мировоззрение. Философское
мировоззрение (миф) Мифогенная концепция Переход — рационализация Философское мировоззрение (логос) Гносеогенная концепция
Философия родилась из мифа как рациональная рефлексия его содержания Философия родилась из научного знания
Миф
рациональное содержание рационализация — выявление сокровенной рациональности мифа Философия рациональное содержание в адекватной ему (понятийной) форме
Конфронтация ких оценок ситуации, формировались некоторые общие принципы, взгляды о первоначалах бытия. Появление философии означало рождение особой формы сознания, направленной на осмысление сложившихся форм знания и культуры. Процесс размежевания и дифференциации наук привел к появлению проблемы соотношения философии и науки. В истории философии выделился ряд концепций, истолковывавших результаты дифференциации наук и вопросы связи философии с другими науками. Представители одной из концепций считали, что естественный процесс отделения наук от отождествляемого с философией синкретического знания приведет к разложению и распаду философии, ее содержание будет разобрано по частям другими науками. Философия философское измерение жизни человека, общества и медицины О- 17 сравнивалась с шекспировским королем Лиром, который раздал все свое богатство дочерям, а сам остался нищим. Эта концепция абсолютизирует частно-научное знание, отрывает его от философии, а пос-педняя вообше сводится к совокупному частному знанию.
Представители другой концепции рассматривали философию как науку наук, считали ее наукой, пред которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия рассматривалась как всеохватывающее древо человеческих знаний, ветвями которого являются частные науки. Философия понималась как знание высшего рода о вечном, бесконечном и, таким образом, отрывалась от достижений частных наук. Третья концепция реального процесса формирования и предметного самоопределения философии утверждает, что частные науки и сама философия выделились, обретя свой предмет из совокупного преднаучного знания. Этому способствовали конкретные исторические условия и интеллект великих мыслителей. Философское учение не просто продукт эпохи. Это продукт размышлений, установок, переживаний человека. Конкретная историческая эпоха выражает свои ценности, императивы, знания посредством духовной деятельности мыслителя. Философия — это специфический тип мышления, а также философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств, когда человек размышляет о мироздании, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливости, истине и лжи, о смысле и цели человеческой истории. Поэтому философия может быть определена как форма размышлений о начале бытия, развитая культура способности мыслить. Своеобразие личности мыслителя лежит в основе специфики философских взглядов и философского плюрализма. Множественность философских систем — не признак кризиса или разложения философии, а напротив, - свидетельство того, что философия уходит от стандарта, однообразия. Множественность философских систем является противоположностью идеологическому диктату, догматизму. Плюрализм требует от человека уважения к другим мнениям, признания за Другими права на защиту своих идей и ценностей.
Специфика философствования, философского творчества заключается в особой установке и стиле мышления, который проявляется в сомнении по поводу наличествующих взглядов. Поэтому философия любой эпохи всегда есть культура сомнения. В. С. Библер (р. 1918) считает, что философ — это человек, трагически сомневающийся там, где сомневаться невозможно: в религиозных первоначалах, в научных ос- 18 О- Философия медицины О- Раздел 1 ♦ Глава 1 нованиях. Философ все ставит под сомнение для того, чтобы проверить надежность человеческих представлений. Философ - беспощадный критик и возмутитель спокойствия, он, как считал Ф. Ницше (1844-1900), должен быть верховным судьей эстетической культуры, цензором всех заблуждений. Философию порождает не только сомнение, но и удивление, которое является началом мудрости и представляет собой бескорыстную и чистую любознательность, без которой не было бы ни науки, ни философии. Несмотря на многообразие философских учений, в разные исторические периоды существует преемственность и единство историко-философского процесса, и, следовательно, можно рассмотреть исторические типы философии. Историческими типами философии в соответствии с логикой смены исторических эпох являются: философия древнего Востока, античности, средних веков, нового времени, современная западная философия. Исторические типы философии можно вычленить на основе геополитического подхода, с точки зрения которого выделяют три пути развития человечества - западный, восточный и русский. Отсюда три исторических типа философии - западная, восточная и русская. Основное отличие этих типов заключается в акценте духовного поиска. Акцент Запада — поиск абсолютной истины, России — поиск абсолютного добра, Востока - поиск абсолютного смысла вечности, слияние с ней. Второе отличие типов философии заключается в смещении акцентов в философии между рациональным и иррациональным. Западная философия тяготеет в сторону рационализма, русская философия имеет уклон в сторону иррационального. Речь идет лишь о смешении акцентов, но не об отрицании одного направления другим.
Третье отличие заключается в характере смещения акцентов между разумом и верой. Русская философия изначально смещает свои акценты в сторону веры. Эту черту подчеркивали многие отечественные мыслители. Каждый исторический тип философии имеет также и свою логику развития материализма и идеализма. Разнообразие философских школ, течений и направлений, процесс смены эпох, культур, цивилизаций предполагает преемственность в историческом развитии философии и развитие философской традиции. Философская традиция характеризуется тождественностью философской мысли, возвращением к одной и той же проблематике, позволяющей перекликаться и с философской мыслью других эпох и культур, а также осуществлять реальный диалог современных мно-
философское измерение жизни человека, общества и медицины ♦ 19 роразличных философских систем в их разногласии и многообразии. Г. Гегель (1770-1831) отмечал в этой связи, что ни одна система философии не опровергнута, опровергнут не принцип данной философии, а лишь предположение, что этот принцип является окончательным. Поэтому в философской науке необходимо ассимилировать огромный массив, зарубежной и русской философской мысли. 2. Предмет, структура и функции современной философии С позиций современной философии объектом философского знания является все многообразие бытия, весь мир как многоуровневая система, характеризующаяся сложностью, неопределенностью, нелинейностью, динамичностью. Содержание современного философского знания отражает расширяющиеся возможности управления многими природными и социальными процессами, а также состояние общества, положение человека в нем, глобальные проблемы цивилизации, современные проблемы естествознания, медицины и другие проблемы. Предметом философии является всеобщее в системе «мир - человек». В центре внимания философии находится человек, и в этом заключается ее человеческое измерение. Понимание мира в философии связывается с включенностью в него человека, как сознательно-деятельного фактора. Современная философия рассматривает человека как сознательного соучастника мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные, духовные качества личности.
Взаимоотношения между сторонами системы «мир — человек» включают четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. К главным граням предмета философии относятся проблемы: - всеобщее в онтологических отношениях материи и сознания, все - всеобщие проблемы познавательных субъектно-объектных от - аксиологические проблемы субъектно-объектных отношений, 20 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I О- Глава 1 компоненты культуры, реализуются в эстетических, нравственных, религиозных воззрениях человека и, в конечном итоге, в его деятельности; — духовно-практические субъектно-объектные отношения. В результате такого подхода к предмету философского знания философию можно определить как науку о всеобщих характеристиках мира, месте человека в мире, его способностях познавать мир и воздействовать на него. Философия - это система взглядов на мир в целом и место в нем человека. Человеческий мир весьма многообразен, он представляет собой целостную систему, и его системообразующим фактором являются предельные основания исторически определенной культуры, отражающие и задающие целостный, обобщенный образ мира. Философию можно определить как предельное основание культуры. В принципах, законах, категориях философии сконцентрирован исторический опыт, в системе мировоззренческих универсалий человек определяет, оценивает и переживает мир. В философии рассматривают два блока универсалий: категории, отражающие наиболее общие, атрибутивные характеристики объектов (пространство, время, движение, количество, качество, случайность, необходимость и т. д. ) и категории, осмысливающие человека как субъекта деятельности, систему его отношений в обществе (человек, общество, сознание, добро, вера, долг, свобода и т. д. ).
Принципиальной основой проблем философского знания является основной вопрос философии. Многие философы не рассматривают эту проблему или формулируют свое видение основного вопроса философии. Однако за решение какой бы проблемы ни брался философ, он обязательно натолкнется на вопрос об отношении мышления к бытию и должен будет выбрать для себя позицию, которая определит его философию как материалистическую или идеалистическую. Смысл основного вопроса философии в его классической формулировке заключается в ответе на вопросы: что первично (дух или материя)? и познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы понимали данное положение, что принимали за исходное, они составили два направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, получила название идеализма. Философы, которые признавали первичной материальную субстанцию, примыкали к различным видам материализма. Другой стороной основного вопроса философии является вопрос о познаваемости мира. Те, кто считает, что мир непознаваем, называют- философское измерение жизни человека, общества и медицины О- 21 агностиками (от греч. §по$15 - знание, а — отрицание). От пути пешения основного вопроса зависит трактовка и решение многих философских и медико-философских проблем, например, происхождения и сущности сознания, смерти и бессмертия, решения вопросов философской антропологии, проблем общественного бытия, развития цивилизаций, проблем истины, логики научного познания и других. Однако в различных философских учениях в качестве основного вопроса ставились проблемы долга, счастья, свободы, смысла человеческой жизни. Эти важные и конкретные философские проблемы находятся в одном ряду с другими вопросами философии, составляющими ее содержание. Они могут определять смысл отдельных философских учений, школ... Но проблема отношения мышления к бытию, духа к природе, вопросы тождества бытия и мышления, материи как реальности первичной и объективной, так или иначе присутствуют в любом философском течении, направлении, так же как в них присутствуют вопросы, поставленные И. Кантом (1724-1804) в его трактате «Логика». Великий философ считал, что сферу философии во всемирно-гражданском ее значении можно подвести под следующие вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? В этих вопросах отражены познавательные, праксеологические отношения системы «мир — человек». Основными чертами философских проблем является их всеобщность, предельность, вечность, научность. Всеобщность проблем философии заключается в том, что они охватывают мир, жизнь человека, его отношения к миру. Предельными являются философские системы принципов и категорий в силу того, что они являются основанием любого вида деятельности. Проблемы философии вечны, ибо они всегда сохраняют свое значение. Они решаются в процессе развития общества, науки, философии в той степени, в какой это возможно в данных конкретно-исторических условиях. Поэтому у философии всегда есть будущее, ибо мышление непрерывно, опирается на традиции, и каждый человек вновь и вновь ищет ответ на вопросы, поставленные в прошлые века. Что касается научности философии, то вся история философии свидетельствует о неразрывной связи философии и науки. Многие из философов являлись крупными учеными своего времени: Эпикур, Демокрит, Р. Декарт, Дж. Локк, И. Кант, М. В. Ломоносов, А. Эйнштейн, Н. Винер, К. Э. Циолковский и другие. 22 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I ♦ Глава 1 Философия постоянно получает информацию, имеющуюся в разных областях знания, в том числе и в науках о природе. На этой основе формируется и совершенствуется философская картина мира, разрабатываются представления о бытии, формах существования материи, о всеобщих принципах и методах научного познания. Философия способствует правильной постановке проблем в науке, осуществляет функции прогнозирования тенденций развития конкретных явлений. Философия может создавать первичные абстрактные модели, общие предположения о природе различных явлений и путях их исследования. Она интегрирует частно-научные знания, ищет точки соприкосновения исходных принципов различных наук и придает наукам характер фундаментальности. Вместе с тем естествознание, биология, медицина сами являются источниками философских проблем. Философские проблемы естествознания и медицины — это такие проблемы, объяснение которых осуществляется с позиций философской интерпретации, носящей достаточно общий и общезначимый характер. В сферу философских проблем медицины включаются проблемы логики диагностического процесса, динамических, статистических, структурно-функциональных закономерностей, проблемы причинности, нормы и патологии, здоровья и болезни, проблемы современной биоэтики, медицины катастроф и другие. Таким образом, философия не может не являться основанием для теории медицинского знания, а медицинское знание не может не отражать черт философского мышления. Однако философия не может строиться по естественнонаучному образцу. Она имеет свою специфику и меру точности. Ведь философ не довольствуется только онтологической картиной мира, он включает в нее человека. Органическое соединение в философии двух начал — научно-теоретического и практически-духовного — определяет уникальность этой формы сознания. Существуют критерии научности философии, к которым относятся: Объективность: природа и общество должны быть поняты такими, какими они являются в действительности. Рациональность и доказательность. Философия имеет свои способы доказательности: формально-логические, методологические, естественнонаучные. Системность знания, основанная на проникновении в сущность явлений, в закономерности их существования. Проверяемость знания посредством логики, практики, наблюдения за действительным ходом событий. Таким образом, философия представляет собой вид научного знания, входит в состав научной сферы знания. философское измерение жизни человека, общества и медицины О- 23 В свете сказанного следует представить другую точку зрения по проблеме научности философского знания. Ряд философов сциентистского направления упрекают философию в недоказуемости и не-пооверяемости ее истин, в том, что философия не является точным знанием, носит личностный характер и не способна на опытную доказуемость знаний. А растущее разнообразие философских систем яваяется весомым аргументом в пользу того, что понятие истины к философии неприменимо. Можно говорить лишь о приемлемости, по-аезности, убедительности философских утверждений, но не об их истинности. Отсюда вывод: философия принципиально отлична от науки, она не была и никогда не будет наукой. Однако, как уже было сказано выше, философия так же объективна, как и наука, ибо ее предметом является объективная система отношений человека к миру. А между философией и наукой существует сложное взаимодействие. Собственная философская проблематика не поддается распредмечиванию естественнонаучными методами, она не располагает эмпирическими методами исследования. Но философия требует строгих методов своего исследования, теоретической доказательности своих положений, системности принципов, законов, категорий. Исходя из объекта и предмета философского знания, можно утверждать, что философия прочно соединена как с комплексом естественных (биология, генетика, медицина, физика, химия), так и обществоведческих дисциплин (история, экономическая наука, культурология, правоведение). Философия представляет собой научное знание о месте и роли человека в мире, о всеобщих связях и отношениях мира. Научная философия должна базироваться на объективном исследовании и объективной оценке вытекающих из него результатов. Цели, ценности, значимость, идеалы конкретных наук не обосновываются ими. В этом аспекте наука не во всем самодостаточна и не может служить ориентиром духовно-практической деятельности. Философия, осмысливая ценностные основания науки, теоретически обобщая ее достижения, определяя методологию, становится научным обоснованием деятельности людей. Следовательно, существует объективная философская истина, подтверждаемая жизненной практикой. И как в любом знании, в философском знании также диалектически присутствуют и истина, и заблуждение. Философия рассматривает мир в его целостном многообразии на основе теоретических обобщений, носящих характер всеобщности. Это обстоятельство определяет функции философии в обществе. 'лавная функция философии - мировоззренческая. Мировоззре-Ие пРеДставляет собой интегральную составляющую сознания чело- 24 -О Философия медицины -Ф- Раздел I -О Глава 1 века, включающую в себя систему обобщенных представлений о мире, об отношении человека к окружающей действительности, о его месте в мире, а также совокупность знаний, убеждений, чувств и настроений человека. Ставя важные философские проблемы, рассматривая мир как системное целое, отражая всеобщие связи природы и общества, философия выступает ядром мировоззрения. Философская составляющая мировоззрения характеризуется системностью и доказательностью, сформулированностью и теоретичностью проблем, их вечностью, ибо по