Литература. философия личности
Литература Иванов В. Г. Физика и мировоззрение. Л., 1975. Калинин В. С. Методологический анализ природы убеждений // Методологические вопросы анализа общественного сознания. Горький, 1972. Кажченко В. И., Петленко В. П., Тихонов М. И. Социология и мировоззрение врача. СПб., 1992. Овчинников В. С. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. Л., 1978. Ойзерман Т. И. Проблемы историко-философской науки. М., 1982. 38 ♦ Философия медицины О- Раздел I " О- Глава 2 Мартынычев И. В. Мировоззрение естествоиспытателя. М., 1980. Шуртаков К. П. Мировоззрение и методы его формирования. Казань, 1989^ Вопросы для самоконтроля 1. Чем обусловлено повышенное внимание современного человечества 2. Какова структура мировоззрения? 3. Как соотносятся с мировоззрением мироощущение, миросозерцание, ^ 4. Что является объектом, предметом и субъектом мировоззрения? 5. По каким основаниям осуществляется типология мировоззрения? Темы докладов и рефератов 1. Мировоззрение: сущность, структура и функции. 2. Философский анализ основных типов мировоззрений. 3. Мировоззренческая функция философии. 4. Место и роль мировоззрения в духовном мире и опыте врача. 5. Сравнительный анализ мифологического, религиозного, натурфилософ4 2. Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарно-психологического знания в мировоззрении врача Мировоззрение врача включает три важнейших элемента: естественнонаучный, общественный и собственно индивидуально-человеческий (психологический). От полноты и глубины переосмысления врачом современной научной картины мира во многом зависит его мировоззренческая ценностная ориентация, идеалы профессиональной деятельности, чувствование и понимание смысла жизни, многие другие элементы мировоззрения.
Представляется целесообразным рассматривать научно-гуманитарное мировоззрение врача в виде взаимосвязанной системы естественнонаучных, научно-гуманитарных и научно-психологических знаний, идеалов, норм и принципов, ценностных ориентации, убеждений. Специфика естественнонаучного элемента в мировоззрении врача заключается в том, что знания о неживой и живой природе непрерывно развиваются, характеризуются высокой степенью объектив- Социально-философская сущность и содержание... 39 ности, выступают наиболее соответствующим отражаемым предметам, процессам, явлениям и имеют приоритетное значение для бытия человека и общества. Естественнонаучное знание в мировоззрении врача - это глубоко специализированное знание, требующее трансформации в научно-мировоззренческие, доступные для широкого потребления, формы. Современная общенаучная картина мира исходит из того, что материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум. Неживая природа в современной научной картине мира представлена рядом уровней: субмикроэлементарным, микроэлементарным, ядерным, атомным, молекулярным уровнем, макротел, планет, систем планет, галактик, Вселенной и мира в целом. Живая материя - это совокупность организмов, отличающихся от неживых систем рядом признаков, таких, как обмен веществ, размножение, развитие на основе передачи наследственной информации и естественного отбора. Появление концепции Ч. Дарвина о происхождении видов означало завершение формирования биологии как самостоятельной науки. Биологическая картина мира на основе концепции Ч. Дарвина предстала как система научных знаний, характеризующих специфику живой природы в сравнении с неживой природой.
