Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литература. Вопросы для самоконтроля. докладов и рефератов. иннгн * философии и медицина




Литература

Великие мыслители Востока. М., 1998.

История китайской философии. М., 2001.

Конфуций. Я верю в древность. М., 1995.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 2002.

Ян Хишун. Материалистическая мысль в Древнем Китае. М., 1984.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состояла мифологизация философских знаний на первом этапе
становления философии в Древнем Китае?

2. В чем заключается смысл мифа о триграммах и гексаграммах Фу-си?

3. Что представляло собой учение даосизма?

4. Каковы основные идеи конфуцианства?

5. Какие основные идеи отстаивали легисты?

6. Каковы составляющие элементы в учении натурфилософов Древнего

Китая?

7. В чем состоял основной смысл учения школы имен?


Темы


докладов и рефератов


1- Философия даосизма.

2- Этика конфуцианства.

3- Натурфилософия Древнего Китая.

4- Философия и медицина Древнего Китая.


ГЛПЙП А    СТАНОВЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЙ

иннгн *      философии и медицина

1. Античная философия и медицина

Если мысленно оглянуться в прошлое духовной культуры челове­чества, то нашему взору представится огромное разнообразие фило­софских школ и направлений, идей и воззрений. На первый взгляд может сложиться мнение, будто это множество представляет собой неорганизованное, стихийное взаимодействие различных философ­ских концепций, порой не связанных друг с другом. Но это не так. Эво­люция философских идей - это процесс, несомненно, противоречи­вый, но в конечном счете поступательный и прогрессивный. В целом история философии представляет собой «книгу мудрости», которая, если вдумчиво читать ее, может дать очень многое для решения совре­менных проблем. Вот почему вначале следует уяснить, как философия возникла, какие этапы в своем историческом развитии она прошла и чем является сегодня. Анализ этих проблем целесообразно осуществить на примере классической философии.

Понятие «классический» происходит от лат. сШззкш — первоначаль­ный, образцовый. Классическую философию можно было бы охара| теризовать как совершенную, признанную образцовой.

Основными общими чертами классической философии явл| ются:

—гармоничность соотношения мировоззренческого и рационг
но-системного ее аспектов;

—достаточная развитость всех основных разделов философског!
знания;

—стройность философских концепций, их завершенность;

—богатое содержание философских учений;

—способность философии приобрести самостоятельность: как са
мостоятельное духовное явление в обществе она имела социальны!
авторитет;

—связь с другими науками и практикой, особенно тесная связь \
искусством, религией, политикой, моралью, правом;

—развитый понятийный аппарат.


Становление классической философии и медицина < ► 71

В широком смысле под классической философией понимаются Философия античности V—IV вв. до н. э. и западноевропейская фило­софия Нового времени. При этом особая роль признается за немец­кой классической философией XIX века.

Античная философия, возникшая на рубеже 4^11—4^1 в. до н. э. в ма-чоазиатской части тогдашней Эллады - Ионии, означала зарождение философии как отдельной дисциплины. Античной философией мы на­зываем учения, возникшие в Древней Греции и Древнем Риме. Ей пред­шествовала мифология Древней Греции, нашедшая свое выражение, главным образом, в эпических произведениях Гомера «Иллиада» и «Одиссея», а также Гесиода (VI—VII вв. до н. э. ).

В истории античной философии можно выделить три основных этапа.

К первому относятся милетская школа, Гераклит, а также элейская школа (философия периода VI—V вв. до н. э. ). Второй этап (V—IV вв. до н. э. ) развития древнегреческой философии связан с именами мыс­лителей Сократа, Платона, Аристотеля, школой атомистов (Левкип-па, Демокрита), софистами (Протагором, Горгием). К третьему эта­пу — эллинистической философии — относятся три главных течения: скептицизм, эпикуреизм и стоицизм (IV—III вв. до н. э. ).

