Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание для самостоятельной работы




Разработка моделей учреждений социально-культурной сферы в 2100 году.

Словарь основных терминов

МОДЕЛИРОВАНИЕ - способ исследования, при котором изучаются не сами объекты познания, а их модели, и результаты исследования затем переносятся с модели на объект.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ — деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния; комплекта документации, предназначенной для создания определённого объекта, его эксплуатации, ремонта и ликвидации, а также для проверки или воспроизведения промежуточных и конечных решений, на основе которых был разработан данный объект. Проектирование обладает своей методологией, которая включает структуру деятельности, принципы и нормы деятельности, субъектов, объект и его модели, методы и др.

 

Тема №6

Лекция №1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ, ФОРМ И МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

План лекции:

1. Средства социально-культурной деятельности

2. Формы социально-культурной деятельности

3. Методы социально-культурной деятельности

Текст лекции №1

Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий, т.е. то, с помощью чего активные работники учреждений культуры и члены клубных объединений достигают поставленных целей. Генеральной целью социально-культурной деятельности можно считать повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, эстетической, физической, правовой, психологической, экологической и т.п. В общем и целом об уровне культуры человека можно судить по его поступкам, повседневному его поведению на работе, в общественных местах, в семье и т.д. Правильные, приемлемые в нашем обществе поступки возникают не сами по себе, они выстраиваются на основе имеющихся убеждений и взглядов. Последние же всегда вытекают из знаний. Чем больше человек знает (имеются в виду не эмпирические, а научные знания), тем объективнее и глубже его взгляды на мир, на природу, на общество, на самого себя, и тем крепче его личные убеждения, а, стало быть, тем осознаннее и правильнее его поступки. Включая человека в систему культурно-досуговой деятельности, приобщая его к социально-культурной деятельности, мы стремимся пополнить запас его знаний, сформировать его взгляды и убеждения и как бы подвинуть человека к правильным, красивым поступкам - действиям, что находит свое выражение в общественной, трудовой, физической и культурной активности личности, говоря обобщенно - его активной жизненной позиции. Достигается это с помощью средств - живого слова, печати, радио, телевидения, музыки, изобразительного искусства, танца и пантомимы, киноискусства и фотографии, литературы и спорта, общения с природой и окружающими людьми. На вооружении работника учреждения культуры имеются также технические и вспомогательные средства: звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, проекционные приборы и аппараты, усилительные установки, светотехнические приборы и приспособления, транспорт, музыкальные инструменты, костюмы, разнообразная атрибутика информации и рекламы и т.п. Однако сам по себе весь этот «арсенал» средств социально-культурной деятельности еще не определяет успеха дела и не повышает эффективности воспитательного влияния на личность. Важно еще знать возможности каждого из этих и других средств, уметь ими сознательно и целенаправленно пользоваться, словом, - владеть методикой их практического применения в своей работе. Основные требования и правила здесь таковы:

средства воздействия всегда индивидуальны, их выбирают с учетом объекта воздействия - подросток, юноша призывного возраста, демобилизованный воин, студент, кадровый рабочий, пенсионер, верующий, домохозяйка - ко всем этим людям или их группам свой подход, свое средство идейно-эмоционального воздействия;

выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

имеющиеся в распоряжении средства должны быть всегда под рукой и в полной исправности.

Формы культурно-досуговой деятельности - виды культурно-досуговых общностей (организационные формы), а также конкретные информационно-просветительные и воспитательные акции, рассчитанные на массовую или по каким-либо признакам дифференцированную аудиторию (методические формы). Организационные формы традиционно подразделяются на индивидуальные (эстетическая беседа, занятие в кружке, студии и т.д.), групповые (кружки, студии, секции, инициативные клубы, любительские объединения), коллективные (народные художественные коллективы, детские образцовые коллективы) и массовые (народные университеты, школы культуры, постоянно действующие лектории). Создание каждой из этих и подобных им форм - дело сложное и ответственное, требующее компетентного педагогического руководства, учета психологических, возрастных, половых, профессиональных и национальных особенностей людей, а главное, - культурных интересов и духовных потребностей различных их слоев и групп.

Рассмотрим их более подробно.

