Психолого-педагогические основы
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План лекции
1. Педагогический процесс как система. 2. Основные компоненты педагогического процесса. 3. Субъект и объект педагогического процесса. 4. Содержание и методы педагогического процесса 5. Закономерности методики педагогического процесса в досуговой сфере
Текст лекции Социальные функции социально-культурной деятельности, цели, задачи, возложенные на нее обществом, таковы, что для осуществления их вовлекается значительное число людей. Социально-культурная деятельность оказывает влияние на внутренний мир и образ действий огромного количества людей, и кроме того, она через человека оказывает воздействие на окружающую действительность и становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее воздействие в условиях культурно-досуговых учреждений специально организовывается, ведется по определенной программе, направляется людьми, имеющими профессиональную подготовку. Цели и постановка всей социально-культурной деятельности указывают на то, что это педагогическое явление, или педагогический процесс. Педагогический процесс в условиях культурно-досугового учреждения имеет свою специфику, ряд особенностей, таких, как использование средств эмоционального воздействия, сочетание просвещения с отдыхом и развлечениями и т.д. Но имеется ещё ряд особенностей, и главная, которая пронизывает всю социально-культурную деятельность, отражает ее сущностную сторону - это диалектическое сочетание и органическая взаимосвязь двух видов деятельности, с одной стороны, деятельность штатных работников в социально-культурной сфере, социальных педагогов и клубного актива. С другой стороны, это деятельность участников процесса, ради которых и осуществляется социально-культурная деятельность. Друг без друга эти виды деятельности лишены смысла.
Деятельность населения в условиях культурно-досугового учреждения имеет двойственную природу: это деятельность самопроизвольная, спонтанная, возникающая без прямых побуждений со стороны организаторов; это деятельность ответная прямой, заранее предвидимый результат усилий профессиональных работнике и их помощников – активистов. Первому виду деятельности посвящен целый ряд фундаментальных трудов и публикаций в специальной литературе таких авторов, как А.П. Марков, В.Н. Шкурин, И.В. Бестужев-Лада и др. (Марков А.П. Отечественная культура как предмет культурологии: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУД 1996; Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения: Метод, пособие для культпросветработников. - М., 1990. /ВНМЦ, НТ и КПР. МК СССР/; Бестужев-Лада И.В. Будущее свободного времени //Клуб. 6 июня 1998. - С. 19-20). Второе направление деятельности в педагогическом процессе культурно-досуговых учреждении раскрывают работы А.О. Пинта, Ю.А. Стрельцова, И.В. Журавлева, Г.А. Евтеевой (Пинт А. О. Предмет, задачи и методы культурно-просветительной педагогики. - М., 1978; Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. - М., 1990; Евтеева. Г.А. Психолого-педагогические вопросы клубной работы; Учеб. пособие. - Л., 1986). Проблемам подготовки специалистов для социально-культурной сферы посвящен ряд работ (Бакланов К.В. Формирование основ самосознания социального педагога в процессе профессиональной подготовки. Автореферат дисс. на соиск. Учен. степени канд. пед. наук. - М.: 1998). К.В. Бакланов отмечает, что важность социально-педагогической работы в России определена произошедшими политическими, социально-экономическими и культурными изменениями, распадом прежних систем социального обеспечения, их неспособностью обеспечить экономическую, социальную и психологическую безопасность населения и необходимостью реагирования общества на новую социальную ситуацию. Далее, он совершенно справедливо указывает на то, что понятия "социальный работник" и "социальный педагог" не всегда достаточно четко разграничены. Автор опирается на позицию ученых, считающих, что социальная работа и социальная педагогика, представляя единую профессию, различаются по своим функциям. Социальный работник - более широкое понятие. Сфера его деятельности - центры социальной работы, службы помощи, биржи труда, отделы социальной защиты, медицинские и другие учреждения.