Милетская школа: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (VI в. до н. э. ). Древнегреческая философия возникла не в материковой Греции, а в ионийских городах западного побережья Малой Азии, основанных греками. Наиболее развитыми промышленными и торговыми центра­ми были те города, которые находились на перекрестке торговых пу­тей. В одном из крупнейших городов Милете на рубеже VII—VI вв. До н. э. и возникли первые философские учения.

Первым древнегреческим философом и основателем милетской школы был Фалес (ок. 624—547 гг. до н. э. ). Он считается основателем европейской науки и философии. Вместе с Анаксимандром и Анакси-меном, на которых он оказал большое влияние, Фалес разработал пер­вую философскую систему взглядов.

Для мыслителей милетской школы характерны такие общие черты:

- в основе всех вещей лежит «первоматерия», она никем не созда­на и существует вечно;

~ главным свойством «первоматерии» является движение;

~ мир возник в результате движения материи;

~ материя существует только в движении, следовательно, все изме­няется;

" ~ всякая вещь есть «единство противоположностей». у Фалеса таким первоначалом определена вода. Все начинается с Ды и в нее возвращается. Вода — первооснова, общее, субстрат всех


72 ♦ Философия медииины О- Раздел Н ■ $■ Глава 4

вещей. Таким образом, Фалес создал первое философское учение начале сушего. Кроме того, он считал, что все имеет живую душу, по­этому находится в вечном движении. Такая точка зрения называется! гилозоизмом (от греч. Ну к - материя и 1ое - жизнь).

Значение учения Фалеса состоит, прежде всего в том, что он| первым в Древней Греции поднялся до понимания материального! единства мира.

Анаксимандр (610-546 гг. до н. э. ) считал, что первоначалом и осно-| вой всего является беспредельное («апейрон»). Все вещи - считал мыс-1 литель - возникают путем выделения из первоначала и противополож­ны друг другу: воздух холоден, огонь горяч, вода влажна. «Апейрон» как бы соединяет в себе все эти противоположности, выделение кото­рых и обусловливает все развитие в различных формах. Это движение вещей вечно, и через вечное движение происходит бесконечная смена | мироздания.

Анаксимен (588—524 гг. до н. э. ) определил в качестве первоначала | воздух. Во-первых, из-за того, что он бесконечен и подвижен. Во-вто­рых, так как он различается по своей плотности или разреженности своей сущности. В-третьих, потому что из него и рождаются вещи: при разрежении возникает огонь, при сгущении — ветер. Все состоит, по мнению Анаксимена, из воздуха, а смена мироздания происходит бла-; годаря вечному движению воздушных масс.

Таковым было наивно-материалистическое мировоззрение ионий-' ских мудрецов, которое Ф. Энгельс в работе «Диалектика приро­ды» определил как первоначальный стихийный материализм, отметив при этом, что мышление философов античной Греции было диалек­тическим.

Натурфилософия милетской школы сыграла важную роль не толь­ко в развитии философской мысли, но и в развитии современной ей греческой медицины. В частности, древнегреческий врач Алкмеон Кротонский (VI—V вв. до н. э. ), пользуясь учением Анаксимена о воз­духе как первооснове и первоисточнике всего существующего, создал «пневматическую систему медицины». Кроме того, Алкмеон впервые в истории медицины представил организм как единство противопо­ложностей (равновесие влажного и сухого, холодного и теплого и т. п. ). Не с именем Гиппократа, как это принято всеми, а с именем Алкмеонз следует связывать появление в медицине принципа «противополож­ное есть лекарство от противоположного», который лег в основу всех ! последующих медицинских школ (кроме гомеопатов).

Представитель книдской медицинской школы Эврифон поддержал идею Алкмеона об изономии противоположностей как основе здоро-


Становление классической философии и медицина ♦ 73

вьЯ человека, что равномерное смешение (краза) и расстройство этого смешения (дискразия) определяют его здоровье или болезнь.

Кроме того, им были заложены основы гуморальной теории пато­генеза (о том, что из всех влаг наибольшее значение в организме име­ют «слизь» и «желчь»).

