Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литература. философия личности




Литература

Иванов В. Г. Физика и мировоззрение. Л., 1975.

Калинин В. С. Методологический анализ природы убеждений // Методоло­гические вопросы анализа общественного сознания. Горький, 1972.

Кажченко В. И., Петленко В. П., Тихонов М. И. Социология и мировоззре­ние врача. СПб., 1992.

Овчинников В. С. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л., 1978.

Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской науки. М., 1982.


38 ♦ Философия медицины О- Раздел I " О- Глава 2

Мартынычев И. В. Мировоззрение естествоиспытателя. М., 1980. Шуртаков К. П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989^

Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлено повышенное внимание современного человечества
мировоззренческой проблематике?

2. Какова структура мировоззрения?

3. Как соотносятся с мировоззрением мироощущение, миросозерцание, ^
мировидение, миропонимание, образ мира и философия?

4. Что является объектом, предметом и субъектом мировоззрения?

5. По каким основаниям осуществляется типология мировоззрения?

Темы докладов и рефератов

1. Мировоззрение: сущность, структура и функции.

2. Философский анализ основных типов мировоззрений.

3. Мировоззренческая функция философии.

4. Место и роль мировоззрения в духовном мире и опыте врача.

5. Сравнительный анализ мифологического, религиозного, натурфилософ4
ского и научного типов мировоззрения.                                                                 :

2. Взаимосвязь естественнонаучного

и гуманитарно-психологического знания

в мировоззрении врача

Мировоззрение врача включает три важнейших элемента: есте­ственнонаучный, общественный и собственно индивидуально-чело­веческий (психологический). От полноты и глубины переосмысления врачом современной научной картины мира во многом зависит его мировоззренческая ценностная ориентация, идеалы профессиональ­ной деятельности, чувствование и понимание смысла жизни, многие другие элементы мировоззрения.

Представляется целесообразным рассматривать научно-гуманитар­ное мировоззрение врача в виде взаимосвязанной системы естественно­научных, научно-гуманитарных и научно-психологических знаний, идеа­лов, норм и принципов, ценностных ориентации, убеждений.

Специфика естественнонаучного элемента в мировоззрении врача заключается в том, что знания о неживой и живой природе непре­рывно развиваются, характеризуются высокой степенью объектив-


Социально-философская сущность и содержание...


 39


ности, выступают наиболее соответствующим отражаемым предме­там, процессам, явлениям и имеют приоритетное значение для бы­тия человека и общества. Естественнонаучное знание в мировоззре­нии врача - это глубоко специализированное знание, требующее транс­формации в научно-мировоззренческие, доступные для широкого по­требления, формы.

Современная общенаучная картина мира исходит из того, что ма­териальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая при­рода и социум. Неживая природа в современной научной картине мира представлена рядом уровней: субмикроэлементарным, микроэлемен­тарным, ядерным, атомным, молекулярным уровнем, макротел, пла­нет, систем планет, галактик, Вселенной и мира в целом. Живая мате­рия - это совокупность организмов, отличающихся от неживых систем рядом признаков, таких, как обмен веществ, размножение, развитие на основе передачи наследственной информации и естественного от­бора. Появление концепции Ч. Дарвина о происхождении видов оз­начало завершение формирования биологии как самостоятельной на­уки. Биологическая картина мира на основе концепции Ч. Дарвина предстала как система научных знаний, характеризующих специфику живой природы в сравнении с неживой природой.

В настоящее время в естественнонаучном элементе мировоззре­ния врачей идет процесс крушения научной парадигмы, в основе своей статичной, детерминистской, линейно-причинной, редукцио­нистской, и становления новой парадигмы, наиболее сущностными характеристиками которой являются динамичность, нелинейность, циклопричинность, холистичность. Естественнонаучный компонент мировоззрения характеризуется тем, что прочные и широкие науч­ные знания о природе, космосе, природе человека и общества со­ставляют общетеоретическую, онтологическую основу мировоззре­ния молодых врачей, еще только приступающих к освоению есте­ственнонаучной картины мира. Этот процесс призван заменить или усилить обыденно-практическое отражение и объяснение природного в сознании будущих врачей. Современный врач должен знать о про­исходящей мировоззренческой корректировке, сущность которой заключается в трансформации образа мира, построенного из элемен­тарных частиц как «первокирпичиков» материи, в видении образа мира как совокупности нелинейных процессов. Врач должен быть знаком с философией синергетики, которая наиболее адекватно из всех претендующих на всеобщность теорий отражает современное видение мира. Синергетика восстанавливает для врача эвристичес­кую ценность основных принципов классической науки: историзма,


