Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные ценности и функции дополнительного образования.




Дополнительное образование строится на следующих идеях.

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личные интересы, потребности, способности.

3.Возможномти свободного самоопределения и саморазвития ребенка.

4.Единство обучения, воспитания, развития.

5.Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

Функции дополнительное образование:

- образовательная

- ценностно-ориентационная

- коммуникативная

- социально-адаптивная

- психотерапевтическая

- профориентационная

- культурообразующая.

 

Сущность педагогического контроля как элемента педагогической деятельности, технология его организации на уроке, во внеклассной работе по предмету. Тестирование как средство контроля и оценки качества обучения в современной школе. Дидактическая характеристика ЕГЭ, его достоинства и недостатки.

Контроль – это сложные дидактический комплекс, кот-й включает проверку, направленную на выявление ЗУН, их измерение, на оценивание как процесса, так и рез-та обучения, на учет- фиксацию оценок, как рез-т проверки. Педагогический контроль представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятель­ности. Эта взаимосвязанная совместная деятельность препо­давателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов направлена на выявление результатов учебного процесса и на повышение его эффективности. С другой сто­роны, применительно к повседневному учебному процессу под контролем понимают выявление и оценку результатов учебной деятельности школьников.

Контроль должен быть: результативным, всесторонним, систематическим, объективным и гласным. Упр-ние любым процессом предполагает осущ-ние контроля, т.е. опред-ной системы проверки эффект-ти его функцион-ния. Функции педагогического контроля:

-диагностическая/ контролирующая (процесс выявления уровня знаний, умений, навыков)

-обучающая (в активизация работы по усвоению учебного материала).

-воспитательная (система контроля дисциплинирует деятельность учащихся).

Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля. Формы педагогического контроля. Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.

Методы контроля: устные проверки (индивид. опрос), уплотненный опрос, фронтальный опрос, письменная проверка.

В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся. Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронталь­ной формах. Цель устного индивидуального контроля — выявление учите­лем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логи­чески связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе от учащихся учитель ждет кратких, лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала за корот­кий промежуток времени. Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по кар­точкам. Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах с этой целью проводятся лаборатор­ные работы. С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных от­ветов выбрать правильный.

По времени педагогический контроль делится на: текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка - способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Отметка - численный аналог оценки. Недостатки шкалы: 1) личное понимание успешности знаний студента преподавателем. 2) слабая дифференцирующая способность. Способы оценки знаний, умений. Первый — выставление оценок со знаками «плюс» и «минус». При втором способе цифровая балльная оценка дополняется словесной характеристикой. Иногда прибегают к третьему способу — выставлению оценки в дневнике, которое сопровождается записью, адресованной родителям. Четвертый способ заключается в опоре на коммуникативный мотив. Пятый способ заключается в усилении коммуникативного воздействия. Для этого необходимо приучать учащихся к сопереживанию успехов и неудач товарищей по классу. Шестой способ — использование экранов успеваемости.

Одно из средств индивидуальной оценки знаний учащегося, наиболее актуальной в условиях перехода к профильному обучению, называют «портфолио достижений ученика».

Портфолио - это "папка достижений", направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).

Тестирование как средство контроля и оценки качества обучения в современной школе. Дидактическая характеристика ЕГЭ.

В последнее время в практику педагогического контроля активно внедряются тесты. Определение тестов в разной литературе дается по-разному. Здесь наблюдается разночтение понятий «тест», «тестовое задание», «тест достижений» и др. Постарайтесь разобраться в сущностных характеристиках этих понятий, опираясь на следующую информацию.

Педагогический тест - это система заданий возрастающей трудности и спе­цифической формы, позволяющей качественно определить структуру и измерить уровень знаний. Тест является эффективным средством совершенствования тех­нологий обучения. Задания в тестовой форме можно отнести к нетрадиционному средству контроля и самоконтроля знаний. Это такое задание, к которому поми­мо содержания предъявляются следующие требования:

- одинаковость инструкции по его выполнению для всех испытуемых;

- адекватность инструкции форме и содержанию задания, краткость;

- формулирование заданий в логической форме высказывания;

- правильность расположения элементов задания;

- наличие определенного места для ответов;

- одинаковость решающих правил оценки ответов студентов в рамках принятой формы.

