Структура и особенности современной системы образования в России. Основные направления развития школы и педагогики в начале XXI века. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
В настоящий момент в Российской Федерации действует Закон об образовании (1992 г., изменения и дополнения – 1996 г.), который регламентирует функционирование российской образовательной системы. Система обр-я – совокупность взаимодействующих, взаимосвязанных компонентов: обр. программ, сети обр. учреждений, органов управления обр-ем. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть: • государственными; • муниципальными; • негосударственными (частными либо находящимися в ведении общественных или религиозных организаций). Российская модель образования зарекомендовала себя в мире как одна из самых лучших. Для нее характерной чертой является неразрывная связь с глубокой фундаментальной наукой. Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить: 1. Учебно-воспитательные учреждения, как разновидности социальных организаций; 2.Социальные общности образования - педагоги и учащиеся; 3.Учебный процесс - как вид социо-культурной деятельности. Система образования может быть структурирована и по иным принципам, она включает в себя: непрофессиональное и профессиональное образование. Непрофессиональное образование охватывает - дошкольное воспитание, программы нач. общ. обр-я, пр-мы осн. общ. обр-я, прогр. средн. полн. обр-я, репетиторство. Профессиональное образование включает систему профессионально-технических училищ, средних специальные учебные заведений, высших учебных заведений (нач. проф., средн. проф. и высш. проф. обр-я), систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам – в учреждениях дополнительного образования детей. Национальная доктрина образования в РФ – основополагающий документ, устанавливающий приоритет обр-ия в госуд. политике, стратегия и основное направление его развития. отражает новые условия функционирования обр-ия, определяет направления совершенствования законодат-ва. цели и задачи обр-ия: сохранение и развитие национ. культуры, воспитание патриотов, граждан России с высокой нравственностью, уважительное отношение к язу, традициям, культуре др. народов; разностороннее разв-ие детей, формирование навыков самообразования, самореализация; организация уч процесса с учетом достижений науки; непрерывность образования; многообразие типов и видов образоват. учреждений, образов прог; индивидуализация образования; подготовка высокообразованных высококвалиф спецов; воспитание ЗОЖ, эколог воспитание. Основные задачи гос-ва: участие органов гос. власти в обеспечении деят-ти муницип. образоват. учреждений; светский хар-р образования; всесторонняя работа по сохранению жизни, здоровья и развитии детей; условия для получения всеми детьми основного общего образ-ия; ликвидация детской безграмотности; нормативное финансирование образов. учреждений; предоставление бесплатных учебников для уч-ся из социально уязвимых слоев населения.; создание условий для получения общего и проф. обрзования детьми-сиротами, инвалидами из малообеспеч. семей. Всем гражданам обеспечивается обшая доступность и бесплатность обра-я; дополнит образ-е для детей из малообеспеченных семей на основе фин поддержки.; общедоступное и бесплатн спец образ-е для лиц инвалидов. Соц обеспечение детей, студентов, аспирантов: защита жизни, сохранение здоровья, физ воспит-е школ-в, уч-ся, предоставление академ и соц стипендий, пособий – детям из малообеспеч семей; содействие трудоустр-ву. Концепция модернизации – прога перемен в образ сфере; новая философия образ-я, кот определяет его новые цели и ценности. 1. кач-во образ-я, 2. общедостпуность, 3. эффективность. гл метод – эксперимент. Предусматривает провести ряд экспериментов для детей от 2 -6 лет. Предусматривает переход к 12-летнему сроку обучения. Но если удастся обеспечить овладение уч-ся программн мат-лом, то за 11 лет; ЕГЭ для выпускников и поступающих в ВУЗы (простое и эффективн ср-во расширения высш образ-я); улучшение оплаты учителей, др работников образ-я.; прав-во одобрила док, кот предусматривает меры по увеличению финансирования образ сферы. На ближ 10 лет в проекте заложен ежегодный прирост ассигнований на нужды образ-я из федер бюджета в объеме 25%, а из бюджетов субъектов РФ – 10%. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010). В выступлении на церемонии открытия Года учителя Президент подчеркнул, что суть и смысл этого проекта – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. По словам главы государства, это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования. Главные цели: 1) переход на нов. обр. стандарты; 2) развитие системы поддержки талантливых детей; 3) совершенств-е учител. корпуча; 4) изменение школ. инфраст-ры; 5) сохр-е и укреп-е здоровья школьников; 6) расширение самост-ти обр. учреждений.
