Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы




Сопоставьте функции, принципы и критерии социально-культурной деятельности в контексте развития специальности

Словарь основных терминов

ПРИНЦИПЫ - (от лат. principium - начало, основа), основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности; основная особенность устройства какого-либо механизма

ФУНКЦИИ - (роль, круг деятельности, основное назначение) отражают определенные стороны и направления деятельности как целых социально-культурных институтов, так и отдельных групп людей, общностей и движений.

КРИТЕ́РИЙ (др.-греч. κριτήριον — способность различения, средство суждения, мерило) — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере). Особо выделяют критерии истинности знания. Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Эмпирическими критериями истинности служит соответствие знаний экспериментальным данным, например: «критерий пригодности объекта», «критерий превосходства объекта», «критерий достоверности результатов», «критерий достаточности испытаний». Вопросом о критериях истины, выставляемых разными философскими школами, занимается теория познания или гносеология.

 

Тема №5

Лекция №1

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ВАРИАНТНОСТЬ МОДЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План лекции:

1. Прогнозирование в социально-культурной сфере

2. Моделирование в социально-культурной сфере

Текст лекции №1

Современная социокультурная ситуация характеризуется сложными и противоречивыми явлениями, наблюдаемыми в российском обществе. С одной стороны, сравнивая с периодом пятнадцати-двадцатилетней давности, очевиден прогресс, который выражается в демократизации и обновлении общества, формировании нового общественно-государственного механизма регулирования культурной жизни, в раскрепощении сознания людей и высвобождении их социальной активности и инициативы. В свою очередь это стимулировало увеличение общественного и коммерческого секторов организации досуга, рост предприимчивости и самостоятельности людей, расширение диапазона видов и форм культурно-досуговой деятельности. С другой стороны, следует признать, что пик общественной активности в досуговой сфере пришелся на последние «перестроечные» годы, и сегодня наблюдается ее заметный спад, резче обозначились негативные тенденции, поначалу не вызвавшие особого беспокойства, возникли трудноразрешимые проблемы, прежде всего экономического характера, и даже кризисные явления.

В результате хронического недофинансирования тяжелые времена переживают музеи, библиотеки, клубные учреждения. Закрываются и перепрофилируются кинотеатры, отменяются театральные гастроли. Увеличивается, особенно в провинции, разобщенность широкой публики и большого искусства.

Шоу-бизнес, оккупировавший с помощью СМИ практически почти все культурное пространство, делает ставку, прежде всего, на молодежь, на подростков, с одной стороны, потакая еще не сложившимся вкусам, а с другой, - «замораживая» их на уровне самой низкопробной «попсы».

Вообще роль искусства как такового в современной жизни заметно уменьшилась, особенно искусства, требующего от аудитории определенной интеллектуальной активности и эстетической искушенности. Общая тенденция на «снижение» культуры, ее вытеснение поп-культурой сопровождается размыванием ценностной иерархии в художественной сфере.

К тому же происходит недостаточно ясное понимание педагогами досуговой сферы сегодняшней социокультурной ситуации и диктуемых ею воспитательных задач.

Характерными чертами социально-культурной деятельности на современном этапе мы может назвать: свободу выбора форм организации досуга населения; добровольность и активность различных групп посетителей учреждений социально-культурной сферы; инициативу всевозможных социальных групп и индивидумов.

Следует также отметить, что национально-этнические и региональные особенности, забытые в последние десятилетия, находят своих приемников и продолжателей в деле возрождения традиций, праздников и обрядов не только среди работников сферы культуры и образования, но и у многих жителей нашей многонациональной России.

В последнее время можно говорить о создании новых социально-культурных учреждений и досуговых центров, способствующих развитию многообразных интересов и потребностей детей, молодежи и взрослых. Среди них можно отметить сеть подростковых клубов по месту жительства, центры творчества молодежи, дома милосердия и т.д., которые берут на себя заботу по организации досуга населения.

Учитывая те характерные тенденции, которые наблюдаются в сфере культуры, образования и досуга возникает необходимость в научном управлении сферой свободного времени, а это невозможно без введения такого важного звена, как научное прогнозирование результатов того или иного управленческого решения. Всякий прогноз представляет собой попытку с помощью того или иного метода предугадать ход развития исследуемого объекта и одновременно определить способы воздействия на него в нужном направлении.

