Тренинг-семинар «Корпоративная культура: сущность, формирование, управление» (программа «Управленческий спецназ») в торгово-строительной компании «В»
В параграфе представляются материалы одного из первых ордерных тренингов*. Компания самостоятельно реализовала все, что было спроектировано в ходе тренинга. После этапа консультативного сопровождения проект продолжился силами собственной Службы персонала предприятия. Предприятие успешно развивается. Материал параграфа структурирован следующим образом. А. Общее описание тренинга-семинара. 1) содержание подготовительных консультативных сессий; 2) концепция тренинга-семинара; 3) цели и задачи тренинга-семинара; 4) структура тренинга-семинара; 5) методические аспекты тренинга-семинара; 6) полученные результаты и их анализ; 7) выводы. А. Общее описание тренинга-семинара. Содержание подготовительных консультативных сессий. Консультативные сессии имели три цели: а) проведение предварительной диагностики социально-психологических особенностей управленческой команды компании, б) разработка Делового кредо компании и в) формирование концепции и программы тренинга-семинара. Предварительная диагностика подтвердила наличие комплекса проблем внутри управленческой подсистемы организации. Основными проблемами были названы следующие: а) отсутствие общей системы ценностей и целей у членов управленческой команды, разное видение приоритетов в деятельности предприятия; б) плохая совместимость личных целей сотрудников с целями организации; в) отсутствие общей системы знаний, позволяющей применить единый подход к решению возникающих проблем взаимодействия. Результатом вышеуказанного явилось неудовлетворительное качество внутрикомандного взаимодействия (взаимопонимания, согласованных норм и правил внутрикомандного взаимодействия, низкая исполнительская дисциплина, потеря энтузиазма у новых сотрудников). Непосредственно перед реализацией проекта, генеральный директор и коммерческий директор (лидеры организации) конкретизировали цели тренинга-семинара, сформулировав четыре задачи:
1) создание отношений большего доверия между членами управленческой команды; 2) повышение уровня энтузиазма у новых сотрудников; 3) создание единого видения целей компании у менеджмента; 4) фокусировка внимания менеджмента на задаче повышения уровня исполнительской дисциплины. Концепция тренинга-семинара: Было обсуждено и согласовано решение о применении организационно-культурного (и, в частности, ордерного) подхода для работы с данным комплексом проблем и задач. В соответствии с выбранным подходом организация рассматривается как организационно-культурная система, порождаема моделями управленческого взаимодействия. Ядро организационно-культурной системы составляют доминирующие в ней смыслы, ценности, знания, нормы предприятия и реализации управленческих решений, принципы организационного строения и модели поведения. Специфика тренинга семинара была определена как психосоциокультурная трансформация управляющей подсистемы. Данный тезис был раскрыт и зафиксирован в следующих положениях: а) главным результатом тренинга-семинара должно стать изменение членов управленческой команды (на уровне знаний, на уровне эмоциональных реакций и отношений, на уровне реального поведения); б) изменение должно произойти в предельно короткие сроки (в течение двух дней); в) краткосрочность воздействия предполагает преимущественное воздействие на подсознание и невозможность обеспечения полного осознания происходящего; г) суть изменения следует рассматривать как культурное программирование и перепрограммирование; д) культурная программа управляющей подсистемы является нуклеарным образованием всего культурного проекта торгово-строительной компании «В».
Цели и задачи тренинга-семинара:
При разработке программы тренинга-семинара закладывались следующие показатели достижения вышеуказанных целей:
Структура тренинга-семинара: Для структурирования содержательного материала тренинга-семинара была применена метафора «Военного похода», включающая в себя все три компонента рациональной схемы тренинга «Корпоративная культура»: § Сущность. § Формирование. § Управление.
Методолого-методические аспекты тренинга-семинара: Методологической основой тренинга-семинара явилось: а) ордерная модель организационной культуры (в частности, акцентировка «армейского» субордера) и б) психотехнологии «новой волны» (Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, М. Эриксон).
Психотехнологии «новой волны» дают набор идей и инструментов для осуществления изменений сознания и поведения. В частности, постулируется следующее: а) изменение для человека есть изменение содержания восприятия и деятельности, в том числе, на базе изменения смысловой системы; б) за процессы смыслообразования и смыслоизменения отвечает метафоризация; в) наилучшие условия для осуществления любого глубокого изменения создаются при моделировании состояния измененного сознания (легкого транса); транс как условие глубокого психологического изменения возникает, в частности, при перегрузке трех модальностей восприятия (визуальной, аудиальной, кинестетической), например, при смене привычного контекста деятельности. В соответствии с ордерным подходом идея организационной культуры как порядка была представлена через тотальную кинестетическую метафору «армии» («управленческого спецназа»), которая отвечает поставленным целям по развитию «армейского» субордера корпоративной культуры и ярко демонстрирует основные признаки «внешнего» организационного порядка: а) иерархичность и субординацию; б) ритуализированность поведения; в) факторов внешнего сходства и отличия от других («чужих») в виде униформы в единой цветовой «корпоративной» гамме (черной и голубой цвета); г) упорядоченная последовательность действий (подготовка к походу, выступление в поход, бои, возвращение из похода, празднование победы; наличие шаблона «начало – середина – конец», определяющего структуру преобразования бессознательного, д) корпоративный дух как энергетическая составляющая порядка, в частности, «армейского», предполагающий нацеленность на победу, взаимопомощь и взаимовыручку, гордость за «своих»; е) исполнительская дисциплина. Таким образом, собственно психологическими задачами примененной технологии стали: а) устойчивая фокусировка внимания участников-менеджеров на феномене организационной культуры и роли культуры в управлении компанией; б) создание у участников неуничтожимого опыта жизни в управленческой команде как в сознательно создаваемом и регулируемом порядка; в) формирование установки на восприятие окружающей рыночной среды как высокоагрессивной. В тренинге-семинаре приняли участие 33 представителя управленческой команды торгово-строительной компании «В» и ее кадровый резерв. Участники были разделены на четыре команды («отряды») по критерию представленности в каждом отряде представителей всех основных управленческих специализаций (субкультурный признак). Данное решение лидеров обусловлено стремлением к отработке навыков взаимодействия между представителями различных подразделенческих субкультур.
Каждый отряд получил цветовую маркировку (красный, зеленый, синий и желтый цвета). Списки участников были составлены по принципу принадлежности к отряду. В них указывается реальное и игровое имя участника, реальная должность в организации и игровая должность в отряде, а также игровое воинское звание участника. Списочные таблицы были розданы супервизорам отрядов («военным инструкторам»), дозаполнялись в процессе тренинговой работы и использовались для ведения наблюдения. Представим заполненные списочные таблицы:
Атрибуты тренинга-семинара (игровые элементы корпоративной культуры) разделены на две группы: материальные и нематериальные: Таблица Материальные атрибуты
Таблица Нематериальные атрибуту
Формы работы: Интеллектуальная деятельность отрядов осуществлялась в форме «боев», где каждый отряд самостоятельно готовил и представлял решение поставленной задачи и в форме «мозгового штурма», где в режиме взаимодействия между отрядами создавалось синтетическое, общее решение поставленной задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|