Ребенок как субъект и объект педагогического процесса. Проблема индивидуального развития личности, соц. и биол. факторов развития, его сил. Педагогическая антропология в России (К.Д. Ушинский, П.П. Блонский). Человек – это биолог. существо, кот-е отличается разумностью. Индивид – человек с только ему присущими особенностями. Личность – совокупность признаков, присущих отдельному организму и отличающих его о друг. организма. Личностью явл. только тот человек, который опр. образом взаимодействует с окр. средой и осознает свое место в мире. Процесс индивид. развития – это процесс колич-х и качест-х изменений, кот-е происходят в организме, сознании чел-ка от момента его рожения и до конца всей его жизни (процесс становления чел-ка членом чел. общ-ва).
Развитие личности хар-ся активностью ребенка. Активность выражается в стремлении изменить действительность, изменить себя и выразить свою активность в деят-ти. (Каптерев) Ребенок как объект педагогического процесса представляет собой индивидуальность, развиваемую и преобразуемую в соответствии с педагогическими целями. Ребенок как субъект педагогического процесса есть развивающаяся личность, наделенная естественными потребностями и задатками, стремящаяся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов и стремлений, способная к активному усвоению педагогических воздействий или сопротивлению им. Задачи восп-я: 1) оказать опр. воздействие на реб.; 2) учитывать его опр. особенности. Цель – превратить ребенка из объекта в субъект. Противоречия могут быть сняты, если воспитание (пед. процесс) учитывает 1) уровень акт. разв-я (что он знает и умеет); 2) ставить задачи в зону ближ. разв-я (то, что он может сделать с помощью взрослого) (Выготский Л.С.). Факторы: 1) наследственность (особенности физ. разв-я, высшей нервн. деят-ти, задатки, паталог. изменения); 2) среда. Макросреда – система обществ. отношений. Микросреда – отношения в семье. Среда – условие развития наследственности; 3) деятельность (в ней прояв-ся активн-ть реб-ка, сущ-ное влияние на разв-е природ дарований, через нее проявл-ся влияние среды на реб.); 4) через деят-ть реб. вступает в общение с миром, взрослыми; 5) воспитание (организ. школьн. процесс и в семье. Воспитание изусает природн. данные реб-ка, создает условия для их развития, орг-ет среду, орг-т деят-ть, опр-ет ее цель, сод-е, методы и ср-ва, орг-ет общение. Т.о., все факторы взаимосвязаны.