40 -О Философия медицины < *• Раздел I < > Глава 2

законосообразности процесса развития, его прогрессивного харак­тера, единых подходов изучения природных и социокультурных сис­тем, взаимосвязи науки и философии. Врач, имеющий представле­ние о стабильности мира как балансе динамики, не будет испытывать дискомфорта в процессе естественных изменений в мире или лично­стных представлений о нем.

На мировоззрение врача все отрасли естественнонаучного знания действуют в совокупности. Вместе с тем, как показали результаты исследований, проведенных автором, наиболее значимыми в мировоз­зренческой подготовке врачей (на первом месте) оказались биологи­ческие и химические знания. Современный этап развития биологи­ческого знания характеризуется выходом на молекулярный уровень исследования живого, глубокой степенью интеграции биологическо­го знания с физикой, химией, математикой, кибернетикой, широким применением методов исследования точных наук, взаимодействием биологического знания с гуманитарными науками, созданием теории структурных уровней организации живого, общей теории жизни на молекулярном, субклеточном, популяционном, биоценозном и био­сферном уровнях.

Наполнилось новым содержанием, изменилось понимание неко­торых аспектов эволюции живой природы и развития материального мира в целом. Синтез достижений генетики и эволюционного учения позволил ученым создать синтетическую теорию эволюции, в основе которой находятся популяция, ген, мутационный процесс, популяци-онные волны, изоляция, естественный отбор. Синтетическая теория объективно требует коррекции стиля мышления в биологии и ме­дицине, утверждения популяционистского стиля мышления вместо организмоцентрического. Как справедливо пишут Ю. П. Лисицин и В. П. Петленко, «если в биологии необходимость принятия популя-ционистического мышления была осознана в 40-х годах XX в., то медицину этот процесс затронул лишь в настоящее время». Данное обстоятельство определяет один из существенных недостатков разви­тия современной теории медицины, рассматривающей организмоцен-тризм в качестве отправного пункта.

Биологии и медицине в настоящее время отводится приоритетная роль в становлении прочих наук о человеке. М. Фуко - выдающийся французский мыслитель XX в., придает ей роль образца в деле обре­тения человеческим существованием статуса объекта позитивного знания. Конечность человека получает от современной медицины но­вые линии границ, поэтому «медицина - это старшая сестра гумани­тарных наук», - обоснованно полагает М. Фуко. Она совершенно осо-


Социально-философская сущность и содержание... -О- 41

бым образом связана с антропологическими структурами и благодаря этому приобрела данное положение. Таким образом, здоровье пришло на смену спасению, а врачи стали духовниками тела.

Химия является одной из наук, обеспечивающих формирование и развитие мировоззрения врачей. В свое время Н. Н. Зинин (1812-1880) так охарактеризовал место химии в структуре знаний врача: «Сообра-жая тесную связь, существующую между знаниями медицинскими и физико-химическими, делается понятным, что для каждого врача изу­чение химии должно составлять один из предметов первой важности в ряду его знаний». Изучение химии будущими врачами раскрывает принципы, в соответствии с которыми функционирует организм че­ловека, позволяет понимать причины возникновения нарушений здо­ровья, без знания которых врач несостоятелен. Кроме того, изучение химии вводит будущего врача в мир фармакологических средств, без которых современная медицина немыслима.

