Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы




1. Проанализируйте федеральные программы развития культуры.

2. Выявите проблемы государственного финансирования и кадрового обеспечения развития социально-культурной сферы.

3. Проанализируйте программы развития культуры своего региона и выявите основные направления и приоритеты развития социокультурной жизни на региональном уровне.

Словарь основных терминов

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

КУЛЬТУРА - (от лат. cultura) - открытая категория, обозначающая содержание общественной жизнедеятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Культура - врастание в национальный мир, образованный языком, преданиями, национальной психологией.

КУЛЬТУРА - (от лат. cultura) - открытая категория, обозначающая содержание общественной жизнедеятельности людей, представляющее собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимаются организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения. Культура - врастание в национальный мир, образованный языком, преданиями, национальной психологией.

КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ - специфическая, присущая лишь данной организации, самодостаточная система связей, взаимодействий, отношений, элементов, необходимых для ее функционирования.

КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распределению и освоению культурных ценностей.

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА - деятельность государства, цели которой основаны на общественном согласии и концептуальном представлении о месте и роли культуры в жизни общества.

КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ - имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов.

КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ - (от лат. общий, всеобщий) - нормы, ценности, правила, традиции, аспекты культуры, которые носят всеобщий характер, присутствуя на всех этапах развития человеческого рода, и не зависят от географического места, исторического устройства общества.

КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ НАРОДОВ РФ - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное значение и в силу этого безраздельно принадлежат РФ и ее субъектам без права их передачи иным государствам.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДОВ РФ - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историкокультурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности РФ и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию.

КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС - объединение культурно-просветительных учреждений (библиотек, клубов, киноустановок, спортивных организаций, музыкальных и художественных школ), независимо от их ведомственной подчиненности.

КУЛЬТУРНЫЙ ШОК - результат погружения в незнакомую культуру неподготовленного посетителя. Культурный шок возникает тогда, когда знакомые психологические факторы, помогающие человеку функционировать в обществе, исчезают и на их месте появляются неизвестные и непонятные. Культурный шок отражает конфликт двух культур на уровне индивидуального подсознания.

Тема №4

Лекция №1

ФУНКЦИИ, ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План лекции:

 

Функции, принципы и критерии социально-культурной деятельности

2. Принципы социально-культурной деятельности

3. Критерии социально-культурной деятельности

Текст лекции №1

Слово «функция» в переводе означает основное назначение, роль, круг деятельности, отправление. Функции отражают определенные стороны и направления деятельности различных социальных институтов, движений, общностей и людей. Функции подразделяются на постоянные и эпизодические. Самой основной является развивающая функция, которая направлена на саморазвитие личности и ее самоутверждение. Немаловажное значение для социально-культурной деятельности играет информационно-просветительная функция, которая направлена на получение необходимой информации и приобретение системы знаний. Эта функция характеризуется постоянством и всеобщностью.

Основные особенности информационно-просветительной функции заключаются в том, что она:

· основана на добровольности и инициативе и нерегламентирована;

· ориентирована на удовлетворение многообразных запросов и интересов разновозрастных групп населения;

· имеет огромный арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, умений и навыков;

· дополняет и более обширно развивает знания, полученные ранее.

Культуротворческая функция рассчитана на реализацию разнообразных способностей людей. К культуротворчеству относятся различные виды самодеятельного творчества. В настоящее время основное внимание обращается на развитие, сохранение и возрождение региональных национально-культурных традиций, фольклора, народных промыслов и ремесел.

Рекреативно-оздоровительная функция заключается в разработке и организации всевозможных развлекательных программ для разных групп населения. Эта функция рассчитана на досуг в любых его проявлениях. Главная задача - обеспечение психологической разрядки и отдыха. Тесно переплетается с рекреативно-оздоровительной функцией - гедонистическая (наслаждение, удовольствие), т.е. формы работы, проводимые социально-культурными учреждениями, должны быть не только полезными, но и привлекательными. Помимо этих основных существует ряд других функций. Это стимулирование социальной активности, духовной реабилитации, адаптации личности. Основные функции социально-культурной деятельности носят социально-защитный и реабилитирующий характер.