В настоящее время в естественнонаучном элементе мировоззрения врачей идет процесс крушения научной парадигмы, в основе своей статичной, детерминистской, линейно-причинной, редукционистской, и становления новой парадигмы, наиболее сущностными характеристиками которой являются динамичность, нелинейность, циклопричинность, холистичность. Естественнонаучный компонент мировоззрения характеризуется тем, что прочные и широкие научные знания о природе, космосе, природе человека и общества составляют общетеоретическую, онтологическую основу мировоззрения молодых врачей, еще только приступающих к освоению естественнонаучной картины мира. Этот процесс призван заменить или усилить обыденно-практическое отражение и объяснение природного в сознании будущих врачей. Современный врач должен знать о происходящей мировоззренческой корректировке, сущность которой заключается в трансформации образа мира, построенного из элементарных частиц как «первокирпичиков» материи, в видении образа мира как совокупности нелинейных процессов. Врач должен быть знаком с философией синергетики, которая наиболее адекватно из всех претендующих на всеобщность теорий отражает современное видение мира. Синергетика восстанавливает для врача эвристическую ценность основных принципов классической науки: историзма, 40 -О Философия медицины < *• Раздел I < > Глава 2 законосообразности процесса развития, его прогрессивного характера, единых подходов изучения природных и социокультурных систем, взаимосвязи науки и философии. Врач, имеющий представление о стабильности мира как балансе динамики, не будет испытывать дискомфорта в процессе естественных изменений в мире или личностных представлений о нем. На мировоззрение врача все отрасли естественнонаучного знания действуют в совокупности. Вместе с тем, как показали результаты исследований, проведенных автором, наиболее значимыми в мировоззренческой подготовке врачей (на первом месте) оказались биологические и химические знания. Современный этап развития биологического знания характеризуется выходом на молекулярный уровень исследования живого, глубокой степенью интеграции биологического знания с физикой, химией, математикой, кибернетикой, широким применением методов исследования точных наук, взаимодействием биологического знания с гуманитарными науками, созданием теории структурных уровней организации живого, общей теории жизни на молекулярном, субклеточном, популяционном, биоценозном и биосферном уровнях.
Наполнилось новым содержанием, изменилось понимание некоторых аспектов эволюции живой природы и развития материального мира в целом. Синтез достижений генетики и эволюционного учения позволил ученым создать синтетическую теорию эволюции, в основе которой находятся популяция, ген, мутационный процесс, популяци-онные волны, изоляция, естественный отбор. Синтетическая теория объективно требует коррекции стиля мышления в биологии и медицине, утверждения популяционистского стиля мышления вместо организмоцентрического. Как справедливо пишут Ю. П. Лисицин и В. П. Петленко, «если в биологии необходимость принятия популя-ционистического мышления была осознана в 40-х годах XX в., то медицину этот процесс затронул лишь в настоящее время». Данное обстоятельство определяет один из существенных недостатков развития современной теории медицины, рассматривающей организмоцен-тризм в качестве отправного пункта. Биологии и медицине в настоящее время отводится приоритетная роль в становлении прочих наук о человеке. М. Фуко - выдающийся французский мыслитель XX в., придает ей роль образца в деле обретения человеческим существованием статуса объекта позитивного знания. Конечность человека получает от современной медицины новые линии границ, поэтому «медицина - это старшая сестра гуманитарных наук», - обоснованно полагает М. Фуко. Она совершенно осо- Социально-философская сущность и содержание... -О- 41 бым образом связана с антропологическими структурами и благодаря этому приобрела данное положение. Таким образом, здоровье пришло на смену спасению, а врачи стали духовниками тела.
