Паспорт специальности «социально-культурная деятельность»
Принят на заседании учебно-методического совета по специальности «социально-культурная деятельность» 1 декабря 2005 года г. Казань Социально-культурная деятельность - как одно из ведущих направлений духовной жизни Развитие духовной жизни в России конца XX начала XXI века, набирающий силу процесс становления в стране гражданского общества, качественная перестройка социально-культурной сферы и системы подготовки ее специалистов дают достаточные предпосылки для научного обоснования сущности социально-культурной деятельности как одного из ведущих направлений духовной жизни, как явления социальной практики, предмета науки и стрежневой основы обучения и воспитания специалистов, которые способны принять на себя руководство процессом создания благоприятной культурной среды и вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества. Широкое понятие социально-культурной деятельности как непреложного атрибута здорового общества и формы социальной практики охватывает широкий круг разнохарактерных и разноуровневых видов нравственно мотивированной и общественно значимой деятельности по созданию, освоению, сохранению и распространению ценностей культуры. Эта деятельность включает в себя: - создание и воспроизводство ценностей культуры (архитектор, художник, писатель, композитор, дизайнер, модельер, конструктор, строитель и т.д.); - освоение ценностей культуры (практически все население планеты, в разной степени овладевающее основами культуры); - сохранение ценностей культуры (реставратор, архивариус, библиотекарь, работник музея и т.д.); - распространение ценностей культуры (учитель, социальный педагог, журналист и т.д.).
Такие специалисты как архитектор, конструктор, реставратор, учитель, журналист, равно как и иные перечисленные выше представители социально-культурной сферы, давно утвердили себя как признанные обществом самостоятельные специальности со своей профессиограммой, с юридически закрепленным местом в системе существующих в стране видов профессионально-трудовой деятельности, со сложившейся системой подготовки специалистов. Однако жизнь постоянно вносит коррективы в номенклатуру специальностей социально-культурной сферы. Исчезают те, что становятся анахронизмами в век научно-технического прогресса и информационного общества. Появляются новые, которые отвечают требованиям XXI века. Одной из наиболее актуальных, общественно значимых и перспективных специальностей в рамках общего направления «социально-культурная деятельность» ныне стала специальность «Социально-культурная деятельность». I. Социально-культурная деятельность – это взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении общественно значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир. Обеспечить это взаимодействие и призван «Менеджер социально-культурной деятельности». Социально-культурная деятельность может носить профессиональный и непрофессиональный характер; реализовывать различные социальные функции; проявляться в профессионально-трудовой, культурно-досуговой и других сферах жизнедеятельности; решать различные культуротворческие, культуроохранительные, воспитательные задачи, но всегда ее сверхзадачей выступает стимулирование процесса формирования высоконравственной, физически развитой, духовно богатой и социально активной личности. Важнейшим условием социально-культурной деятельности выступает ее общественная востребованность, нравственная мотивация и культуросозидающая ценностная установка. В зависимости от исторически сложившейся социально-культурной ситуации и специфики субъекта ее организации, ценностные ориентации могут изменяться. Каждый субъект является носителем определенных ценностей, амплитуда различий которых весьма широка, и это в значительной мере предопределяет разнообразие и многогранность содержания и форм социально-культурной деятельности.
Взаимодействие людей в процессе социально-культурной деятельности может носить спонтанный, самодеятельный характер, однако в первую очередь оно осуществляется под педагогическим воздействием, обеспечивающим конструктивные изменения человека и окружающей его среды в соответствии с изначально заданной моделью и методически инструментованной технологией. Специалист, призванный обеспечить такое взаимодействие и, реализуя культуросозидающие технологии, достичь конструктивный результат, - это «Менеджер - технолог социально-культурной деятельност и». II. Функции социально-культурной деятельности - категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. К ним относятся: - адаптивно-нормативная функция - хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения; - образовательно-развивающая функция - освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности (см. понятия: социализация, инкультурация, индивидуализация); - преобразовательно-созидательная функция - вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества; - эколого-охранительная функция - формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;
- информационно-просветительная функция - накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века; - интегративно-коммуникативная функция - диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений; - рекреативно-игровая функция - формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки. III. Принципы социально-культурной деятельности - наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы. Духовная жизнь современного российского общества строится на следующих принципах социально-культурной деятельности: - принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности; - принцип развития инициативы и самодеятельности; принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества; - принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения; - принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры; - принцип взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидательной, эколого-охранительной, информационно-просветительной, интегративно-коммуникативной и рекреативно-игровой функции; - принцип единства информационно-логического и эмоционально - образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей; - принцип эстетизации общественной жизни. IV. Субъектами организации социально-культурной деятельности выступают: государство, общество, социальные институты, общественные объединения, отдельные лица.