Наследственность Среда Деятельность Общение Воспитание
Соотношение развития и воспитания:1) Воспитание отстает от развития (спад развития), 2) В и Р идут параллельно (восп. не готовит реб. к жизни), 3) восп. опережает развитие (созд. условия для преодоления трудностей, лучш. вариант)
В развитии педагогической антропологии в России можно выделить шесть этапов. Первый этап (с Х в. до 60-гг. ХVIII в.) – возникновение и развитие христианско-православной антропологии. В это время образование носило сугубо религиозный характер, педагогика основывалась исключительно на христианской антропологии, на ветхозаветных традициях. Второй этап (с 60-гг. XVIII в. до второй половины ХIХ в.) – возникновение и формирование в отечественной педагогике важнейших современных антропологических компонентов: введение классно-урочной системы обучения, отмена телесных наказаний. Третий этап (с 1867 г. по октябрь 1917 г.) начинается со знаменитой монографии К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», опубликованной в 1867 г. Центральной идеей педагогической антропологии является мысль о том, что средства воспитательных влияний должны быть почерпнуты из самой природы человека. Отдельные науки – физиология, педиатрия, психология, социология, этнология – подходили к ребенку каждая со своих позиций, не давая синтезированного знания о нем. Выдвинутая же К.Д. Ушинским концепция антропологии дала мощный толчок целостному изучению ребенка. К.Д. Ушинский превратил тенденцию антропологизации педагогического знания в научную проблему, в решение которой включились многие ученые, что вызвало разнообразие взглядов и подходов к проблеме человека как предмета воспитания. В продолжение четвертого этапа (с 1917 до 1936 г.) различные направления педагогической антропологии получили дальнейшее развитие. Блонский – возрастная педология. П.П. Блонский (Педология 1934г.) настаивал на том, чтобы педолог находился в центре школьной работы, он обязан действовать вместе с педагогом, врачом, физиологом, психологом; только так может быть получено полноценное, многосторонне знание о ребенке. С запрещением педологии и усилением идеологического пресса в педагогике само понятие педагогической антропологии на многие годы вышло из употребления. Начался пятый этап, продолжавшийся с 1936 г. по 1987 год, – тоталитарный этап, когда педагогическая антропология находилась под запретом, и лишь отдельные её идеи реализовывались в авторской школе. Начало шестого, постсоветского этапа отсчитывается с 1988 г., когда Б.М. Бим-Бад поставил вопрос о необходимости возрождения педагогической антропологии в России в контексте практического педагогического взаимодействия.
Билет 5 Понятие о дидактике. Возникновение и развитие научной дидактики (Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег). Образование как ценность, процесс и результат. Сущность, структура и функции процесса обучения.
Своим происхождением термин "дидактика" обязан древней Греции. Впервые это слово появилось в сочинениях нем. педагога В. Ратке для обозначения искусства обучения. Как "универсальное искусство обуч-я всех всему" трактовал дид-ку и Я.А. Коменский (1592-1670), опубликовавший в 1633-38 году свою знаменитую работу "Великая дидактика" – (сост. из 3 книг): 1- о пользе дидактики. 2 – посвящение всем чит-м. 3 – обращена к правителям гос-в, церкви, ректорам школ, родителям. (др. произведения: «Мир чувственных вещей в картинках», «Материнская школа»). К. противопоставил средневековой зубрежке нов. систему учебн. работы, соответствующую возр. и психолог. особенностям детей. Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я.А. Коменским, данная теория базируется на следующих принципах: всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод – упражнение. Цели воспитания: умственное В-е, познание себя и оркуж-го мира, нравственное В-е, умение управлять собой, религиозное В-е. Принципы природосообразности и непрерывности образования. В эпоху Просвещения – особое значение приобрело гуманист. начало, Ж.Ж. Руссо оказал влияние на признание дид. потребностей реб., его запросов, актуальных интересов. И.Г. Песталоцци усилил внимание к такой цели обучения, как развитие всех сил и способностей чел-ка, восп-е трудолюбия. По мнению Песталоцци, главной целью обучения должно стать акцентирование "правильности мышления учеников, или формальное образование", "учить мыслить, и только, а остальное придет к нам в процессе роста". Идея природосообразности воспитания – (задача воспитания – способствовать саморазвитию всех способностей человека, ведущая роль обучения, особая роль нравственного воспитания). Идея элементарного образования – элементы умственного образования: число, форма, слово. Главн. произведение - «Лингард и Гертруда» (1781-87), в кот. развивает идею об улучшении крестьянской жизни посредством разных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. В к. 18-нач. 19 вв. в классич. пед-ке определились две теории школьн. обр-я: теория формального обр-я (И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци. А. Дистервег, Э. Шмидт – умственное развитие учащихся) и теория материального обр-я (основн. цель – вооружение учащихся полезными для жизни знаниями, кот-е обеспечивают развитие позн. способностей, как можно больше знаний). Формалисты рассматривали обуч-ие как средство развития способностей и позн. интересов обучающихся. "Многознание уму не научает" (Гераклит) – главный принцип сторонников дидактического формализма. Высшая цель воспитания по Гербарту состоит в формировании нравственной личности, морально сильного характера. Достичь этого можно путем правильного педагогического руководства, дисциплины и связанного с ней обучения. В сер. 19 в. Дистервег заложил дид. основы развивающего обуч-я, сформулированные в 33 законах и правилах: от близкого к далекому, от прост. к сложн. и т.