Химия является одной из наук, обеспечивающих формирование и развитие мировоззрения врачей. В свое время Н. Н. Зинин (1812-1880) так охарактеризовал место химии в структуре знаний врача: «Сообра-жая тесную связь, существующую между знаниями медицинскими и физико-химическими, делается понятным, что для каждого врача изучение химии должно составлять один из предметов первой важности в ряду его знаний». Изучение химии будущими врачами раскрывает принципы, в соответствии с которыми функционирует организм человека, позволяет понимать причины возникновения нарушений здоровья, без знания которых врач несостоятелен. Кроме того, изучение химии вводит будущего врача в мир фармакологических средств, без которых современная медицина немыслима. Живая, социально организованная материя представлена в современном научно-гуманистическом мировоззрении врача такими уровнями как индивид, семья, коллективы различных типов, социальные группы, этносы, нации, расы и человечество в целом. Естественнонаучный аспект мировоззрения врача предполагает раскрытие прежде всего природной сущности человека. М. Шелер (1874—1928) обоснованно писал, что образованному европейцу известны три круга знаний и представлений о человеке. Первый круг составляет иудейско-христианская легенда об Адаме и Еве, о творении рас и грехопадении. Второй круг — греко-античный круг представлений, в котором самосознание впервые в мире возвысилось до понимания человеком его особого положения, о чем говорит тезис, что человек является человеком благодаря тому, что у него есть разум, логос, мышление. Третий круг - знания современного естествознания и генетической психологии — рассматривает человека как достаточно поздний итог развития Земли, как существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире. Прав был М. Шелер, говоря об отсутствии единой идеи человека. Специальные науки, изучающие человека и все возрастающие в своем числе, скорее, скрывают природную и социальную сущность человека, чем раскрывают ее. Данные авторского социологического исследования показали, что, по мнению будущих врачей, сущность человека проявляется: в разуму в способности познания - 61%, в совокупности всех общественных отношений — 17%, в игре жизненных сил и влечений - 12%, в °бразе и подобии Богу при одновременной греховности - 7%. 1% опрошенных сущность человека видит в единстве чувственности и ра- Философия личности ♦ 393 далеко не исчерпывает всех черт, их значительно больше. Наибо-пее близки к философскому анализу личности теория и метод психоанализа.
Основоположник этого направления австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939) трактовал человека как «животное, скованное культурой», а личность — как «ансамбль иррациональных бессознательных влечений». В своей модели личности Фрейд нарисовал картину, согласно которой позади идеалов и разума стоят их скрытые и подлинные властелины - слепые инстинкты или комплексы (подавленные или вытесненные психотравматические ситуации), обитающие в бессознательной сфере и определяющие психическую жизнь. Основной движущей силой этой сферы он считал либидо (лат. ИЫйо - страсть), а также инстинкты смерти и агрессивности. Важно учитывать уточнение, которое делает Фрейд: «Не только самое низменное, но и самое возвышенное в человеке может быть бессознательным». Подсознательное, по мнению последователя Фрейда швейцарского психолога Карла Юнга (1875—1961), представляет собой вместилище утраченных воспоминаний — архетипов, неких мифических образов, составляющих глубинную часть личности — «коллективное бессознательное». Советский психолог С. Л. Рубинштейн (1889-1960) в структуру