Необходимо разграничить определения понятий «досуг», «отдых», «рекреация». Досуг, как уже говорилось, связывается с активностью, причем с активностью культурной, добровольно осуществляемой в свободное время с целью развлечения, самосовершенствования, самоутверждения и пр. Отдых не обязательно связывается с активной деятельностью, он может быть пассивным, его отличительная особенность — включенность в биологические ритмы жизнедеятельности, представляющие собой периодическую смену активности (движения, работы) и отдыха (покоя).

Термин «рекреация» (от лат. восстановление) означает возобновление, возрождение, восстановление, компенсацию, регенерацию духовных и физических сил, затраченных на какую-либо работу. Отдых не всегда приносит рекреацию (бездарно растраченное свободное время вызывает усталость, а не возрождение сил), а рекреация не обязательно происходит во время отдыха, она может быть связана со сменой занятий, эмоциональным возбуждением, появлением «второго дыхания» и т. п. Рекреация, в отличие от досуга, происходит не только в свободное, но и в рабочее время, чему способствуют перерывы, физкультурные паузы, и т. п. Однако четкого разграничения досуга, отдыха, рекреации практически нет, и они часто употребляются как эквивалентные понятия, что, разумеется, некорректно.

Дискуссионной проблемой остается соотношение биологических и социальных начал в досуге, отдыхе, рекреации. Досуг чаще всего признается социально-культурным явлением. Рекреация и отдых имеют как социальную, так и биологическую стороны. В рекреации преобладает социальная сторона, поскольку восстановление духовных и физических сил человека зависит от организации труда, социальных условий, эмоционально-психологического климата68. В отдыхе преобладает удовлетворение биогенной потребности в покое. Сущность дискутируемой проблемы иллюстрируется рис. 5.3.

 

Функция социализации заключается в достижении индивидом слияния с окружающей средой и освоении привлекательных социальных ролей. Этому служат: активный отдых, развлечения, праздничное общение. Определенные досуговые занятия (охота, ночные клубы, теннис, морские круизы, театры и т. п.) входят в стиль жизни и превращаются в символы социальной дифференциации, атрибуты классовой принадлежности.

Функция индивидуализации состоит в самоформировании личности в соответствии с собственным идеалом посредством досуговой деятельности. Индивидуализации служат такие досуговые занятия, как самообразование, творческое самоутверждение, критическое созерцание, дружеское общение, благодаря которым развиваются сложные (элитарные) виды духовной деятельности.

Следует отметить, что функции социально-культурной деятельности под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, происходящих в обществе, носят подвижный характер и изменяются.

Различные учреждения социально-культурной сферы имеют свои функции, но чаще всего они совпадают или полностью, или частично.

Принципы социально-культурной деятельности – исходные, фундаментальные понятия, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности социально-культурной деятельности.

На трансформацию принципов социально-культурной деятельности оказывают влияние процессы социально-экономического и духовного обновления общества. Среди принципов социально-культурной деятельности выделяют следующие:

принцип плюрализма в социально-культурной деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации.

Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей.

Принцип всеобщего массового культуротворчества как доминирующего признака.

Принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения.

Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга.

Принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами в регионе, основанного на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики.

В современных принципах социально-культурной деятельности нашли отражение основы государственной культурной политики, современная социокультурная ситуация, основанная на гласности и демократизации. Демократизация предполагает формирование новой политической психологии человека с ориентацией на терпимость, умение вести диалог, уважать мнения других и самому выслушивать критику.

В условиях гласности и научно-технического прогресса общества, развития средств массовой коммуникации особую роль приобретают процессы возрождения национальных культур, народных традиций и обрядов, праздников и ремесел.

Вопрос о критериях социально-культурной деятельности (СКД) имеет как теоретическое, так и практическое значение. Особенно возрастает его значение в современных условиях, когда просматривается явная тенденция подмены одних понятий другими, происходит размывание границ между различными областями социокультурных процессов, смещение акцентов при их анализе.

