мировоззрения, как стремление к целостному отражению действительности. Справедливо утверждает В. Г. Иванов, что «целостность и единство материального мира, всеобщая связь яв­лений, существование общих объективных законов, детерминизм об­щественно-исторической практики — вот то главное, что обеспечива­ет целостность сознания и мировоззрения».

Второй основной характеристикой мировоззрения личности назы­вается ее позиция, выраженная эмоционально-чувственным и рацио­нальным отношением к внешней среде. Ведь содержание мировоззре­ния людей выражает прежде всего совокупность их многообразных убеждений и идеалов. Таким образом, достаточно очевидно, что под мировоззрением личности следует понимать переосмысленные, подверг­шиеся оценке знания, а также сформулированные на их основе и на осно­ве жизненного опыта идеалы, нормы, принципы жизни, понимание цен­ностей и отношения к ним, выработанные убеждения, принятые верования (см. схему).

Типовую структуру имеет не только научное, но и обыденное ми­ровоззрение, мифологическое или религиозное. В данных условиях оценка многочисленных вариантов структуры мировоззрения равно­значна оценке на истинность, так как подходом к структуре мировоз­зрения будет поиск отраженных в нем основных сфер и видов жизне­деятельности людей, закрепленных для мировоззрения в духовных формах на основе усвоенной картины мира.


     


Теоретический уровень

Наука и философия


Жизненно-практический уровень

Навыки, обычаи, традиции, практический опыт

Ценности и нормы

Практическая деятельность


2-2120


34 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I О- Глава 2

Содержание мировоззрения структурно выражается в присущих ему I формах, главной из которых является картина мира и отношение | субъекта к природе, обществу и себе. Мировоззрение - это дихотомия обобщенных переосмысленных знаний и позиций (убеждений) субъек­та. Структура и содержание мировоззрения, так или иначе, отражены в других понятиях, близких понятию «мировоззрение» или обознача­ющих конкретные его элементы и стороны.

Мироощущение - это отношение человека к окружающему миру, проявляющееся в его настроениях, чувствах и соответствующих им действиях. Мироощущение выражает поверхностную, ситуативную, фрагментарную связь человека с миром и самим собой, представляю­щую первичную ступень обыденно-практического освоения мира че­ловеком, его оценку в соответствии с потребностями и интересами. Но именно через мироощущение осуществляются первые осознавае­мые контакты людей с окружающим миром и между собой как пред­ставителями этого мира.

Миросозерцание - это совокупность взглядов, воззрений на мир. Оно формируется как итог всего чувственного познания и его оценки. В нем используются ощущения, восприятия, представления, память и другие формы чувственного познания. Миросозерцание подчерки­вает также некоторую умиротворенческую, спокойную позицию че­ловека (субъекта), возникшую как согласование обыденного познания и жизненной позиции. Миросозерцанием личности обозначается так­же ее избирательная способность к наблюдению своего природного и социального окружения, определению обыденно-практического, часто утилитарного смысла жизни. Миросозерцание — необходимая духовная база для возникновения форм мировоззрения на абстракт­но-логическом уровне сознания и мышления людей.

Мировидение — это вариант мировосприятия и мироощущения, фор­мирующийся преимущественно на основе зрительного отражения. Оно состоит в фиксированном, достаточно стабильном восприятии и пред­ставлении о переживаемом моменте. В мировидении человека содер­жится активная оценка среды пребывания как сферы собственной де­ятельности. Иногда мировидение связывается с иррациональными способами переживания мира: религиозные видения, божественные провидения, откровение и озарение, гадание, магия и т. п. Наука не опе­рирует данными смысловыми значениями.

Миропонимание — это абстрактно-логическое осмысление действИ' тельности, система понятий, интеллектуальный уровень мировоззре­ния. Миропонимание характеризует умение личности выделять для себя наиболее значимое в мире, глубоко проникать рассудком и разу-


Соииально-философская сущность и содержание... •*■ 35

м в сущность постигаемых явлений, осмысливать целеполагание и ушествлять выбор адекватных средств достижения желаемого. Из приведенных определений видно, что мировоззрение имеет южную и многозначную структуру. Многие стороны и элементы ми-овоззрения получили в ходе исторического развития общества и по­знания самостоятельные названия (обозначения). При всем богатстве и изменчивости сознания людей достаточно устойчивой в нем остает­ся картина мира. Она выступает исходным информационным основа­нием самого сознания, а также и мировоззрения. Значительная часть переосмысленной и переоцененной картины мира выступает и элемен­том содержания мировоззрения людей. Картина мира, в отличие от ми­ровоззрения, - это вся совокупность знаний о бытии, которой обладает человек. В научной литературе выделяются также философская, рели­гиозная, целая серия естественнонаучных картин: физическая, хими­ческая, биологическая, космологическая, причинно-механическая и другие. Существуют теории чувственно-пространственной, духовно-культурной и метафизической картин мира. Для картины мира характе­рен объективный подход. Прежде всего, важно выделить три основных ведущих компонента всякой картины мира: а) знания о природе; б) зна­ния об обществе; в) знания о человеке и его сознании (духовности). Образ мира - это целостная, многоуровневая система представле­ний человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности.

