Жизненно-практический уровень
2 СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ВРАЧА 1. Мировоззрение: сущность, содержание, структура и типология Мировоззрение врача имеет высокую значимость как ядро духовного основания для деятельности медицинских специалистов и содержит общемировое, внутрироссийское и медицинское измерения. Во-первых, в XX веке человечество разочаровалось в двух стержневых мировоззренческих идеях — в вере во всемогущество науки и техники и в возможности построения справедливого общества для большинства людей. Современный человек вынужден искать духовные основы своего существования в условиях мировоззренческого плюрализма и обострения глобальных проблем. Именно с этим связана общемировая тенденция повышенного внимания к человеку и, особенно, его духовному миру, мировоззрению. Разрыв между научно-рационалистическим, с одной стороны, и практическо-гуманистичес-ким, собственно человеческим, компонентами мировоззрения, — с другой, приобрел угрожающие размеры. Отсюда вытекает необходимость корректировки существующих идеалов, ценностей, принципов, смысложизненных ориентации человека. Нужна новая мировоззренческая парадигма выживания в современных условиях, значительное место в которой отводится врачам, во многом определяющих телесное здоровье человечества. Во-вторых, внутрироссийская значимость проблемы обусловлена существующей в отечественной философии и всей духовной жизни 0 Щества традицией особого внимания к мировоззренческим проблемам человека в кризисное время. Неоднозначные результаты проис-Дящего реформирования и, особенно духовная, социально-поли-ческая переориентация государства в России требуют поиска и
снования адекватных новым условиям мировоззренческих прин-' иДеалов, ценностей, убеждений, способных служить российс-Ражданам надежными ориентирами в повседневной жизни и ее хо ективе- Сложность положения усугубляется трудностями пере-го периода страны, когда основная масса россиян серьезно от- 32 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I -О* Глава 2 влечена от глубокого обдумывания проблемы мировоззренческой ориентации и содержания своей духовности и смысла жизни. Для многих актуальным остается вопрос о физическом выживании в условиях социально неориентированной рыночной экономики. В-третьих, значение медицинского измерения исследования мировоззрения обусловлено тем, что у врача имеется большая власть над пациентом. Она выражается в профессиональном вмешательстве в психику и тело человека, что предъявляет к мировоззрению врача особые гуманистические требования. Кроме того, профессиональная деятельность врача непосредственно связана с целым спектром собственно мировоззренческих проблем: здоровья и болезни, нормы и патологии, жизни и смерти, нравственно-гуманитарного осмысления клонирования человека, трансплантации органов и тканей, пределов исследования человека и ограничений экспериментирования с ним, эвтаназии и др. Возрастание требований к общекультурному и профессиональному содержанию мировоззрения врача вызвано увеличением объема знаний, совершенствованием медицинской теории, расширением возможностей медицинских технологий. Необходимость повышенного внимания к мировоззрению обусловливается не только теоретическим значением выдвигаемых вопросов, но и сугубо практическими обстоятельствами и, прежде всего, кризисом отечественного здравоохранения. С сожалением приходится констатировать тот факт, что происходит размывание и разрушение традиционных профессиональных ценностей и мотивации деятельности врачей, деформация их убеждений и идеалов, основанных на принципах гуманизма и справедливости. Это — отказ от выполнения своего профессионального долга, вымогательство взяток у больных, спекуляция лекарствами, насилие над пациентами, связь с мафиозными структурами, негласное обслуживание представителей преступного мира.
В отечественной и зарубежной философии сегодня имеется значительное количество подходов к понятию «мировоззрение». Отмечаются, как правило, две основные характеристики: мировоззрение всегда означает наиболее общее понимание человеком природного и социального мира и своего места в нем, причем мир понимается как мате-, риально-духовная целостность, как единство природы (космоса)^ общества и человека с его сознанием и духовностью. Некоторые автсН ры считают неправомерным выделение системы общих взглядов представлений о мире в качестве основного, родового признака мирсН воззрения. Сомнению подвергается, прежде всего, целесообразностя употребления понятия «мир в целом», в силу отсутствия его строго* определенности. Думается, опасения на этот счет могут возникать лиШ* Социально-философская сущность и содержание... О- 33 том случае, если понимать «мир в целом» как совокупность всех яв-ний действительности. Прав В. С. Овчинников, утверждая, что «предметом мировоззрения является не абсолютно все в мире, а наиболее бшие черты, свойства, законы объективной реальности, охватывающей природу и общество, природную и социальную сферы деятельности людей». Кроме того, термин «мир в целом» характеризует такую специфическую черту мировоззрения, как стремление к целостному отражению действительности. Справедливо утверждает В. Г. Иванов, что «целостность и единство материального мира, всеобщая связь явлений, существование общих объективных законов, детерминизм общественно-исторической практики — вот то главное, что обеспечивает целостность сознания и мировоззрения». Второй основной характеристикой мировоззрения личности называется ее позиция, выраженная эмоционально-чувственным и рациональным отношением к внешней среде. Ведь содержание мировоззрения людей выражает прежде всего совокупность их многообразных убеждений и идеалов. Таким образом, достаточно очевидно, что под мировоззрением личности следует понимать переосмысленные, подвергшиеся оценке знания, а также сформулированные на их основе и на основе жизненного опыта идеалы, нормы, принципы жизни, понимание ценностей и отношения к ним, выработанные убеждения, принятые верования (см. схему).