Методика индивидуальной культурно-просветительной работы предполагает сознательное и целенаправленное воздействие на каждого индивида с целью раскрытия его внутреннего мира, выявления его духовных потребностей и интересов. Отсюда культурно-просветительное воздействие на сознание людей предполагает обязательный учет социальных и национальных особенностей, психологических и эмоциональных черт, возрастных и демографических данных, образовательных и профессиональных качеств личности. Надо всегда помнить, что каждый человек— это целый мир, многообразный по духовным запросам, уникальный, неповторимый по своим индивидуальным особенностям.

Методика индивидуального воздействия на сознание человека приносит наибольшую результативность тогда, когда она опирается на индивидуальный подход. Начальный этап организации работы состоит в том, чтобы глубже узнать человека и, не задевая его человеческого достоинства, учитывая личные особенности, оказывать на него влияние в нужном направлении. Только душевный, доверительный разговор, подкрепленный стремлением оказать практическую помощь, позволяет вызвать доверие и откровенность, выяснить причинные связи его поступков и заблуждений, а следовательно, создать возможности и условия для дальнейшей работы по устранению недостатков.

Методика индивидуальной культурно-просветительной деятельности очень многообразна по содержанию и формам. Она направлена на работу с «трудными» подростками, неблагополучными семьями, с людьми, нуждающимися в моральной и материальной поддержке, с верующими людьми и др.

Необходимым условием методики индивидуальной культурно-просветительной работы является также создание в клубе возможностей для удовлетворения повседневных интересов и запросов посетителей, формирования потребностей в общении, ознакомления с культурными ценностями. Посетитель всегда может найти в клубе то, что ему требуется: почитать свежие газеты и журналы, послушать любимые музыкальные произведения, посмотреть передачи по цветному телевизору, получить ответы или консультации по интересующим вопросам, ознакомиться с имеющейся наглядной агитацией: стендами, выставками, витринами, тематическими альбомами, экспозицией музея трудовой и боевой славы, принять участие в массовом или групповом мероприятии или просто пообщаться с товарищами.

Лучших результатов в индивидуальной работе достигают, как правило, те, кто сумел пробудить интерес у человека к полезным делам, к каким-то видам занятий в клубе, парке культуры и отдыха, Методику проведения индивидуальных бесед трудно выразить в какой-то схеме. Каждая индивидуальная беседа неповторима и определяется объемом сведений о собеседнике, его настроением, степенью откровенности и многими другими причинами. Индивидуальная беседа — дело трудное, творческое. Это искусство, которому учат знания, опыт, любовь к людям и вера в них. Она требует знания психологии, педагогики, умения общаться с людьми, целеустремленности и веры в достижение благородной цели — возвращение обществу его членов.

Все большую популярность приобретает и такая форма индивидуальной работы, как консультация. Консультация отличается от обычных ответов на вопросы тем, что она содержит советы, предложения, рекомендации, разъяснения. Необходимость в консультациях возникает у различных слоев населения. Все консультации можно подразделить по содержанию на следующие виды: общественно-политические, производственные, научно-технические, юридические, культурно-бытовые и др.

Значительное место в методике культурно-просветительной деятельности занимают индивидуальные занятия, которые проводятся во всех коллективах художественной самодеятельности в целях совершенствования творческих способностей исполнителей. Индивидуальные занятия должны проводиться с активистами, выступающими в качестве массовиков-затейников, ведущих концертов, тематических вечеров, устных журналов и других массовых мероприятий.

Организация и методика групповой работы клубов, парков культуры и отдыха, культурно-спортивных комплексов, централизованных клубных систем осуществляется по трем основным направлениям:

— проведение групповых мероприятий силами самостоятельного коллектива, развитие агитационно-пропагандистской деятельности коллектива;

— проведение групповых мероприятий силами любительских объединений и клубов по интересам, что определяет и формы их работы, и принципы ее организации;

— проведение групповых культурно-просветительных мероприятий, в которых организационно-методическую основу составляет открытый диалог с аудиторией по интересующим проблемам, удовлетворение потребности в групповом общении, развитии творческой инициативы. Но главное, что отличает групповую методику от массовой, — это создание особой, непринужденной атмосферы, которая сближает людей, создает им хорошее настроение.

