Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика основных категорий педагогики. Проблема взаимодействия педагогической науки и практики.




Педагогика как наука, методология педагогики, методы научно-педагогического исследования, методологическая культура учителя. Зарождение педагогики как науки. К.Д. Ушинский – основоположник русской научной педагогики, его статья «О пользе пед. литературы».

Педагогика как наука – это сфера человеческой деят-ти, в кот-ой добываются, осмысливаются, систематизир-ся объективн. знания о действительности. это наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Признака педагогики как науки: у нее есть предмет, объект, задачи, методы исследования, категориальный аппарат.

Объект педагогики – воспитание, а ее предмет – это те отношения, которые возникают в сфере воспитания.

Задачи исследования: 1) вскрытие закономерн-ей обуч-я и восп-я;2) обобщение практ-го опыта; 3) прогнозир-е образ-я.

П. как наука имеет отрасли: 1) П. школы; 2) андрогогика (для взросл); 3) спец. педагогика; 4) сравнительн. П; 5) история П. и др.

Методология педагогики - система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Методология – система методов пед. исследования.

Группы методов: 1) теоретические (анализ, сравнение, синтез, сравнение, обобщение, моделирование); 2) эмпирические (беседа, наблюдение, анкетирование, анализ продуктов деят-ти, пед. экспер-т)

Основные три методологические учения в педагогике: системный, личностный и деятельностный подходы. Системный подход означает рассмотрение учебно-воспитательных процессов с позиций теории систем. Личностный подход в педагогике основывается на философско-психологических теориях личности и состоит в признании активной природы человека. Деятельностный подход в педагогике означает взгляд на педагогические процессы с позиций теории деятельности. Методологическая культура – особая культура научного мышления, базой которого являются методологические знания и опыт рефлексии (самосознания профессионала, который пытается понять свою деятельность). Методологическая культура ученого и учителя, по мысли В.В. Краевского, отличается тем, что первый получает, «производит» научные педагогические знания, а второй использует их в своей педагогической практике: при проектировании педагогического процесса, формулировании и решении педагогических задач и т.д.

И педагогика, и психология первоначально существовали как разделы философии, от которой вначале отпочковалась педагогика, а затем и психология. Первое упоминание о школе обнаружено в древнеегипетских папирусах за 2,5 тыс. лет до н. э. Свое название педагогика получила от функции, которую в Древней Греции исполняли рабы, специально приставленные к детям из аристократических семей. Этим рабам родители поручали присмотр за своими детьми, когда те шли к учителям, либо на прогулках. Их называли педагогами. Позже данный термин закрепился за всем связанным с обучением и воспитанием подрастающего поколения, а затем стал обозначать и собственно науку. Окончательное выделение педагогики в самостоятельную науку завершилось с выходом трудов выдающегося чешского мыслителя-гуманиста, педагога и писателя Яна Амоса Коменского (1592–1670) и, прежде всего, его основополагающего труда – «Великая дидактика» изданного в 1657 г. Именно в этой книге были разработаны основные вопросы теории и практики учебной работы с детьми. К.Д. Ушинский (1824-1870), Тула, закончил Моск универ, юрид фак-т. В пед науке, указал, что пед-ка основана на использ-и законов анатомии, физиол-и, псих., филос-и, истор и др наук, д открывать законы В., + против эмпиризма в пед-ке, т.к. недостаточно основ-ся на опыте воспит работы, за единство теории и практики. Гл – усвоить принципы и конкр правила воспит работы, нужно вооруж-ся знанием основ законов чел природы, + уметь применять. У стремился исходить из опыта, больш значение – наблюдению. Процесс долж. строиться на принципах: сознат-ти и активности, наглядности, последов-ти, доступности, прочности. У- учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис – двуединство обучения и воспитания. В стенах Гатчинского сирот. института обнаружил архив одного из прежн. директоров инст-та Е.О. Гугеля, в кот-м он нашел полн. собр-е пед. книги. Под влиянием этих идей, написал свою первую пед статью «О пользе педагогической литературы» (1857). К.Д. Ушинский показал, бедность пед лит-ры, взаимосвязь теории и практики, параллель между медиц и П., оба они явл-тся искусством, пед. пратика без теория – знахарство в медицине, педагогу недостаточно усвоить принц. и конкр. правила восп. работы, но нужн еще и знания осн. законов чел. природы.

