Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

мировоззрение. Философское




мировоззрение

(миф)

Мифогенная концепция


Переход — рационализация


Философское

мировоззрение

(логос)

Гносеогенная концепция


 


Философия родилась из мифа как рациональная

рефлексия его содержания


Философия

родилась

из научного

знания


 


Миф

иррацио­нальная форма

рацио­нальное содержание

рационализация — выявление сокровенной рациональности мифа

Философия

рациональное содержание

в адекватной ему (понятийной) форме


 

 

Миф   Логос
Откровенно   Откровенно
иррациона-   рационален
лен, противо-    
разумен    
Удовлетворяет   Удовлетворяет
потребности   потребности
обыденного   теоретическо-
сознания   го сознания

Конфронтация


ких оценок ситуации, формировались некоторые общие принципы, взгляды о первоначалах бытия.

Появление философии означало рождение особой формы сознания, направленной на осмысление сложившихся форм знания и культуры.

Процесс размежевания и дифференциации наук привел к появле­нию проблемы соотношения философии и науки. В истории филосо­фии выделился ряд концепций, истолковывавших результаты диффе­ренциации наук и вопросы связи философии с другими науками.

Представители одной из концепций считали, что естественный про­цесс отделения наук от отождествляемого с философией синкретичес­кого знания приведет к разложению и распаду философии, ее содер­жание будет разобрано по частям другими науками. Философия


философское измерение жизни человека, общества и медицины О- 17

сравнивалась с шекспировским королем Лиром, который раздал все свое богатство дочерям, а сам остался нищим. Эта концепция абсолю­тизирует частно-научное знание, отрывает его от философии, а пос-педняя вообше сводится к совокупному частному знанию.

Представители другой концепции рассматривали философию как науку наук, считали ее наукой, пред которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия рассматривалась как всеохватывающее древо человеческих знаний, ветвями которого яв­ляются частные науки. Философия понималась как знание высшего рода о вечном, бесконечном и, таким образом, отрывалась от дости­жений частных наук.

Третья концепция реального процесса формирования и предмет­ного самоопределения философии утверждает, что частные науки и сама философия выделились, обретя свой предмет из совокупного преднаучного знания. Этому способствовали конкретные историчес­кие условия и интеллект великих мыслителей.

Философское учение не просто продукт эпохи. Это продукт раз­мышлений, установок, переживаний человека. Конкретная историчес­кая эпоха выражает свои ценности, императивы, знания посредством духовной деятельности мыслителя.

Философия — это специфический тип мышления, а также фило­софский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о мироздании, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливости, истине и лжи, о смысле и цели челове­ческой истории.

Поэтому философия может быть определена как форма размышле­ний о начале бытия, развитая культура способности мыслить.

Своеобразие личности мыслителя лежит в основе специфики фи­лософских взглядов и философского плюрализма. Множественность философских систем — не признак кризиса или разложения филосо­фии, а напротив, - свидетельство того, что философия уходит от стан­дарта, однообразия. Множественность философских систем является противоположностью идеологическому диктату, догматизму. Плюра­лизм требует от человека уважения к другим мнениям, признания за Другими права на защиту своих идей и ценностей.

Специфика философствования, философского творчества заклю­чается в особой установке и стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу наличествующих взглядов. Поэтому философия любой эпохи всегда есть культура сомнения. В. С. Библер (р. 1918) счи­тает, что философ — это человек, трагически сомневающийся там, где сомневаться невозможно: в религиозных первоначалах, в научных ос-


18 О- Философия медицины О- Раздел 1 ♦ Глава 1

нованиях. Философ все ставит под сомнение для того, чтобы прове­рить надежность человеческих представлений. Философ - беспощад­ный критик и возмутитель спокойствия, он, как считал Ф. Ницше (1844-1900), должен быть верховным судьей эстетической культуры, цензором всех заблуждений.

Философию порождает не только сомнение, но и удивление, кото­рое является началом мудрости и представляет собой бескорыстную и чистую любознательность, без которой не было бы ни науки, ни философии.

Несмотря на многообразие философских учений, в разные исто­рические периоды существует преемственность и единство истори­ко-философского процесса, и, следовательно, можно рассмотреть исторические типы философии.