личности включал психические свойства (характер, темперамент, направленность личности), психические состояния (подъем, упадок), психические образования (знания, навыки, умения) и психическое познание (чувства, воля). Другие психологи (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) в теорию личности ввели методологический принцип деятельности как динамическую систему взаимодействия субъекта с миром. Как видно, теория личности в психологии появилась лишь в XIX— XX веках, но в философии и медицине проблема личности была широко представлена уже в древности. Так, у Сократа рассмотрены понятия блага, справедливости и др. Платон писал о «чувственном мире», «идеях», о «душе», ее бессмертии. Его ученик Аристотель определял личность как организм, в котором функционирует психика (дух, сознание, разум, эмоции и чувства, воля). Он говорил о человеке как об общественном и «политическом животном». Гиппократ (460-377 гг. до нэ. ), основоположник клинической медицины, разработал классификацию различных типов личности по темпераменту. Гуманисты эпохи Возрождения выдвигали идеал целостной, всесторонне развитой личности, которая провозглашалась целью, а общество - средством развития. Просветители XVIII века на первый план Ставили интересы личности, всегда совпадающие, в конечном счете, Г ГШЛ N философия личности Предметом философии личности можно назвать законы и фак-тос: торы формирования, развития и разрушения человеческой личности в; в определенных исторических условиях. В современной философу фии концентрируется внимание на исследовании формирования и ФЗС функционирования человека как «универсальной» целостной лич-НС1 н°сти, как субъекта истории и созидательной деятельности. Фило-ссхг, софско-психологическое исследование человека направлено на стр; сФУктУРУ личности, характеристику различных типов личности, их рос? ролевых функций, условий формирования и изменения человечес- КО1; ^ОЙ ЛИЧНОСТИ. Теория личности в медицине еще не получила своего завершения и тр; () трактуется в различном содержании. Интенсивно разрабатываются пР0 проблемы личности в медицинской антропологии и психологии, пси- хоо/ хофизиологии, патопсихологии, психиатрии, медицинской этике и део; деонтологии, медицинской эстетике. Их решение сопряжено с разви- тиац тцем философской теории личности, с одной стороны, и эксперимен- тащ тальной медицины и психологии, - с другой. Объектом исследования в 2) в этой области является и многогранная личность самого врача, ее фос) формирование и роль в современном обществе. 1. | 1 Человек как личность Проблема личности относится ко многим наукам. 'В социологии лич; личность рассматривается в контексте истории и ее роли в обществе. В ь( з юриспруденции личность выступает субъектом правовых отношение 0Й, дается классификация и характеристика асоциальных личностей-В п? впелагогике> где личность является объектом воспитания, использую; зуются данные других гуманитарных дисциплин. В психологии лич-иосц цостъ — центральное понятие. Здесь можно найти около пятидесяти < > ПО определений личности, что объясняется сложностью, фундаментальное ностью этого понятия. В словарях русского языка характеристика лнщ личности представлена в полутора тысячах терминах. Но и это Л Философия личности -0- 395 дивид есть отдельный, конкретный человек, которому наряду с родовыми чертами присущи и сугубо индивидуальные черты. В медицинской диагностике учитываются природные (биологические, физиологические) особенности индивида, его психические свойства (память, воображение, темперамент, характер) и особенности его мышления (взгляды, суждения, мнения), потребностей и запросов. В этом смысле понимается индивидуальность человека. Индивидуальность можно