Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятия, которые нужно знать и уметь четко определить




Проф. СЕМЕНОВ Ю.И.

Вопросы к экзамену по философии для студентов 5 курса ФОПФ
(2011-2012 учебный год)

1 Философия как наука об истине, теория познания и самый общий метод исследования.
2 Основной вопрос философии.
3 Философия как мировоззрение (онтология). Натурфилософия. Социальная философия (философия истории).
4 Материализм как онтология и как гносеология. Понятие материи.
5 Субъективный идеализм. Солипсизм. Трудности субъективного идеализма.
6 Объективный идеализм. Его онтология и гносеология. Основные понятия.
7 Агностицизм, или феноменализм.
8 Обыденное и концепциальное знание. Проблема источника концепциального знания. Предлагаемые решения.
9 Эмпиризм Понятия апостериорного и априорного знания.
10 Ступени человеческого познания.
11 Чувственное познание и его формы.
12 Сенсуализм и его основные виды.
13 Проблема природы ощущений и восприятий.
14 Решение проблемы природы ощущений и восприятий естествознанием и материалистической философией.
15 Решение проблемы природы ощущений и восприятий субъективным идеализмом.
16 Кантианское решение проблемы природы ощущений и восприятий.
17 Философия Д. Юма. Юмистский ответ на вопрос о природе ощущений и восприятий.
18 Как философы открыли, что мир существует в сознании человека? (элеаты, Демокрит, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, И. Кант).
19 Что значит знать о чем-то, иметь знание о чем-то?
20 Наивный реализм.
21 Феноменализм. Можно ли его опровергнуть? Можно ли доказать, что мир существует не только в сознании, но и вне его?
22 Проблема отношения вещей в себе и вещей для нас. Кантианское и материалистическое ее решение.
23 Материализм о вещах в себе и вещах для нас. Познание как превращение вещей в себе в вещи для нас.
24 Соотношение мира для нас и мира в себе.
25 «Теория символов» Г. Гельмгольца.
26 «Иероглифический» материализм.
27 Знаки и знаковые системы.
28 Два аспекта природы идеального: гносеологический и онтологический. Психофизиологическая проблема.
29 Психофизическая проблема в домарксистской философской мысли.
30 Психофизическая проблема в современной немарксистской философской мысли.
31 Психофизическая проблема в марксистской философской мысли.
32 Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. В чем прав и в чем не прав И.П. Павлов
33 Два вида идеального: биоидеальное и социоидеальное.
34 Основные понятия теории информации. Природа информации.
35 Два вида объективного существования: самобытие и въинобытие.
36 Чувственное познание в свете теории информации.
37 Идеальное в чувственном познании.
38 Проблема пространства и времени. Кантианское и материалистическое его решения.
39 Субстанциальная и реляционная концепции времени и пространства.
40 Понятие метафизики. Эссенциализм.
41 Открытие умозрения и умозримого (милетцы, элеаты, Демокрит).
42 Проблема отношения явлений и сущности.
43 Виды эссенциализма.
44 Человек как единство духа и тела. Сократ о соотношении духа (души) и тела.
45 Понятие духа. Дух как единство познания и воли.
46 Р. Декарт о соотношении духа (души) и тела. Рефлексы и волевые действия.
47 Чувственное познание как реакции организма (тела).
48 Мышление как волевая деятельность человека.
49 Проблема правильного и неправильного образов действия.
50 Проблема правильного образа (метода) познания.
51 Философия как метод мышления и наука о мышлении (логика).
52 Два вида мышления: рассудочное и разумное. Две науки о мышлении: формальная логика и логика философская (содержательная).
53 Формальная логика — наука о мышлении как субъективной деятельности человека.
54 Основные формы рассудочного мышления.
55 Понятие. Его содержание и объем.
56 Суждение.
57 Умозаключение.
58 Дедукция и индукция.
59 Основные законы формальной логики.
60 Что дает и чего не может дать формальная логика?
61 Современная (символическая) формальная логика.
62 Философия — наука о мышлении как объективном процессе.
63 Открытие Г. Гегелем мышления как объективного процесса.
64 Конкретно-реальные и логические процессы.
65 Частнологические процессы и вселогический (панлогический) процесс.
66 Основные части философии Г. Гегеля. Сущность гегелевской абсолютной идеи.
67 Понятие диалектики. Основные значения слова.
68 Отличие диалектики Г. Гегеля от диалектики К. Маркса.
69 Философия как наука о мышлении и самый общий метод мышления.
70 Мышление и язык. Понятие и слово.
71 Понятие знака. Треугольник Фреге: знак, предметное значение знака (денотат), смысловое значение знака (десигнат).
72 Проблема природы понятий.
73 Проблема общего и отдельного.
74 Номинализм: крайний и умеренный (концептуализм).
75 Открытие Платоном понятий и мышления как объективного явления.
76 Реализм. Учение Платона о двух мирах.
77 Три решения вопроса об отношении универсалий и вещей.
78 Два вида реализма крайний и умеренный.
79 Материалистический универсизм.
80 Диалектика общего и отдельного.
81 Понятия как образы внешнего мира. Два вида бытия общего: в мире и в мышлении.
82 Понятия как продукты человеческого творчества. Роль фантазии в познании общего.
83 Если общее существует в мире, то каким образом оно входит в разум? Предлагаемые философами ответы на данный вопрос.
84 Проблема соотношения чувственного познания и мышления в истории философской мысли.
85 Дает ли мышление новое знание? Проблема и предлагаемые ее решения.
86 Сенсуализм и проблема умозрения, познания общего и сущности.
87 Рационализм. Основные значения слова.
88 Познание общего и сущности и проблема активности мышления.
89 Проблема источника гносеологической активности мышления.
90 Целепланирующая и волевая активности сознания.
91 Может ли человек по своей воле преобразовывать мир, и если способен, то насколько он волен в своих действиях?
92 Проблема существования объективной предопределенности.
93 Проблема свободы и необходимости как основной вопрос философии.
94 Телеология.
95 Абсолютный детерминизм и свобода.
96 Индетерминизм и свобода.
97 Попытки решения проблемы свободы и необходимости: Эпикур, стоики, Спиноза, Фихте, Шеллинг.
98 Г. Гегель о случайности и необходимости.
99 Кризис материализма в конце XVIII — начале XIX вв.
100 Взгляды французских материалистов XVIII в. на общество. Их социоисторический идеализм и волюнтаризм.
101 Историософская и историческая мысль в поисках объективного источника общественных идей, основы общества и движущих сил истории.
102 Крах волюнтаризма. Философия истории Г. Гегеля: ее историческое значение.
103 Открытия французских историков эпохи Реставрации.
104 Вклад политической экономии в решение проблемы объективного источника общественных идей, основы общества и движущих сил истории.
105 Философия истории А. Сен-Симона.
106 Открытие объективного социального бытия. Возникновение материалистического понимания истории и всеобъемлющего материализма (панматериализма).
107 Открытие материального источника активности мышления.
108 Практика как основа проникновения общего из мира в сознание. Прагматический (диалектический) сенсуализм.
109 Создание вероятностного (относительного, диалектического) детерминизма.
110 Причинность как момент объективной предопределенности. Ее место во всеобщей связи мира. Абсолютизация причинной связи как основа абсолютного детерминизма.
111 Причина и условия. Кондиционализм.
112 Возможность и действительность.
113 Вероятность как единство предопределенности и неопределенности.
114 Случайность, необходимость, закономерность.
115 Проблема детерминизма и современная наука. Синергетика о соотношении предопределенности и неопределенности.
116 Решение проблемы свободы и необходимости диалектическим материализмом.
117 Две сферы человеческой деятельности: свободная и несвободная, зависимая.
118 Свобода воли: формальная и реальная.
119 Диалектико-материалистическое решение основного вопроса философии.
120 Два отношения сознания и мира: познавательное и практическое. Превращение материального в идеальное и идеального в материальное.
121 Чувствоумозримый мир в себе и для нас. Создание чувствоумозримого мира для нас как воспроизведение объективного мира.
122 Особенности и формы разумного мышления.
123 Соотношение разумного и рассудочного мышления. Текстализация идей и теорий. Интеллектуализация идеотекстов и теоротекстов.
124 Понятие факта.
125 Методы добывания фактов в естествознании: наблюдение, измерение, эксперимент.
126 Первичная обработка фактов. Единичные и общие факты.
127 Объективность и субъективность фактов.
128 Проблема понимания и объяснения фактов.
129 Интерпретация (истолкование) фактов как их объединение (унитаризация).
130 Два вида унитаризации фактов: холизация и эссенциализация.
131 Суть и соотношение понимания и объяснения.
132 Идея — ключевое понятие разумного мышления.
133 Проблема и идея. Практическая и познавательная идея.
134 Рождение идеи. Озарение. Интуиция.
135 Проблемно-фактуальная интуиция.
136 Житейская бессознательная холизация.
137 Профессионально-специализированная (расследовательская) холизация.
138 Холизация в исторической науке. Способы проверка холии.
139 Эссенциальная идея, гипотеза и теория.
140 Способы проверка гипотезы (теории).
141 Две формы развития теоретического знания.
142 Строение теории. Теория, содержание теории (теорозримый мир) и теоротекст.
143 Проблема «теоретической нагруженности» фактов.
144 Истинное, истинность, истина. Объективность истины.
145 «Корреспондентская» теория истины. Проблема критерия истины.
146 Авторитарная концепция истины. Концепции очевидности.
147 Концепция общезначимости. Конвенциализм.
148 Концепции простоты (экономии мышления) и когерентности.
149 Прагматическая концепция истины.
150 Проблема суверенности человеческого познания.
151 Абсолютная и относительная истина.
152 Конкретность истины.
153 Граничность (предельность) истины.
154 Диалектика истинного и ложного.
155 Истинное и ложное в развитии мировой философской мысли. Ложноистинные концепции.
156 Иллюзии как вид заблуждения.
157 Религиозные иллюзии.
158 Идеологические иллюзии. Компоненты идеологии.
159 Объективное в идеологических иллюзиях.
160 Философия как наука и философия как идеология.
161 Объективность и субъективизм.
162 Объективность и партийность.

