Методы ордерной диагностики организационной культуры
Диагностика (от греч. diagnosticos – способный распознавать) определяется в общем смысле слова как установление и изучение признаков, характеризующих состояние системы для предсказания возможных отклонений в ее функционировании [Совр. сл. Иностр. Слов, С. 196]. В «Словаре практического психолога» [Словарь практ. психолога, Минск, 1997] даются два знания понятия «психологическая диагностика»: «1. Установление диагноза психологического описания состояния объектов, коими могут выступать в различных отношениях отдельная личность, группа или организация. <…>. 2. Область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности» [Словарь практ. пс., С. 142]. Соответственно, ордерная диагностика организационной культуры есть описание состояния различных системных уровней и отдельных элементов организационно-культурной системы при помощи широкого класса ордерных моделей. Как отмечалось ранее, ордерная диагностика максимально сближена с процедурами и методами изменения организационной культуры, в ряде случаев прямо тождественна им и является методом организационной культуры в процессе своего применения. В соответствии с методологическим принципом радикальной (когнитивной) плюральности в ордерной диагностике: а) используется широкий набор методов из различных подходов, б) модицифируются известные методы и в) разрабатываются собственные методы. Методы применяются избирательно в соответствии со стоящей задачей, спецификой ситуации, особенностями групп и отдельных людей. Применяемые методы ордерной диагностики можно классифицировать по критерию признака (формальные признаки различения методов и содержательные признаки различения методов).
Представим классификации методов ордерной диагностики по формальному признаку: I. Методы: а) диагностики; б) аутодиагностики. II. Методы: а) индивидуальные; б) командные; в) организационные. III. Методы: а) диагностики «внешнего» порядка; б) диагностика «внутреннего» порядка; в) диагностика совмещенных аспектов «внешнего» и «внутреннего» порядков. IV. Методы: а) основные; б) поддерживающие (или вспомогательные). V. Методы: а) игровые; б) «трудовые». VI. Методы: а) рационально-рефлексивные; б) эмоционально-образные. Коротко прокомментируем данную классификацию. По I-ой группе методов: аутодиагностика (самоописание и самооценка) является ведущим методом диагностической работы в ордерных проектах. В процессе обучения отдельному человеку передаются модели, на базе которых заказчик изменения самостоятельно выполняет описание существующего состояния и дает ему оценку. Метод и умение использовать его самостоятельно являются полученными в ходе проекта специальными результатами. Методы диагностики являются латентными приемами мониторинга ситуации и ее субъектов со стороны консультанта и неочевидны (либо не актуальны) для заказчика. По II-ой группе методов: данная группа отражает классический системный подход к диагностике организационной культуры. В ордерном подходе обычно применяется следующая последовательность выполнения: а) описание существующего состояния (СС) организационной и организационно-культурной системы лидером организации, б) описание СС лидера, в) описание СС управленческой команды, г) описание СС организационно-культурной системы. По III-й группе методов: существует различие между методами диагностики «внешних» аспектов организационно-культурного порядка (уровень организации и ее культурных субордеров) и между методами диагностики «внутренних» аспектов организационно-культурного порядка (уровень личности и сотеринг). Особое место занимает система матричных моделей, позволяющая делать оценочные описания совмещенных аспектов «внешнего» и «внутреннего» порядка.
По IV-й группе методов: Это методы аутодиагностики и диагностические таблицы, используемые заказчиком и консультантом. Все остальные методы считаются поддерживающими (вспомогательными), поскольку обладают диагностическим потенциалом, не являясь в строгом смысле слова методами диагностики. По V-ой группе методов: игровые методы используются в специальных условиях в свободное от производственной деятельности время. «Трудовые» методы диагностики связаны с изучением профессиональной деятельности (её организации, процессов, документации, взаимодействия и т.д.) в реальных, естественных условиях. Таким образом, акцентируется внимание на диагностическом потенциале собственно производственной деятельности (производственная деятельность понимается широко как производство товара, услуги и в материальном и в нематериальном смысле слова). По VI-ой группе методов: к рационально-рефлексивным относятся все методы, за исключением первых и метафорических. Другой способ классификации методов ордерной диагностики выполнен по критерию содержательного признака: I. Наблюдение (в игровых условиях: в производственных условиях). II. Беседа (в формате консультативных сессий; в формате работы с диагностическими таблицами). III. Работа с документами (разработка документов; анализ документов). IV. Опрос. V. Групповая диагностика (по элементам организационной культуры; по типам организационной культуры). VI. Метафорическое моделирование (метод метафорического моделирования управленческого взаимодействия; метафорическая визуальная репрезентация существующего и желательного состояний; метафорическая комплексная репрезентация существующего состояния; ордерные тренинги как прием «совмещения с метафорой). VII. Игровое моделирование (моделирование бизнес-процессов, управленческого взаимодействия, стратегических решений и т.д. Выполняется: а) в помещении, б) в природных условиях, в) в смешанных условиях). В ряде случаев совместимо с метафорическим моделированием, например, - ордерные тренинги).
VIII. Сотериологические методы (аутодиагностика при помощи «сотериологического круга» (включает модифицированные методы психосинтеза и др.), сотериологические игры). IX. Корпоративные мероприятия (совещения, презентации, праздники, спортивные соревнования, специальные ордерные мероприятия – церемонии, ритуалы и т.д.). Кроме того, в ордерных программах используются различные дополнительные методы, давно и хорошо зарекомендовавшие себя в практике социально-психологических тренингов-психогимнастика, синемалогия, восточные единоборства и др. Результатом ордерной диагностики: На уровне «внешнего» порядка – а) определение доминирующего субордера и его состояния, б) определение желательного состояния доминирующего субордера, в) определение «зоны ближайшего субордерного развития» - какой ордерный аспект подлежит развитию; На уровне «внутреннего» порядка – а) определение состояния В6; б) определение проблемных зон в управленческом взаимодействии (посредством сотериологических игр). Таким образом, ордерная диагностика организационной культуры, будучи плюралистичной по своим методам, тем не менее жестко ориентирована на содержательную и формальную параметристику ордерной модели организационной культуры и ордерное понимание организационной культуры как сложного социально-психологического порядка, регулируемого смысловыми системами участников взаимодействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|