В 494 г. до н. э. в Милете произошло крупное восстание, которое привело к разрушению города, утрате им политической самостоятель­ности и прекращению здесь развития философии. Однако в других городах Греции учения милетской школы нашли своих продолжателей.

Элейская школа и Гераклит (V в. до н. э. ). Одна из философских школ этого времени - элейская (по имени города Элея в Южной Италии). Она представлена философами: Парменидом, Ксенофаном и Зеноном.

Родоначальником элейской школы считают Ксенофана (570-478 гг. до н. э. ). Впервые в истории философии он высказал мысль о том, что все боги — плод людской фантазии, что люди изобрели богов по своему образу, приписав им свои физические черты и нравствен­ные недостатки. Богам античности он противопоставил одного бога, который един с природой. Вот его миропонимание: «Все, т. е. вся Все­ленная, есть единое»; «единое есть Бог»; «божество шарообразно и не подобно человеку»; «оно есть ум, мышление и вечность»; «все едино и неизменно, и это есть бог, никогда не рожденный, вечный, шаровид­ной формы». Люди же созданы не богами, а родились из земли и воды.

Ученик Ксенофана — Парменид (540-480 гг. до н. э. ) - считал, что есть только неподвижное бытие, а небытия не существует. Все это и есть бог, он неподвижен, конечен и имеет форму шара. Кроме того, мудрец считал, что есть две философии: одна соответствует истине, а Другая - мнению. Критерием истины является разум. Ощущения не Дают точной информации, они обманчивы. Для того, чтобы познать истину, нужно узнать ощущения. Таким образом, Парменид объяснял Вселенную как единое сущее, безначальное и шаровидное, неподвиж­ное. Такова, по его мнению, истина.

Импульс к своему дальнейшему развитию элейская школа получи-ла благодаря Зенону (490-430 гг. до н. э. ), любимому ученику Парме-нида, который попытался доказать единство и неподвижность бытия. Аргумент Зенона таков: «Движущийся [предмет] не движется ни в том Месте, где он находится, ни в том, где его нет».

Аристотель приводил четыре суждения Зенона о движении — так азываемые апории (от греч. а — отрицание и рогоа - дорога, мост), пория - неразрешимая проблема, предопределенная противоречием

*Ду данными наблюдения и попыткой их осмысления в понятиях, качестве примера можно привести первое суждение: летящая стрела


 


74 ♦ Философия медицины ♦ Раздел II О- Глава 4

покоится (поскольку каждое мгновение она находится, т. е. покоите!
в каком-то месте). «Летящая стрела стоит неподвижно», ибо «вре-;
мя слагается из отдельных «теперь».                                            \

Примерно в то же время творил Гераклит (544—483 гг. до н. э. ) из' Эфеса, также оказавший большое влияние на дальнейшее развитие философии. Подобно милетцам, Гераклит считал, что все возникло из некоего первоначала. Таковым, по его мнению, является огонь. Он наиболее подвижен, способен к изменению, представляет собой не только круговорот вещей, но и основной принцип образования жизни Вселенной, основу всех космических процессов.

Широко известно положение Гераклита: «Мир единый из всего, не соз­дан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся, закономерно угасающим».

Таким образом, наивный материализм Гераклита сочетается со сти­хийной диалектикой. Он утверждал, что «все течет, все изменяется», нет ничего неподвижного. Изменения в природе Гераклит рассматри­вал как результат борьбы противоположностей, считал, что противо­положности взаимосвязаны, взаимополагают и переходят друг в друга.

Гераклит признавал познаваемость мира, полагал, что позна­ние внешнего мира осуществляется посредством органов чувств и мышления.

Атомизм. Пифагорейская школа. Вершиной развития античного материализма являются взгляды представителей так называемого атомистического направления, которое было представлено Левкип-пом (500—440 гг. до н. э. ) и Демокритом (460—330 гг. до н. э. ). Левкипп впервые выдвинул учение об «атомах» и «пустоте». Его учеником и пос­ледователем был Демокрит.