Это может быть: а) государство, осуществляющее правовое, экономическое, организационное обеспечение социально-культурной деятельности, формирующее ее материальную и кадровую базу; б) общество как носитель духовной целостности и историко-культурной самобытности; в) население и социальные институты определенного региона как совокупность социально-культурных сил, движений, групп, как носитель культурного потенциала и выразитель уникальности территории, как историко-культурная институциональна целостность; г) личность как инициатор процессов культурного развития и организатор социально-культурного творчества. V. Сферы профессиональной деятельности менеджера-технолога социально-культурной деятельности - Культура личности и технология ее формирования на всем протяжении жизнедеятельности человека - Образование и имидж человека - Художественная культура и искусство - Физкультура и спорт - Досуг и культурно-досуговое творчество - Социально-культурная анимация - Социально-культурная реабилитация - Информатизация и формирование информационной культуры - Межкультурное сотрудничество (Коммуникации и диалог культур) Ведущие институты социально-культурной деятельности и базы преломления профессиональных качеств ее организаторов: 1. Социальные институты духовного производства: - научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.); - учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.); - творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности. 2. Образовательно-воспитательные учреждения: - учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.): - дошкольные учреждения; - учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.). 3. Научно-просветительные учреждения: - музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки; - библиотеки, читальные залы: - лектории, планетарии, ботанические сады, зоопарки и т.д. 4. Культуроохранительные институты: - заповедники, центры экологической культуры; - архивы; - реставрационные мастерские и т.д. 5. Средства распространения культуры: - средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.):
- книгоиздательства, книжные магазины; - информационно-компьютерные центры и т.д. 6. Культурно-досуговые учреждения: - клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества; - концертные учреждения,дома торжеств и т.д. 7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения: - дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции, и прочие; - дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения, лома научно-технического просвещения и прочие; - дома творческих работников (писателей, журналистов, художников, кинематографистов, композиторов, актеров и т.д.) 8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения: - санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории; - лагеря отдыха, базы досуга; - стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д. 9. Туристско-экскурсионные учреждения: - туристские фирмы; - гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, туристские поезда, туристские пароходы и т.п. 10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга: - мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино; - рестораны, кафе; - сауны; - бильярдные и иные центры игрового досуга. 11. Специфические каналы влияния на культуру личности: - массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, Интернета и т.д. - воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр; - пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п.; - реклама. VI. Правовые основы социально-культурной деятельности вытекают из Конституции Российской Федерации, которая: - провозглашает страну социальным государством, которое осуществляет защиту прав и свобод человека; - гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научно-технического и других видов творчества; - охраняет интеллектуальную собственность; - обеспечивает каждому право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Социально-культурная деятельность осуществляется в соответствии с «Основами законодательств Российской Федерации о культуре» (1992 г.) и иными нормативно-правовыми актами, которые гарантируют свободу социально-культурных акций и раскрывают роль и место государства и регионов в осуществлении культурной политики и обеспечении успешного функционирования социально-культурной сферы. VII. Объект социально-культурной деятельности - человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность. Предмет организации социально-культурной деятельности - процесс формирования культурной среды, реализация механизма хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; использование современных технологий изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; вовлечение личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реальности современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками. Предметная область менеджера-технолога социально-культурной деятельности как профессии - процессы и явление, характерные для культуры общества в целом, культурная жизнь конкретного региона (здесь предметом деятельности специалиста является деятельность учреждений и других субъектов социокультурной жизни, а целью - создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации различных видов и сфер духовной жизни), культурная жизнедеятельность социальной группы и личности. Ведущая