определить как совокупность свойств и способностей, отличающих данного индивида от других. Но далеко не каждый человек как индивид и индивидуальность в своем поведении, деятельности проявляет себя как личность. Основными индивидуально-психологическими качествами развивающейся личности являются: черты характера, интересы, склонности, способности. Значение личности как «верховной ценности» в социальной жизни хорошо понимали многие мыслители, в частности, русские религиозные философы «серебряного века» (конец XIX—начало XX вв. ), проводя четкую грань между понятиями «личность» и «индивид». Н. А. Бердяев (1874-1948) считал, что личность возможна лишь благодаря творчеству, она есть ценность, стоящая выше государства, нации, человеческого рода, природы и, в сущности, именно личность обеспечивает общее духовное начало. В социальной антропологии личность характеризуется следующими чертами: — активностью, т. е. стремлением субъекта выходить за собствен - направленностью - устойчивой доминирующей системой моти — наличием развитого самосознания — системы представлений о - способностью к самовоспитанию. На основе современных научных данных в структуре личности выделяются взаимосвязанные биологический, психологический и социальный уровни. Биологический уровень личности содержит генетически обусловленные, наследуемые психофизиологические задатки, способные реализоваться в определенные интеллектуальные и духовные свойства человека. Психологический уровень личности включает Потребности, интересы, особенности темперамента, характера человека, его волевые потенции, определяющие мотивы, результаты его Поведения, деятельности. 394 О- Философия медицины ♦ Раздел IV О- Глава 19 с общественным благом. Немецкая классическая философия в XIX веке поставила вопрос о несовместимости буржуазного общества со свободой личности. В таком обществе, указывшт Кант, личность есть лишь средство. Гегель рассматривал личность как момент всеобщего рода в ее единстве с миром и видел сущность личности - в духе. В буржуазной философии и социологии всесторонне показывается процесс разрушения личности. Так, экзистенциализм вскрывает глубокий и острый конфликт личности и современного общества, видя его причину в самой природе человека. В марксистской философии проблема личности поставлена конкретно-исторически. Личность выступает как следствие социальных условий на базе биологических предпосылок. Путь к освобождению и расцвету личности идет через освобождение массы. Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Личность становится целью общественного развития. В религиозных учениях отношение к личности неоднозначно и не соответствует научным взглядам. В индуизме и буддизме личность вообще отрицается. В восточных деспотиях индивид не рассматривался как ценность. Восточной культуре присущ социоцентризм, она призвана обнаружить безличные абсолюты. Освобождение человека означало лишь бескорыстное исполнение своих обязанностей и избавление от страстей. В обществе предполагалась жесткая иерархия, абсолютная зависимость простого человека. В христианстве, православии отношение к личности отрицательное, как и к свободе человека. В «Журнале Московской патриархии» (1953 г., № 3) говорится: «Грех выражается в стремлении человека жить по-своему, а не по божьему, иначе говоря, самоутверждение личности и противопоставление ее богу». Поэтому отношение медиков и педагогов к религии как опасности для духовного здоровья людей понятно. Иллюзорное, в том числе мифологическое мышление, уход от реальности, как правило, ведет к различным отклонениям в психике и моральном сознании человека. 