Историческими типами философии в соответствии с логикой смены исторических эпох являются: философия древнего Востока, античнос­ти, средних веков, нового времени, современная западная философия.

Исторические типы философии можно вычленить на основе гео­политического подхода, с точки зрения которого выделяют три пути развития человечества - западный, восточный и русский. Отсюда три исторических типа философии - западная, восточная и русская.

Основное отличие этих типов заключается в акценте духовного по­иска. Акцент Запада — поиск абсолютной истины, России — поиск абсолютного добра, Востока - поиск абсолютного смысла вечности, слияние с ней.

Второе отличие типов философии заключается в смещении акцен­тов в философии между рациональным и иррациональным. Западная философия тяготеет в сторону рационализма, русская философия име­ет уклон в сторону иррационального. Речь идет лишь о смешении ак­центов, но не об отрицании одного направления другим.

Третье отличие заключается в характере смещения акцентов между разумом и верой. Русская философия изначально смещает свои ак­центы в сторону веры. Эту черту подчеркивали многие отечествен­ные мыслители.

Каждый исторический тип философии имеет также и свою логику развития материализма и идеализма.

Разнообразие философских школ, течений и направлений, процесс смены эпох, культур, цивилизаций предполагает преемственность в историческом развитии философии и развитие философской тра­диции. Философская традиция характеризуется тождественностью философской мысли, возвращением к одной и той же проблематике, позволяющей перекликаться и с философской мыслью других эпох и культур, а также осуществлять реальный диалог современных мно-


 


философское измерение жизни человека, общества и медицины ♦ 19

роразличных философских систем в их разногласии и многообразии. Г. Гегель (1770-1831) отмечал в этой связи, что ни одна система философии не опровергнута, опровергнут не принцип данной фило­софии, а лишь предположение, что этот принцип является окончатель­ным. Поэтому в философской науке необходимо ассимилировать ог­ромный массив, зарубежной и русской философской мысли.


2. Предмет, структура и функции современной философии

С позиций современной философии объектом философского зна­ния является все многообразие бытия, весь мир как многоуровневая система, характеризующаяся сложностью, неопределенностью, нели­нейностью, динамичностью.

Содержание современного философского знания отражает расши­ряющиеся возможности управления многими природными и соци­альными процессами, а также состояние общества, положение чело­века в нем, глобальные проблемы цивилизации, современные проблемы естествознания, медицины и другие проблемы.

Предметом философии является всеобщее в системе «мир - чело­век». В центре внимания философии находится человек, и в этом зак­лючается ее человеческое измерение. Понимание мира в философии связывается с включенностью в него человека, как сознательно-дея­тельного фактора. Современная философия рассматривает человека как сознательного соучастника мировой эволюции, делает его ответ­ственным за результаты своей деятельности, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные, духовные качества личности.

Взаимоотношения между сторонами системы «мир — человек» вклю­чают четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологичес­кий, духовно-практический. К главным граням предмета философии относятся проблемы:

- всеобщее в онтологических отношениях материи и сознания, все­
общее в отношениях материи с основными формами ее существова­
ния — движением, пространством, временем;

- всеобщие проблемы познавательных субъектно-объектных от­
ношений, к которым относятся сущность отражения, соотношение
чувственного и рационального, эмпирического и теоретического в по-
энании. проблемы истины и ее критериев и другие;

- аксиологические проблемы субъектно-объектных отношений,
к которым относится система ценностей человека. Ценности, как


20 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I О-  Глава 1

компоненты культуры, реализуются в эстетических, нравственных, религиозных воззрениях человека и, в конечном итоге, в его дея­тельности;

— духовно-практические субъектно-объектные отношения.

В результате такого подхода к предмету философского знания фи­лософию можно определить как науку о всеобщих характеристиках мира, месте человека в мире, его способностях познавать мир и воз­действовать на него.

Философия - это система взглядов на мир в целом и место в нем человека.

Человеческий мир весьма многообразен, он представляет собой целостную систему, и его системообразующим фактором являются предельные основания исторически определенной культуры, отража­ющие и задающие целостный, обобщенный образ мира. Философию можно определить как предельное основание культуры. В принципах, законах, категориях философии сконцентрирован исторический опыт, в системе мировоззренческих универсалий человек определяет, оце­нивает и переживает мир.