Демокрит разделял бытие и небытие, пустоту. До него такого разде­ления не было. Бытие разбито пустотой на частицы. Они сплошные (бытие без небытия), т. е. атомы (неделимые). Отличаются же они между собой формой, движением, величиной (и весом). Чувственно воспри­нимаемые качества (цвета, запаха и т. д. ) субъективны. Все в мире со­стоит из атомов и их движения, движение есть природа атомов. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов - крутых, гладких, мельчайших ] и подвижных, т. е. из огня. Расположены они в теле. Ощущения возни­кают от движения атомов (восприятия - из истечения телесных обра­зов). Мышление - из самых тонких истечений, оно тоньше, чем чувства.

Натурфилософские взгляды Демокрита оказали влияние на форми­рование мировоззрения Гиппократа (460-337 гг. до н. э. ) - наиболее' известного представителя древнегреческой медицины. Все, изучавшие творения Гиппократа, видят его историческое значение в двух следу-,


Становление классической философии и медицина •> 75

тих важных заслугах: во-первых, в том, что он положил начало соб-твенному методу медицины - «наблюдению у постели больного» и, во-вторых, в том, что он является автором учения об основных ти­пах телосложения и темперамента у людей, давшего тем самым ключ пониманию физиологии и патологии человека, и, следовательно, к его врачеванию.

На основе идеи Демокрита о том, что в основе всего сущего лежат атомы с их вечным движением, а также его учения о природе челове­ка, Гиппократ выделил и описал основные типы людей в зависимости от их темперамента и телосложения. Их, по мнению Гиппократа, че­тыре: 1) сангвиники (в теле преобладает кровь); 2) холерики (в теле преобладает желтая желчь); 3) флегматики (в теле преобладает слизь); 4) меланхолики (в теле преобладает черная желчь).

Таким образом, Гиппократ привнес в медицину учения о формиро­вании человека внешней средой, о материальном происхождении пси­хического склада людей, о единстве природы человека.

Многие годы считалось, что Гиппократ выделил медицину из фи­лософии. Правильнее, наверное, говорить о том, что он поставил фи­лософию на службу медицине, синтезировал философские и медико-гигиенические представления.

Гиппократ является родоначальником клинической медицины. Он рассматривал организм как сложную систему органов. Установил за­висимость между состоянием организма и окружающей средой, а так­же то, что исход лечения находится в прямой зависимости от защит­ных сил организма («природа лечит, а врач наблюдает»). Велика заслуга Гиппократа в изучении нравственных основ врачевания, примером чему служит неувядаемая «клятва Гиппократа».

Гиппократ преодолевал мистику, религиозность, антинаучное вос­приятие окружающего мира и, таким образом, открыл возможность Для дальнейшего развития медицины как науки и как искусства.

«.. Своей заслугой ему одинаково обязаны медицина и философия: Разграничив области той и другой, он в тоже время устранил из обеих Разные априористические взгляды и слишком смелые гипотезы. Ме­дицину же он установил как отдельную, отличную от всех прочих наук, имеющую свой метод, состоящий в разумном сочетании опыта с ин-Дукцией, т. е. в точном наблюдении и осмыслении фактов — метод, из­устный в настоящее время под названием экспериментального... При °мощи этого метода врачебное искусство возведено Гиппократом На степень науки и в этом, собственно, и заключается великий, про­изведенный им в медицине переворот... » (Ковнер С. Г. История ме-дицины, 1878).



