Ордерная диагностика корпоративной культуры торгового предприятия «А»: уровни генерального директора
Общая схема диагностики включает в себя четыре уровня:
1) уровень личности лидера организации (выявление базовых параметров стандарта корпоративной культуры);
2) уровень генерального директора предприятия;
3) уровень управленческой команды предприятия (руководители филиалов и отделов);
4) уровень исполнительского персонала отделов.
В данной организации первый уровень (эталонный) представлен должностной позицией председателя Совета директоров. Для наших целей выбрана должностная позиция генерального директора (2-1 из 4-х уровней).
Сущность применения методики состоит: а) в диагностике каждого уровня по двум позициям («как есть» и «как должно быть»), б) в сравнении результатов полученных на каждом уровне между собой и выявление рассогласованных с эталоном (1-ый уровень), в) в разработке мер по сближению позиций 2-4 уровней с позицией (видением/культурой) лидера.
Описание методики структурировано следующим образом:
а) принципы, лежащие в основе разработки диагностической процедуры;
б) методы получения результата;
в) описание концептуальной модели, лежащей в основе диагностической процедуры;
г) цель диагностики;
д) процедура;
е) бланки опросных листов;
ж) интерпретация опросных листов;
з) заполненнные генеральным директором опросные листы;
и) таблицы и графики с обработкой результатов;
к) описание результатов и их анализ.
Следует отметить. Что в тексте опросных листов используются специфические формулировки, характерные для языка данной корпоративной культуры.
Рассмотрим подробнее указанные выше позиции.
Принципы:
§ Системность.
§ Единство диагностики и изменения.
§ Сочетание количественных и качественных методов с акцентом на качественных.
Методы:
1. Опрос.
2. Индивидуальное и групповое интервью по результатом заполнение опросных листов.
3. Групповая дискуссия по обсуждению образа желательного состояния корпоративной культуры и способов ее изменения.
Описание концептуальной модели, лежащей в основе диагностической процедуры:
1. Организационная культура – это сложный социально-психологический порядок организационно-управленческих взаимодействий, регулируемых смысловыми системами участников.
2. Этот порядок задается двумя параметрами.
а) доминирующим типом управленческого взаимодействия («родительским», «командирским», пастырским»);
б) структурой социопсихологического механизма порождения оргультуры (культура – социальное – взаимодействие – отношения – избирательные психологические связи – потребности и восприятие (оценка, убеждение) – смысл).
3. Целостная структура развитой оргкультуры содержит в себе три пропорционально развитых субордера: «семейный» (33%), «армейский» (33%), «религиозный» (33%).
Структура и содержание каждого субордера и оргкультуры в целом задаются моделями управленческого взаимодействия («родительской», «командирской», «пастырской»).
Цель диагностики:
1) Выявить структуру и содержательное наполнение корпоративной культуры предприятия «А»:
а) на уровне лидера;
б) на уровне руководителя структурного подразделения;
в) на уровне сотрудников отдела.
2) Сравнить полученные результаты между собой.
3) Выявить совпадения и рассогласование в культурных стандартах.
4) Наметить пути ликвидации рассогласований с уровнем культуры лидера.
Процедура:
§ Используя шкалу от 0 до 10 баллов проставить в узкой колонке напротив каждого утверждения, маркированного буквой, балл.
§ Пункт заполнить при помощи компактного образа метафоры (например, «спортивная команда», «дачный кооператив» и т.п.).
Подсчет результатов производится путем сложения баллов в каждой строке. Полученные цифровые данные должны подкрепляться результатами интервью, бесед и наблюдения.
Опросный лист № 1
I. Функциональный смысл деятельности
№№
п\п
| В настоящее время
|
| Должно быть
|
|
I. Руководители заботятся прежде всего:
|
а)
| О сотрудниках
|
| О сотрудниках
|
|
б)
| О результатах производственной деятельности
|
| О результатах производственной деятельности
|
|
в)
| О соответствии умонастроения и поведения сотрудников имеющимся на предприятии целям, ценностям и правилам
|
| О соответствии умонастроения и поведения сотрудников имеющимся на предприятии целям, ценностям и правилам
|
|
г)
| Как о сотрудниках, так и о результатах их деятельности
|
| Как о сотрудниках, так и о результатах их деятельности
|
|
д)
| Как о результатах деятельности, так и о соответствии умонастроения и поведения сотрудников имеющимся у предприятия целям, ценностям и правилам
|
| Как о результатах деятельности, так и о соответствии умонастроения и поведения сотрудников имеющимся у предприятия целям, ценностям и правилам
|
|
е)
| Другое.
|
| Другое.
|
|
Опросный лист № 2
II. Убеждения
№№
п\п
| В настоящее время
|
| Должно быть
|
|
II. Я считаю, что:
|
Об организации
| а)
| Предприятие - второй дом.
|
| Предприятие – второй дом.
|
|
б)
| Предприятие – передовая на фронте экономической войны.
|
| Предприятие – передовая на фронте экономической войны.
|
|
в)
| Предприятие – круг людей, в работе с которыми обретаешь смысл жизни и постоянно совершенствуешься.