функция менеджера-технолога социально-культурной деятельности - человекотворческая - направленная на формирование и развитие сущностных сил - способностей и дарований человека. Основные функциональные обязанности менеджера-технолога социально-культурной сферы: - создание благоприятной культурной среды; - выявление, удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей разных групп населения; - разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных, ведомственных и иных целевых культурных программ и социальных технологий их осуществления; - стимулирование инновационных движений в сфере культуры; - управление экономическими, педагогическими и иными механизмами организации социально-культурной деятельности; - вовлечение людей в процесс непрерывного просвещения, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательный досуг; - руководство учреждениями, организациями и объединениями социально-культурной сферы. Комплекс личностно-профессиональных качеств, позволяющих осуществлять ценностно-ориентационную, коммуникативно-организаторскую, информационно-просветительную, творческо-конструктивную, рекреативно-развлекательную и поисково-исследовательскую функции: - философская, культурологическая, социально-педагогическая эрудиция; - фундаментальность, динамизм и адаптивность профессиональных умений и навыков; - профессиональная устойчивость, мобильность, уверенность в своих силах; - способность интегрировать в себе требования культуры, экономики, политики, права, нравственности, экологии, технических возможностей социально-культурной деятельности; - открытость для всего нового, прогрессивного, перспективного. Менеджер-технолог социально-культурной деятельности для выполнения своих профессиональных функций обязан знать: - основы теоретической и прикладной культурологии, позволяющие использовать общие закономерности и принципы вовлечения человека в мир культуры в специфических условиях конкретного региона, учреждения, организации, семьи; - достижения и проблемы отечественной и мировой культуры, чтобы уметь воздействовать на выбор, суждения, оценки людей, руководить социально-культурными процессами, реализовывать принципы сотворчества в процессе постижения ценностей духовной жизни; - критерии учета динамичных процессов социально-культурного творчества; - методологию и методику организации досуга в разных сферах свободного времяпрепровождения дифференцированных групп населения; - принципы управления учреждениями, организациями и объединениями социально-культурной сферы; - методику анализа передового опыта социально-культурной деятельности и его использования в широкой практике. Менеджер-технолог социально-культурной деятельности должен уметь: - вовлекать разные группы населения и отдельных людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры; - формировать у населения и, в первую очередь, у молодежи экономическую, политическую, правовую, нравственную, экологическую, эстетическую, физическую культуру; - обеспечивать методическую инструментовку различных форм социально-культурной деятельности; - осуществлять идейно-художественную оценку явлений культуры; - конструировать социально-значимые контакты, формировать культуру общения; - эффективно использовать искусство живого слова; наглядные, технические и иные средства идейно-эмоционального воздействия; - оказывать методическую и практическую помощь общественным организаторам социально-культурной деятельности; - прогнозировать, планировать и осуществлять просветительную, художественно-творческую, зрелищно-игровую, организационно-методическую и административно-хозяйственную деятельность учреждений культуры и досуга; - разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные и иные культурные программы; - изучать, обобщать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт социально-культурной деятельности. Менеджер-технолог социально-культурной деятельности должен владеть навыками: - изучения и учета потребностей разных групп населения (поисково-социологическое мастерство); - культурно-организаторской деятельности; экономического, правового, информационного, методического и организационного обеспечения функционирования учреждений, организаций и объединений социально-культурной сферы (менеджерское мастерство); - организации неформального общения и развлекательно-игрового отдыха разных групп населения (коммуникативно-игровое мастерство); - дифференциации и индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности; создания условий для самореализации творческих потенций личности (психолого-педагогическое мастерство); - проектирования социально-культурных процессов, разработки и осуществления комплексных регионально-целевых культурных программ (перспективно-формирующее мастерство). VIII. Базовое образование в области менеджмента и технологии социально-культурной деятельности - это социально-необходимый уровень интеллектуального и общекультурного развития, который подкреплен совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих: - научно осмыслить закономерности творческого процесса создания, освоения, сохранения, распространения и воспроизводства ценностей культуры; - адаптироваться в динамичной культурной среде; - квалифицированно решать проблемы избранной специальности, - обеспечивать реализацию эффективных технологий социально-культурной