Типовую структуру имеет не только научное, но и обыденное мировоззрение, мифологическое или религиозное. В данных условиях оценка многочисленных вариантов структуры мировоззрения равнозначна оценке на истинность, так как подходом к структуре мировоззрения будет поиск отраженных в нем основных сфер и видов жизнедеятельности людей, закрепленных для мировоззрения в духовных формах на основе усвоенной картины мира. Теоретический уровень Наука и философия Жизненно-практический уровень Навыки, обычаи, традиции, практический опыт Ценности и нормы Практическая деятельность 2-2120 34 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I О- Глава 2 Содержание мировоззрения структурно выражается в присущих ему I формах, главной из которых является картина мира и отношение | субъекта к природе, обществу и себе. Мировоззрение - это дихотомия обобщенных переосмысленных знаний и позиций (убеждений) субъекта. Структура и содержание мировоззрения, так или иначе, отражены в других понятиях, близких понятию «мировоззрение» или обозначающих конкретные его элементы и стороны. Мироощущение - это отношение человека к окружающему миру, проявляющееся в его настроениях, чувствах и соответствующих им действиях. Мироощущение выражает поверхностную, ситуативную, фрагментарную связь человека с миром и самим собой, представляющую первичную ступень обыденно-практического освоения мира человеком, его оценку в соответствии с потребностями и интересами. Но именно через мироощущение осуществляются первые осознаваемые контакты людей с окружающим миром и между собой как представителями этого мира.
Миросозерцание - это совокупность взглядов, воззрений на мир. Оно формируется как итог всего чувственного познания и его оценки. В нем используются ощущения, восприятия, представления, память и другие формы чувственного познания. Миросозерцание подчеркивает также некоторую умиротворенческую, спокойную позицию человека (субъекта), возникшую как согласование обыденного познания и жизненной позиции. Миросозерцанием личности обозначается также ее избирательная способность к наблюдению своего природного и социального окружения, определению обыденно-практического, часто утилитарного смысла жизни. Миросозерцание — необходимая духовная база для возникновения форм мировоззрения на абстрактно-логическом уровне сознания и мышления людей. Мировидение — это вариант мировосприятия и мироощущения, формирующийся преимущественно на основе зрительного отражения. Оно состоит в фиксированном, достаточно стабильном восприятии и представлении о переживаемом моменте. В мировидении человека содержится активная оценка среды пребывания как сферы собственной деятельности. Иногда мировидение связывается с иррациональными способами переживания мира: религиозные видения, божественные провидения, откровение и озарение, гадание, магия и т. п. Наука не оперирует данными смысловыми значениями. Миропонимание — это абстрактно-логическое осмысление действИ' тельности, система понятий, интеллектуальный уровень мировоззрения. Миропонимание характеризует умение личности выделять для себя наиболее значимое в мире, глубоко проникать рассудком и разу- Соииально-философская сущность и содержание... •*■ 35 м в сущность постигаемых явлений, осмысливать целеполагание и ушествлять выбор адекватных средств достижения желаемого. Из приведенных определений видно, что мировоззрение имеет южную и многозначную структуру. Многие стороны и элементы ми-овоззрения получили в ходе исторического развития общества и познания самостоятельные названия (обозначения). При всем богатстве и изменчивости сознания людей достаточно устойчивой в нем остается картина мира. Она выступает исходным информационным основанием самого сознания, а также и мировоззрения. Значительная часть переосмысленной и переоцененной картины мира выступает и элементом содержания мировоззрения людей. Картина мира, в отличие от мировоззрения, - это вся совокупность знаний о бытии, которой обладает человек. В научной литературе выделяются также философская, религиозная, целая серия естественнонаучных картин: физическая, химическая, биологическая, космологическая, причинно-механическая и другие. Существуют теории чувственно-пространственной, духовно-культурной и метафизической картин мира. Для картины мира характерен объективный подход. Прежде всего, важно выделить три основных ведущих компонента всякой картины мира: а) знания о природе; б) знания об обществе; в) знания о человеке и его сознании (духовности). Образ мира - это целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности.