|
| Предприятие – круг людей, в работе с которыми обретаешь смысл жизни и постоянно совершенствуешься.
|
|
г)
| Другое.
|
| Другое.
|
|
Об отношении к организации
| а)
| Предприятие – организация, к которой я испытываю чувство благодарности.
|
| Предприятие – организация, к которой я испытываю чувство благодарности.
|
|
б)
| Предприятие – организация, которую я уважаю.
|
| Предприятие – организация, которую я уважаю.
|
|
в)
| Предприятия – организация, которая для меня почти как религия (смысл моей жизни).
|
| Предприятия – организация, которая для меня почти как религия (смысл моей жизни).
|
|
г)
| Другое.
|
| Другое.
|
|
Об отношении организации к сотрудникам
| а)
| Предприятие – организация, которая поддерживает меня.
|
| Предприятие – организация, которая поддерживает меня.
|
|
б)
| Предприятие – организация, которая «применяет» меня для решения профессиональных задач.
|
| Предприятие – организация, которая «применяет» меня для решения профессиональных задач.
|
|
в)
| Работа – это смысл моей жизни.
|
| Работа – это смысл моей жизни.
|
|
г)
| Другое.
|
| Другое.
|
|
№№
п\п
| В настоящее время
|
| Должно быть
|
|
II. Я считаю, что:
|
Об отношении к работе:
| а)
| Работа – это большая, но не единственная часть жизни.
|
| Работа – это большая, но не единственная часть жизни.
|
|
б)
| Работа – это захватывающая борьба с нерешенными задачами.
|
| Работа – это захватывающая борьба с нерешенными задачами.
|
|
в)
| Работа – это смысл моей жизни.
|
| Работа – это смысл моей жизни.
|
|
г)
| Другое.
|
| Другое.
|
|
Об отношении к вышестоящим руководителям:
| а)
| Мои руководители учат и поддерживают меня.
|
| Мои руководители учат и поддерживают меня.
|
|
б)
| Мои руководители ставят мне задачи и требовательно спрашивают за результаты:
|
| Мои руководители ставят мне задачи и требовательно спрашивают за результаты:
|
|
в)
| Мои руководители помогают мне становится более сильным специалистом и более зрелой личностью.
|
| Мои руководители помогают мне становится более сильным специалистом и более зрелой личностью.
|
|
г)
| Другое.
|
| Другое.
|
|
Об отношении к коллегам:
| а)
| Равные со мной по положению в организации понимают и эмоциональной поддерживают меня.
|
| Равные со мной по положению в организации понимают и эмоциональной поддерживают меня.
|
|
б)
| Равные со мной по положению в организации сосредоточены на решении своих задач.
|
| Равные со мной по положению в организации сосредоточены на решении своих задач.
|
|
в)
| Равные со мной по положению в организации являются моими соратниками и единомышленниками и в жизни, и в работе.
|
| Равные со мной по положению в организации являются моими соратниками и единомышленниками и в жизни, и в работе.
|
|
г)
| Другое.
|
| Другое.
|
|
Об отношении к подчиненным:
| а)
| Мои подчиненные – это младшие братья и сестры (порой дети), с которыми приходится много «возиться», чтобы они делали необходимое.
|
| Мои подчиненные – это младшие братья и сестры (порой дети), с которыми приходится много «возиться», чтобы они делали необходимое.
|
|
б)
| Мои подчиненные – это мои солдаты, которые точно и быстро должны выполнять мои приказы.
|
| Мои подчиненные – это мои солдаты, которые точно и быстро должны выполнять мои приказы.
|
|
в)
| Мои подчиненные – это поверившие мне и идущие вместе со мной по профессиональному и жизненному пути соратники.
|
| Мои подчиненные – это поверившие мне и идущие вместе со мной по профессиональному и жизненному пути соратники.
|
|
г)
| Другое.
|
| Другое.
|
|
Об отношении к организационным правилам:
| а)
| Основные правила предприятия:
- Принятие друг друга.
- Взаимная поддержка.
- Терпимость друг к другу.
- Лояльное отношение к организации.
|
| Основные правила предприятия:
- Принятие друг друга.
- Взаимная поддержка.
- Терпимость друг к другу.
- Лояльное отношение к организации.
|
|
б)
| Основные правила предприятия:
- Дисциплинированность.
- Подтянутость.
- Функциональность отношений и распоряжений.
- Субординация.
|
| Основные правила предприятия:
- Дисциплинированность.
- Подтянутость.
- Функциональность отношений и распоряжений.
Субординация.
|
|
в)
| Основные правила:
- Единомыслие и единодушие.
- Стремление к совершенству во всем.
- Постоянное завоевание все новых сторонников.
- Максимальное совпадение того, что нам нравится и того, какими мы являемся (совпадение наших идеалов и нашего поведения).
|
| Основные правила:
- Единомыслие и единодушие.
- Стремление к совершенству во всем.
- Постоянное завоевание все новых сторонников.
Максимальное совпадение того, что нам нравится и того, какими мы являемся (совпадение наших идеалов и нашего поведения).
|
|
г)
| Другое.
|
| Другое.
|
|
Опросный лист № 3
Воспользуйтесь поиском по сайту: