Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Паспорт специальности «социально-культурная деятельность»




Принят на заседании

учебно-методического

совета по специальности

«социально-культурная деятельность»

1 декабря 2005 года

г. Казань

Социально-культурная деятельность - как одно из ведущих направлений духовной жизни

Развитие духовной жизни в России конца XX начала XXI века, набирающий силу процесс становления в стране гражданского общества, качественная перестройка социально-культурной сферы и системы подготовки ее специалистов дают достаточные предпосылки для научного обоснования сущности социально-культурной деятельности как одного из ведущих направлений духовной жизни, как явления социальной практики, предмета науки и стрежневой основы обучения и воспитания специалистов, которые способны принять на себя руководство процессом создания благоприятной культурной среды и вовлечения людей в мир культуры и социально-культурного творчества.

Широкое понятие социально-культурной деятельности как непреложного атрибута здорового общества и формы социальной практики охватывает широкий круг разнохарактерных и разноуровневых видов нравственно мотивированной и общественно значимой деятельности по созданию, освоению, сохранению и распространению ценностей культуры.

Эта деятельность включает в себя:

- создание и воспроизводство ценностей культуры (архитектор, художник, писатель, композитор, дизайнер, модельер, конструктор, строитель и т.д.);

- освоение ценностей культуры (практически все население планеты, в разной степени овладевающее основами культуры);

- сохранение ценностей культуры (реставратор, архивариус, библиотекарь, работник музея и т.д.);

- распространение ценностей культуры (учитель, социальный педагог, журналист и т.д.).

Такие специалисты как архитектор, конструктор, реставратор, учитель, журналист, равно как и иные перечисленные выше представители социально-культурной сферы, давно утвердили себя как признанные обществом самостоятельные специальности со своей профессиограммой, с юридически закрепленным местом в системе существующих в стране видов профессионально-трудовой деятельности, со сложившейся системой подготовки специалистов.

Однако жизнь постоянно вносит коррективы в номенклатуру специальностей социально-культурной сферы. Исчезают те, что становятся анахронизмами в век научно-технического прогресса и информационного общества. Появляются новые, которые отвечают требованиям XXI века.

Одной из наиболее актуальных, общественно значимых и перспективных специальностей в рамках общего направления «социально-культурная деятельность» ныне стала специальность «Социально-культурная деятельность».

I. Социально-культурная деятельность – это взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении общественно значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир.

Обеспечить это взаимодействие и призван «Менеджер социально-культурной деятельности».

Социально-культурная деятельность может носить профессиональный и непрофессиональный характер; реализовывать различные социальные функции; проявляться в профессионально-трудовой, культурно-досуговой и других сферах жизнедеятельности; решать различные культуротворческие, культуроохранительные, воспитательные задачи, но всегда ее сверхзадачей выступает стимулирование процесса формирования высоконравственной, физически развитой, духовно богатой и социально активной личности. Важнейшим условием социально-культурной деятельности выступает ее общественная востребованность, нравственная мотивация и культуросозидающая ценностная установка. В зависимости от исторически сложившейся социально-культурной ситуации и специфики субъекта ее организации, ценностные ориентации могут изменяться. Каждый субъект является носителем определенных ценностей, амплитуда различий которых весьма широка, и это в значительной мере предопределяет разнообразие и многогранность содержания и форм социально-культурной деятельности.

Взаимодействие людей в процессе социально-культурной деятельности может носить спонтанный, самодеятельный характер, однако в первую очередь оно осуществляется под педагогическим воздействием, обеспечивающим конструктивные изменения человека и окружающей его среды в соответствии с изначально заданной моделью и методически инструментованной технологией.

Специалист, призванный обеспечить такое взаимодействие и, реализуя культуросозидающие технологии, достичь конструктивный результат, - это «Менеджер - технолог социально-культурной деятельност и».