К сожалению, вопрос о критериях СКД до сих пор не стал предметом специального изучения. В научной, учебной и методической литературе, как правило, ведется речь о критериях и функциях СКД, что разумеется очень важно, но не исчерпывает всей глубины исследования такого явления, как социально-культурная деятельность.

И принципы, и функции, и критерии, вытекая из сущности социально-культурной деятельности, тесно взаимосвязаны между собой. В ряде случаев наблюдается совпадение формулировок этих понятий. Но критерии дают не просто дополнительный штрих к характеристике СКД, но и позволяют в интегрированном виде получить представление о ее сущности, качестве и результативности. (1). Такое «трехмерное измерение» особенно важно в практической деятельности организаторов социокультурного процесса, так как представляет им четкие организационно-управленческие и организационно-технологические ориентиры.

Из трех групп критериев СКД (сущностные, качества и результативности) на первое место мы ставим сущностные. Ибо именно эта группа критериев дает ответ на вопрос – относится или нет данное явление к разряду социокультурных. Именно эта группа критериев не позволяет делать подмену одного понятия другим (например, выдавать мероприятие сомнительного толка, часто антисоциального и антикультурного характера, за социокультурное).

К сущностным критериям СКД мы относим следующие: критерий гуманистической направленности социокультурного явления (1) и критерий доступности социокультурных видов деятельности для основных категорий граждан (2). Налицо в данном случае совпадение сущностных критериев с важнейшими принципами СКД.

Используя критерий гуманистической направленности, можно сразу же определить сущность исследуемого явления и, как уже говорилось выше, решить вопрос – относится это явление к разряду социокультурных или нет. Другими словами – во благо человека то или иное мероприятие или не во благо. За примерами далеко ходить не надо. Возьмем несколько известных телепередач, применим к ним принцип гуманистической направленности, и станет ясно, что никакого отношения некоторые из этих передач к социокультурной сфере не имеют. Их следует отнести за границы СКД, так как в погоне за занимательностью авторы многих телепередач культивируют пропаганду таких норм морали, которые общечеловеческими не назовешь (эгоизм, обман, унижение человеческого достоинства и т.д. и т.п.).

Используя критерий доступности, мы характеризуем другую сторону сущности СКД. Например, то или иное явление имеет гуманистическую направленность, но не доступно основным категориям населения (например, из-за дороговизны билетов на спектакль, выставку, невозможности платить за занятие любимым видом деятельности в центре досуга и т.п.). Ясно, что в данном случае мы имеем дело с явлением не из социокультурной сферы, т.к. отсутствует одно из основных условий осуществления социокультурного процесса – сама возможность заниматься любимым видом деятельности.

При соответствии социокультурного явления двум вышеназванным показателям на очередь выступает новая группа – критерии качества. Эта группа перекликается как с принципами, так и с функциями СКД.

О том, каково качество мероприятия, можно судить по следующим показателям:

1) критерий духовности – насколько мероприятие способствует возвышению духовных потребностей личности;

2) критерий баланса видов социокультурной деятельности – насколько в социокультурном явлении представлены основные направления СКД, дающие возможность для всестороннего развития личности (не только отдых, развлечение, но и занятие тем или иным видом творчества);

3) критерий активности личности в социокультурном процессе. Речь идет о превалировании активных форм деятельности над пассивными, когда личность выступает не только как потребитель социокультурных ценностей, но и как их создатель.

Критерии качества позволяют говорить и об уровнях социально-культурной деятельности: высоком, среднем и низком. А это, в свою очередь, дает возможность выявить организационно-управленческие и организационно-технологические аспекты СКД, имеющие важное значение для подготовки профессиональных кадров.

Третью группу критериев СКД составляют критерии эффективности (результативности). Эта группа дает представление о том, достигло мероприятие своей цели или нет, насколько удовлетворены участники социокультурного процесса своей деятельностью и т.п.

В соответствии со сказанным просматриваются два основных критерия эффективности: критерий цели и критерий удовлетворенности.