Понятия, которые нужно знать и уметь четко определить

агностицизм
акциденция
апостериори (a posteriori)
априори (a priori)
атеизм
верификация (у неопозитивистов)
вещь в себе
вещь для нас
волюнтаризм
восприятие
гносеология
дедукция
деизм
детерминизм
джастификация (у неопозитивистов)
диалектика
дуализм
заблуждение
идеализм
объективный
субъективный
идеальное
индетерминизм
индукция
иррационализм
истина
истинное
истинность
концептуализм
критерий истины
материя
материальное
материализм
механицизм
мышление (рациональное познание)
натурфилософия
неопозитивизм
номинализм
ноумен
общее
объект
объективное
онтология
опыт
отдельное (единичное)
ощущение
пантеизм
позитивизм
понятие
постпозитиивизм
представление
прогресс
разум
рассудок
рационализм
реализм
регресс
редукция
редукционизм
релятивизм
сенсуализм
скептицизм
спиритуализм
ступени познания
субстанция
субъект
унитарно-стадиальное понимание истории
фальсификация (по К. Попперу)
фатализм
феномен
феноменализм
чувственное познание
эмпиризм
эмпириокритицизм
эпистемология
эссенциализм

Литература

Семенов Ю.И. Диалектический материализм: его место в истории философской мысли и современное значение // Философия и общество. 2002. № 3.
Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы и концепции. М., 2003 Подразделы: 2.3.4; 2.3.5.; 2.3.7–2.3.10; 3.6.1–3.6.5.; 3.7.1–3.7.7; 3.8.1–3.8.11; 3.9.1.–3.9.4; 3.11.2; 3.13.1–3.3.2;3.13.9.
Семенов Ю.И Естественнонаучное и историческое познание: сходство и различие // Проблемы исторического познания. М., 2009.
Семенов Ю.И. Основные понятия логики разумного мышления // Философия и общество. 2010. № 2.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...