д. По мнению Дистервега: принцип самодеятельности (воспитание д. пробудить в чел-ке активность, направ. на достижение истинной красоты, добра), принцип культуросообразности (восп-ие всегда связано с развитием культуры, явл. частью культуры, связано с особенностями быта, времени). Гл. произведение - «Руководство к образованию немецких учителей» (1835) На рубеже 19-20вв. Дж. Дьюи педоцентричная дидактика (США), обучение на основе личн. опыта ребенка. Дидакт-ого прагматизм (улитаризм). Представители данного направления (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) трактуют обучение как непрерывный процесс "реконструирования опыта" обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные современной цивилизации. Поэтому приоритет отдается не изучению отдел. предметов, а формированию нов-х отношений и типов поведения через практические занятия, через "погружение" обучающегося в разные виды деят-сти. В соответствии с этим процесс обучения приспосабливается к субъективно-прагматическим запросам учащихся, представляя им полную свободу в выборе учебн. предметов. В России 2 пол. 19 в. целостную дид. систему создал К.Д. Ушинский. Показал односторонность формального и материал. обр-я, разработал ряд опросов восприятия, усвоения и закрепления знаний, формирования мотивов. Большо вклад внесла Крупская Н.К. Взгляды А.С. Макаренко стали основами теории и практики восп-я коллектива и труд. обучения. Разработка концепции проблемн. обучения (Лернер, Матюшкин, Махмутов) В соврем. понимании дид-ка представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и обучения. Полученные в результате дидактических исслед-ний знания позволяют приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обуч-я, определять методы и ср-ва, создавать новые образ-ные технологии. Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. Отсюда, дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Принципы дидактики – это основные положения, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Одной из функций дидактики является познание процесса обучения и установление лежащих в его основе закономерностей. Закономерности обучения – это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.). Могут быть внешними и внутренними: внешн. - характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий (соц.-экон., полит. ситуа-я, уровень кул-ры), внутр. - относятся связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, формами, средствами (воспит. хар-р обучающей деят-ти учителя, зависимость усвоения учебн. мат-ла от системности его повт-я Д идактическое творчество - деятельность в сфере образования по изобретению различных способов отбора учебного материала, методов его применения. К ним относятся теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), теория ученой деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.). Дидактическая концепция – направленность процесса обуч-я. Дид. концепции: 1) традиционная (должн. роль принадл. преподованибъю, обучение напр. на передачу знаний, деят-ть ученика носит пассивн. хар-р), 2) педоцентрическая (главн. роль относится к деят-ти реб-ка, задача преподавания – активизировать учение, пробудить интерес), 3) современная (обе стороны, преподавание и учение составляют процесс обучения). Эта конц. отражена в проблемном, программ., развив. обуч. Развив. обуч. проводится быстрыми темпами, предполагает осознание учеником целей и задач обуч-я, обуч. на выс. уровне сложности, преобладание теор. знаний (Занков Л.В.). В Национальной доктрине образования в качестве целей образования обозначено: - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности; - непрерывность образования в течение всей жизни человека; - многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание. Все указанные аксиологические блоки (государственная, общественная и личностная ценность образования) составляют единство категории «ценность образования». Образование как процесс представляет собой освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образование как результат – характеристика достигнутого уровня образованности. Обучение – двусторонний, целенаправленный, организованный и планомерный процесс взаимодействия учителя и ученика с целью формирования у учащихся знаний, умений и навыков, мировоззрения. Процесс обучения – это совместная деят-ть учителя и ученика, направленная на решение учебно-восп. задач. Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Обр-ая – овладение учащимися ЗУН. Знания зависят от индивид. подготовки, способностей и интересов учащ-ся, а также от профессион-ма учителя. Умения – это осознанное применение знаний. Навык – это автоматизир-е умение. Развив-я – развитие познав. процессов, позн. аппарата реб-ка (память, внимание, мышление, речь). Уровни: акт. разв-я и ближ. разв-я. Восп-я – развитие у реб-ка нравст. кач-в, убеждений, самостоятельности, дисциплинированности. Этапы процесса обучения:1) целевой компонент, 2) содержательный к., 3) организационно-деятельностный к. (формы, методы работы), 4) контрольно-регулировочный, 5) оценочно-результативный, 6) мотивационно-стимулирующий. Процесс освоения ЗУН: 1) восприятие, 2) осмысление, 3) закрепление, 4) применение. Закономерности обучения – это объективные, существенные, повторяющиеся связи между составн. частями, компонентами процесса обучения в целом, и внешн. факторами. Бывают внешн. (зависят от потребностей общ. развития) и внутр. (зависят от уровня обученности детей, сод-я обр-я, методов, приемов, технол-й, кот-е исп. учитель). В обучении в тесном взаимодействии находятся педагоги и учащиеся, поэтому в этом двустороннем процессе можно выделить преподавание и учение. Преподавание – деятельность учителя, учение – деятельность ученика. В современной дидактике акцент делается на активизацию деятельности учения в учебном процессе. Принципы обучения – основн. исх. положения, определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями обучения (Введено Коменским Я.А.). Суш-ют принципы: научности, доступности, наглядности, системности и последовательности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, учета возрастн. и инд. особенностей, учет межпредметн. связей, иновационность обучения. Виды обуч-я: объяснительно-иллюстративное, проблемное, программированное, алгоритмизированное. Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирование (стимулироване), контроль, оценку и анализ результатов. Важнейшим компонентом учения являются мотивы, учебные действия (операции), действия контроля, оценки и анализ результатов. Билет 6 Проблема отбора содержания образования в условиях реализации компетентностного подхода. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, основная образовательная программа, учебный план, учебная программа. Актуальным в современных условиях стал компетентностный подход к отбору содержания образования. Под компетентностью чаще всего понимается владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения, а также способы выполнения профессиональной деятельности. Для развития умений в рамках компетентностного подхода учитель должен использовать прогрессивные технологии: проектная деятельность, создание коммуникативных ситуаций, индивидуальная работа и работа в группах, ролевые игры и т.д. Компетентностный подход предполагает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения: образование направлено на развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся; организация образовательного процесса реализуется в создании условий формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных задач, составляющих содержание образования. Компетентностный подход в общем образовании объективно соответствует и социальным ожиданиям в сфере образования, и интересам участников образовательного процесса. На данном этапе развития общеобразовательной школы осуществить компетентностный подход скорее всего можно в опытно-экспериментальной работе образовательных учреждений. Наряду с этим необходима теоретическая и методическая подготовка кадров к реализации компетентностного подхода в системе педагогического образования, в том числе в центрах повышения квалификации. Естественно, что необходимым условием компетентностного подхода в массовой практике становится формирование нового поколения примерных учебных программ и учебных пособий. Конечно, создать все перечисленные условия—дело непростое, но, не используя компетентностный подход, достигнуть нового качества образования вряд ли возможно. Проектное обучение является одним из способов развития компетентностей в образовании. К настоящему времени оно стало признанной во всем мире методологией практико-ориентированной модели образования. К таким умениям относятся: коммуникативно-обучающие умения, умения межкультурной коммуникации; учебно-познавательные умения, компенсаторные умения. Содержание образования - это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, отражающая определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки. Формальное (языки, лит-ра, математика, грамматика, уч. планы класс. гимназий в России) и материальное образование (математика, физика, химия, коммер. дело). На сод-е обр-я влияет развитие психологии, педагогики, уровень развития научно-техн. прогресса. Принципы отбора сод-я обр-я: 1) пр. фундаментализма (интеграция гуманит. и естественно-научного знания, междисципл. связи), 2) пр. гуманитаризации (знакомство с культурой жизненного самоопределения, труда, развития интелю, нрав., эколог. культуры, 3) пр. структурного единства (науки, учебн. предмета, учебн. мат-ла, пед. деят-ти и личности учащегося). Сегодня в нашей стране сосуществуют разные концепции содержания образования. 1) педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Эта концепция направлена на приобщение школьников к науке и производству, но не к полноценной самостоятельной жизни в открытом обществе. Фактически человек выступает здесь в ряду средств производства, как "производительная сила". 