Методологическое вступление
психологические выводы. Во всяком случае, нет оснований доверять такому анализу больше, чем, скажем, поэтической интуиции О. Мандельштама, который заявил (без всякого обоснования): «Паденье — неизбежный спутник страха, и самый страх есть чувство пустоты...» Если человек сообщает экспериментатору: «я запоминаю», то это не значит, что он в этот момент осознанно впечатывает в память какие-то реальные следы — такое не под силу никому. Но всё же при этом он испытывает какие-то реальные субъективные переживания, обозначающие для каждого весьма разные процессы: один испытуемый начинает повторять предъявленный материал или применять другие известные ему мнемонические приемы; второй — просто напрягается как только может; третий — удивляется малости того, что может воспроизвести, хотя чувствует, что помнит намного больше, а потому раздражается на экспериментатора и т. д. Субъективное переживание испытуемого — конечно же, психическая реальность. Однако эта реальность лишь метафорически выражается терминами наивной психологии. Опасно строить на метафорах логически стройную теорию. Дело ещё более усложняется тем, что большинство психологических терминов — омонимы, обозначающие одновременно весьма разные представления. Даже ключевое понятие психологической науки — сознание — имеет едва ли не сотню разных и противоречащих друг другу значений: — как идеальное оно находится в оппозиции к материальному; — как осознанное — в оппозиции к бессознательному; — как проявление исключительно человеческой психики — в оппо — как состояние бодрствования — в оппозиции к состоянию сна; — как механизм, как процесс или как состояние —- в оппозиции
— как выражаемое в словах (вербальное) — к словесно невырази — как осознание собственных переживаний и своей личности (само ______________________________ 1Эта точка зрения иногда принимается не только в качестве эмпирического критерия, по которому можно судить о наличии или отсутствии сознания, но и как принципиальное утверждение. Ср. у Э. Б. Маркаряна (Язык как способ существования сознания. //Методологические проблемы анализа языка. Ереван, 1976, с. 4-5): «Сознание не имеет иного бытия, кроме как в языке... Нам непосредственно дан только язык, и только в нём —содержание сознания». Раздел первый — как нечто качественное: например, как способ маркировки име — как нечто количественное, подлежащее измерению: например, объем сознания, время сознательной реакции и пр. Этот перечень, разумеется, далеко не завершён. Ведь ещё говорят об уровнях сознания, об измененных состояниях сознания и т. д.1 В итоге любая попытка строгого определения сознания, к сожалению, обречена на справедливую и беспощадную критику, так как не может соответствовать всем популярным значениям этого понятия. Одни из этих значений в принципе противоречат другим. Так, если идеальное тождественно сознательному (как понимается большинством философов), то бессознательное — идеально, поскольку находится в оппозиции к материальному, и следовательно, сознательно*.2 Неосознанное как словесно невыразимое может переживаться человеком и в сознательном (бодрствующем) состоянии, а в сновидениях, в свою очередь, встречается много словесных высказываний. Объем сознания формально количественно можно измерить у якобы не имеющих сознания животных, которые могут, по-видимому, — например, под воздействием наркотических веществ — иметь измененные состояния сознания. И проч., и проч. Можно понять А. Бэна, который в прошлом столетии назвал сознание самым запутанным словом в человеческом словаре 3. И понять, почему и сегодня Дж. Рэй, констатируя разноречивость использования слова «сознание», уверяет, что «нет ясного смысла, который можно было бы связать с этим словом в терминах какого-либо реального феномена в мире»4. А К. Изард добавляет: «Учёные часто говорят о сознании, не только не определяя его, но даже и не соотнося со смежными понятиями»5. [окончание cтраницы 30]
_____________________ 1Я уж не говорю о космическом, божественном и других трансцендентных (т. е. выходящих за пределы опыта) сознаниях. Далее о трансцендентном речи вообще не будет, ибо оно в принципе не подлежит естественнонаучному изучению. 2Это, кстати, согласуется с позицией ряда специалистов по бессознательному. Так, по мнению Л. Адлера, «бессознательное... не таится в каком-то бессознательном или подсознательном уголке нашей психики, а составляет неотъемлемую часть нашего сознания, значение которой мы не вполне понимаем» (цит. по кн. ХиллманДж. Исцеляющий вымысел. СПб, 1997, с. 135-136). 3 БэнА. Психология. // Классики зарубежной психологии. Ассоциативная психология. М.,1998, с.219. 4Цит. по кн. Налимов В. В. Спонтанность сознания. М.,1989, с. 39. 5 Изард К. Психология эмоций. СПб, 1999, с. 73.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|