Мировоззрение, как явление духовной жизни общества и ядро духовного мира личности, является специфической формой отражения действительности. В качестве объекта мировоззрения врача выступает в совокупности вся объективная и субъективная реальность. Предметом мировоззрения являются существенные признаки и содержание бытия, другие важные его характеристики, связанные с ценностными ориентирами и смысложизненными интересами субъекта. Под субъектом мировоззрения понимается личность, социальные группы и общности. В философской литературе имеется значительное количество вариантов типологии мировоззрения на различных основаниях. Варианты типологии мировоззрения западных авторов характеризуются Р дпочтением религиозного и психологического подходов. Отече-венные авторы типологию мировоззрения выстраивают с позиции териалистического понимания истории, характерного для марк-скои философии. Таким образом, тип мировоззрения — это ус-вая система смыслообразующих и смыслозначимых знаний, °в, норм и принципов жизни, убеждений и верований, функци-ным ание которой детерминируется каким-либо одним конструктив-ементом. Если определяющую роль в мировоззрении играет 36 -О- Философия медицины ♦ Раздел I ♦ Глава 2 религиозный компонент - это религиозный тип. Совокупность нерелигиозных элементов определяет светский тип мировоззрения. Доминирование в мировоззрении мифологии формирует мифологический тип мировоззрения. Мифологическое мировоззрение представляет собой сплав мистики фантастичных образов и специфических представлений о материальных объектах, духовных ценностях, на основе которых первобытный человек постигал, осознавал окружающий мир и самого себя. Мифологическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. Объяснение вещи и мира в целом сводится к рассказу о происхождении и творении в категориях сакрального (от лат. засгит — священный) и профанного (от лат. рго/апиз — лишенный святости, непосвященный) времени как парадигмы и прецеденты для воспроизведения. Мифологическое мироощущение выражается не только в преданиях, но и деятельности в виде обрядов, танцев, ритуалов. Мифология включает в себя прообраз религии, философии и различных форм искусства. Философия, как основание типологии, образует три основных типа мировоззрения. Доминирование в мировоззрении религиозной философии определяет религиозно-философский тип. Может существовать и существует светски-философский тип, а также оккультный (фило-софско-мистический) тип мировоззрения. Важно отметить, что различные типы мировоззрения или их отдельные стороны могут сосуществовать в мировоззрении одного субъекта. Так, в Новое время утвердился деизм (от лат. йет - Бог), как некоторый симбиоз религиозно-христианского и светско-научного мировоззрения. Его последователями были Ф. Бэкон, Дж. Локк, И. Ньютон и многие другие мыслители. Но типовые признаки такое мировоззрение во многом утрачивает. Оно внутренне становится достаточно неоднородным, непоследовательным и противоречивым. Философский элемент мировоззрения личности предполагает отражение его объекта, предмета, субъекта, содержания, структуры, типа, аспектов, методологии исследования средствами и способами социальной философии. Естественнонаучный элемент мировоззрения предполагает рассмотрение его с позиции освоения природы личностью. Он базируется на обобщенных знаниях о космосе и природе Земли, об обществе, как обособившейся части природы, и о человеке в мире природы. Естественнонаучный элемент мировоззрения личности в современных условиях постоянно актуализируется, выступает одним из показателей культуры личности. Гуманитарный элемент мировоззрения Социально-философская сущность и содержание... ♦ 37 пичности отражает осознание ею социального бытия и своего места в нем. Он включает взгляды и идеалы социально-исторического, культурологического, формационного, экономического, социального, политико-правового, нравственного, художественно-эстетического, религиозно-атеистического и иного характера. Научно-социальный элемент мировоззрения личности отражает и выражает ее статус в обществе в соотношении со статусом других субъектов, права и свободы личности, меру их реализации, общественные и индивидуальные интересы, потребности, ролевую характеристику личности. Религиозный (теистический и атеистический) элемент мировоззрения отражает отношение личности к свободе совести (как свободы верований), свободе критики верований (свободомыслие), свободе от верований (атеизм). Биоэтический элемент мировоззрения личности проявляется в отношении человека к живой природе, ко всему живому и человеку как представителю живого на Земле на основе общепризнанных человеческих норм нравственности в интересах гармонизации отношений человека с окружающей его природой. Психолого-антропологический элемент мировоззрения личности характеризует эмоционально-волевое освоение знаний, ценностей, норм поведения и превращение их в личные взгляды, убеждения, верования, в волевую установку к определенным действиям. Выделение перечисленных элементов не является исчерпывающим. Жесткому разнесению мировоззрения личности по доминирующим элементам присущ недостаток, обусловленный взаимосвязанностью и взаимодополняемостью элементов мировоззрения. Очевидно, что наиболее плодотворным будет являться системный подход, когда мировоззрение личности рассматривается в единстве онтологического, гносеологического и психологического, социального, аксиологического, исторического элементов в единстве познавательного, теоретического и практического отношения человека к действительности и к самому себе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|