Специалист социально-культурной сферы - это профессионально подготовленный специалист в области педагогики отношений в социуме. Сферами его деятельности являются семья, образовательные учреждения, в которых социальный педагог влияет на формирование воспитывающих, гуманистических, нравственно и психологически комфортных отношений в социуме. Эти виды деятельности в разных сочетаниях осуществляются в ходе различных акций, занятий и мероприятий в социально-культурной сфере. Поэтому сложноорганизованное явление можно понять, если увидеть в нем систему, то есть единое целое, части которого взаимосвязаны, взаимозависят и взаимообуславливают друг друга. Объединение в систему вызывает появление новых (системных) свойств, которые отсутствуют у составных частей поодиночке. Обычно различают в любом явлении: - компоненты системы; - способ функционирования. Структура социально-педагогического процесса гибка и подвижна, то есть воспитательные факторы проводятся ч«самодеятельность и общение самой аудиторией. Закономерные связи между субъектом и объектом опосредуются педагогическими условиями. Структура социально-педагогического процесса может быть представлена нижеследующим образом. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Таким образом, для функционирования системы социально-культурной деятельности в педагогическом процессе важно определить способ управления - установление цели социально-культурной деятельности. Педагогический процесс всегда целесообразен. Вне цели нет педагогического процесса. Под целью в самом общем виде понимают мысленную модель будущего результата деятельности: каким должен стать человек, формирующийся в процессе организованного воздействия. Цель социально-культурной деятельности - воспитание в свободное время определенных качеств личности. Общая цель расчленяется на ряд подцелей или направлений социально-культурной деятельности, таких, как: формирование художественной культуры; нравственной культуры; - экологической культуры; - физической и психической культуры; - политической культуры; профессиональной культуры (Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы региональной культурной политики и формирования культурно-досуговых программ. - Санкт-Петербург. -1992. - С. 31). Каждое направление способствует развитию определенных качеств личности. Воспитание конкретных качеств личности можно рассматривать как следующий этап конкретизации генеральной цели. В свою очередь качества личности включают в себя:
- знание; чувство; убеждение; - мотивы деятельности; - деятельность. Первый признак педагогической культуры, это: - умение верно установить содержание социально-культурной деятельности. Такое умение предполагает: широкий подход к проблеме воспитания в условиях свободного времени; - способность выходить за рамки конкретных задач; - оценку их с точки зрения широкой перспективы., Оценивая планы работы различных культурно-досуговых учреждений (библиотеки, школы, средства массовой информации и др.), говоря о содержании их деятельности, можно увидеть, что многие придерживаются установок типа "занять досуг", "заполнить свободные часы". Сразу заметим, что эти прц граммы в основном ориентированы только на восстановлен, сил или отвлечение от вредных занятий, в то время как социально-культурная деятельность, в нашем понимании, есть по.» расширенного воспроизводства личности. Социально-культурная деятельность базируется на психолого-педагогических основах, тем самым представляя собой целенаправленный процесс формирования личности с использованием специфических методик и технологий. Педагогический процесс, если охарактеризовать его в самых общих чертах - это движение от целей образования и развития к его результатам В сфере свободного времени, в деятельности различных культурно-досуговых и научно-просветительных учреждений педагогический процесс имеет свою специфику, целый ряд присущих ему особенностей. Главная особенность - это диалектическое сочетание, тесная связь двух видов деятельности в процессе функционирования культурно-досуговых учреждений и объединений - деятельность штатных работнико в, педагогов-организаторов, менеджеров социально-культурной деятельности (профессионалов), других людей, специально подготовленных и выступающих в качестве просветителей, организаторов, воспитателей, и деятельность массы участников социально-культурных форм и программ, ради которых и осуществляется этот вид деятельности Деятельность участников имеет, в свою очередь, двоякую природу. С одной стороны, это деятельность самопроизвольная, спонтанная, возникающая без прямых побуждений со стороны организаторов С другой стороны, это деятельность ответная – прямой, заранее предвидимый, проектируемый результат усилий специалистов социально-культурной деятельности Умение стимулировать, направлять деятельность различных социальных групп и общностей, включать личность в творческий процесс в наиболее активной форме, создавать условия для самоутверждения и творческий самореализации и т.д. - основа педагогического мастерства менеджера социально-культурной деятельности