76 ♦ Философия медицины -О* Раздел II -О Глава 4

Пифагорейская школа была основана Пифагором (род. 580— 570 гг. до н. э. ). Он первым назвал философию этим именем, а началом ее полагал числа и заключенные в них соразмерности (гармонии). Числа, учил Пифагор, заключают в себе тайну вещей, а всемирная гармония есть совершенное выражение Бога. В школе Пифагора жизнь должна была содействовать очищению души и тела, кото­рое достигалось правильной гигиеной и строгой дисциплиной нра­вов. В этой школе чередовались занятия гимнастикой и медициной, музыкой и науками. Пифагор называл своих учеников «матема­тиками», т. к. обучение начиналось с учения о числах. Священная математика была у него наукой принципов, в которой числа есть сущность вещей. Число у Пифагора — не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество верховной Единицы, т. е. Бога, источника мировой гармонии. Наука чисел была наукой живых сил, божественных качеств в действии: и в мирах (макрокосме), и в че­ловеке (микрокосме).

Сократ. Этические школы Древней Греции, Период, предшеству­ющий Сократу, называется натурфилософским. Сократ (469—399 гг. до н. э. ) явился родоначальником второго периода античной филосо­фии (ориентации философии на знание).

Источниками для его изучения служат произведения Платона и Аристотеля, т. к. сам Сократ ничего не писал. Для понимания его фи­лософских взглядов важными являются диалоги Платона, такие как «Пир», «Федон», «Апология Сократа».

Главное место в сократовской философии принадлежит учению о знании и этике. Сократ полагал, что правильное знание следует опре­делять с помощью двух методов: 1) метода выделения общего из ряда частных случаев, и 2) метода выявления признаков, упущенных при общем анализе.

Сам Сократ назвал свой метод преподавания майевтикой — «пови­вальным искусством». Объяснял он это следующим образом: подобно тому, как повивальная бабка помогает роженице, так и он не сообщал своим ученикам никакого знания, помогая лишь им сделать ясными те мысли, которыми «беременны» их головы. Сократ считал, что ис­тинное знание прирождено человеку, приобретено его душой, когда она еще не воплотилась в тело. Это истинное знание сохраняется в душе в виде воспоминаний об истинном бытии, которые пробужда-| ются в человеке при напряженной работе мысли.

Говоря об этике Сократа, необходимо отметить, что нравственные! стремления, следуя взглядам античного мудреца, уже существуют У! каждого человека и для превращения в добродетель необходимо их|


 



Становление классической философии и медицина ♦ 77

спомнить. Добродетель есть знание, и именно знание добра. Порок происходит только от недостатка знания, от заблуждения.

Сократ был убежден, что люди от природы добры, а его учение мож­но назвать этическим интеллектуализмом, т. к. он считал знание по­ниманием добра, интеллектуальным элементом, важнейшей частью нравственности.

Деятельность Сократа послужила основанием для формирования ряда этических школ Древней Греции. Наиболее значимыми из них были гедоническая и киническая.

Гедоническая (от греч. Нейопе — удовольствие) школа, которую час­то называют Киренской, основана учеником Сократа Аристиппом (435-355 гг. до н. э. ), считавшим наслаждение единственным смыслом жизни. Об Аристиппе написано у философа — историка Диогена Ла-эртского: это веселый, беззаботный, обладающий блестящим даром речи, остроумием, страстно любящий удовольствия, но умеющий из­бегать излишеств и управлять своими желаниями.

Просуществовав около ста лет, гедоническая школа впоследствии слилась с эпикурейской, основанной Эпикуром (342-270 гг. до н. э. ) в Афинах в 306 г. до н. э. Главной в этой школе считалась необходимость качественной оценки удовольствий. Эпикурейцы учили, что духовные наслаждения предпочтительнее телесных, а в иерархии духовных пред­почтительнее дружба, удачная семья, правильное государство и т. д.

Другой школой последователей Сократа была так называемая ки­ническая школа, которую основал в Афинах Антисфен (444—368 гг. до н. э. ). Киники понимали добро прежде всего как полную независи­мость от материальных благ, а также как способность к самоограниче­нию. Они умышленно довольствовались самой грубой пищей, рва­ной и старой одеждой, вели по сути нищенский образ жизни. Счита­ли, что мудрец — это человек, который знает, что такое добро и должен сознательно ограничивать свои потребности. Глупость, по их мне­нию, порождает порок, поэтому глупцы и ищут свое счастье не в себе самом, а вне собственной природы. Просуществовав около 150 лет п°сле смерти Сократа, киническая школа впоследствии «раствори­лась» в стоической, которой, в основном, удалось «снять» крайности взглядов своих предшественников, сохранив при этом основные их " Ринципы.