деятельности; - постоянно обновлять и совершенствовать свое мастерство. Формирование менеджеров-технологов социально-культурной деятельности высшей квалификации осуществляется в вузах культуры и искусств, где за 5 лет на дневном и 6 лет на заочном отделении студенты: - получают классическое университетское гуманитарное образование с углубленными знаниями в области теоретической, исторической, дифференциальной и прикладной культурологии; - постигают методологию, методику и организацию социально-культурной деятельности; - разносторонне осваивают теорию и практику человекознания (от общей психологии, социальной психологии, психологии личности до общей педагогики, социальной педагогики, этнопедагогики); - приобретают глубокие и прочные социально-экономические знания (макро и микро экономика, менеджмент, маркетинг, консалтинг, реклама, прикладные технологии управления в социально-культурной сфере и т.д.); - овладевают основами общего права, законодательства в социально-культурной сфере и в области интеллектуальной собственности; - формируют умения и навыки эффективного использования компьютерной техники; - изучают два иностранных языка. В.Н. Рябушев Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 1999. – 172 с. Словарь основных терминов ДОСУГ - это время, которое остается у человека от работы, переезда, связанного с работой, затрат на физические и бытовые нужды, от семейных и общественных обязанностей, Это время для образования, интеллектуального развития, для общения. В часы досуга человек удовлетворяет свои потребности в общении, самообразовании, творчестве, отдыхе, развлечении, занятиях физкультурой и спортом. Культурный уровень общества зависит от правильного, рационального, разнообразного проведения досуга. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРАпредставляет собой самую разве ленную систему культуры, выступает мерой реализации сущностных сил человека в социально-культурной деятельное Благодаря духовной культуре, осуществляется трансляция знаний, умений, навыков, художественных моделей мира, обычаев и т.д. от поколения к поколению, от индивида к индивиду. Духовная культура - сложная открытая система с определенными элементами различных видов духовно-практической деятельности: - философской; - нравственной; - правовой; - художественной и т.д. КУЛЬТУРА - (от лат. cultura) - открытая категория, обозначающая содержание общественной жизнедеятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Культура - врастание в национальный мир, образованный языком, преданиями, национальной психологией. КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ - специфическая, присущая лишь данной организации, самодостаточная система связей, взаимодействий, отношений, элементов, необходимых для ее функционирования. КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распределению и освоению культурных ценностей. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества. КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение. Объекты, относящиеся к культурному достоянию, являясь предметом общенациональной гордости, обладают государственным статусом и не подлежат продаже, обмену или дарению. КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию; в локальном, семейно-бытовом контексте – культурные ценности города, региона, социальной общности, включая семью и её переходящие из поколения в поколение семейные реликвии, традиции, обычаи, обряды, праздники. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ - имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов. ОТДЫХ - состояние покоя или деятельность, восстанавливающие работоспособность. В физиологическом смысле отдых - состояние особой деятельности, когда клетка, оставаясь свободной от работы, восстанавливает свой нормальный состав. Регулярное чередование периодов работы и О. способствует укреплению условнорефлекторных связей, лежащих в основе поведения и трудовой деятельности человека. Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и одних нервных центров на другие ускоряет восстановление работоспособности утомлённой группы мышц. Переключение с одного вида умственной работы на другой, чередование умственной деятельности с лёгким физическим трудом устраняют чувство усталости и являются своеобразной формой отдыха. Для организации оптимального отдыха используют рекреационные зоны. Восстановлению работоспособности помогает отдых на курортах, в домах отдыха и т.п. СОЦИАЛИЗАЦИЯ - (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом определенных систем норм, знаний, навыков, правил жизни, которые позволяют ему стать членом общества, жить в нем, быть полноправным его членом, правильно действовать и взаимодействовать со своим культурным окружением. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы. (по Н.Н. Ярошенко). СОЦИАЛИЗАЦИЯ - сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - целеориентированная активность, содержание которой задано ролью. СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО - высшая форма деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых социальных отношений общественного бытия. СОЦИУМ - отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира». ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях осуществления в условиях свободного времени, досуга.
Тема №2 Лекция №1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|