Другой, не менее важной особенностью является добро вольное включение личности в систему социально - куль т урной деятельности. С педагогической точки зрения это обстоятельство имеет свои плюсы и минусы С одной стороны, добровольное включение способствует тому, что участник досугового объединения или мероприятия принимает сам, установленные здесь правила, нормы, требования По этой причине воспитание в этой сфере органично накладывается на процесс самовоспитания С другой стороны, участник социально-культурной деятельности, практически в любой момент может выйти из сферы воспитательного влияния Это порождает такую особенность воспитания, как невозможность действовать последовательно и систематично. Поэтому опора на потребности и интересы аудитории, обязательность их учета в организации всех видов и форм социально-культурной деятельности является важнейшей специфической чертой педагогического процесса в сфере досуга Педагогический процесс в досуговой сфере представляет собой организованное взаимовоспитание так как в его структуре помимо традиционных отношений «субъект-объект» (педагог -воспитуемые) имеют значение, а в иных социально-культурных ситуациях преобладают взаимовлияния внутри коллектива, педагогическое влияние лидера, социальную микросферу и ближайшее окружение так же можно рассматривать в качестве воспитательного фактора Таким образом, добровольность, организованное взаимовоспитание, вариативность взаимодействия субъекта и объекта определяют специфику и назначение педагогического процесса в досуговой сфере. Сущностной характеристикой педагогического процесса является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность Педагогический процесс как целостность может быть рассмотрен с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему. Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных целью духовного и творческого развития личности. Основные компоненты педагогического процесса в досуговой сфере, субъект педагогического воздействия, объект педагогического воздействия, методика или программа педагогического воздействия Каждый из компонентов подразделяется на ряд составляющих его элементов. Субъект педагогического процесса - это источник организационного, воспитывающего развивающего влияния на личность. Субъект социально-культурной деятельности в сфере досуга многообразен по составу: менеджеры, руководители творческих досуговых коллективов и любительских объединений, лидеры групп, актив и совет, ситуативный субъект воздействия (незапланированное, стихийно возникающее в аудитории педагогическое воздействие). Субъект сочетает в себе как профессиональную, так и непрофессиональную педагогическую деятельность. Объект педагогического процесса - это аудитория социально-культурных форм, которая подразделяется на массовую, групповую личность как объект воздействия. В работе с каждым типом аудитории необходимо выстраивать направленное воздействие исходя из специфических признаков, отражающих их природу. Если групповая аудитория отличается стабильностью состава, общим предметом деятельности, большей однородностью, наличием цели совместной деятельности и близкими социально-культурными интересами, то массовая аудитория неоднородна, нестабильна, ситуативна, и связи внутри нее часто (временны и неустойчивы Соответственно, разрабатывая методику субъект должен учитывать эти параметры, чтобы воздействие было адресным. Программа или методика педагогического воздействия - это совокупность средств, форм и методов, объединенных педагогической целью. Цель - это мысленная модель будущего результата деятельности; проектируемые качеств, которые необходимо развить в ситуации социально-культурной деятельности. Процесс управления в любой сфере начинается с определения и постановки цели. Цель педагогического воздействия - есть желаемое возможное, состояние системы, которое должно быть достигнуто Формирование цели является начальным этапом в процессе управления социально-культурной деятельностью. Осознание и формулирование цели есть целеполагание. Целеполагание выступает как предвосхищение результатов социально-культурной деятельности. Цель носит субъектно-объектный характер, так как она задается конкретными жизненными обстоятельствами, а формулируется и решается педагогом. В деятельности культурно-досуговых объединений различают цель-процесс и цель-результат Цель-процесс рассчитана на длительную перспективу и носит долговременный, стратегический характер (например, цели, направленные на художественное развитие личности). Цель-результат направлена на достижение конкретного практического результата (например, постановка спектакля или организация выставки). Педагогический процесс в досуговом коллективе иди любительском объединении предъявляет собой единство данных видов целей, их диалектическую