Таковы этические школы Древней Греции, которые продолжали, в т°и или иной степени, дело Сократа. Однако самым последователь-ы его учеником был, несомненно, Платон.

Платон. Аристотель. Платон (427-347 гг. до н. э. ) был известным Аф    учителем философии, где создал свою школу, получившую


78 О- Философия медицины О- Раздел II -О- Глава 4

название Академия (хозяина земли, которую купил Платон, звали, по мнению ряда исследователей античности, Академом). Школа представ­ляла собой университет того времени, имевший коллегии студентов, профессоров, а после смерти Платона выбиравший из своей среды ректора, который руководил пожизненно и был философом.

В философской системе Платона уже достаточно отчетливо можно видеть все четыре части философского знания того времени: онтоло­гию, космологию, гносеологию и этику.

Одно из важных положений платоновской онтологии стоит в раз­делении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным, «истинно существующим», Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей -идей. Вторичным, производным от них, он назвал все многообра­зие воспринимаемого мира. Идеи, с точки зрения Платона, можно рассматривать как цели вещей, то, к чему стремятся отдельные пред­меты. Идеи Платона составляют своего рода иерархию, которая за­вершается верховной идеей, которая есть само добро, сама красота и совершенство.

С учением о бытии в системе Платона тесно связана космология, в которой он развивает учение о творении божеством Космоса из пер­вобытного Хаоса. Творца мира Платон называет божественным деми­ургом, устроителем мира, который из беспорядка все привел в поря­док, вселил ум в душу Космоса, а душу в тело. Кроме мировой души, Платон признавал существование звезд, человеческих душ, душ жи­вотных и растений.

Теория познания Платона опирается на его учение о душе. Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Душа же его бес­смертна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь осво­бождается от телесного покрова и начинает независимо путешество­вать. Во время этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому суть познания, согласно Платону, состоит в припоминании душой тех идей, которые она уже когда-то созерца­ла. Истинное знание дает только мышление, а мышление — это не­зависимый от чувственных восприятий автономный процесс при­поминания. То есть процесс познания определяется Платоном как диалектика, искусство ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая воспоминания. Задача же философии заключается в том, чтобы на­править духовную жизнь человека на абсолютные ценности, то есть на запредельное идеальное бытие. Мудрость, по Платону, заключает­ся в постижении непреходящей трансцендентальной действительнос­ти царства идей.


80 ♦ Философия медицины -Ф- Раздел II ♦ Глава 4

помощью трех сил - мыслительной, движущей и питающей, и управ*' ляют четырьмя элементами (огонь, вода, воздух и земля), существую^ щими в организме в виде плотных частей и влаг (крови, слизи, жел­чи). Если они подчиняются душе и, следовательно, находятся в «кразе», то организм здоров. Таким образом, по Платону, причина болезней -не во внешнем факторе, а в том, что физическая сторона организма не «подчиняется» духовной, божественной. Поэтому терапия заключает­ся не столько в приеме определенных лекарств, сколько в исполнении всевозможных религиозных обрядов, танцев и гимнов.

Академия Платона просуществовала значительно дольше всех фи­
лософских школ - более восьми столетий. Завершает объективист- [
ско-онтологическую традицию Аристотель, один из самых талантли-'
вых учеников Платона.                                                                    |

Аристотель (384—322 гг. до н. э. ) был сыном врача (Никомаха), по- [ лучил медицинское образование. Несколько лет был воспитателем и учителем Александра Македонского. В 336 г. до н. э. открыл в роще Ликея свою философскую школу, получившую название перипатети­ческой (прогуливающихся философов).

