Задание для самостоятельной работы
1. Каковы основные методы социально-культурной деятельности, используемые в практической деятельности учреждений культуры и досуга? 2. Что вы понимаете под методами социально-культурной деятельности и чем метод отличается от методики? 3. Каковы же этапы воспитательного процесса в культурно-досуговом учреждении? Словарь основных терминов СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия на сознание и чувства людей, включенных в систему культурно-досуговых занятий, т.е. то, с помощью чего активные работники учреждений культуры и члены клубных объединений достигают поставленных целей. ФОРМЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - виды культурно-досуговых общностей (организационные формы), а также конкретные информационно-просветительные и воспитательные акции, рассчитанные на массовую или по каким-либо признакам дифференцированную аудиторию (методические формы). МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это пути и способы достижения поставленных целей работниками социально-культурных учреждений и общественным активом. Тема №7 Лекция №1 СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ План лекции: 1. Общественно-политическое направление 2. Историко-культурного движения на современном этапе 3. Особенности нравственного направления 4. Физкультурно-оздоровительное направление в социально-культурной деятельности 5. Художественное и эстетическое направление Текст лекции №1 Содержание социально-культурной деятельности является формой интеграции основных направлений. На характер и содержание культурно-досуговой деятельности оказывает влияние не только социокультурная ситуация в обществе, но и процессы, наблюдаемые в системе непрерывного образования и воспитания.
Общественно-политическое направление является одним из самых основных и приоритетных в деятельности учреждений социально-культурной сферы и мы можем наблюдать совершенствование его в учреждениях культуры и досуга. Среди основных задач в последнее время отмечается: формирование политической и экономической культуры населения; активное привлечение населения регионов к общественной и государственной жизни страны; развитие позитивных социально-политических инициатив граждан и создание организационно-правовых условий для самореализации личности в сфере общественно-политической деятельности. Основными задачами историко-культурного движения на современном этапе являются: привлечение населения для участия в охране и освоении историко-культурной, экологической среды своего региона; сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе непосредственного контакта с историей и культурой; выявление, изучение и охрана уникальных историко-культурных территорий, музейных, архивных, художественных и коллекционных фондов; создание альтернативных форм общения и взаимодействия культурно-досуговых и религиозно-культовых учреждений в утверждении и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей. В последнее время историко-культурное движение получило новый импульс развития, что связано прежде всего с возрастающей тревогой за судьбы национальных культур, ростом национального самосознания как представителей коренных национальностей, так и различных этнических групп населения, проживающих за пределами своих национально-государственных образований. Основными особенностями нравственного направления являются: приоритетная роль нравственных начал народной педагогики; акцент на интерес, инициативную деятельность различных групп населения региона; развитие культурной активности. Основной акцент в сфере нравственности необходимо делать на поиске методов ненасильственного развития личности, возвращения человека к нравственным ценностям, идеалам добра, справедливости, милосердия. Важной целью культурно-досуговых учреждений должно стать распространение идей мирного устройства жизни, способов преодоления конфликтных ситуаций. Для этого необходимо расширять движения милосердия и создавать клубы социальной и психологической помощи.
Физкультурно-оздоровительное направление в социально-культурной деятельности не находит еще должного развития, но наиболее общая проблема в рамках данного приоритета – возрастание информационных и эмоциональных нагрузок и вызванное этим ухудшение физического и психического самочувствия, повышенная тревожность, отчужденность. Работа культурно-досуговых центров должна строиться в тесном взаимодействии с учреждениями физкультуры и спорта, общеобразовательными школами, парками, стадионами и т.д. Основными формами организации досуга должны являться Дни здоровья, программы выходного дня, спортивные соревнования и многое другое. Формами культурно-досуговых программ могут быть – клубы психологического тренинга и аутотренинга, йоги, китайских гимнастик, клубы знакомств и другие, которые направлены на развитие навыков психической саморегуляции, гармонизации психики, выработку навыков успешного взаимодействия человека с другими людьми. Высокая эффективность у культурно-досуговых учреждений, которые строят свою работу с ориентацией на семью. Здесь наиболее популярными следует назвать такие мероприятия, как «Папа, мама, я - спортивная семья», «Всей семьей на стадион», «Стадион под окнами», «Страна Спопртландия» Художественное и эстетическое направления являются одними из самых главных в настоящее время, и культурно-досуговые программы в этих направлениях должны решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности, создавать условия для регулярного приобщения в первую очередь детей и молодежи к художественным ценностям. Основными целями в данных направлениях являются: развитие традиций народной культуры, создание условий для культуротворчества населения, возрождение и пропаганда фольклора, народного творчества, художественных промыслов и ремесел, поддержка мастеров и семейных династий в прикладном искусстве; создание условий для контактов с художественными ценностями и активного восприятия художественных произведений; возрождение местных народных традиций.
Основной акцент необходимо делать на развитие самодеятельного художественного творчества населения и использование резервов неорганизованной самодеятельности для пропаганды традиционных видов и жанров художественного творчества, особенно прикладного характера. Содержание социально-культурной деятельности рассматривается и анализируется в самых различных аспектах. Наиболее распространенным является анализ содержания деятельности клуба, парка, музея, библиотеки с точки зрения рас крытая в ней основных направлений воспитания в их органическом единстве и взаимодействии. Содержание социально-культурной деятельности практически совпадает со всей совокупностью задач воспитания, поскольку оно охватывает деятельность не только культурно-досуговых учреждений, но и других социальных институтов общества, в связи с этим надо четко представлять сущность содержания именно социально-культурной деятельности. Суть данного воспитания состоит в построении таких взаимосвязей личности с обществом, которые обеспечивают социализацию личности, т.е. овладение человеком совокупностью общественных норм и отношений к окружающему миру, к обществу, к социуму и к самому себе. Становление личности происходит под влиянием как внутренних, так и внешних сил. При этом мы оговариваем, что развитие человека не заканчивается в период взросления, а продолжается всю жизнь. Воспитательная работа применительно к этому процессу выполняет функцию педагогического управления развитием личности. Воспитание ведет, насыщает развитие личности посредством его содержания.
Для того, чтобы сделать воспитание личности в клубных условиях более эффективным, надо учитывать не только общевоспитательные, но и специфические клубные закономерности, в самой сложной обстановке видеть связь между промежуточными и конечными целями. В то же время принципы - не готовые рецепты и универсальные средства. Это научные основы воспитательной работы, опираясь на которые социальный педагог может самостоятельно решать педагогические задачи, возникающие в конкретной ситуации. Эл. ссылки: http://www.moluch.ru/archive/34/3836/ http://yaro-nik.narod.ru/ http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-paradigmy-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti http://www.dissercat.com/content/istoriografiya-pedagogicheskoi-teorii-sotsialno-kulturnoi-deyatelnosti-vtoraya-polovina-khkh http://www.twirpx.com/file/445637/
Список литературы: 1. Киселева, Т. Г. Социально - культурная деятельность: учеб. / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с. 2. Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 1999. – 172 с. 3. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие для вузов / ред. Е. И. Григорьева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Тамбов: Издательство ООО «Наука-бизнес-общество», 2011. – 512 с. 4. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учеб. пособие / Ю. А. Стрельцов. - 2-е изд. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с. 5. Стрельцов, Ю. А., Стрельцова Е.Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие/Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова; Московский государственный университет культуры и искусств. - М., 2008. - 272 с. 6. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник /Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с. 7. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория: Монография. - М.: МГУКИ, 2000. - 204 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|