взаимосвязь. Специфика досуговой сферы такова, что при постановке цели, разработке программы необходимо ориентироваться на активность аудитории, ее самостоятельность; рассматривать объект педагогического воздействия как личность равную себе, своего союзника. Активизация деятельности объекта воспитания - необходимая сторона педагогического процесса Наличие прямой и обратной связи в равной мере, в системе педагогического процесса определяет его специфику. Цель педагогического воздействия может быть разъяснена объекту воспитания, что сделает более продуктивным процесс формирования личности. Система целей воспитания выступает как определенная программа деятельности и по мере развития личности является средством активизации ее поведения. С позиции объекта цель воспитания должна рассматриваться как некоторая программная линия саморазвития (самовоспитание, самообразование). Такое положение является характерным для системы управления воспитательным процессом, в котором принимают участие две активизирующие силы - субъект и объект воздействия. Педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности. Педагогическая задача - это педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Содержание педагогического процесса - это интеллектуально-логическая, художественно-образная информация, которая организуется определенными способами и является основой смыслового движения от целей педагогического процесса к его результатам. Методы педагогического воздействия - способы педагогического воздействия. Согласно философскому определению методы - это способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта. Методы социально-культурной деятельности - система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросоздающих задач. Методы социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: 1. Методы информационно-просветительные: изложение; разъяснение; комментирование; обобщение; демонстрация; упражнение. 2. Методы воспитательные: убеждение; пример: поощрение; порицание; внушение; заражение; требование. 3. Методы организационные, стимулирующие социально-культурную активность: соревнование; игра; конкурс; критика и самокритика; перспектива. 4. Методы социологического исследования объекта: наблюдение; анкетирование; интервью: изучение документации. эксперимент. Все группы методов используются в педагогическом процессе досуговой сферы как способы направленного и опосредованного воздействия субъекта на объект; также эти методы используются при налаживании обратной связи в педагогической системе (от объекта - к субъекту). Средства педагогического воздействия - это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются менеджером социально-культурной деятельности для достижения поставленной цели Средства сами по себе, по своей сути не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-то цели Средства социально-культурной деятельности - это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры. Ведущие средства социально-культурной деятельности: живое слово, искусство, образ. средства массовой информации; средства наглядной агитации и пропаганды; технические средства звукозаписывающая, звуковос производящая, проекционная и иная аппаратура и т.д. Выбор средств и методов влияют на разработку формы педагогического воздействия. Под формой социально-культурной деятельности в самом общем смысле понимаются способы отражения социальной действительности и влияния на нее путем включения личности в социально-культурную деятельность Форма - это внешнее выражение содержания, его структура Понятие формы в досуговой сфере существует в двух вариантах. Форма как способ организации содержания, смысловое и художественно-образное решение и воплощение замысла (тематический вечер, театрализованный конкурс, клубная гостинная, вечер отдыха, вечер-юбилей, празднник и т.д.), и форма. как организация людей в специальную досуговую структуру, досуговое объединение, досуговый коллектив. Формы социально-культурной деятельности различаются в зависимости от числа участников, вовлеченных во взаимодействие и выступающих первоначально как его объект, от степени однородности аудитории (по ряду признаков); от наличия или отсутствия специальной досуговой структуры, стабильно организующей людей на длительное время. Основные формы этого ряда таковы массовые, групповые, индивидуальные В заключении остановимся на закономерностях методики педагогического процесса в досуговой сфере Ведущей закономерностью является неразрывная связь социальных и педаго гич еских задач. Эта закономерность тесно связана со всеобщим методическим принципом соответствия формы содержанию Одно из вытекающих отсюда правил может быть сформулировано так: прежде чем организовать мероприятие, нужно осмыслить идею, затем найти для нее форму Форма, в свою очередь, должна иметь социальную результативность и педагогический эффект. Вторая закономерность методики - включение личности в социально-культурную деятельность в наиболее активной форме Следующая закономерность - сочетание воспитания. в заимовоспитания и самовоспитания Отсюда — принцип единства и взаимопревращения объекта и субъекта Соответствующие правила и приемы призваны обеспечить условия для усиления формирующего взаимовлияния участников социально-культурного процесса, стремление к саморазвитию Прямые межличностные контакты также могут представлять собой закономерность методики, применяемой в досуговой сфере. Соответственно отметим ряд методических правил создавать условия для культурного общения, расширять привычный круг межличностных контактов, развивать общение на базе высших видов человеческой деятельности — творческой, поисково-исследовательской и т.