II. Функции социально-культурной деятельности - категории, выражающие проявление ее свойств и предназначенности к определенным конструктивным действиям, реализующим культуросозидающие возможности общества и стимулирующим культурно-творческое развитие личности. К ним относятся:

- адаптивно-нормативная функция - хоминизация личности: освоение формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптация к социуму и его культуре, приобретение способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

- образовательно-развивающая функция - освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности (см. понятия: социализация, инкультурация, индивидуализация);

- преобразовательно-созидательная функция - вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества;

- эколого-охранительная функция - формирование экологической культуры, сохранение культурного наследия, природной и культурной среды;

- информационно-просветительная функция - накопление, хранение и распространение информации, культурно-просветительная деятельность, формирование интеллектуальных и иных качеств, необходимых члену информационного общества XXI века;

- интегративно-коммуникативная функция - диалог культур, взаимовлияние локальных цивилизаций, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

- рекреативно-игровая функция - формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

III. Принципы социально-культурной деятельности - наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы.

Духовная жизнь современного российского общества строится на следующих принципах социально-культурной деятельности:

- принцип добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности;

- принцип развития инициативы и самодеятельности;

принцип комплексности использования культуросозидающего потенциала природы и общества;

- принцип дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения;

- принцип преемственности и последовательности вовлечения индивида в мир культуры;

- принцип взаимовлияния и взаимодополняющего воздействия реализации адаптивно-нормативной, образовательно-развивающей, преобразовательно-созидательной, эколого-охранительной, информационно-просветительной, интегративно-коммуникативной и рекреативно-игровой функции;

- принцип единства информационно-логического и эмоционально - образного воздействия на сознание, чувства и поведение людей;

- принцип эстетизации общественной жизни.

IV. Субъектами организации социально-культурной деятельности выступают: государство, общество, социальные институты, общественные объединения, отдельные лица.

Это может быть:

а) государство, осуществляющее правовое, экономическое, организационное обеспечение социально-культурной деятельности, формирующее ее материальную и кадровую базу;

б) общество как носитель духовной целостности и историко-культурной самобытности;

в) население и социальные институты определенного региона как совокупность социально-культурных сил, движений, групп, как носитель культурного потенциала и выразитель уникальности территории, как историко-культурная институциональна целостность;

г) личность как инициатор процессов культурного развития и организатор социально-культурного творчества.

V. Сферы профессиональной деятельности менеджера-технолога социально-культурной деятельности

- Культура личности и технология ее формирования на всем протяжении жизнедеятельности человека

- Образование и имидж человека

- Художественная культура и искусство

- Физкультура и спорт

- Досуг и культурно-досуговое творчество

- Социально-культурная анимация

- Социально-культурная реабилитация

- Информатизация и формирование информационной культуры

- Межкультурное сотрудничество (Коммуникации и диалог культур)

Ведущие институты социально-культурной деятельности и базы преломления профессиональных качеств ее организаторов:

1. Социальные институты духовного производства:

- научно-исследовательские учреждения (академии, научно-исследовательские институты, лаборатории и т.д.);

- учреждения искусств (театры, киностудии, филармонии, цирки, художественно-творческие мастерские, любительские студии, кружки и т.д.);

- творческие союзы и иные объединения художественно-творческой направленности.

2. Образовательно-воспитательные учреждения:

- учебные заведения (школы, лицеи, гимназии, училища, колледжи, институты, академии, университеты и др.):

- дошкольные учреждения;

- учреждения дополнительного образования (дома и дворцы творчества юных, школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, детские испытательные станции, детские железные дороги и др.).

3. Научно-просветительные учреждения:

- музеи, историко-мемориальные комплексы, выставки;

- библиотеки, читальные залы:

- лектории, планетарии, ботанические сады, зоопарки и т.д.

4. Культуроохранительные институты:

- заповедники, центры экологической культуры;

- архивы;

- реставрационные мастерские и т.д.

5. Средства распространения культуры:

- средства массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать и т.д.):

- книгоиздательства, книжные магазины;

- информационно-компьютерные центры и т.д.

