Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. В чем прав и в чем не прав И.П. Павлов.




Павлов считал что в мозгу животного никаких процессов, кроме физиологических не происходит. Зоопсихология не имеет права на существование. Ему было ясно, что в мозгу животного НЕТ психических процессов, есть только физиологические. Поведение животных определяется инстинктами. У него есть условные рефлексы, которые ведут его. Они меняются, и животное гибко реагирует на изменение окружения. И в конце концов решил, что мысленная деятельность человека – это тоже ничего больше кроме как физиология. Просто у человека есть сигнал сигналов (слово «пища»). Итого – 2 сигнальные системы: внешняя и слова. Только и всего. Слова – просто внешние раздражители. Итого физиология объясняет высшую нервную деятельность. Короче, Павлов «объяснил» и революции и войны, а когда вскрывалось, что его концепция не объясняет всего – пытался ввести инстинкт рабства, свободы и т.п.

А правда вот в чём: в человеке есть не только тело, но и душа (социоидеальное). Павлов не понимал, что кроме тела есть душа. У животных высшая нервная деятельность – это отражение мира. У человека мышление не есть ВНД, но имеет своей основой ВНД. Мышление больше чем ВНД. И когда он распространял свое учение на человека, это было ошибкой.

Два вида идеального: биоидеальное и социоидеальное.

Что мешало философам решить проблему: когда говорят о духовном, идеальном, психическом, существуют два качественно отличных вида идеального:

1. Биоидеальное. Присущее животным. Идеальное – биологическое. Это есть и у человека.

2. Социоидеальное. Присущее только человеку. Высший вид идеального, проявлением которого является мышление. Является явлением социальным.

Раз существуют 2 вида идеального, надо отдельно решать их вопросы!

Займемся исследованием только биоидеального. Мышлением пока мы не занимались.

Природа низшей формы идеального – биоидеального. Предположим, на какой-то рецепторный прибор организма подействовал внешний раздражитель. Возникает ощущение, восприятие. Чтобы понять природу этого идеального, нужно поставить вопрос: в чем сущность этого процесса? Чем он отличается от других процессов в организме – пищеварения, кровообращения? Процесс пищеварения важен сам по себе. А нервный процесс важен тем, что несет в себе информацию о внешнем раздражителе. Сигнал важен не сам по себе, а как носитель информации.

Основные понятия теории информации. Природа информации.

Есть объект информации (о котором информация) и получатель информации. Ведём речь только о нервной деятельности человека (а не о компьютере). И 3-е понятие – носитель информации, он материален.

● Материальный процесс может нести информацию, лишь только у него есть несколько состояний (сильный ток, слабый ток…).

● Материальный предмет должен иметь элементы (лампочки, крестики…). Это множество состояние (процесса или предмета) является кодом, при помощи которого записывается информация.

Только порядок (кодировка) несёт информацию. Не нужно думать, что есть информация, а потом она кодируется. Всё не так. Процесс кодирования и есть процесс появления информации. Порядок может быть двояким (то есть, во времени – для процессов и в пространстве – для объектов; обычно так).

Норберт Винер в книге «Кибернетика» сказал, что «информация есть не дух, не энергия и не материя». На что советские материалисты начали обвинять его в идеализме. Идеализма нет. Сейчас с этим все, кто этим занимается, соглашаются. Информация – объективная вещь.

Два вида объективного существования: самобытие и въинобытие.

Что имеем? Информация объективна и содержится независимо от воли и сознания людей. Итого – может быть такое объективное, которое не явл. материальным. То есть, существует 2 вида объективного существования:

· материальное бытие (имеет самостоятельное бытие)

· несамостоятельное бытие (информация, которая воплощена в материальном - в чём-то и через что-то). Ещё называют «мнимо-бытие». Семёнов предлагает свой термин: объектальное. Оно нематериальное. Само по себе не существует.

Как видно, существует два вида нематериального: идеальное – субъективный образ объективного мира, и объектальное.

Если мы запишем голос человека, а потом его прослушаем, то отличить от оригинала его будет очень сложно. В этом процессе после кодирования, перекодирования, и декодирования мы получим дубликат голоса. При декодировании получается копия, которая ничем не отличается от оригинала. Всегда ли так? Фотография. Фотопортрет несет информацию о человеке, он, кстати, объективен. Сам портрет материален, а информация, заключенная в нем, объектальна. Фотография – есть единство носителя и инфомации, единство материального и объектального. Однако, на фотографии мы имеем дело лишь с образом человека, в отличие от записи голоса, что есть дубликат.

Чувственное познание в свете теории информации.

Процесс передачи информации от рецептора до мозга – материальный процесс, несущий информацию. Организм был просто носителем информации. Но когда этот процесс приходит в мозг – этот процесс начинает существовать не только в организме, но и для организма. В результате этого происходит своеобразное раздвоение организма. Он становится не только носителем, но и получаетелем информации. Происходит своеобразное раздвоение нервного процесса. 1е бытие процесс – в организме, 2е – для организма. Для организма не важно, каков этот процесс – важна лишь информация, которую он несёт. Для организма существует не нервный процесс, а яблоко на которое он смотрит – как вне находящийся предмет.

Возникает 3й вид дубля – идеальный: вещь в себе становится ВдН. Происходит «удвоение» объективного внешнего мира. Теперь мир существует не только сам для себя, но и в субъективном (или «сенсорном», чувственном) мире организма. Тем самым организм опять «раздваивается». Он теперь не только объект, но и субъект, имеющий субъективный мир – в организме для организма.

От чего зависит то, каким предстаёт мир для организма? Это зависит от того, каков мир и как устроена нервная система. У многих животных есть только ЧБ зрение, поэтому у человека полнота больше. Наглядный пример: близорукость (сними очки – и субъективный мир изменится, а объективный останется прежним) и дальтонизм. Дальтонизм (и т.п.) – менее полная, менее точная информация, соответствующая миру. Если нервная система повреждена – картина мира может даже искажаться.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...