3. Фрейд писал о том, что религия «угрожает именно идеалам и ценностям». Он подробно разъяснял, каковы те нормы и идеалы, в которые верит: это — знание (разум, истина), братская любовь, обретение независимости и ответственности личности. В философии личность рассматривается в соотношении понятии, человек, индивид, индивидуальность. Человек есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду — разумность (Ното $ар1еп$) и социальность. Человек — продукт и субъект обше' ственных отношений, несущий в себе особенности своего века. И" мвх ихэоньшг ниих энннэяхэавйн эиявх хошьицтвй э а (эююэьихэинАкмом) иэхэонч1ГвА1тиаи1Гни хнн1годояэ имвинэт оН1о и (эмнЕвАжсМд) ихэокиэиаве ионпгэа 1(э1чнч1Л? 1Гоэф 'эююэьч1гэ1Г _81ГЯОдвс1 'эннхндоайэи) ихэоииэиэее ионьшг инвинэтонхо нэхсяАеис! -ЗХМВС1ВХ Э1ЧЙОХОХ 'ИХЭОННИ1Г ВИИХ ХГЧНЧ1ГВИПОЭ ИЙХ 1ГК1ГЭ1Г1ЧЯ ОМЙВ}^ " ^ И1МИ> 1ЭЭЬИХО1ГОХИЭи-ОНЧ1ГВА1ГИаИ1ГНИ ИШЧННЭЮИЬЭЭд О ионнэахоэтдо ионнвс иигпснХахэхэахооэ ээ1годивн 'ихооньи1г 'йэхмейвх ИННЧ1ГВИПОЭ инньииих хээми овхээтдо эо1Гжв> 1 '[мвинва -ОНЭО М1ЧНЕВЙ 011 ЭРШЭЛЙИТшфИЭЗВЮ! 'ИХЭ0ННИ1Г 1ЧЦИХ Э1ЧНЬИ1ГЕВ(1 ВЗХСН и иило1гохиэи 'ишо1гоипоэ 'иифоэо1гиф д •хвиих Х1чньи1гевс1 ээ я квмэАйичйва 'ихэоньиь- вхйэь ■ чхэонч1гвХ1Гиаи1гни охе - чюонни\[ -чхиахээюкохо ОНЖОИ ЗЭН1ГЭ1ГЭ0и 'ЧХЭОНЧ1ГВА1ГИЯИ1ГНИ 'ЧХЭ0ННИ1Г 'ИИЯИ1ГНИ 'МЭЯ01ГЭН : иихкнои иинэтонхооэ д Агеохеоц ихэонч1гэхкэ1Г и кинвнсоо олэ хкхоон -нэдоэо хннчшзЛрияиРни а хнннэжвйна 'вмэао1гэь ахээьв> { Х1чяэ1гоа-он -Ч1ГВС101\ И Х1ЧНСШЯ1ГА-Я-ОНЧ1ГВИПОЭ 'ХННЧ1ПЗАХ-ЯЭ1Г1ГЭ1НИ ВИЭХЭИЭ ВВНХЭ01Г -эП вваиьиохэА ончггэхиоонхо 'квмээьирчвни1Г охе - чхэоньи[; яо»и1Гэ»ч И Я0Д01В1ГЭи 'ЯОХЭИ1ГВИПЭ11Э ЭЭГПСНВ(1ОЯХЭ1ГЯО1ГА 'ИХЭ0ННИ1Г ЗИНЭ1ГЭ1ГЭС1иО ЭЭП1СНА1ГЭ1ГЭ ВЭХЭВЛВ1ЛГЭЙи ИИфОЭО1ГИф Я ']Ч1ГОХ1ГОи ЭИНЕВЙ ВВЭНХИЬД •СНЧХЭ0ННИ1Г ИОМВХ ЧХВХЭ 0НВ1Г АИО1ГЖВЯ ЭН ИЭ1Г09 и доэинвнеоскжвэ (алчхияевс! оньохвхэоС хэвсвь-до нэдоэоиэ '(ээн вн чхвяойихвэс! онхва^эРв) ихэонч1гэхиахэиэ1г х вэчхио -онхо кхэзьихийх нэдоэоиэ имйохо^ 'яэао1гэь кэхиаонвхэ О1чхэоньи|]" ЧХЭ0НЧ1ГВА1ГИЯИ1ГНИ 'ОЯХЭНИОХ001Г Э0ННИ1Г '1Ч1ГодОЯ0 ЧНЭиЭХЭ СНАННЭ1ГЭ1Г -эйио 'хкияхоизР хиоао ъ чюоннэяюхэахо 'чюониАевй ^в> 1 'и^внеийу Э1ЧНЯВ1ГХ эюшх кэ»\и 'О1чхэоньи1Г кэхияонвхэ мэяо1гэь 'яонийвлАх цд фоэохгиф ии51эхэяоэ иннхээаЕИ 1/в1ГжйэахА уюу[ -вахэхэтг охэннвс! э эжА ихэоньиц" нхйэь эгчни И1ги зх ввхэбдоийц 'вихияевй олоннэяхээгпдо охэ -оао ээээпойи я кэхияонвхэ в 'иояоявх кэхэв1Гжос1 эн но он 'снчхэоньигг ВЭХЭВ1/ЯВ ^ЭЯО1ГЭЬ И1Ч1ГЖВХ '(ЧНИПИ1ГЭМ И ИИфОЭО1Шф КИНЭЙЕ ИМЬОХ Э •ВЯХЭЯАЬ И ВИНЭОЙХЭВНОМА '1Ч1ГВЭ1ГИ 'ВИНЭР -жэдА згчннз[гэ1Гэс1ио и он 'эйиш о винвне о-мч1гох эн ннвяойийхнэпно^э 'гаэЯ01ГЭЬ ВИПИЕОУ ВВННЭНЕИЖ ВНЗЖВЙ1ЧЯ ИОЙОХОМ а 'ЭИНЭЙЕЕОЯОЙШМ ВЭ13К1ГЯВ ИХЭ0НЬИ1Г МОЙХГ^ ИЭ1Г0С1 Х1ЧНЧ1ГВИП0Э Х1ЧННЭ1ГЭИНОХОНИ ВИНЭН В1ЛГ Х1Ч1А1И1ГОХдОЭН 'Р'Х И МЭЫЧЯИЙЦ 'Я0М1ЧЯВН 'ИИНЭИА 'ИИНВНЕ ВВННЭ1ГЭ1ГЭЙиО ЗЖМВХ В 'ВЯХЭЭ1ПдО И1ГВС1О1\ 'ИИПИ1ГВС1Х 'ИИН 'ИЭХЭОННЭП Х1ЧНЧ1ГВХНЭИВ1ТНАф ЭИНЭОЯЭА И ЭИХВИЙ1ЮО8 ЭЭ ЭИШ '«ИИПВХНЭИЙО Э1ЧНХЭОННЭП» ХВМ 'ИХЭ0ННИ1Г ГЧХЙЭЬ ЭИМВХ ХШВ11 и^мннэахаэгпАэ ээ1годивн чээгг^ ваихмэЕЛгох 'вахээтдо инеиж бмэао1гэь мэихэвьА э хнннвевээ 'хйэь хиииьвне-ончц-випоэ хнннэх ихэониАмоаоэ ей хиохзоэ ихэоньи1г чнэяойА иинч1гвиПоэ 61 вееь^ ♦ Л1 ^эгее^ < ). инипиггэрм кифоэоуиф < >. 42 О- Философия медицины -О- Раздел Г ♦ Глава 2 зумности. Таким образом, более половины будущих врачей сущность человека увязывают, прежде всего, с его разумностью, со способностью познания окружающего мира. Примерно каждый пятый сущность человека видит в социальных отношениях, а каждый десятый трактует сущность человека как игру жизненных сил и влечений, т. е. психологически. С сожалением приходится констатировать тот факт, что уси- ■ лия гуманитарных наук, несмотря на интенсификацию их развития в ' последние годы, не изменили положения дел в изучении природы