В отечественной и иностранной литературе нет особого единства по вопросу классификации видов педагогических тестов. Если в качестве основания выделения видов выбирается характер задач, решаемых преподавателем с помощью тестов в процессе обучения (задачи, стоящие перед преподавателем на входе в обучение, текущие задачи, задачи, соответствующие концу определенного периода учебного процесса), то выделяется:

1) Тестирование на входе в обучение;

2) Тестирование в процессе обучения;

3) Итоговое тестирование.

Тестирование на входе в обучение

Началу обучения ставится в соответствие входное тестирование, позволяющее получить ответ на два наиболее важных для этого периода вопроса. Тестирование в процессе обучения. Текущие задачи учебного процесса обычно соотносят с формирующими тестами. Формирующее тестирование нацеле­но на осуществление дифференцированного подхода к успевающим и неуспевающим ученикам в повседневном учебном процессе. Для тех, кто хорошо учится, с помощью формирующего тестирования можно выделить круг задач, мотивирующих учение за счет оптимального подбора трудности заданий, когда знающему ученику на уроках не скучно, а интересно. Для неуспевающих — выявить пробелы, порождаемые излишне трудными учебными задачами, для выполнения которых слабому ученику необходима помощь педагога. Итоговое тестирование. По окончании курса обучения ученикам предлагают итоговые тесты, которые иногда называют тестами школьных достижений или реже суммативными тестами. Основная цель итогового тестирования — обеспечение объективной оценки результатов обучения по завершению некоторого курса. Само понятие «оценка» по отношению к итоговым ре­зультатам имеет две основных трактовки, зависящие от цели создания теста и интерпретации результатов его выполнения. В первом случае оценка ориентирована на характеристику степени освоения содержания курса, во втором — на дифференциацию учеников по результатам выполнения теста

Сообразно двум подходам к интерпретации результатов тестирования выстраиваются два подхода к созданию педагогических тестов. Оба они перспективны и важны, имеют свою сферу применения, свои преимущества и недостатки: нормативно-ориентированный подход и критериально - ориентированный подход

В рамках первого, нормативно-ориентированного, подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Сравнимость достигается путем сопоставления результата каждого учащегося с результатами других, выполнявших тот же самый тест.

При критериально - ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объемом знаний, умений или на­выков. В этом случае в качестве интерпретационной системы отсчета используется конкретная область содержания, а не та или иная выборка учеников. При этом упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает, а не на то, как он выглядит на фоне других.

При разработке теста выделяют следующие эта­пы:

1) планирование теста и подготовка спецификации;

2) создание тестовых заданий;

3) экспертиза и корректировка тестовых заданий;

4) подготовка вариантов тестов для экспериментальной проверки заданий;

5) экспериментальная проверка заданий;

6) тестологический анализ, отбраковка и корректировка заданий;

7) формирование тестов;

8) экспертиза и корректировка тестов;

9) экспериментальная проверка;

10) тестологический анализ, корректировка и выполнение тестов;

11) корректура, форматирование и подготовка оригинал-макетов тестов.

По принятой в отечественной и зарубежной научной литературе [1] выделяют:

1) задания закрытой формы (с множественным выбором), в которых учащиеся выбирают правильный ответ изданного набора ответов. Например:

2) задания на дополнение (открытые задания), требующие при выполнении от ученика самостоятельного получения ответов. Например:

3) задания на установление соответствия (с множественным выбором), выполнение которых связано с выявлением соответ­ствия между элементами двух множеств. Например:

4) задания на установление правильной последовательности, в которых от учащегося требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных педагогом. Например:

Предложенные четыре формы тестовых заданий являются основными и наиболее распространенными, но абсолютизи­ровать их нет никаких оснований. Часто специфика содержания контролируемого предмета требует поиска новых, лучших форм, отличающихся от перечисленных основных. В любом случае, именно тесты являются средством контроля при ЕГЭ.

К сдаче ЕГЭ будут допущены выпускники 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений, освоившие общеобразовательную про­грамму среднего полного общего образования, независимо от формы получения образования.

