Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема существования объективной предопределенности.




Данная проблема является частью проблемы свободы и необходимости (99). Если философы давали положительный ответ (т.е. объективная предопределенность существует), то их можно разделить на 2 группы: 1)она обусловлена сверхественными силами Мир – реализация плана высших сил – это точка зрения носит название ТЕЛЕОЛОГИЯ. Провиденциализм – телеология, примененная к пониманию истории человеческого общества. (Августин Аврелий) Это своеобразный ФАТАЛИЗМ. 2) естественная предопределенность Анаксимандр – вперве поднял вопрос о судьбе мира. Демокрит: необходимость – это причинность и наоборот. Кроме пустоты и атомов ничего нет. Все что происходит – по естественным законам, в мире нет явлений без причин. Связь между причиной и следствием – необходимая, значит существует бесконечная цепь причинных связей, значит в мире все необходимо, преопределено – тоже ФАТАЛИЗМ. Случайностей не существует, это просто явление о котором мы не знаем (случайность субъективна). АБСОЛЮТНЙЫ ДЕТЕРМИНИЗМ. Последователи: стоики, Гобс, французские материалисты, Лаплас.

Проблема свободы и необходимости как основной вопрос философии.

Это проблема отношения мира и сознания, которое не только отражает мир, но и обратно на него воздействует. Г. В. Плеханов – обратил внимание на этот вопрос – «для философов этот вопрос как сфинкс – разгадай меня или я пожру твою систему» Встал вопрос о том существует ли объективная предопределенность (98). Попытки решения проблемы свободы и необходимости: Эпикур, стоики, Спиноза, Шеллинг.

Телеология.

Телеологией занимается философия религии. Есть Бог, есть великий разум, который ставит цели и все, что в мире происходит – реализация цели. Так что мир есть объективная предопределенность. Какая? Божественная, определяемая разумом. Применяя это к истории, т.е. говоря, что история – реализация цели какого-то разума, это называется провиденционализмом. Провиденционализм – вся история цель, поставленная каким-то высшим разумом. Телеология – учение о сверхъестественной предопределенности.

Абсолютный детерминизм и свобода.

Долгое время была известна только одна форма детерминизма – абсолютный детерминизм, т.е. в мире есть не просто предопределенность, а абсолютная предопределенность. В мире нет ни чего случайного, в мире все предопределено. Откуда этот детерминизм? Демакрит пришел к выводу, что все имеет причину. Нет явлений без причины и нет явлений со сверхъестественной причиной. Все имеет естественную причину, т.е. причину в материальном мире. Это первая предпосылка. Вторая посылка – связь причины и следствия необходимая. Значит в мире существует абсолютная необходимость. Нет ни какой объективной случайности, вероятности. Случайность – результат нашего незнания. Это и есть идея абсолютного детерминизма. Зародилась она в учении Демакрита, а наибольшее развитие получила в Новое время, XVII – XIX вв. Почему? Потому, что под учение абсолютного детерминизма была подведена точная научная практика, классическая механика. Если мы знаем все начальные условия, мы знаем как все вокруг движется. Этот принцип прекрасно работал. Философы Нового времени опирались на данные науки, а тогда все естествознание сводилось к механике. Механика была единственной наукой, которая широко развилась. По-этому удобно было все свести к механике. Механическое движение там, где абсолютная необходимость, а в конце концов все формы движения сводятся к механическому движению. Это называется редукция – сведение всех форм движения к механическому. Возникал вопрос, ведь есть еще и вероятность, откуда она берется? От незнания. Когда мы не знаем все начальные условия му не знаем и исход. Абсолютная предопределенность обеспечивает абсолютную предсказуемость. Если мы знаем все, легко предсказать. Если есть абсолютный детерминизм, свобода есть? Может быть свобода? Ни какой свободы нет. А что тогда свобода? Самообман.

Все французские материалисты были абсолютными детерминистами. Но и естествоиспытатели. Например, знаменитый Пьер Лаплас, великий математик, астроном. У него есть книга, которая называется «Философия вероятности». Там он сделал вывод, что в мире все предопределено, и что вероятность это результат нашего неполного знания. Не все знает, поэтому не можем абсолютно все точно предсказать. Знали бы все – все в мире было бы абсолютно предсказуемо. Авторитет Лапласа был огромен. С тех пор абсолютный получил название лапласовский детерминизм. Он господствовал вплоть до 20-ых годов прошлого столетия. Он начал подтачиваться когда возникла квантовая механика. Выяснилось, что существует объективная случайность, объективная вероятность. Тут и начал рушиться абсолютный детерминизм. Однако до сих пор есть ученые, которые верят, что все предопределено. Так что учение очень прочно.

 

После этого вопроса он может спросить где тогда существует свобода воли? Ответ: у Маркса, свобода воли=господство над природой, её изменение, при осознании необходимости и наличия ресурсов.

Индетерминизм и свобода.

нет никакой предопределённости, значит, мир состоит из хаоса, где всё может быть. А раз так, то в таком мире может ли быть свобода? Нет. Как видите не только абсолютный детерминизм, но и индетерминизм исключают свободу человека. Понятие абсолютного детерминизма это понятие абсолютной предсказуемости. Но не путайте, одно дело это предсказуемость, другое дело это предопределённость. Нет предсказуемости без предопределённости, но это не одно и то же. С точки зрения философов абсолютного детерминизма предсказать то ничего нельзя. С их точки зрения все связи (связь причины и следствия он имеет ввиду) необходимые, т.е. все они одинаковы, если мы не знаем хотя бы одной связи, то мы не можем сказать, что будет дальше, т.е. абсолютный детерминизм оборачивается несвободой, т.е. непредсказуемостью. Т.е. приходим к результатам, что и индетерминизм, почему? А вот почему. Что реально на самом деле есть? Реально есть связи несущественные и существенные, важные и неважные. Т.е. есть связи необходимые и случайные. Т.е. те, которые не могут не быть и те, которые могут быть и могут не быть. Что делают абсолютные детерминисты? Они поднимают случайность и даруют ему необходимость. И получается что положение о том, что всё необходимо равносильно тому, что всё случайно. Надо сказать, что все естествоиспытатели были перед такой альтернативой либо абсолютный детерминизм, либо индетерминизм. Т.е. они не допускали, что может быть ещё и третий путь. Выхода они найти не могли. Выход дал марксизм. Но перед этим мы должны рассмотреть ещё одну важную проблему, связанную с практическим разумом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...