Живая, социально организованная материя представлена в современ­ном научно-гуманистическом мировоззрении врача такими уровнями как индивид, семья, коллективы различных типов, социальные груп­пы, этносы, нации, расы и человечество в целом. Естественнонауч­ный аспект мировоззрения врача предполагает раскрытие прежде всего природной сущности человека. М. Шелер (1874—1928) обо­снованно писал, что образованному европейцу известны три круга знаний и представлений о человеке. Первый круг составляет иудейско-христианская легенда об Адаме и Еве, о творении рас и грехопаде­нии. Второй круг — греко-античный круг представлений, в котором самосознание впервые в мире возвысилось до понимания человеком его особого положения, о чем говорит тезис, что человек является человеком благодаря тому, что у него есть разум, логос, мышление. Третий круг - знания современного естествознания и генетической психологии — рассматривает человека как достаточно поздний итог развития Земли, как существо, которое отличается от форм, предше­ствующих ему в животном мире. Прав был М. Шелер, говоря об отсут­ствии единой идеи человека. Специальные науки, изучающие челове­ка и все возрастающие в своем числе, скорее, скрывают природную и социальную сущность человека, чем раскрывают ее.

Данные авторского социологического исследования показали, что, по мнению будущих врачей, сущность человека проявляется: в разу­му в способности познания - 61%, в совокупности всех обществен­ных отношений — 17%, в игре жизненных сил и влечений - 12%, в °бразе и подобии Богу при одновременной греховности - 7%. 1% оп­рошенных сущность человека видит в единстве чувственности и ра-


Философия личности ♦ 393

далеко не исчерпывает всех черт, их значительно больше. Наибо-пее близки к философскому анализу личности теория и метод пси­хоанализа.

Основоположник этого направления австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) трактовал человека как «животное, скованное куль­турой», а личность — как «ансамбль иррациональных бессознательных влечений». В своей модели личности Фрейд нарисовал картину, со­гласно которой позади идеалов и разума стоят их скрытые и подлин­ные властелины - слепые инстинкты или комплексы (подавленные или вытесненные психотравматические ситуации), обитающие в бес­сознательной сфере и определяющие психическую жизнь. Основной движущей силой этой сферы он считал либидо (лат. ИЫйо - страсть), а также инстинкты смерти и агрессивности. Важно учитывать уточне­ние, которое делает Фрейд: «Не только самое низменное, но и самое возвышенное в человеке может быть бессознательным».

Подсознательное, по мнению последователя Фрейда швейцарско­го психолога Карла Юнга (1875—1961), представляет собой вместили­ще утраченных воспоминаний — архетипов, неких мифических обра­зов, составляющих глубинную часть личности — «коллективное бессознательное».

Советский психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960) в структуру лич­ности включал психические свойства (характер, темперамент, направ­ленность личности), психические состояния (подъем, упадок), пси­хические образования (знания, навыки, умения) и психическое познание (чувства, воля). Другие психологи (А. Н. Леонтьев, А. В. Пет­ровский) в теорию личности ввели методологический принцип деятель­ности как динамическую систему взаимодействия субъекта с миром.

Как видно, теория личности в психологии появилась лишь в XIX— XX веках, но в философии и медицине проблема личности была ши­роко представлена уже в древности. Так, у Сократа рассмотрены по­нятия блага, справедливости и др. Платон писал о «чувственном мире», «идеях», о «душе», ее бессмертии. Его ученик Аристотель определял личность как организм, в котором функционирует психика (дух, со­знание, разум, эмоции и чувства, воля). Он говорил о человеке как об общественном и «политическом животном». Гиппократ (460-377 гг. до нэ. ), основоположник клинической медицины, разработал классифи­кацию различных типов личности по темпераменту.

Гуманисты эпохи Возрождения выдвигали идеал целостной, всесто­ронне развитой личности, которая провозглашалась целью, а обще­ство - средством развития. Просветители XVIII века на первый план Ставили интересы личности, всегда совпадающие, в конечном счете,


Г ГШЛ N


философия личности


Предметом философии личности можно назвать законы и фак-тос: торы формирования, развития и разрушения человеческой личности в; в определенных исторических условиях. В современной филосо­фу фии концентрируется внимание на исследовании формирования и ФЗС функционирования человека как «универсальной» целостной лич-НС1 н°сти, как субъекта истории и созидательной деятельности. Фило-ссхг, софско-психологическое исследование человека направлено на стр; сФУктУРУ личности, характеристику различных типов личности, их рос? ролевых функций, условий формирования и изменения человечес-

КО1; ^ОЙ ЛИЧНОСТИ.