2) Другое определение содержания образования представляет его как совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками. Предполагается, что обладание знаниями и умениями (относящимися, кстати, к тем же основам наук) позволит человеку адекватно жить и действовать внутри существующей социальной структуры. Достаточно потребовать от человека, чтобы он обладал по возможности обширным кругом знаний и умел их применять. В соответствии с третьей концепцией содержание, соответствующее социальному опыту (Лернер И.Я., Краевский В.В.), состоит из четырех основных структурных элементов: знания; умение действовать по образцу; умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения - от авторитарного к демократическому. При этом главное - принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала путем приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. Сущностью образовательного процесса при этом становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, приобщающее человека ко всему богатству человеческой культуры. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст. 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим: минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников школы. В практике общего среднего образования используется несколько видов учебных планов. Базисный план – это основной государственный нормативный документ, утвержденный как часть стандарта для определенного типа учебных заведений, служит базой для разработки региональных, примерных и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования учебного заведения. Б. п. содержит вариативную часть, в которой учитываются: национальные, региональные и местные социокультурные особенности. Региональный учебный план разрабатывается региональными органами управления образования и носит рекомендательный характер. Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базисного и регионального учебных планов на длительный период и отражает особенности конкретной школы. В учебных планах выделяется федеральный, национально-региональный, школьный компоненты. Федеральный компонент обеспечивает единство школьного образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосударственные значения. Национально-региональный компонент обеспечивает особенности и интересы в области образования народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культур. Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факультативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии с Законом "Об образовании" является исключительной прерогативой образовательного учреждения. На основе учебного плана составляются учебные программы по всем предметам. Учебная программа – это документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. Учебный план – это документ, опр-ющий продолжительность учебн. года, длительность четвертей и каникул, полн. перечень предметов, распределение предметов по годам обучения, кол-во часов в неделю на изучение кажд. предмета. Два компонента: фед. и регионал. В последнее время актуализировался подход к понятию «содержание образования» как «базовая культура личности». Базовая культура - есть некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее – оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Приоритетные направления базовой культуры: культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и экологическая, художественная и физическая культура; культура общения и культура семейных отношений. В основе формирования базовой культуры личности лежит отбор адекватного содержания образования. Образовательная программа. Современная парадигма образования, признание значимости личностных образовательных ценностей привело к созданию вариативной педагогической системы с различными видами и типами школ, в том числе государственных и негосударственных. Статья 9 Закона РФ «Об образовании» закрепила необходимость такого документа и дала его определение: «Образовательная программа - нормативно-управленческий документ, определяющий с одной стороны, содержание образования соответственного уровня и направленности, а с другой - характеризующий специфику содержания образования и особенности учебно-воспитательного процесса и управления данного учебного заведения». Структура образовательной программы состоит из следующих основных модулей: 1. Целеполагающий (назначение программы, цели и ее актуальность) 2. Аналитический, посвященный анализу реального положения образовательной деятельности на момент написания образовательной программы (история развития школы, описание ее совр. состояния, кабинетов). 3. Диагностико-прогностический, оценочный, содержащий оценку образовательной деятельности, в соответствии с социальными, концептуальными и другими требованиями (проводится сопоставление реального и желаемого в образовательной деятельности школы). 4. Проектный (направление развития школы (гимназия, культоротворческая), проект развития школы). 5. Программный, определяющий систему действий по реализации проекта, концепции, по переходу от существующего к желаемому уровню образовательной деятельности. 6. Ресурсно-материальный, определяющий возможности реализации образовательной программы, реальность ее выполнения.
Билет 7
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|