Мировоззрение, как явление духовной жизни общества и ядро ду­ховного мира личности, является специфической формой отражения действительности. В качестве объекта мировоззрения врача выступа­ет в совокупности вся объективная и субъективная реальность. Пред­метом мировоззрения являются существенные признаки и содержание бытия, другие важные его характеристики, связанные с ценностными ориентирами и смысложизненными интересами субъекта. Под субъектом мировоззрения понимается личность, социальные группы и общности. В философской литературе имеется значительное количество ва­риантов типологии мировоззрения на различных основаниях. Вари­анты типологии мировоззрения западных авторов характеризуются Р дпочтением религиозного и психологического подходов. Отече-венные авторы типологию мировоззрения выстраивают с позиции териалистического понимания истории, характерного для марк-скои философии. Таким образом, тип мировоззрения — это ус-вая система смыслообразующих и смыслозначимых знаний, °в, норм и принципов жизни, убеждений и верований, функци-ным ание которой детерминируется каким-либо одним конструктив-ементом. Если определяющую роль в мировоззрении играет


36 -О- Философия медицины ♦ Раздел I ♦ Глава 2

религиозный компонент - это религиозный тип. Совокупность нере­лигиозных элементов определяет светский тип мировоззрения. Доми­нирование в мировоззрении мифологии формирует мифологический тип мировоззрения.

Мифологическое мировоззрение представляет собой сплав мистики фантастичных образов и специфических представлений о материаль­ных объектах, духовных ценностях, на основе которых первобытный человек постигал, осознавал окружающий мир и самого себя. Мифоло­гическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, про­странственных и временных отношений, происхождения и сущности. Объяснение вещи и мира в целом сводится к рассказу о происхождении и творении в категориях сакрального (от лат. засгит — священный) и профанного (от лат. рго/апиз — лишенный святости, непосвященный) времени как парадигмы и прецеденты для воспроизведения. Мифоло­гическое мироощущение выражается не только в преданиях, но и дея­тельности в виде обрядов, танцев, ритуалов. Мифология включает в себя прообраз религии, философии и различных форм искусства.

Философия, как основание типологии, образует три основных типа мировоззрения. Доминирование в мировоззрении религиозной фило­софии определяет религиозно-философский тип. Может существовать и существует светски-философский тип, а также оккультный (фило-софско-мистический) тип мировоззрения. Важно отметить, что раз­личные типы мировоззрения или их отдельные стороны могут сосу­ществовать в мировоззрении одного субъекта. Так, в Новое время утвердился деизм (от лат. йет - Бог), как некоторый симбиоз религи­озно-христианского и светско-научного мировоззрения. Его после­дователями были Ф. Бэкон, Дж. Локк, И. Ньютон и многие другие мыслители. Но типовые признаки такое мировоззрение во многом ут­рачивает. Оно внутренне становится достаточно неоднородным, не­последовательным и противоречивым.

Философский элемент мировоззрения личности предполагает отра­жение его объекта, предмета, субъекта, содержания, структуры, типа, аспектов, методологии исследования средствами и способами соци­альной философии. Естественнонаучный элемент мировоззрения пред­полагает рассмотрение его с позиции освоения природы личностью. Он базируется на обобщенных знаниях о космосе и природе Земли, об обществе, как обособившейся части природы, и о человеке в мире при­роды. Естественнонаучный элемент мировоззрения личности в совре­менных условиях постоянно актуализируется, выступает одним из по­казателей культуры личности. Гуманитарный элемент мировоззрения


Социально-философская сущность и содержание... ♦ 37

пичности отражает осознание ею социального бытия и своего места в нем. Он включает взгляды и идеалы социально-исторического, культуро­логического, формационного, экономического, социального, полити­ко-правового, нравственного, художественно-эстетического, религиоз­но-атеистического и иного характера. Научно-социальный элемент мировоззрения личности отражает и выражает ее статус в обществе в соотношении со статусом других субъектов, права и свободы личности, меру их реализации, общественные и индивидуальные интересы, по­требности, ролевую характеристику личности. Религиозный (теисти­ческий и атеистический) элемент мировоззрения отражает отношение личности к свободе совести (как свободы верований), свободе крити­ки верований (свободомыслие), свободе от верований (атеизм). Биоэти­ческий элемент мировоззрения личности проявляется в отношении че­ловека к живой природе, ко всему живому и человеку как предста­вителю живого на Земле на основе общепризнанных человеческих норм нравственности в интересах гармонизации отношений человека с окружающей его природой. Психолого-антропологический элемент мировоззрения личности характеризует эмоционально-волевое ос­воение знаний, ценностей, норм поведения и превращение их в лич­ные взгляды, убеждения, верования, в волевую установку к опреде­ленным действиям.

Выделение перечисленных элементов не является исчерпывающим. Жесткому разнесению мировоззрения личности по доминирующим элементам присущ недостаток, обусловленный взаимосвязанностью и взаимодополняемостью элементов мировоззрения. Очевидно, что наиболее плодотворным будет являться системный подход, когда ми­ровоззрение личности рассматривается в единстве онтологическо­го, гносеологического и психологического, социального, аксиологичес­кого, исторического элементов в единстве познавательного, теорети­ческого и практического отношения человека к действительности и к самому себе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...