6. Культурно-досуговые учреждения:

- клубы, дома и дворцы культуры, парки культуры, кинотеатры, центры молодежного досуга, игротеки, дома художественного и технического творчества;

- концертные учреждения,дома торжеств и т.д.

7. Ведомственные культурно-просветительные учреждения:

- дома офицеров, солдатские клубы, дома культуры милиции, и прочие;

- дома медицинского просвещения, дома педагогического просвещения, лома научно-технического просвещения и прочие;

- дома творческих работников (писателей, журналистов, художников, кинематографистов, композиторов, актеров и т.д.)

8. Санаторно-курортные и спортивно-оздоровительные учреждения:

- санатории, пансионаты, дома отдыха, профилактории;

- лагеря отдыха, базы досуга;

- стадионы, спортивные залы, спортивные базы, пляжи и т.д.

9. Туристско-экскурсионные учреждения:

- туристские фирмы;

- гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, туристские поезда, туристские пароходы и т.п.

10. Учреждения развлекательно-коммерческого досуга:

- мюзик-холлы, варьете, дансинги, казино;

- рестораны, кафе;

- сауны;

- бильярдные и иные центры игрового досуга.

11. Специфические каналы влияния на культуру личности:

- массовое тиражирование произведений искусства средствами телевидения, кассетного кино, Интернета и т.д.

- воздействие на детский досуг с помощью мультфильмов, детской литературы, компьютерных и иных игр;

- пропаганда одежды, внешнего вида, бытового убранства и т.п.; - реклама.

VI. Правовые основы социально-культурной деятельности вытекают из Конституции Российской Федерации, которая:

- провозглашает страну социальным государством, которое осуществляет защиту прав и свобод человека;

- гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научно-технического и других видов творчества;

- охраняет интеллектуальную собственность;

- обеспечивает каждому право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Социально-культурная деятельность осуществляется в соответствии с «Основами законодательств Российской Федерации о культуре» (1992 г.) и иными нормативно-правовыми актами, которые гарантируют свободу социально-культурных акций и раскрывают роль и место государства и регионов в осуществлении культурной политики и обеспечении успешного функционирования социально-культурной сферы.

VII. Объект социально-культурной деятельности - человек, личность, индивидуальность, отдельный индивид или социальная общность.

Предмет организации социально-культурной деятельности - процесс формирования культурной среды, реализация механизма хоминизации, социализации, инкультурации и самореализации личности; использование современных технологий изучения, удовлетворения и дальнейшего развития духовных интересов и потребностей людей; вовлечение личности или социальной общности в мир культуры, в социально-культурное творчество. Предметом прикладной культурологии выступает не идеал, а объективные реальности современного мира и его культурных процессов с присущими им достижениями, противоречиями, недостатками.

Предметная область менеджера-технолога социально-культурной деятельности как профессии - процессы и явление, характерные для культуры общества в целом, культурная жизнь конкретного региона (здесь предметом деятельности специалиста является деятельность учреждений и других субъектов социокультурной жизни, а целью - создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации различных видов и сфер духовной жизни), культурная жизнедеятельность социальной группы и личности.

Ведущая функция менеджера-технолога социально-культурной деятельности - человекотворческая - направленная на формирование и развитие сущностных сил - способностей и дарований человека.

Основные функциональные обязанности менеджера-технолога социально-культурной сферы:

- создание благоприятной культурной среды;

- выявление, удовлетворение и последовательное возвышение духовных интересов и потребностей разных групп населения;

- разработка и реализация федеральных, региональных, муниципальных, ведомственных и иных целевых культурных программ и социальных технологий их осуществления;

- стимулирование инновационных движений в сфере культуры;

- управление экономическими, педагогическими и иными механизмами организации социально-культурной деятельности;

- вовлечение людей в процесс непрерывного просвещения, социально-культурного творчества и рекреативно-развлекательный досуг;

- руководство учреждениями, организациями и объединениями социально-культурной сферы.