Теория личности в медицине еще не получила своего завершения и

тр; () трактуется в различном содержании. Интенсивно разрабатываются

пР0 проблемы личности в медицинской антропологии и психологии, пси-

хоо/ хофизиологии, патопсихологии, психиатрии, медицинской этике и

део; деонтологии, медицинской эстетике. Их решение сопряжено с разви-

тиац тцем философской теории личности, с одной стороны, и эксперимен-

тащ тальной медицины и психологии, - с другой. Объектом исследования

в 2) в этой области является и многогранная личность самого врача, ее

фос) формирование и роль в современном обществе.

1. | 1 Человек как личность

Проблема личности относится ко многим наукам. 'В социологии лич; личность рассматривается в контексте истории и ее роли в обществе. В ь( з юриспруденции личность выступает субъектом правовых отноше­ние 0Й, дается классификация и характеристика асоциальных личностей-В п? впелагогике> где личность является объектом воспитания, исполь­зую; зуются данные других гуманитарных дисциплин. В психологии лич-иосц цостъ — центральное понятие. Здесь можно найти около пятидесяти < > ПО определений личности, что объясняется сложностью, фундаменталь­ное ностью этого понятия. В словарях русского языка характеристика лнщ личности представлена в полутора тысячах терминах. Но и это Л


Философия личности -0- 395

дивид есть отдельный, конкретный человек, которому наряду с родо­выми чертами присущи и сугубо индивидуальные черты.

В медицинской диагностике учитываются природные (биологичес­кие, физиологические) особенности индивида, его психические свой­ства (память, воображение, темперамент, характер) и особенности его мышления (взгляды, суждения, мнения), потребностей и запросов. В этом смысле понимается индивидуальность человека. Индивидуаль­ность можно определить как совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от других. Но далеко не каждый чело­век как индивид и индивидуальность в своем поведении, деятельнос­ти проявляет себя как личность. Основными индивидуально-психо­логическими качествами развивающейся личности являются: черты характера, интересы, склонности, способности.

Значение личности как «верховной ценности» в социальной жизни хорошо понимали многие мыслители, в частности, русские религиоз­ные философы «серебряного века» (конец XIX—начало XX вв. ), про­водя четкую грань между понятиями «личность» и «индивид». Н. А. Бер­дяев (1874-1948) считал, что личность возможна лишь благодаря творчеству, она есть ценность, стоящая выше государства, нации, че­ловеческого рода, природы и, в сущности, именно личность обеспе­чивает общее духовное начало.

В социальной антропологии личность характеризуется следующи­ми чертами:

— активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собствен­
ные пределы, расширять сферу своей деятельности;

- направленностью - устойчивой доминирующей системой моти­
вов, интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в которых проявля­
ют себя потребности человека;

— наличием развитого самосознания — системы представлений о
себе, конструируемой индивидом в процессе деятельности и общения
(самооценки, чувства самоуважения, уровень притязаний и т. д. );

- способностью к самовоспитанию.

На основе современных научных данных в структуре личности вы­деляются взаимосвязанные биологический, психологический и соци­альный уровни. Биологический уровень личности содержит генети­чески обусловленные, наследуемые психофизиологические задатки, способные реализоваться в определенные интеллектуальные и духов­ные свойства человека. Психологический уровень личности включает Потребности, интересы, особенности темперамента, характера чело­века, его волевые потенции, определяющие мотивы, результаты его Поведения, деятельности.


394 О- Философия медицины ♦ Раздел IV О- Глава 19

с общественным благом. Немецкая классическая философия в XIX веке поставила вопрос о несовместимости буржуазного общества со свобо­дой личности. В таком обществе, указывшт Кант, личность есть лишь средство. Гегель рассматривал личность как момент всеобщего рода в ее единстве с миром и видел сущность личности - в духе. В буржуаз­ной философии и социологии всесторонне показывается процесс раз­рушения личности. Так, экзистенциализм вскрывает глубокий и ост­рый конфликт личности и современного общества, видя его причину в самой природе человека.