человека. Темпы познания гуманитарными науками человека традиционно отстают от темпов приращения знаний естественных и, прежде всего, биологических, физико-математических наук. К сожалению, в некоторых направлениях имеющийся разрыв не только не сокращается, но и увеличивается. Речь идет прежде всего о проблемах психического здоровья людей и сохранении окружающей среды. Гуманитарный компонент мировоззрения врача отражает осознание им социального бытия и своего места в нем. Данный компонент включает взгляды и идеалы социально-исторического, культурологического, формационного, экономического, социального, политико-правового, нравственного, художественно-эстетического, религиозного и иного характера. Гуманитарный аспект мировоззрения врача выступает его системообразующей основой. Науки об обществе и человеке развертывают перед будущим врачом богатый спектр примеров поведения, жизненных ситуаций врачебной практики, которые при востребованности способны содействовать ему в выработке современной системы гуманитарного знания и ценностных ориентации. Посредством разносторонних гуманитарных знаний врач воспринимает социальную действительность, они выступают основой его духовного мира. Гуманитарные науки формируют, обосновывают человеческий идеал, прямо связанный с общественной природой человека, с тем, что его жизнь, смысл его бытия неизбежно включают вопросы о судьбе общества, о его будущем: Куда идет общество? Какая социальная система, общественный строй формируется в настоящее время? Есть ли силы и средства, которые могли бы существенно облагородить, сделать по-настоящему человеческой их жизнь? Естественно-научные и гуманитарные знания выступают взаимодополняющими компонентами в целостном мировоззрении врача. Гуманитарная составляющая непременно должна определять мировоззренческое измерение деятельности, учитываться при формировании целей личностного и общественного развития. Рациональная составляющая предлагает разумные способы решения поставленных задач. Цель должна быть нравственной, а пути достижения - надежными и Социально-философская сущность и содержание... О 43 гуманными. Данный подход устраняет технократизм естественнонаучного знания, создает условия для синтеза его с гуманитарным знанием. На пути взаимодополняемости естественнонаучного и гуманитарного знания лежит и преодоление одного из аспектов кризиса российского просвещения, выражающегося в доминировании технократизма, принижении роли и значимости гуманитарного знания в обшей и профессиональной культуре специалистов с высшим образованием. Особенности гуманитарного элемента мировоззрения врача определяются спецификой врачебной деятельности, принадлежностью к особой социальной группе, в значительной мере определяющей психическое и соматическое здоровье человека и общества. В основании гуманитарного элемента мировоззрения врача находятся общечеловеческие и собственные врачебные ценности. К общечеловеческим ценностям врачи относят, прежде всего, гуманизм, свободу, демократию, права человека. Как показали результаты социологического исследования, ценности современных врачей в высокой степени неидеологичны и альтруистичны. Для системы ценностей врачей характерен приоритет проблем «макромира» человека. Особенностью мировоззренческой динамики врачей последнего десятилетия является увеличение роли общечеловеческих, неидеологических ценностей. Идеологические ценности в мировоззрении врача, хотя и не относятся к разряду доминирующих, все же сохраняют позицию, которая серьезно влияет на их оценки, выбор, поведение. Специфика современного процесса гуманизации и гуманитаризации подготовки врачей определяется совокупностью факторов; прежде всего, общемировыми тенденциями