В философии рассматривают два блока универсалий: категории, отражающие наиболее общие, атрибутивные характеристики объек­тов (пространство, время, движение, количество, качество, случай­ность, необходимость и т. д. ) и категории, осмысливающие человека как субъекта деятельности, систему его отношений в обществе (чело­век, общество, сознание, добро, вера, долг, свобода и т. д. ).

Принципиальной основой проблем философского знания являет­ся основной вопрос философии. Многие философы не рассматрива­ют эту проблему или формулируют свое видение основного вопроса философии. Однако за решение какой бы проблемы ни брался фило­соф, он обязательно натолкнется на вопрос об отношении мышления к бытию и должен будет выбрать для себя позицию, которая опреде­лит его философию как материалистическую или идеалистическую.

Смысл основного вопроса философии в его классической форму­лировке заключается в ответе на вопросы: что первично (дух или ма­терия)? и познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы понимали данное положение, что принимали за исходное, они соста­вили два направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, получила название идеализма. Философы, которые признавали первичной материальную субстанцию, примыкали к раз­личным видам материализма.

Другой стороной основного вопроса философии является вопрос о познаваемости мира. Те, кто считает, что мир непознаваем, называют-


философское измерение жизни человека, общества и медицины О- 21

агностиками (от греч. §по$15 - знание, а — отрицание). От пути пешения основного вопроса зависит трактовка и решение многих философских и медико-философских проблем, например, происхож­дения и сущности сознания, смерти и бессмертия, решения вопросов философской антропологии, проблем общественного бытия, развития цивилизаций, проблем истины, логики научного познания и других.

Однако в различных философских учениях в качестве основного вопроса ставились проблемы долга, счастья, свободы, смысла чело­веческой жизни. Эти важные и конкретные философские проблемы находятся в одном ряду с другими вопросами философии, составляю­щими ее содержание. Они могут определять смысл отдельных фило­софских учений, школ... Но проблема отношения мышления к бытию, духа к природе, вопросы тождества бытия и мышления, материи как реальности первичной и объективной, так или иначе присутствуют в любом философском течении, направлении, так же как в них присут­ствуют вопросы, поставленные И. Кантом (1724-1804) в его трактате «Логика». Великий философ считал, что сферу философии во всемир­но-гражданском ее значении можно подвести под следующие вопросы:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я смею надеяться?

Что такое человек?

В этих вопросах отражены познавательные, праксеологические от­ношения системы «мир — человек».

Основными чертами философских проблем является их всеобщ­ность, предельность, вечность, научность. Всеобщность проблем фи­лософии заключается в том, что они охватывают мир, жизнь человека, его отношения к миру. Предельными являются философские системы принципов и категорий в силу того, что они являются основанием любого вида деятельности.

Проблемы философии вечны, ибо они всегда сохраняют свое зна­чение. Они решаются в процессе развития общества, науки, филосо­фии в той степени, в какой это возможно в данных конкретно-исто­рических условиях. Поэтому у философии всегда есть будущее, ибо мышление непрерывно, опирается на традиции, и каждый человек вновь и вновь ищет ответ на вопросы, поставленные в прошлые века.

Что касается научности философии, то вся история философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки.

Многие из философов являлись крупными учеными своего време­ни: Эпикур, Демокрит, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Н. Винер, К. Э. Циолковский и другие.


22 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I ♦ Глава 1

Философия постоянно получает информацию, имеющуюся в раз­ных областях знания, в том числе и в науках о природе. На этой осно­ве формируется и совершенствуется философская картина мира, раз­рабатываются представления о бытии, формах существования материи, о всеобщих принципах и методах научного познания.

Философия способствует правильной постановке проблем в науке, осуществляет функции прогнозирования тенденций развития кон­кретных явлений. Философия может создавать первичные абстракт­ные модели, общие предположения о природе различных явлений и путях их исследования. Она интегрирует частно-научные знания, ищет точки соприкосновения исходных принципов различных наук и при­дает наукам характер фундаментальности.

Вместе с тем естествознание, биология, медицина сами являются источниками философских проблем. Философские проблемы естествоз­нания и медицины — это такие проблемы, объяснение которых осуще­ствляется с позиций философской интерпретации, носящей достаточно общий и общезначимый характер. В сферу философских проблем ме­дицины включаются проблемы логики диагностического процесса, динамических, статистических, структурно-функциональных законо­мерностей, проблемы причинности, нормы и патологии, здоровья и бо­лезни, проблемы современной биоэтики, медицины катастроф и другие.

Таким образом, философия не может не являться основанием для теории медицинского знания, а медицинское знание не может не от­ражать черт философского мышления. Однако философия не может строиться по естественнонаучному образцу. Она имеет свою специфику и меру точности. Ведь философ не довольствуется только онтологи­ческой картиной мира, он включает в нее человека. Органическое со­единение в философии двух начал — научно-теоретического и прак­тически-духовного — определяет уникальность этой формы сознания.

Существуют критерии научности философии, к которым относятся:

Объективность: природа и общество должны быть поняты такими, какими они являются в действительности.

Рациональность и доказательность. Философия имеет свои спосо­бы доказательности: формально-логические, методологические, есте­ственнонаучные.

Системность знания, основанная на проникновении в сущность явлений, в закономерности их существования.

Проверяемость знания посредством логики, практики, наблюдения за действительным ходом событий.

Таким образом, философия представляет собой вид научного зна­ния, входит в состав научной сферы знания.


философское измерение жизни человека, общества и медицины О- 23

В свете сказанного следует представить другую точку зрения по проблеме научности философского знания. Ряд философов сциен­тистского направления упрекают философию в недоказуемости и не-пооверяемости ее истин, в том, что философия не является точным знанием, носит личностный характер и не способна на опытную до­казуемость знаний. А растущее разнообразие философских систем яваяется весомым аргументом в пользу того, что понятие истины к философии неприменимо. Можно говорить лишь о приемлемости, по-аезности, убедительности философских утверждений, но не об их ис­тинности. Отсюда вывод: философия принципиально отлична от на­уки, она не была и никогда не будет наукой.

Однако, как уже было сказано выше, философия так же объективна, как и наука, ибо ее предметом является объективная система отношений человека к миру. А между философией и наукой существует сложное вза­имодействие. Собственная философская проблематика не поддается распредмечиванию естественнонаучными методами, она не распола­гает эмпирическими методами исследования. Но философия требует строгих методов своего исследования, теоретической доказательнос­ти своих положений, системности принципов, законов, категорий.

Исходя из объекта и предмета философского знания, можно утвер­ждать, что философия прочно соединена как с комплексом естествен­ных (биология, генетика, медицина, физика, химия), так и общество­ведческих дисциплин (история, экономическая наука, культурология, правоведение). Философия представляет собой научное знание о мес­те и роли человека в мире, о всеобщих связях и отношениях мира.

Научная философия должна базироваться на объективном иссле­довании и объективной оценке вытекающих из него результатов. Це­ли, ценности, значимость, идеалы конкретных наук не обосновыва­ются ими. В этом аспекте наука не во всем самодостаточна и не может служить ориентиром духовно-практической деятельности. Философия, осмысливая ценностные основания науки, теоретически обобщая ее достижения, определяя методологию, становится научным обоснова­нием деятельности людей.

Следовательно, существует объективная философская истина, под­тверждаемая жизненной практикой. И как в любом знании, в философ­ском знании также диалектически присутствуют и истина, и заблуждение.

Философия рассматривает мир в его целостном многообразии на основе теоретических обобщений, носящих характер всеобщности. Это обстоятельство определяет функции философии в обществе.

'лавная функция философии - мировоззренческая. Мировоззре-Ие пРеДставляет собой интегральную составляющую сознания чело-


24 -О Философия медицины -Ф- Раздел I -О Глава 1

века, включающую в себя систему обобщенных представлений о мире, об отношении человека к окружающей действительности, о его месте в мире, а также совокупность знаний, убеждений, чувств и настрое­ний человека.