философским вопросам, как считал В. И. Вернадский (1863-1945), никогда не может быть сказано последнего слова. Философское мировоззрение всегда личностно и потому во многом интимно. Философское мировоззрение стремится вывести человека из сферы обыденности, узкого профессионализма, технократизма. Оно увлекает человека высшими идеалами, и потому оно элитарно. Философское мировоззрение плюралистично. В этой связи следует отметить, что не все философские системы могут претендовать на статус основы научно-философского мировоззрения. История развития общества, цивилизации показывает, что в переломные кризисные моменты эмоциональное восприятие господствует над рациональным, общественное сознание попадает в область слухов, суеверий, мистики, вненаучного патологического знания, массив которого в настоящее время исследуется. Поэтому следует говорить о научно-философском мировоззрении, как о системе понимания мира, которое опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой, оказывает влияние на науку. Общество объективно заинтересовано в формировании именно такого мировоззрения, которое обеспечивало бы реализацию социальных потребностей, прогресс общественной жизни. Методологическая функция философии состоит в ее способности на основе системы принципов, законов, категорий разрабатывать подходы, методы и приемы познания, раскрывать философскую значимость достижений науки, содействовать интеграции научных знаний. Древнегреческий врач Гиппократ (У-1У вв. до н. э. ) считал, что медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя без доставляемых ей медицинских фактов. Создатель квантовой механики австрийский физик Э. Шредингер отмечал, что философия является незаменимой опорой наших специальных знаний. Философия в научном поиске образует острие, выдвинутые вперед дозоры. софское измерение жизни человека, общества и медицины < • 25 г методологической функцией тесно связана гносеологическая нкиия философии; она состоит в раскрытии сущности познавательного процесса, его механизма. Аксиологическая функция (от греч. ах'ш — ценность и 1о§оз — учение) философии заключается в разъяснении природы ценностей, в Формировании представлений людей о сущности подлинных ценностей как отражении отношения между субъектом оценки и объектом, то есть человеком и объектом его воздействия. Философия раскрывает многообразие смысложизненных (добро, зло, цель, смысл жизни), универсальных (жизнь, здоровье, семья) ценностей, ценностей межличностного общения (честность, доброта), демократических (свобода слова, гласность) и других ценностей. На этой основе возможно осмысление существующей культуры, объяснение прошлого и изменение настоящего для того, чтобы сделать будущее совершеннее прошлого. функция философии заключается и в формировании гуманистического мышления. Каждый технический и медицинский проект должен быть подвержен гуманистическому измерению. Поэтому философия должна изучать реальные механизмы демократии, видеть диалектику личных, коллективных, общественных интересов и потребностей, стать синонимом возвышенного и мужественного поиска. Таким образом, философия является мировоззренческой, методологической основой теоретической и практической деятельности. 3. Философия и медико-биологическое знание Рассматривая соотношение философии и науки, целесообразно привести слова одного из крупнейших философов XX века Бертрана Рассела, непосредственно касающиеся этой темы: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось До сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает, скорее, к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит аУке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принад-■ ежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, отвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть фило-фия. Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спеку-ивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуве-ные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как 26 ♦ Философия медицины ♦ Раздел I -Ф- Глава 1 в предшествующие столетия. Разделен ли мир на дух и материю, а если да, то что такое дух, и что такое материя? Подчинен ли дух материи, или он обладает независимыми способностями? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, - крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащимся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представляется Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем же он состоит, и как мы его можем достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, — просто максимально рафинированная глупость? На такие вопросы нельзя найти ответа в лаборатории... Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, - дело философии». И всегда найдется человек, который скажет: «Зачем тратить время на подобные неразрешимые вопросы? Что это мне как медику дает в теоретическом и особенно в практическом отношении? ». Следуя этой логике, можно спросить: «А зачем врачу тратить время на изучение истории? Зачем посещать музеи? Что мне как врачу дает музыка Чайковского, искусство Майи Плисецкой, поэзия Пастернака? »: Если подходить к формам духовной культуры с узкоутилитарных пози-; ций, то для врача почти все ее достижения могут оказаться «излишними». Однако история науки, в том числе и медицинской, убедительно свидетельствует, что все выдающиеся ученые не ограничивали свои интересы лишь рамками своей специальности, а были личностями широко образованными, знатоками живописи, поэзии, творчества крупней-: ших музыкантов, глубоко разбирающимися в проблемах философии. Их интерес к философии порождался не только чисто духовным «голодом».; Обращаться к ней физиков-теоретиков, по словам А. Эйнштейна, зас-: тавляют проблемы развития их собственной науки. В полной мере это; относится и к проблемному полю современной биологии и медицины.; Назовем лишь некоторые из вопросов, ответы на которые становятся возможными только под методологическим патронажем диалектики. Эксперименты с органами чувств человека и животных, проведенные крупнейшим немецким физиологом И. Мюллером (1826 г. ), поЯ вели естественно-научную базу под агностицизм И. Канта, утверждая философское измерение жизни человека, общества и медицины ♦ 27 его. что мы ничего не можем знать о том, что представляют собой су-сТБуюшие вне нас вещи сами по себе, что мы знаем только их явления, т. е. те ощущения, которые они в нас вызывают, действуя на на-пи органы чувств. Раздражая проводником с электрическим током раз-пцчные органы чувств (зрительный, слуховой, вкусовой анализаторы), Мюллер вызывал в них соответствующие им ощущения. Когда же он действовал различными факторами (электрическим, химическим, механическим) на один и тот же орган чувств, то в нем во всех случаях возникали характерные для него ощущения. В итоге Мюллер вслед за Кантом пришел к выводу, что человек воспринимает не внешние явления, а только состояние своих органов чувств. Внешние факторы лишь запускают врожденную для каждого органа чувств специфическую энергию. Прямым следствием концепции Мюллера стала теория «символов» его ученика Гельмгольца, в соответствии с которой ощущения, вызванные в нас внешними предметами, являются не их образами, а символами, знаками, иероглифами, не имеющими никакого сходства с самими предметами. И Мюллер, и Гельмгольц обладали высоким интеллектом. Почему же в своих выводах из научных экспериментов они склонялись к кантианству? Да потому, что не владели диалектикой, потому, что отождествляли качество объекта с самим объектом, а специфичность ответной реакции анализаторов — только с ее качественной определенностью. Другой пример. В 60-е годы в Ленинградском университете проводились эксперименты по введению гусениц кукурузного мотылька в состояние анабиоза, при котором полностью отсутствуют все жизненные функции. Гусениц помещали в атмосферу жидкого гелия (—269 °С). Понятно, что при такой температуре и в такой атмосфере ни о каком биологическом обмене веществ не может быть и речи. Когда же гусениц «оттаивали», то у 40% из них восстанавливались все функции. Спрашивается: в атмосфере жидкого гелия гусеницы были живыми или нет? Сам экспериментатор (Лозина-Лозинский) считает, что гусеницы в анабиозе были живыми, иначе, полагает он, пришлось бы допустить их воскрешение из мертвых. И в этом случае методологически неверный ответ связан с неправильным пониманием природы качества, игнорированием его обусловленности бытием объекта в конкретных условиях. Или такие вопросы: должны ли внеземные формы жизни (если таковые имеются) быть похожи на земную, иметь с ней какое-то сход-Во> или нет? Возможна ли жизнь на небелковой основе, или она свя-а лишь с белками? Правильные ответы на них невозможны без имания диалектики общего и единичного, а также того, что каче-о объекта не тождественно его субстрату. А сколько литературы по-Но проблеме сущности жизни? Где ее только ни ищут: на уровне . дОсофское измерение жизни человека, общества и медицины < > • 29 Схема. Взаимосвязь медицины и философии Проблемы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|