В марксистской философии проблема личности поставлена конк­ретно-исторически. Личность выступает как следствие социальных условий на базе биологических предпосылок. Путь к освобождению и расцвету личности идет через освобождение массы. Свободное разви­тие каждого является условием свободного развития всех. Личность становится целью общественного развития.

В религиозных учениях отношение к личности неоднозначно и не соответствует научным взглядам. В индуизме и буддизме личность во­обще отрицается. В восточных деспотиях индивид не рассматривался как ценность. Восточной культуре присущ социоцентризм, она при­звана обнаружить безличные абсолюты. Освобождение человека оз­начало лишь бескорыстное исполнение своих обязанностей и избав­ление от страстей. В обществе предполагалась жесткая иерархия, абсолютная зависимость простого человека. В христианстве, право­славии отношение к личности отрицательное, как и к свободе челове­ка. В «Журнале Московской патриархии» (1953 г., № 3) говорится: «Грех выражается в стремлении человека жить по-своему, а не по бо­жьему, иначе говоря, самоутверждение личности и противопоставле­ние ее богу».

Поэтому отношение медиков и педагогов к религии как опасности для духовного здоровья людей понятно. Иллюзорное, в том числе ми­фологическое мышление, уход от реальности, как правило, ведет к различным отклонениям в психике и моральном сознании человека. 3. Фрейд писал о том, что религия «угрожает именно идеалам и цен­ностям». Он подробно разъяснял, каковы те нормы и идеалы, в кото­рые верит: это — знание (разум, истина), братская любовь, обретение независимости и ответственности личности.

В философии личность рассматривается в соотношении понятии, человек, индивид, индивидуальность. Человек есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду — разумность (Ното $ар1еп$) и социальность. Человек — продукт и субъект обше' ственных отношений, несущий в себе особенности своего века. И"


 мвх ихэоньшг ниих энннэяхэавйн эиявх хошьицтвй э   а (эююэьихэинАкмом) иэхэонч1ГвА1тиаи1Гни хнн1годояэ имвинэт оН1о и (эмнЕвАжсМд) ихэокиэиаве ионпгэа 1(э1чнч1Л? 1Гоэф 'эююэьч1гэ1Г _81ГЯОдвс1 'эннхндоайэи) ихэоииэиэее ионьшг инвинэтонхо нэхсяАеис!

-ЗХМВС1ВХ Э1ЧЙОХОХ 'ИХЭОННИ1Г ВИИХ ХГЧНЧ1ГВИПОЭ ИЙХ 1ГК1ГЭ1Г1ЧЯ ОМЙВ}^ " ^  И1МИ> 1ЭЭЬИХО1ГОХИЭи-ОНЧ1ГВА1ГИаИ1ГНИ ИШЧННЭЮИЬЭЭд О

 ионнэахоэтдо ионнвс иигпснХахэхэахооэ ээ1годивн 'ихооньи1г  'йэхмейвх ИННЧ1ГВИПОЭ инньииих хээми овхээтдо эо1Гжв> 1 '[мвинва

-ОНЭО М1ЧНЕВЙ 011 ЭРШЭЛЙИТшфИЭЗВЮ! 'ИХЭ0ННИ1Г 1ЧЦИХ Э1ЧНЬИ1ГЕВ(1 ВЗХСН

 и иило1гохиэи 'ишо1гоипоэ 'иифоэо1гиф д •хвиих Х1чньи1гевс1 ээ я квмэАйичйва 'ихэоньиь- вхйэь  ■ чхэонч1гвХ1Гиаи1гни охе - чюонни\[ -чхиахээюкохо

ОНЖОИ ЗЭН1ГЭ1ГЭ0и 'ЧХЭОНЧ1ГВА1ГИЯИ1ГНИ 'ЧХЭ0ННИ1Г 'ИИЯИ1ГНИ 'МЭЯ01ГЭН

: иихкнои иинэтонхооэ д Агеохеоц ихэонч1гэхкэ1Г и кинвнсоо олэ хкхоон -нэдоэо хннчшзЛрияиРни а хнннэжвйна 'вмэао1гэь ахээьв> { Х1чяэ1гоа-он