Ставя важные философские проблемы, рассматривая мир как сис­темное целое, отражая всеобщие связи природы и общества, филосо­фия выступает ядром мировоззрения.

Философская составляющая мировоззрения характеризуется сис­темностью и доказательностью, сформулированностью и теоретично­стью проблем, их вечностью, ибо по философским вопросам, как счи­тал В. И. Вернадский (1863-1945), никогда не может быть сказано последнего слова. Философское мировоззрение всегда личностно и потому во многом интимно.

Философское мировоззрение стремится вывести человека из сфе­ры обыденности, узкого профессионализма, технократизма. Оно ув­лекает человека высшими идеалами, и потому оно элитарно.

Философское мировоззрение плюралистично. В этой связи следу­ет отметить, что не все философские системы могут претендовать на статус основы научно-философского мировоззрения. История разви­тия общества, цивилизации показывает, что в переломные кризисные моменты эмоциональное восприятие господствует над рациональным, общественное сознание попадает в область слухов, суеверий, мисти­ки, вненаучного патологического знания, массив которого в настоя­щее время исследуется.

Поэтому следует говорить о научно-философском мировоззрении, как о системе понимания мира, которое опирается на науку, коррек­тируется и развивается вместе с наукой, оказывает влияние на науку. Общество объективно заинтересовано в формировании именно тако­го мировоззрения, которое обеспечивало бы реализацию социальных потребностей, прогресс общественной жизни.

Методологическая функция философии состоит в ее способности на основе системы принципов, законов, категорий разрабатывать под­ходы, методы и приемы познания, раскрывать философскую значи­мость достижений науки, содействовать интеграции научных знаний.

Древнегреческий врач Гиппократ (У-1У вв. до н. э. ) считал, что ме­дицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя без доставляемых ей медицинских фактов. Создатель квантовой механики австрийский физик Э. Шредингер отмечал, что философия является незаменимой опорой наших специальных зна­ний. Философия в научном поиске образует острие, выдвинутые впе­ред дозоры.


софское измерение жизни человека, общества и медицины < • 25

г методологической функцией тесно связана гносеологическая

нкиия философии; она состоит в раскрытии сущности познаватель­ного процесса, его механизма.

Аксиологическая функция (от греч. ах'ш — ценность и 1о§оз — уче­ние) философии заключается в разъяснении природы ценностей, в Формировании представлений людей о сущности подлинных ценнос­тей как отражении отношения между субъектом оценки и объектом, то есть человеком и объектом его воздействия. Философия раскрывает многообразие смысложизненных (добро, зло, цель, смысл жизни), уни­версальных (жизнь, здоровье, семья) ценностей, ценностей межлично­стного общения (честность, доброта), демократических (свобода сло­ва, гласность) и других ценностей. На этой основе возможно осмысление существующей культуры, объяснение прошлого и изменение настоя­щего для того, чтобы сделать будущее совершеннее прошлого.

функция философии заключается и в формировании гуманис­тического мышления. Каждый технический и медицинский проект должен быть подвержен гуманистическому измерению. Поэтому фи­лософия должна изучать реальные механизмы демократии, видеть ди­алектику личных, коллективных, общественных интересов и потреб­ностей, стать синонимом возвышенного и мужественного поиска.

Таким образом, философия является мировоззренческой, методо­логической основой теоретической и практической деятельности.

3. Философия и медико-биологическое знание

Рассматривая соотношение философии и науки, целесообразно привести слова одного из крупнейших философов XX века Бертрана Рассела, непосредственно касающиеся этой темы: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между тео­логией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось До сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает, скорее, к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит аУке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принад-■ ежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, отвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть фило-фия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спеку-ивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуве-ные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как


26 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I -Ф- Глава 1

в предшествующие столетия. Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух, и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли Вселен­ная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по на­правлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется аст­роному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно ко­пошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представляется Гамлету? А может быть, он явля­ется и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвы­шенным, то в чем же он состоит, и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что пред­ставляется таковой, — просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории... Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии». И всегда найдется человек, который скажет: «Зачем тратить время на подобные неразрешимые вопросы? Что это мне как медику дает в теоретическом и особенно в практическом отношении? ».