Характеристика основных категорий педагогики. Проблема взаимодействия педагогической науки и практики.

Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Основными категориями педагогики являются: обучение; воспитание; образование; развитие; самообразование; педагогический процесс; педагогическая система; педагогическая деятельность; педагогическая технология; педагогическое взаимодействие.

Образование - процесс и результат формирования у учащихся системы научных ЗУН, развитие творч. сил, и способностей, формирование взглядов и убеждений.

Обучение – это совместная деят-ть учителя и учащихся, направленная на решение учебно-воспитательных задач.

Воспитание – в шир. соц. – воздействие на человека всей окр. действительности; в шир. пед. смысле воздействие на воспитанника всех организованных целенапр-х факторов; в узк. пед. – воспитание как организ-й, целенапр. процесс в опр. направлении (нравст., труд.); в узк. конкр. воспитание опр. кач-в, свойств личности (гуманизма, толерантности)

Категория социализации – процесс и рез-т включения растущего чел-ка в общ-во благодаря усвоению им соц. опыта, накопленного культурой и более или менее актив. его воспроизводству.

Воспитание. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В шир. соц. смысле воспитание – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. В шир. пед. смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. Развитие – это объективный процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека, освоение им внутреннего – индивидуально-психологического и внешнего – общечеловеческого (культурного богатства) потенциалов возможностей. Можно выделить развитие физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации человека по усвоению опыта поколений, направленная на его собственное развитие посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), целью которого является передача педагогами и освоение учащимися социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной (профессиональной) деятельности, направленный на реализацию целей образования.

Педагогическая технология – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на решение педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т. д.

Педагогическое взаимодействие представляют собой прямые или косвенные преднамеренные контакты педагога с воспитанником, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка к окружающему миру.

Для педагогики как науки – одновременно фундаментальной и прикладной – принципиальное значение имеет проблема взаимосвязи и взаимозависимости педагогической теории и практики. Педагогическая теория возникла из практических потребностей воспитания и обучения детей. Родившись на основе широкой воспитательной практики и опыта, педагогика накопила обобщенные знания, позволяющие ей управлять самим воспитательским опытом и изменять его в соответствии с требованиями общественной жизни. Педагогика неразрывно связана с практикой и непосредственно служит ей. Она представляет собою идеальную сторону практики. К. Д. Ушинский придавал огромное значение развитию педагогической теории и практики в их единстве. Он указывал на вредность как голого практицизма, так и беспочвенного теоретизирования. Важен не сам по себе опыт, считал он, а мысль, выведенная из него. Существует три уровня подхода к проблемам теории и практики, отношений педагогической науки и опыта. 1) уровень – эмпирический. Практика опережает теорию. Орган-я педагогической наукой активных поисков лучшего опыта, в описании распространении этого опыта через печать, органы народного образования, научно-практические конференции и другие формы общения педагогов. 2) - уровень подхода к проблеме соотношения педагогической науки и практики заключается в идее опережения педагогической теорией практики, перспективного развития педагогического опыта на основе широкого внедрения данных педагогической науки. Здесь подчеркивается ведущая роль науки по отношению к практике. К массам учителей предъявляется требование освоения достижений передовой науки. Это дает возможность самой теории развиваться, двигаться вперед на базе передового опыта, внедрения научных рекомендаций. Высший – 3) уровень взаимодействия теории и практики можно констатировать тогда, когда педагог, внутренне приняв ту или иную педагогическую идею, гипотезу, глубоко сознательно, творчески реализует ее, создает качественно новую ситуацию эффективного воспитания и обучения детей. Такой учитель, воспитатель, сознательно и творчески применяя педагогические научные идеи, превращает их из абстрактного обобщения, из общей теории в педагогическую реальность. Этот уровень подхода к проблеме соотношения теории и практики состоит в их равноправном творческом взаимодействии, опытно-экспериментальном преобразовании педагогической действительности с целью раскрытия новых закономерностей ее развития. Этот уровень взаимодействия возможен на базе систематического освоения учителем выводов педагогической науки, их внедрения и преобразования в индивидуальном опыте. Опережение педагогической теорией практики и их равноправное творческое взаимодействие представляют собой стороны единого процесса научно-педагогического познания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...