-Ч1ГВС101\ И Х1ЧНСШЯ1ГА-Я-ОНЧ1ГВИПОЭ 'ХННЧ1ПЗАХ-ЯЭ1Г1ГЭ1НИ ВИЭХЭИЭ ВВНХЭ01Г

-эП вваиьиохэА ончггэхиоонхо 'квмээьирчвни1Г охе - чхэоньи[; яо»и1Гэ»ч

И Я0Д01В1ГЭи 'ЯОХЭИ1ГВИПЭ11Э ЭЭГПСНВ(1ОЯХЭ1ГЯО1ГА 'ИХЭ0ННИ1Г ЗИНЭ1ГЭ1ГЭС1иО ЭЭП1СНА1ГЭ1ГЭ ВЭХЭВЛВ1ЛГЭЙи ИИфОЭО1ГИф Я ']Ч1ГОХ1ГОи ЭИНЕВЙ ВВЭНХИЬД •СНЧХЭ0ННИ1Г ИОМВХ ЧХВХЭ 0НВ1Г АИО1ГЖВЯ ЭН

ИЭ1Г09 и доэинвнеоскжвэ (алчхияевс! оньохвхэоС хэвсвь-до

нэдоэоиэ '(ээн вн чхвяойихвэс! онхва^эРв) ихэонч1гэхиахэиэ1г х вэчхио

-онхо кхэзьихийх нэдоэоиэ имйохо^ 'яэао1гэь кэхиаонвхэ О1чхэоньи|]"

ЧХЭ0НЧ1ГВА1ГИЯИ1ГНИ 'ОЯХЭНИОХ001Г Э0ННИ1Г '1Ч1ГодОЯ0 ЧНЭиЭХЭ СНАННЭ1ГЭ1Г

-эйио 'хкияхоизР хиоао ъ чюоннэяюхэахо 'чюониАевй ^в> 1 'и^внеийу Э1ЧНЯВ1ГХ эюшх кэ»\и 'О1чхэоньи1Г кэхияонвхэ мэяо1гэь 'яонийвлАх цд фоэохгиф ии51эхэяоэ иннхээаЕИ 1/в1ГжйэахА уюу[ -вахэхэтг охэннвс! э эжА ихэоньиц" нхйэь эгчни И1ги зх ввхэбдоийц 'вихияевй олоннэяхээгпдо охэ -оао ээээпойи я кэхияонвхэ в 'иояоявх кэхэв1Гжос1 эн но он 'снчхэоньигг

ВЭХЭВ1/ЯВ ^ЭЯО1ГЭЬ И1Ч1ГЖВХ '(ЧНИПИ1ГЭМ И ИИфОЭО1Шф КИНЭЙЕ ИМЬОХ Э

•ВЯХЭЯАЬ И ВИНЭОЙХЭВНОМА '1Ч1ГВЭ1ГИ 'ВИНЭР

-жэдА згчннз[гэ1Гэс1ио и он 'эйиш о винвне о-мч1гох эн ннвяойийхнэпно^э

'гаэЯ01ГЭЬ ВИПИЕОУ ВВННЭНЕИЖ ВНЗЖВЙ1ЧЯ ИОЙОХОМ а 'ЭИНЭЙЕЕОЯОЙШМ ВЭ13К1ГЯВ ИХЭ0НЬИ1Г МОЙХГ^ ИЭ1Г0С1 Х1ЧНЧ1ГВИП0Э Х1ЧННЭ1ГЭИНОХОНИ ВИНЭН  В1ЛГ Х1Ч1А1И1ГОХдОЭН 'Р'Х И МЭЫЧЯИЙЦ 'Я0М1ЧЯВН 'ИИНЭИА 'ИИНВНЕ  ВВННЭ1ГЭ1ГЭЙиО ЗЖМВХ В 'ВЯХЭЭ1ПдО И1ГВС1О1\ 'ИИПИ1ГВС1Х 'ИИН  'ИЭХЭОННЭП Х1ЧНЧ1ГВХНЭИВ1ТНАф ЭИНЭОЯЭА И ЭИХВИЙ1ЮО8 ЭЭ ЭИШ  '«ИИПВХНЭИЙО Э1ЧНХЭОННЭП» ХВМ 'ИХЭ0ННИ1Г ГЧХЙЭЬ ЭИМВХ ХШВ11