д. И, наконец, еще одна закономерность соединение в социально-культурной деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических факторов. Эта закономерность обусловлена тем. что помимо других сфер социально-культурная деятельность протекает в свободное время. Следовательно, она должна удовлетворять потребность в занятиях, обеспечивающих разрядку и отдых, но при этом должно осуществляться активное утверждение социально-прогрессивных форм жизнедеятельности. Таким образом, взаимосвязь таких компонентов педагогической системы: субъект, объект, программа или методика (цель, задачи, содержание, средства, формы, методы) - порождают реальный педагогический процесс в досуговой сфере как динамическую систему через которую осуществляется социально-культурная деятельность. Динамика педагогической системы заключается в движении от «субъектно-объектных» отношений, к «субъектно-субъектным», когда при определенных условиях «объект» в своем развитии достигает качественного изменения, поднимается на более высокий уровень. Утверждение «субъектно-субъектных» отношений в качестве основной цели педагогического процесса выявляет гуманистическую направленность социально-культурной деятельности.
Эл.ссылки: http://www.moluch.ru/archive/34/3836/ http://yaro-nik.narod.ru/ http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-paradigmy-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti http://www.dissercat.com/content/istoriografiya-pedagogicheskoi-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti-vtoraya-polovina-khkh Список литературы: 1. Киселева, Т. Г. Социально - культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с. 2. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие для вузов / ред. Е. И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: Издательство ООО «Наука-бизнес-общество», 2011. – 512 с. 3. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с. 4. Стрельцов, Ю. А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие/Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова; Московский государственный университет культуры и искусств. - М., 2008. - 272 с. 5. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник /Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с. 6. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с. Задание для самостоятельной работы: 1. Обоснуйте специфику социально-культурной деятельности по сравнению с педагогической деятельностью. 2. Дайте характеристику содержанию и структуре социально-культурной деятельности. Словарь основных терминов СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это источник организационного, воспитывающего развивающего влияния на личность. ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это аудитория социально-культурных форм, которая подразделяется на массовую, групповую личность как объект воздействия. ПРОГРАММА ИЛИ МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - это совокупность средств, форм и методов, объединенных педагогической целью. ЦЕЛЬ - это мысленная модель будущего результата деятельности; проектируемые качеств, которые необходимо развить в ситуации социально-культурной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это интеллектуально-логическая, художественно-образная информация, которая организуется определенными способами и является основой смыслового движения от целей педагогического процесса к его результатам. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - способы педагогического воздействия. Согласно философскому определению методы - это способы практического или теоретического освоения действительности, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросоздающих задач. СРЕДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ - это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются менеджером социально-культурной деятельности для достижения поставленной цели. СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды, идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей, вовлечение их в мир культуры, в процесс создания, освоения, сохранения, распространения и дальнейшего обогащения ценностей культуры. Тема №3 Лекция №1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|