Правильная организация и методика групповой культурно-просветительной работы предполагает изучение закономерностей построения воспитательного процесса в клубных самодеятельных коллективах и их совместной деятельности в рамках культурно-просветительного учреждения. Поэтому понять сущность, специфику воспитательного процесса в культурно-просветительном учреждении без анализа групповой организации и методики невозможно. Процесс этот сложный, многоплановый, противоречивый, Среди многих форм культурно-просветительной работы наибольшую популярность завоевывают диспуты, клубные гостиные и т. д.

Диспут — это столкновение различных точек зрения. Проведение диспута во многом зависит от ведущего, который должен добиваться активности аудитории, уметь корректировать ошибочные мнения, разрешать конфликтные ситуации. Важно верно сформулировать тему диспута, она должна отражать проблемы перестройки, поиски решения наболевших вопросов.

Дискуссия в отличие от диспута — спор, происходящий в присутствии аудитории между специалистами, которые не могут быть разрешены из-за отсутствия общего мнения. Отличие методики подготовки и проведения диспута и дискуссии заключается в разработке вопросов, раскрывающих тему, в работе ведущих, в атмосфере аудитории.

Необходимо иметь в виду, что не последнее место при оценке сравнительной эффективности новых групповых форм культурно-просветительной работы занимает их эмоциональность, их впечатляющая сила.

В групповых формах используются самые различные средства наглядности, разнообразные способы подачи материала. Содержание любой групповой формы культпроветработы может служить источником для самых различных чувств — радости, восхищения, восторга, печали, возмущения, гнева, страха. Являясь разнообразными видами эмоциональных переживаний людей, эти чувства повышают активность процесса восприятия, способствуют созданию его необходимой направленности. Коллективно переживаемые чувства оказывают сильное воздействие на человека, помогая ему выработать свое отношение к тем явлениям, которые он наблюдает, к тем мыслям и положениям, которые раскрываются в мероприятии.

В соответствии с принципом социальной детерминации организация и методика массовой культурно-просветительной деятельности начинается с изучения состояния социальной среды, которая образует совокупность конкретно-исторических общественных отношений, объективных и субъективных условий и факторов. Массовые формы по степени мобилизации выразительных средств и масштабам вовлекаемых людей стали специфическим способом самодеятельной организации трудящихся.

Каждая форма массовой культурно-просветительной работы содержит в себе четыре основных компонента: а) содержание; б) композицию, или гармоничное расположение элементов содержания; в) характер - аудитории –и ее расположение в пространстве; г) характеристику средств идейно-эмоционального и художественного воздействия.

Устные журналы, тематические вечера, дни революционных традиций, обряды, праздники, зрелища, представления, занятия в народных университетах – каждая из этих форм в отдельности, тем более цикл, несут огромный воспитательный заряд, а объединенные в систему они представляют собой целостный педагогический процесс.

Многолетняя практика передовых учреждений культуры показывает, что наиболее популярными и действенными являются следующие формы, например, клубных вечеров: вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-рассказ, вечер-конкурс (интеллектуальный и спортивный), традиционный новогодний праздник, киновечер, вечер дружбы, выпускной вечер, вечер поэзии, семейный вечер, музыкальный, вечер-ритуал, вечер-рапорт, вечер победителей, вечер песни, вечера содружества цехов, вечера-переклички, вечера-комментарии, вечера-рассказы, вечера вопросов и ответов: «Что нового, товарищ директор?», «Формула рабочего дня» и др. В общей сложности подобных форм насчитывается свыше пятидесяти. В широком смысле слово «вечер» можно определить как некое торжественное собрание, посвященное какой-либо общественной, политической, литературно-художественной проблеме, как акт организации отдыха и разумных развлечений в часы досуга.

В то же время вечер отдыха или вечер-ритуал, вечер-конкурс, вечер-митинг – формы неоднозначные. У каждой из них свое назначение, своя специфика и методика подготовки и проведения. Если понятие «вечер» употребляется в привычном, так сказать, буквальном значении, то ведущей, определяющей характер и цель мероприятий является вторая часть термина – «митинг», «смотр», «отчет» и т. п. Она, по: сути дела, и обусловливает специфику формы, ее содержание и, самое главное, указывает на приемы и способы осуществления задуманного мероприятия. Таким образом, массовые формы культурно-просветительной деятельности создают условия для развития творческих способностей советских людей. Это происходит, с одной стороны, в период подготовки массовых мероприятий, когда все члены актива учреждения культуры и участники будущего мероприятия вовлекаются в обсуждение различных проблем, участвуют в выполнении разнообразных заданий. С другой стороны, сам процесс восприятия массового действия способствует развитию творческого потенциала личности.