 и^мннэахаэгпАэ ээ1годивн чээгг^ ваихмэЕЛгох 'вахээтдо инеиж  бмэао1гэь мэихэвьА э хнннвевээ 'хйэь хиииьвне-ончц-випоэ хнннэх  ихэониАмоаоэ ей хиохзоэ ихэоньи1г чнэяойА иинч1гвиПоэ

61 вееь^ ♦ Л1 ^эгее^ < ). инипиггэрм кифоэоуиф < >.


42 О- Философия медицины -О- Раздел Г ♦ Глава 2

зумности. Таким образом, более половины будущих врачей сущность человека увязывают, прежде всего, с его разумностью, со способнос­тью познания окружающего мира. Примерно каждый пятый сущность человека видит в социальных отношениях, а каждый десятый трактует сущность человека как игру жизненных сил и влечений, т. е. психоло­гически. С сожалением приходится констатировать тот факт, что уси- ■ лия гуманитарных наук, несмотря на интенсификацию их развития в ' последние годы, не изменили положения дел в изучении природы че­ловека. Темпы познания гуманитарными науками человека традици­онно отстают от темпов приращения знаний естественных и, прежде всего, биологических, физико-математических наук. К сожалению, в некоторых направлениях имеющийся разрыв не только не сокращает­ся, но и увеличивается. Речь идет прежде всего о проблемах психичес­кого здоровья людей и сохранении окружающей среды.

Гуманитарный компонент мировоззрения врача отражает осозна­ние им социального бытия и своего места в нем. Данный компонент включает взгляды и идеалы социально-исторического, культурологи­ческого, формационного, экономического, социального, политико-правового, нравственного, художественно-эстетического, религиоз­ного и иного характера. Гуманитарный аспект мировоззрения врача выступает его системообразующей основой. Науки об обществе и че­ловеке развертывают перед будущим врачом богатый спектр приме­ров поведения, жизненных ситуаций врачебной практики, которые при востребованности способны содействовать ему в выработке современ­ной системы гуманитарного знания и ценностных ориентации. По­средством разносторонних гуманитарных знаний врач воспринимает социальную действительность, они выступают основой его духовного мира. Гуманитарные науки формируют, обосновывают человеческий идеал, прямо связанный с общественной природой человека, с тем, что его жизнь, смысл его бытия неизбежно включают вопросы о судь­бе общества, о его будущем: Куда идет общество? Какая социальная система, общественный строй формируется в настоящее время? Есть ли силы и средства, которые могли бы существенно облагородить, сде­лать по-настоящему человеческой их жизнь?

Естественно-научные и гуманитарные знания выступают взаимо­дополняющими компонентами в целостном мировоззрении врача. Гу­манитарная составляющая непременно должна определять мировоз­зренческое измерение деятельности, учитываться при формировании целей личностного и общественного развития. Рациональная состав­ляющая предлагает разумные способы решения поставленных задач. Цель должна быть нравственной, а пути достижения - надежными и


Социально-философская сущность и содержание... О 43

гуманными. Данный подход устраняет технократизм естественно­научного знания, создает условия для синтеза его с гуманитарным зна­нием. На пути взаимодополняемости естественнонаучного и гума­нитарного знания лежит и преодоление одного из аспектов кризиса российского просвещения, выражающегося в доминировании техно­кратизма, принижении роли и значимости гуманитарного знания в обшей и профессиональной культуре специалистов с высшим об­разованием.

Особенности гуманитарного элемента мировоззрения врача опре­деляются спецификой врачебной деятельности, принадлежностью к особой социальной группе, в значительной мере определяющей пси­хическое и соматическое здоровье человека и общества. В основании гуманитарного элемента мировоззрения врача находятся общечелове­ческие и собственные врачебные ценности. К общечеловеческим цен­ностям врачи относят, прежде всего, гуманизм, свободу, демократию, права человека.