Критерий цели можно рассматривать как с позиции организатора социокультурного процесса, так и с позиции рядового участника этого процесса. И том и в другом случае решается вопрос – достигло или нет мероприятие своей цели, необходимого результата, соответствующего обучающего или воспитательного эффекта (расширение кругозора, овладение какими-либо навыками и т.п.).

Критерий удовлетворенности свидетельствует о следующем – понравилось или не понравилось мероприятие, взволновало или нет показываемое или рассказываемое, есть ли ощущение достигнутого результата и т.д. Это наиболее субъективный показатель эффективности. И он, конечно же, очень важен для организаторов социокультурного процесса, которым небезразлично как воспринимается созданное ими. Но в этой субъективности заключена и слабость, не позволяющая говорить о полноценности данного критерия.

Тем более, что ряде случаев критерием удовлетворенности пытаются подменить критерий качества. Особенно явно эта тенденция проявляется в условиях коммерциализации и расширения рынка досуговых услуг (2). Например, критерием удовлетворенности пользуются при определении различного рода рейтингов телепередач, книжной продукции и т.п. Чем выше число зрителей у «серийной» телепередачи, тем выше ее рейтинг, а следовательно (подразумевается) и ее качество.

Согласиться с последним, конечно же, нельзя. Критерий удовлетворенности свидетельствует в основном о степени соответствия мероприятия вкусам и запросам, в том числе и неразвитым, определенных групп населения. И не более того.

Высокий рейтинг продажи книжной продукции в ряде случаев не должен вводить в заблуждение относительно ее качества. Мы понимаем, что спрос на ту или иную книгу и ее художественные достоинства – это не одно и тоже.

На Западе (а теперь и у нас) в качестве критерия качества некомерческих культурологических (прежде всего художественных) проектов пытаются использовать и экономические показатели – какое число зрителей посмотрело тот или иной фильм или спектакль, какова выручка от продажи билетов и т.п. Более того, при характеристике художественных достоинств произведения принято называть сумму средств потраченных на его производство, что также свидетельствует о подмене понятий (в данном случае эстетических) (3).

Осторожно следует подходить и к оценке собственно социокультурных проектов. Средства, затраченные на сооружение социокультурных объектов, говорят не о их качестве, а как правило, о возможностях, которые они могут предоставить своим посетителям.

Конечно же, вопрос о критериях эффективности СКД требует более достаточной проработки. В данном случае он только намечен. По нашему мнению, показатели эффективности могут быть как внешними, так и внутренними, субъективными и объективными, количественными и качественными, сиюминутными и с так называемым отложенным результатом (влияние мероприятия сказывается через определенный временной период). Без детальной проработки этого вопроса не возможно делать соответствующие замеры эффективности как научно-исследовательского, так и практического характера.

В заключении необходимо отметить следующее. При анализе социокультурных явлений нельзя обойтись только одним критерием или какой-то одной их группой. Необходимо использовать всю совокупность показателей. Только это позволит правильно оценить сделанное, внести соответствующие коррективы, наметить перспективы на будущее.

 

Эл. ссылки:

http://www.moluch.ru/archive/34/3836/

http://yaro-nik.narod.ru/

http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-paradigmy-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti

http://www.dissercat.com/content/istoriografiya-pedagogicheskoi-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti-vtoraya-polovina-khkh

http://www.twirpx.com/file/445637/

 

Список литературы:

1. Киселева, Т. Г. Социально - культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

2. Рябков В.М. Принципы культурно-просветительной работы в историографии // Историография культурно-просветительной работы В СССР в период совершенствования социализма 1961-1985 гг.: Учебное пособие. – Челябинск: ЧГПИ, 1987. – С. 35-60.

3. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие для вузов / ред. Е. И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: Издательство ООО «Наука-бизнес-общество», 2011. – 512 с.

4. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.

5. Стрельцов, Ю. А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие/Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова; Московский государственный университет культуры и искусств. - М., 2008. - 272 с.

6. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник /Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

7. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...