образования, обновленным содержанием гуманитарных дисциплин и усилением гуманитарной составляющей других учебных дисциплин, социально-политическими и экономическими реформами в России и их влиянием на государственную политику в сфере образования. Научную основу психологического элемента мировоззрения врача составляют: знания природы психики, основных психологических Функций, их физиологических механизмов и психо-эмоциональных Условий формирования личности; соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, знание значения воли, эмо-Ций, потребностей, осознанных и неосознанных мотивов в поведении человека. Развитие человеческого общества сопровождается изменениями во сех сферах жизни. Все в большей степени интеллектуализируется труд, 44 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I ♦ Глава 2 увеличивается ответственность каждого человека за его результаты, усложняются межличностные отношения, резко возрастает объем информации. Происходят процессы нарастающей психологизации, субъективизации современного человека. Медицинская сущность данных процессов заключается в увеличении степени психологических нагрузок, повышении требований, предъявляемых к нервной системе, что может выражаться нарушениями психического состояния, заболеваниями внутренних органов, сочетанием психической и соматической патологии. Стремление врачей учитывать всю совокупность психических и соматических явлений в норме и патологии человека и составляет содержание психосоматического подхода в современной медицине. Своеобразие современного этапа развития клинической мысли заключается в том, что никто не отрицает сегодня необходимость применения системного подхода для понимания патологии человека. Однако практика медико-биологической, научно-исследовательской и врачебной деятельности демонстрирует, главным образом, односторонний — биологический подход, поскольку даже в тех случаях, когда в центре внимания исследователя оказывается центральная нервная система, она анализируется преимущественно средствами нейрофизиологии и клинической неврологии. Научное изучение врачом психосоматических отношений возможно только при междисциплинарном подходе, включающем методы психологического и психиатрического анализа человека в сочетании с исследованием физиологических процессов на различных уровнях. При этом возникают многочисленные трудности, связанные с отсутствием общепринятой психологической терминологии, единой оценки результатов психологического и психиатрического обследования, а главное — общего для психологов и клиницистов языка, который был бы адекватен запросам теории и практики, взаимопониманию различных специалистов. Освоение психосоматического подхода требует от врача специальной подготовки, складывающейся из основ психологии личности, знания закономерностей развития психогенных расстройств, учения об эмоциях и эмоциональном стрессе, учения о нейрогенной дистрофии. Применение психосоматического подхода к решению вопросов происхождения и течения соматических заболеваний дает возможность значительно полнее представить природу форм соматической патологии человека, а также причины разнообразия их клинических вариантов. Таким образом, предметом медицины является человек, проявляющий себя в своей биологической природе (как организм) и в соци- 46 О- Философия медицины -0- Раздел I ♦ Глава 2 Литература Боровков М. И. Социально-философская концепция мировоззрения современного военного врача. СПб., 2000. Карпенков С. Х. Концепции современного естествознания. М., 1997. Лисицын Ю. П., Петленко В. П. Детерминационная теория медицины: Доктрина адаптивного реагирования. СПб., 1992. Философия и мировоззрение. М., 1990. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|