Прогнозирование социально-культурной деятельности существенно отличается от прогнозирования научно-технического прогресса, где достигнуты определенные успехи. Это обусловлено и широким многообразием сложных динамических процессов, влияющих на характер и содержание свободного времени различных групп населения и универсальностью характера воздействия культурно-досуговой деятельности на личность, что в свою очередь определяет трудность исследования механизмов и результатов этого воздействия. Прогнозирование социально-культурной деятельности органически связано с учетом ее закономерностей как системы непрерывно проявляющихся, объективно существующих, внутренне обусловленных, необходимых и устойчивых связей и отношений социально-культурной деятельности в условиях свободного времени. Они заключаются:

в определенной направленности социально-культурной деятельности;

в обеспечении педагогической целесообразности и инструментованности социально-культурной деятельности;

в сверхнормативной и нерегламентированной социально-культурной деятельности, дальнейшем развитии общественно-политических и духовных интересов и потребностей.

Заниматься прогнозированием мелких явлений и в слишком малых масштабах не имеет смысла, поскольку культурно-досуговый процесс представляет собой процесс динамический, то и прогнозирование его в самых общих чертах сводится к изучению логики развития, способов и границ влияния на сферу досуга. Если представить себе общую схему жизнеспособности КДД, то она характеризуется тремя тесно связанными между собой функциями:

осуществление непрерывного просвещения;

стимулирование творческого потенциала личности;

обеспечение рационального досуга.

Самый общий анализ возможных объектов прогностического исследования приводит к выводу, что целесообразнее и доступнее всего начинать разработку прогностического аппарата культурно-досуговой деятельности с исследования тенденций ее развития, которые наиболее полно могут быть отражены и представлены в общественных функциях. Это предполагает, во-первых, знание реального течения культурно-досугового процесса;

во-вторых, наличие теоретического представления о желательном направлении развития.

Моделирование является одним из центральных методов прогнозирования. В практике прогнозирования под «моделью» понимается материальный объект или совокупность логических и материальных соотношений, имитирующих изучаемую систему. Моделированием называется такой способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели, и результаты исследования затем переносятся с модели на объект.

Разработка прогноза культурно-досуговой деятельности предполагает создание трех моделей. Первая из них - поисковая - должна отразить в полной мере реальное течение культурно-досугового процесса. Имеется в виду описание данных развития явления на основе условного продолжения тенденций этого развития в прошлом и настоящем, в будущем, абстрагируясь от планов, программ, проектов и вообще каких - либо решений, которые способны изменить существующие тенденции, вызвать самоосуществление или саморазрушение прогноза. Вторая модель - нормативная - исходит из общественных требований к культурно-досуговой деятельности как составной части духовной культуры общества. Это, по сути описание путей достижения желательного состояния системы, на основе заранее определенных норм, идеалов, целей. И, наконец, третья модель - оптимальная - строится на базе первых двух и содержит в себе все основные выводы и заключение относительно объекта, исследования. Однажды сложившаяся система культурно-досуговой деятельности без постоянного совершенствования не может в условиях научно-технического развития обеспечить решение новых научных и практических задач. Предполагается, что оптимальная модель вместит в себя ту прогнозную информацию, которую можно будет использовать для повышения эффективности планирования и управления культурно-досуговыми процессами и при определении стратегии совершенствования его материальной базы, системы подготовки кадров и т.д.

Ведущий профиль прогноза - культурно-досуговая деятельность - представляет собой блок, включающий данные социально-культурного характера: народное образование, уровень деятельности учреждений культуры, участие трудящихся в управлении производством, общественной работе, культурно-массовой жизни региона.

В заключение необходимо подчеркнуть, что весь круг проблем, связанных с разработкой будущего культурно-досуговой деятельности, находится в непосредственной зависимости от дальнейшего развития ее теории.

 

Эл. ссылки:

http://www.moluch.ru/archive/34/3836/

http://yaro-nik.narod.ru/

http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-paradigmy-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti

http://www.dissercat.com/content/istoriografiya-pedagogicheskoi-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti-vtoraya-polovina-khkh

http://www.twirpx.com/file/445637/

 

Список литературы:

1. Киселева, Т. Г. Социально - культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

2. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие для вузов / ред. Е. И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: Издательство ООО «Наука-бизнес-общество», 2011. – 512 с.

3. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.

4. Стрельцов, Ю. А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие/Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова; Московский государственный университет культуры и искусств. - М., 2008. - 272 с.

5. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник /Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

6. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...