Комплекс личностно-профессиональных качеств, позволяющих осуществлять ценностно-ориентационную, коммуникативно-организаторскую, информационно-просветительную, творческо-конструктивную, рекреативно-развлекательную и поисково-исследовательскую функции:

- философская, культурологическая, социально-педагогическая эрудиция;

- фундаментальность, динамизм и адаптивность профессиональных умений и навыков;

- профессиональная устойчивость, мобильность, уверенность в своих силах;

- способность интегрировать в себе требования культуры, экономики, политики, права, нравственности, экологии, технических возможностей социально-культурной деятельности;

- открытость для всего нового, прогрессивного, перспективного.

Менеджер-технолог социально-культурной деятельности для выполнения своих профессиональных функций обязан знать:

- основы теоретической и прикладной культурологии, позволяющие использовать общие закономерности и принципы вовлечения человека в мир культуры в специфических условиях конкретного региона, учреждения, организации, семьи;

- достижения и проблемы отечественной и мировой культуры, чтобы уметь воздействовать на выбор, суждения, оценки людей, руководить социально-культурными процессами, реализовывать принципы сотворчества в процессе постижения ценностей духовной жизни;

- критерии учета динамичных процессов социально-культурного творчества;

- методологию и методику организации досуга в разных сферах свободного времяпрепровождения дифференцированных групп населения;

- принципы управления учреждениями, организациями и объединениями социально-культурной сферы;

- методику анализа передового опыта социально-культурной деятельности и его использования в широкой практике.

Менеджер-технолог социально-культурной деятельности должен уметь:

- вовлекать разные группы населения и отдельных людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры;

- формировать у населения и, в первую очередь, у молодежи экономическую, политическую, правовую, нравственную, экологическую, эстетическую, физическую культуру;

- обеспечивать методическую инструментовку различных форм социально-культурной деятельности;

- осуществлять идейно-художественную оценку явлений культуры;

- конструировать социально-значимые контакты, формировать культуру общения;

- эффективно использовать искусство живого слова; наглядные, технические и иные средства идейно-эмоционального воздействия;

- оказывать методическую и практическую помощь общественным организаторам социально-культурной деятельности;

- прогнозировать, планировать и осуществлять просветительную, художественно-творческую, зрелищно-игровую, организационно-методическую и административно-хозяйственную деятельность учреждений культуры и досуга;

- разрабатывать и реализовывать федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные и иные культурные программы;

- изучать, обобщать, пропагандировать, распространять и внедрять передовой опыт социально-культурной деятельности.

Менеджер-технолог социально-культурной деятельности должен владеть навыками:

- изучения и учета потребностей разных групп населения (поисково-социологическое мастерство);

- культурно-организаторской деятельности; экономического, правового, информационного, методического и организационного обеспечения функционирования учреждений, организаций и объединений социально-культурной сферы (менеджерское мастерство);

- организации неформального общения и развлекательно-игрового отдыха разных групп населения (коммуникативно-игровое мастерство);

- дифференциации и индивидуализации содержания и форм социально-культурной деятельности; создания условий для самореализации творческих потенций личности (психолого-педагогическое мастерство);

- проектирования социально-культурных процессов, разработки и осуществления комплексных регионально-целевых культурных программ (перспективно-формирующее мастерство).

VIII. Базовое образование в области менеджмента и технологии социально-культурной деятельности

- это социально-необходимый уровень интеллектуального и общекультурного развития, который подкреплен совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих:

- научно осмыслить закономерности творческого процесса создания, освоения, сохранения, распространения и воспроизводства ценностей культуры;

- адаптироваться в динамичной культурной среде;

- квалифицированно решать проблемы избранной специальности,

- обеспечивать реализацию эффективных технологий социально-культурной деятельности;

- постоянно обновлять и совершенствовать свое мастерство.