Вступление в какое-либо культурно-досуговое объединение, как и вообще участие в культурно-досуговой деятельности - дело сугубо добровольное. Работники учреждений культуры должны брать в расчет общий уровень культуры людей, их представления о досуге и различных формах досуговой деятельности, культурно-бытовые условия жизни людей, степень устойчивости их интересов к различным способам проведения свободного времени, готовность к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. Сколько и каких организационных форм иметь в конкретном культурно-досуговом учреждении или зоне его деятельности - в конечном счете должны решить проживающие в данном населенном пункте люди. Разумеется, в этом случае должна быть обеспечена всесторонняя информация и реклама, изучены интересы и потребности основных групп населения. Методические формы - это элементы единого воспитательного процесса, протекающего на базе конкретного культурно-досугового учреждения, это, как уже отмечалось выше, воспитательные и просветительные акции, направленные на выполнение конкретных задач и реализацию конкретных функций. Их принято подразделять в зависимости от используемых средств идейно-эмоционального воздействия и преобладающих способов организации идейно-эмоционального воспитательного материала. В частности, выделяются: 1) устные (лекции, доклады, беседы, диспуты, конференции и т.п.); 2) печатно-наглядные (выставки, окна сатиры, клубные газеты); 3) комплексные (выпуски устных журналов, тематические вечера, праздники, массовые гуляния и др.). В свою очередь, устные формы подразделяются на монологические, диалогические и дискуссионные, а комплексные - на обычные и театрализованные. Кроме того, часть форм можно рассматривать, с точки зрения их периодичности, как эпизодические и цикловые.

Можно классифицировать формы и по следующим признакам: по субъекту организации воспитательной работы в сфере досуга; по количественным показателям аудитории; по социально-демографическим характерам; по основным направлениям социально-культурной деятельности; по организационным особенностям.

Методы социально-культурной деятельности – это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений и общественным активом. В педагогике под методами понимаются способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, воспитателя и воспитуемых, направленные на решение задач образования, воспитания и развития. Рассматривая социально-культурную работу как весьма своеобразную педагогическую деятельность, следует учитывать ее неадекватность школьному учебно-воспитательному процессу, отсюда ни один педагогический метод не может быть заимствован из школы в его неизменном виде уже потому, что учебно-воспитательная работа школы далеко неадекватна педагогическому процессу, протекающему в социально-культурных учреждениях. Субъект и объект воспитания в социально-культурной работе находятся в особом положении по отношению один к другому, а главное здесь - не внешнее воздействие воспитателя на воспитуемого, а их взаимодействие, предполагающее постоянное самообразование, самовоспитание и саморазвитие людей, включенных в систему культурно-досуговых взаимоотношений. В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:

а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя; просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-досуговых учреждений или самими участниками мероприятий; упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование произведений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования общественного сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования социально-культурной активности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

д) методы социологических исследований социально-культурной деятельности - опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие.

Приведенная классификация методов достаточно условна. В практической работе названные методы варьируются в зависимости от возраста участвующих в культурно-досуговых акциях людей; целей, преследуемых организаторами мероприятий; организационно-методической формы, взятой в работу; содержания идейно-эмоционального воспитательного материала и т.д. Практически во всех случаях социально- культурным работникам приходится иметь дело одновременно с несколькими методами, что соответственно, и рождает общую отраслевую методику социально- культурной деятельности.

Эл. ссылки:

http://www.moluch.ru/archive/34/3836/

http://yaro-nik.narod.ru/

http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-paradigmy-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti

http://www.dissercat.com/content/istoriografiya-pedagogicheskoi-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti-vtoraya-polovina-khkh

http://www.twirpx.com/file/445637/

 

Список литературы:

1. Киселева, Т. Г. Социально - культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.

2. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие для вузов / ред. Е. И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: Издательство ООО «Наука-бизнес-общество», 2011. – 512 с.

3. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.

4. Стрельцов, Ю. А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие/Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова; Московский государственный университет культуры и искусств. - М., 2008. - 272 с.

5. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник /Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

6. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...