Следуя этой логике, можно спросить: «А зачем врачу тратить время на изучение истории? Зачем посещать музеи? Что мне как врачу дает музыка Чайковского, искусство Майи Плисецкой, поэзия Пастернака? »: Если подходить к формам духовной культуры с узкоутилитарных пози-; ций, то для врача почти все ее достижения могут оказаться «излишни­ми». Однако история науки, в том числе и медицинской, убедительно свидетельствует, что все выдающиеся ученые не ограничивали свои ин­тересы лишь рамками своей специальности, а были личностями широ­ко образованными, знатоками живописи, поэзии, творчества крупней-: ших музыкантов, глубоко разбирающимися в проблемах философии. Их интерес к философии порождался не только чисто духовным «голодом».; Обращаться к ней физиков-теоретиков, по словам А. Эйнштейна, зас-: тавляют проблемы развития их собственной науки. В полной мере это; относится и к проблемному полю современной биологии и медицины.; Назовем лишь некоторые из вопросов, ответы на которые становятся возможными только под методологическим патронажем диалектики.

Эксперименты с органами чувств человека и животных, проведен­ные крупнейшим немецким физиологом И. Мюллером (1826 г. ), поЯ вели естественно-научную базу под агностицизм И. Канта, утверждая


философское измерение жизни человека, общества и медицины ♦ 27

его. что мы ничего не можем знать о том, что представляют собой су-сТБуюшие вне нас вещи сами по себе, что мы знаем только их явления, т. е. те ощущения, которые они в нас вызывают, действуя на на-пи органы чувств. Раздражая проводником с электрическим током раз-пцчные органы чувств (зрительный, слуховой, вкусовой анализаторы), Мюллер вызывал в них соответствующие им ощущения. Когда же он действовал различными факторами (электрическим, химическим, меха­ническим) на один и тот же орган чувств, то в нем во всех случаях воз­никали характерные для него ощущения. В итоге Мюллер вслед за Кан­том пришел к выводу, что человек воспринимает не внешние явления, а только состояние своих органов чувств. Внешние факторы лишь запус­кают врожденную для каждого органа чувств специфическую энергию. Прямым следствием концепции Мюллера стала теория «символов» его ученика Гельмгольца, в соответствии с которой ощущения, выз­ванные в нас внешними предметами, являются не их образами, а сим­волами, знаками, иероглифами, не имеющими никакого сходства с самими предметами.

И Мюллер, и Гельмгольц обладали высоким интеллектом. Почему же в своих выводах из научных экспериментов они склонялись к канти­анству? Да потому, что не владели диалектикой, потому, что отожде­ствляли качество объекта с самим объектом, а специфичность ответ­ной реакции анализаторов — только с ее качественной определенностью. Другой пример. В 60-е годы в Ленинградском университете прово­дились эксперименты по введению гусениц кукурузного мотылька в состояние анабиоза, при котором полностью отсутствуют все жизнен­ные функции. Гусениц помещали в атмосферу жидкого гелия (—269 °С). Понятно, что при такой температуре и в такой атмосфере ни о каком биологическом обмене веществ не может быть и речи. Когда же гусе­ниц «оттаивали», то у 40% из них восстанавливались все функции. Спра­шивается: в атмосфере жидкого гелия гусеницы были живыми или нет? Сам экспериментатор (Лозина-Лозинский) считает, что гусеницы в анабиозе были живыми, иначе, полагает он, пришлось бы допустить их воскрешение из мертвых. И в этом случае методологически неверный ответ связан с неправильным пониманием природы качества, игнори­рованием его обусловленности бытием объекта в конкретных условиях. Или такие вопросы: должны ли внеземные формы жизни (если та­ковые имеются) быть похожи на земную, иметь с ней какое-то сход-Во> или нет? Возможна ли жизнь на небелковой основе, или она свя-а лишь с белками? Правильные ответы на них невозможны без имания диалектики общего и единичного, а также того, что каче-о объекта не тождественно его субстрату. А сколько литературы по-Но проблеме сущности жизни? Где ее только ни ищут: на уровне


. дОсофское измерение жизни человека, общества и медицины < > • 29 Схема. Взаимосвязь медицины и философии


Проблемы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...