Как показали результаты социологического исследования, ценно­сти современных врачей в высокой степени неидеологичны и альт­руистичны. Для системы ценностей врачей характерен приоритет проблем «макромира» человека. Особенностью мировоззренческой динамики врачей последнего десятилетия является увеличение роли общечеловеческих, неидеологических ценностей. Идеологические ценности в мировоззрении врача, хотя и не относятся к разряду доми­нирующих, все же сохраняют позицию, которая серьезно влияет на их оценки, выбор, поведение.

Специфика современного процесса гуманизации и гуманитариза­ции подготовки врачей определяется совокупностью факторов; преж­де всего, общемировыми тенденциями образования, обновленным содержанием гуманитарных дисциплин и усилением гуманитарной составляющей других учебных дисциплин, социально-политически­ми и экономическими реформами в России и их влиянием на государ­ственную политику в сфере образования.

Научную основу психологического элемента мировоззрения врача составляют: знания природы психики, основных психологических Функций, их физиологических механизмов и психо-эмоциональных Условий формирования личности; соотношение природных и соци­альных факторов в становлении психики, знание значения воли, эмо-Ций, потребностей, осознанных и неосознанных мотивов в поведе­нии человека.

Развитие человеческого общества сопровождается изменениями во сех сферах жизни. Все в большей степени интеллектуализируется труд,


44 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I ♦ Глава 2

увеличивается ответственность каждого человека за его результаты, усложняются межличностные отношения, резко возрастает объем информации. Происходят процессы нарастающей психологизации, субъективизации современного человека. Медицинская сущность дан­ных процессов заключается в увеличении степени психологических нагрузок, повышении требований, предъявляемых к нервной систе­ме, что может выражаться нарушениями психического состояния, за­болеваниями внутренних органов, сочетанием психической и сома­тической патологии. Стремление врачей учитывать всю совокупность психических и соматических явлений в норме и патологии человека и составляет содержание психосоматического подхода в современной медицине.

Своеобразие современного этапа развития клинической мысли зак­лючается в том, что никто не отрицает сегодня необходимость приме­нения системного подхода для понимания патологии человека. Одна­ко практика медико-биологической, научно-исследовательской и врачебной деятельности демонстрирует, главным образом, односторон­ний — биологический подход, поскольку даже в тех случаях, когда в центре внимания исследователя оказывается центральная нервная си­стема, она анализируется преимущественно средствами нейрофизио­логии и клинической неврологии. Научное изучение врачом психосо­матических отношений возможно только при междисциплинарном подходе, включающем методы психологического и психиатрического анализа человека в сочетании с исследованием физиологических про­цессов на различных уровнях. При этом возникают многочисленные трудности, связанные с отсутствием общепринятой психологической терминологии, единой оценки результатов психологического и пси­хиатрического обследования, а главное — общего для психологов и клиницистов языка, который был бы адекватен запросам теории и практики, взаимопониманию различных специалистов.

Освоение психосоматического подхода требует от врача специ­альной подготовки, складывающейся из основ психологии личности, знания закономерностей развития психогенных расстройств, учения об эмоциях и эмоциональном стрессе, учения о нейрогенной дист­рофии. Применение психосоматического подхода к решению вопро­сов происхождения и течения соматических заболеваний дает возмож­ность значительно полнее представить природу форм соматической патологии человека, а также причины разнообразия их клинических вариантов.

Таким образом, предметом медицины является человек, проявля­ющий себя в своей биологической природе (как организм) и в соци-


46 О- Философия медицины -0- Раздел I ♦ Глава 2 Литература

Боровков М. И. Социально-философская концепция мировоззрения совре­менного военного врача. СПб., 2000.

Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. М., 1997.

Лисицын Ю. П., Петленко В. П. Детерминационная теория медицины: Док­трина адаптивного реагирования. СПб., 1992.

Философия и мировоззрение. М., 1990.

Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в запад­ной философии. М., 1988.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...