Аристотель впервые провел разграничение наук, выделив для каж­дой из них специальные области исследований, и установил различи между теоретическими (метафизика, физика, математика), практичес кими (этика, экономика, политика) и творческими (поэтика, ритори­ка) науками. Особая заслуга Аристотеля состоит в разработке проб­лем логики, учения о категориях (выделил и проанализировал десять категорий).

В метафизике главное место занимает классификация причин. Ари­стотель выделяет четыре вида причин: 1) материальные - субстрат, из которого состоят вещи; 2) формальные - в них форма проявляет себя, образуя сущность; 3) действующие — источник движения и пре­вращения возможности в действительность; 4) целевая (конечная) причина — отвечает на вопросы «Почему? » и «Для чего? » Метафизи­кой Аристотель называл собственно философию (или «первую фило­софию»), которая представляла собой, во-первых, учение о высших, т. е. самых общих причинах или началах и, во-вторых, теоретическую науку, изучающую не деятельность, а бытие. Метафизика, по Аристо­телю, изучает бытие вообще, а «вторые философии» (физика, матема­тика) - лишь отдельные стороны бытия.

Логика же имеет методологическое значение для познания. Она помогает отделить общее от частного, истину от ложного. Индукцией Аристотель назвал метод выведения общего из частного, а дедукци­ей — метод доказательств из силлогизмов. Особый смысл Аристотель


Становление классической философии и медицина О 81

поплавал разуму, он считал его главным преимуществом человека пе-оед остальным миром. Разум есть способность мыслить общее, он обус­ловливает действие человека и формирует его волю. Воля же предпо-1агает готовность человека к нравственному выбору, основанному на знании общего. Только человек способен к восприятию таких поня­тий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. Централь­ным понятием аристотелевской этики является добродетель. Общим мотивом, звучащим в этических предписаниях Аристотеля, является стремление найти «среднюю линию поведения».

Аристотель завершает классический период в развитии греческой философии. В период эллинизма (IV в. до н. э. —V в. н. э. ) меняется ми­ровоззренческая ориентация философии, ее интерес все более сосре­доточивается на жизни отдельного человека.

О взаимосвязи и взаимовлиянии античной философии и медици­ны можно судить на примере трех выдающихся врачей античности.

Асклепиад (128-56 гг. до н. э. ) - греческий врач, впоследствии пе­реехавший в Рим, считал, что материальной основой организма, вклю­чая и его психическую деятельность, являются атомы. Они образуют­ся из воздуха при разложении его в легких, а также из пищи при размельчении ее в желудке, затем поступают в кровь и разносятся по всему организму. Асклепиад является родоначальником первой систе­мы солидарной (хо1Шш — плотный) патологии. Его перу принадлежит максима: «Врач должен лечить безопасно, скоро и приятно». Он впер­вые предложил и применил трахеотомию. Он считал, что какова этио­логия болезней, такова должна быть и терапия (разумное питание, дли­тельное пребывание на воздухе, физические упражнения). Асклепиад и его школа представляли передовое, материалистическое направле­ние в медицине античного Рима. Этому направлению противостояло так называемое идеалистическое направление, представителями ко­торого были Авл Корнелий Цельс и Клавдий Гален.

Авл Корнелий Цельс (30/26 гг. до н. э. -45/50 гг. н. э. ) не был врачом,

однако был большим любителем и знатоком медицины (до нас дошел

его трактат в восьми книгах «О медицине», в котором он использовал

се знания о медицине, начиная с «Аюрведы» Сушруты до Асклепиада

ключительно). «... Его сочинения еще раз доказывают, сколько выиг-

РЬ'вает медицина, если разрабатывающие ее умы озарены светом ос-

тьных наук и общего образования... », — так пишет о Цельсе С. Г. Ков-

еР- Цельс полагал, что в медицинской практике самую полезную

мощь в состоянии оказывать лишь опыт.

*■ • Гален (131-201 гг. н. э. ) написал более 400 сочинений, из них

оло 200 по медицине, а также по философии, математике и т. д.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...