Агностицизм, или феноменализм.
Агностицизм – («агностос» – недоступный познанию) философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивает роль науки лишь познанием явлений. Феноменализм – философское учение, признающее непосредственным объектом познания лишь явления и отрицающее познаваемость вещей. Феноменализм ведёт или к субъективному идеализму или к агностицизму. Юм (агностик, феноменалист) выбрал не материализм и не идеализм, а третий, компромиссный путь – эмпиризм. Юм хотел завершить эмпиризм, развить его до конца. И он это сделал. Юм утверждал, что нет и не может быть врожденных идей. Источником знаний является чувственный опыт. На вопрос «А что же тогда является источником ощущений» Юм отвечал, что он не знает. Сравним предмет и его восприятие. Мы знаем предмет только через его восприятие. Следовательно, мы не можем сравнивать предмет и восприятие, или предмет и предмет, мы сравниваем одно восприятие с другим. Мы заколдованы в кругу восприятий и не можем из него вырваться. Мир мы знаем только через восприятия. Юм утверждал, что существует только мир наших ощущений. В философии нет места объективному миру. Обыденное и концепциальное знание. Проблема источника концепциального знания. Предлагаемые решения. Знание – результат. Познание – процесс. Существует два вида знания: житейское и концепционное. Откуда берется знание? Вначале – познание для дела, потом как вид деятельности - наука. Важнейший признак научного знания – системность (бытовое знание стихийно). Теория – система понятий. Но есть и ненаучные системы понятий (теология, богословие). Любая система понятий – концепция. Отсюда концептуальное знание. До средневековой науки концепционное знание было заключено в теологии и религиозной философии.
Источники концептуального знания Авторитеты, предшественники, священное писание Разум Опыт. Под опытом понимали практическую деятельность, в ходе которой человек получал новое знание. А во-вторых – это умение человека пользовать этими знаниями. То есть опыт – это не только знания, но и умения. Итак, опыт мог показать ошибочность и авторитетов и выводов. Пьер Абелляр первым поставил под сомнение авторитеты (показывая что они друг другу противоречат). Потом Бекон, сформулировавший положение о 3х источниках знания (авторитеты, разум, опыт) и показал, что на первом месте в области науки не могут стоять авторитеты и разум; только опыт оправдывает себя. Далее в эпоху возрождения авторитеты подверглись жесточайшей критике, опыт выдвинулся на 1й план. (Пьер Рамус – диссертация – «Все, что сказал Аристотель – ложно») В конце концов возник эмпиризм – «опыт – единственны источник любого знания». Эмпиризм. Понятия апостериорного и априорного знания. Априорное – знание, полученное без опыта. Апостериорное – знание, полученное в опыте. Эмпиризм – единственным источником познания является опыт, т.е. взаимодействие исследователя с внешним миром. Эмпирики считали, что априорным знание быть не может, только апостериорным. Те эмпирики, которые считали, что опыт – это чувственное знание, полученное в процессе воздействия внешнего мира на органы чувств человека, назывались сенсуалистами. С их точки зрения нет ничего в уме, чего бы не было в чувственном познании. Иногда эмпириков упрекали в том, что они недооценивали значение разума и всё сводили к чувствам. Рационализм. Не отрицали значение опыта, но главный источник знания – разум. Существуют априорные знания (врождённые идеи) – человек рождается со знаниями в мозгу. И сам по себе разум может быть источником знания.
Рационализм имеет несколько смыслов. Рационализм противостоящий эмпиризму (Разум – главный источник познания) Рационализм противостоящий иррационализму (Разум имеет значение) Рационализм противостоящий фидеизму (всё необходимо рационально обосновывать) Джон Локк (1632–1704). Локк – первый, кто детально разработал теорию сенсуализма нет и не может быть врожденных идей (против Декарта и Лейбница). Он считал, что душа - tabula raza. Все человеческое знание из опыта. Еще: Бэкон, Гоббс, Беркли. Рационалисты: Сократ (прежде чем познавать мир, люди должны познать самих себя), Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель. Ступени человеческого познания. 1) чувственное познание Мышление (в свою очередь делится на рассудочное (рациональное) и разумное (интеллект)) Чувственным познанием мы управлять не можем, поэтому метода чувственного познания не существует. Существует только метод мышления. Материал для мышления поступает в рез. опыта; мышление не имеет прямого выхода к внешнему миру Чувственное познание и его формы. Чувственное познание – реакция человека на внешнее воздействие, и в круг вопросов философии, вообще говоря, не входит. Скорее, это физиология органов чувств и психология:) Где философский аспект? В вопросе: «Только ли чувство является источником знания»? Ощущение – отражение отдельных свойств предметов. Но как таковых свойств в мире нет – есть только предметы, ими обладающие. Восприятие – целостный образ предмета, комплекс ощущений, но не сумма. Во время восприятия создается энграмма – мозговой отпечаток. 3) Представление возникает при специальном возбуждении энграм, то есть образ мира возникает при отсутствии воздействия мира на органы чувств! При перевозбуждении – галлюцинации:) Сенсуализм и его основные виды. 1. (общее для всех): восприятие, ощущения – источник знаний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|