ЕГЭ проводится на основании Положения о проведении ЕГЭ, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 09.04.2002 г. № 1306.

Сроки и форму проведения вступительных экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ устанавливает Министерство образования Российской Федерации.

Целями Единого государственного экзамена являются организация государственного контроля качества подготовки выпускников общеобразовательных школ и обеспечение равного доступа к высшему образованию всем желающим.

Обычно ЕГЭ проводится в два этапа.

Первый (основной аттестационный этап) в июне - для выпускников общеобразовательных учреждений текущего года.

Второй - в июле - для выпускников прошлых лет, пропустивших первый аттестационный этап по уважительным причинам, и для иных категорий выпускников.

ЕГЭ проводится по расписанию, утвержденному Министерством образования Российской Федерации. В расписании предусматриваются резервные дни сдачи ЕГЭ.

Для проведения ЕГЭ создается государственная экзаменационная комиссия субъекта РФ, состав которой утверждается Министерством образования Российской Федерации.

В целях разрешения спорных вопросов, возникающих при оценке экзаменационных работ в рамках ЕГЭ, защиты прав выпускников и по­ступающих, участвующих в эксперименте, созда­ется конфликтная комиссия.

Объективность проведения ЕГЭ обеспечивается неукоснительным соблюдением всех нормативных актов, а также присутствием на всех экзаменах уполномоченных представителей Государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации, инспекторов Министерства образования, общественных наблюдате­лей; едиными контрольно-измерительными материалами и единой технологией обработки.

Организация и технология проведения единого государственного экзамена разработана Центром тестирования Министерства образования Российской Федерации.

В настоящее время основной проблемой при проведении ЕГЭ является содержание КИМов. Часто они имеют недостатки, связанные с невыполнением требований к принципам создания КИМ:

— соответствие основным целям Единого госэкзамена, заключающимся в определении уровня подготовки выпускников общеобразовательной средней (полной) школы с целью итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы;

— адекватность содержательной области КИМ минимуму содержания средней (пол­ной) и основной общеобразовательной школы и материалу, предлагаемому на вступительных экзаменах в вузы;

— конструктивность описания содержательной области КИМ, облегчающего составление и отбор соответствующих проверочных заданий;

— представительность содержания КИМ по отношению к минимуму содержания средней (полной) и основной общеобразовательной школы и материалу, предлагаемому на вступительных экзаменах в вузы;

— учёт требований технологичности массовых процедур;

— оптимизацию требований технологичности и аутентичности;

— сочетание объективной и стандартизованной субъективной формы проверки;

— адекватность используемой формы задания (с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом) проверяемым знаниям и умениям;

— необходимость экспериментальной проверки КИМ с целью определить валидность и надёжность диагностических материалов, а также системы оценивания отдельных заданий и работы в целом;

— недопустимость ипользования заданий, которые могут дискриминировать испытуемых по какому-либо основанию (гендерные и этнические различия, политические взгля­ды и др.);

— ориентацию на повышение качества образования и стимулирование различий об­щеобразовательных школ.

С целью ознакомления с процедурой проведения ЕГЭ, с содержанием, структурой, уровнем сложности контрольно-измерительных материалов (КИМов) проводится пробный экзамен.

ЕГЭ проводится в специально определенных пунктах проведения ЕГЭ (ППЭ).

Необходимое количество и месторасположение пунктов проведения Единого государственного экзамена определяются исходя из общей численности выпускников - участников ЕГЭ и вместимости аудиторий, намеченных пунктов проведения ЕГЭ (при условии, что во время экзамена каждый учащийся должен сидеть за отдельным столом).

Результаты ЕГЭ объявляются выпускникам в двух видах:

— по пятибалльной системе;

— по стобалльной системе.

Порядок и шкала перевода баллов опреде­ляются Министерством образования Российской Федерации.

Результаты ЕГЭ оформляются для каждого выпускника в свидетельствах утвержденной Министерством образования РФ формы.

Выпускникам, сдавшим ЕГЭ, выдаются аттестат о среднем (полном) общем образовании, свидетельство о результатах ЕГЭ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...