Идеологические иллюзии, Компоненты идеологии.
Идеологические иллюзии Отражение мира Не могли найти объективного общественного бытия. Впервые – Маркс и Энгельс. Общественное бытие ранее было как неосознанная сила. Есть наука и есть идеология. Идеология? Взять единицу идеологии. Наука – взять единицу – теория. Единица идеологии – учение Теория – без программы действий А учение – программа действий Учение чему-то учит Программа действий: как жить. Как вести себя в этом обществе. Программа имеет объективное содержание. Наука – теория базируется на фактах Учение – такие факты, чтобы оправдать программу. Такая картина мира, которая диктуетя не фактами, а интересами учителя. Ложная, иллюзорная картина. Объективное в идеологических иллюзиях. Единица идеологии – учение А учение – программа действий Учение чему-то учит Программа действий: как жить. Как вести себя в этом обществе. Программа имеет объективное содержание. Учение – такие факты, чтобы оправдать программу. Такая картина мира, которая диктуетя не фактами, а интересами учителя. Философия как наука и философия как идеология. Если взять философию? Что это? Наука, идеология? Философия всегда была наукой. Всегда была и такая часть, которая раскрывала сущность человека. Периоды расцвета общества, развития общесвта. Таких периодов было 2. Античная мысль. 1ый план – научный момент Упадок и деградация – и все больше философия становилась идеологией. Наука начисто исчезла Сейчас – тоже современная западная философия – не наука, а идеология. Но всегда есть и идеологический момент, и почти всегда – научный. Объективность и субъективизм. Под объективностью обычно понимают независимость (от сознания): объективная реальность, объективная истина. Но иногда говорят, например, объективный подход к жизни. Что это значит, не зависящий от сознания? Нет, это означает стремление видеть Мир таким, какой он есть. Так объективный человек, это человек, который старается воспринимать всё таким, какое оно есть. Также и объективный подход.
А есть противоположность объективизма, которая называется субъективизмом. Это когда мы сами сворачиваем на путь, ведущий в сторону от истины. То есть подход, противоположный объективизму, намеренно искажающий мир. Объективность и партийность. Корни субъективизма могут быть различными. Первый случай – это познавательный субъективизм, от него невозможно уйти. Здесь существуют различные внутрипознавательные факторы: сложность проблемы, нехватка данных и так далее. А есть и факторы, находящиеся вне сознания. Например, социальные. Допустим человек захотел прославиться и сделал лжеоткрытие. Есть субъективизм групповой, есть субъективизм классовый, для которого, кстати, существует специальный термин – партийность. Очень часто партийность заставляет человека искажать истину. Причем это происходит по-разному, иногда человек искренне убежден, он не ощущает, как на него давит система. А иногда, это просто ему выгодно. Не всегда партийность приводит к субъективизму, если интересы класса требуют, чтобы истину искажали – тогда, да. Но бывает и наоборот, истина для класса выгоднее. Это объективистская партийность. Но и в том и в другом случае, нет сознательного стремления к истине. [1] В чем заключается вторичность сознания по отношении к материи. Сознание – это свойство самой материи. Далее см. вопрос 4. Мысли человека существуют в голове, как порождение мозга. Иначе говоря, сознание есть продукт материи. Возникает вопрос: что есть сознание, в чем его суть? Сознание есть отражение объективного мира. Копия, образ реальных вещей мира. Вряд ли имеет смысл спорить, что первично, а что вторично – копия или оригинал. И вот второй смысл понятия вторичность сознания – образ, копия внешнего мира. Короче говоря, это такой продукт материи, который является образом внешнего мира. Такое порождение материи, которое есть отражением материи, и такое отражение материи, которое является порождением материи.
Формы материализма. Натурматериализм и панматериализм. Самое важное деление внутри материализма – это материализм до Маркса и материализм марксистский. В чем их отличие? Дело в том, что весь материализм до Маркса был материализмом только в понимании природы, т.е. эти люди не сомневались, что природа существует вне и независимо от сознания человека, а человек познает и отражает эту объективно существующую природу. Но когда материалисты обращались к обществу, то приходили к выводу, что общественная среда есть производная от общественного сознания, и что ход идей определяет ход истории, и что характер идеи определяет характер общественного строя. А что это такое? Это – идеализм. Т.е. есть общественное бытие и оно есть вторичная производная от общественного сознания. Иначе говоря, они переходили на позиции идеализма(очень своеобразного, который можно назвать социоисторический идеализм). И только Маркс и Энгельс открыли объективное социальное бытие, нашли объективный источник общественных идей (система социально-экономических отношений, которая определялась не взглядами людей, а уровнями развития производственных мощностей) и создали впервые материалистическое понимание общества и истории. Как видно из вышесказанного, материализм старый был ограничен взглядом на природу, поэтому его можно назвать натурматериализмом, а материализм марксистский – это материализм всеобъемлющий(пан(то)материализм).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|