Формирование менеджеров-технологов социально-культурной деятельности высшей квалификации осуществляется в вузах культуры и искусств, где за 5 лет на дневном и 6 лет на заочном отделении студенты:

- получают классическое университетское гуманитарное образование с углубленными знаниями в области теоретической, исторической, дифференциальной и прикладной культурологии;

- постигают методологию, методику и организацию социально-культурной деятельности;

- разносторонне осваивают теорию и практику человекознания (от общей психологии, социальной психологии, психологии личности до общей педагогики, социальной педагогики, этнопедагогики);

- приобретают глубокие и прочные социально-экономические знания (макро и микро экономика, менеджмент, маркетинг, консалтинг, реклама, прикладные технологии управления в социально-культурной сфере и т.д.);

- овладевают основами общего права, законодательства в социально-культурной сфере и в области интеллектуальной собственности;

- формируют умения и навыки эффективного использования компьютерной техники;

- изучают два иностранных языка.

В.Н. Рябушев

Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 1999. – 172 с.

Словарь основных терминов

ДОСУГ - это время, которое остается у человека от работы, переезда, связанного с работой, затрат на физические и бытовые нужды, от семейных и общественных обязанностей, Это время для образования, интеллектуального развития, для общения. В часы досуга человек удовлетворяет свои потребности в общении, самообразовании, творчестве, отдыхе, развлечении, занятиях физкультурой и спортом. Культурный уровень общества зависит от правильного, рационального, разнообразного проведения досуга.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРАпредставляет собой самую разве ленную систему культуры, выступает мерой реализации сущностных сил человека в социально-культурной деятельное Благодаря духовной культуре, осуществляется трансляция знаний, умений, навыков, художественных моделей мира, обычаев и т.д. от поколения к поколению, от индивида к индивиду. Духовная культура - сложная открытая система с определенными элементами различных видов духовно-практической деятельности:

- философской;

- нравственной;

- правовой;

- художественной и т.д.

КУЛЬТУРА - (от лат. cultura) - открытая категория, обозначающая содержание общественной жизнедеятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Культура - врастание в национальный мир, образованный языком, преданиями, национальной психологией.

КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ - специфическая, присущая лишь данной организации, самодостаточная система связей, взаимодействий, отношений, элементов, необходимых для ее функционирования.

КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распределению и освоению культурных ценностей.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества.

КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение. Объекты, относящиеся к культурному достоянию, являясь предметом общенациональной гордости, обладают государственным статусом и не подлежат продаже, обмену или дарению.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию; в локальном, семейно-бытовом контексте – культурные ценности города, региона, социальной общности, включая семью и её переходящие из поколения в поколение семейные реликвии, традиции, обычаи, обряды, праздники.

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ - имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов.

ОТДЫХ - состояние покоя или деятельность, восстанавливающие работоспособность. В физиологическом смысле отдых - состояние особой деятельности, когда клетка, оставаясь свободной от работы, восстанавливает свой нормальный состав. Регулярное чередование периодов работы и О. способствует укреплению условнорефлекторных связей, лежащих в основе поведения и трудовой деятельности человека. Переключение деятельности в процессе работы с одних мышечных групп и одних нервных центров на другие ускоряет восстановление работоспособности утомлённой группы мышц. Переключение с одного вида умственной работы на другой, чередование умственной деятельности с лёгким физическим трудом устраняют чувство усталости и являются своеобразной формой отдыха. Для организации оптимального отдыха используют рекреационные зоны. Восстановлению работоспособности помогает отдых на курортах, в домах отдыха и т.п.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - (от лат. socialis - общественный) - процесс усвоения индивидом определенных систем норм, знаний, навыков, правил жизни, которые позволяют ему стать членом общества, жить в нем, быть полноправным его членом, правильно действовать и взаимодействовать со своим культурным окружением.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - это совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы. (по Н.Н. Ярошенко).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - сложный многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретение им социальных качеств, усвоение общественного опыта и реализация собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - целеориентированная активность, содержание которой задано ролью.

СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО - высшая форма деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых социальных отношений общественного бытия.

СОЦИУМ - отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и природы своего «национального мира».

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система идей, выводов о закономерностях и сущности педагогического процесса, принципах его организации и технологиях осуществления в условиях свободного времени, досуга.

 

Тема №2

Лекция №1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...