Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности процессуальной деятельности Конституционного Суда. Порядок внесения вопросов на рассмотрение Конституционного Суда.




В случае, предусмотренном статьей 112 Конституции, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом Республики Беларусь или Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Верховный Суд Республики Беларусь или Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь обязаны в месячный срок внести в Конституционный Суд предложение о признании такого нормативного акта неконституционным.

Иные государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, имеющими право на внесение предложений о проверке конституционности акта, если другое не предусмотрено Конституцией и законами Республики Беларусь

Предложение о проверке конституционности акта должно содержать:

а) сведения об инициаторе (инициаторах) предложения, подтверждающие правомочия на его внесение в Конституционный Суд;

б) наименование международного договора или нормативного акта, который подлежит проверке, сведения об источнике его опубликования (получения);

в) основания для рассмотрения вопроса в Конституционном Суде;

г) позицию стороны, ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы законодательства;

д) перечень прилагаемых документов [8, с.69].

К предложению могут прилагаться список свидетелей, экспертов и специалистов, которых инициатор предлагает вызвать в заседание Конституционного Суда, а также другие документы и материалы, подлежащие рассмотрению Конституционным Судом.

Председатель Конституционного Суда может созвать судей, работников Секретариата на совещание для обсуждения вопросов, связанных с подготовкой судебного заседания.

Конституционный Суд осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и одобренных Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь либо принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции Республики Беларусь, - до подписания данных законов Президентом Республики Беларусь.

Принятие к производству закона для осуществления обязательного предварительного контроля его конституционности оформляется определением Председателя Конституционного Суда.

Рассмотрение дела о проверке конституционности закона в порядке обязательного предварительного контроля осуществляется в письменной форме в соответствии с пунктом 3 Декрета Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» без приглашения в судебное заседание представителей палат Национального собрания Республики Беларусь

По результатам проверки конституционности закона в порядке обязательного предварительного контроля Конституционный Суд принимает решение, которое оформляется в виде отдельного документа.

Пределы разрешения вопросов, поставленных на рассмотрение Конституционного Суда, в соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», определяет Конституционный Суд.

Конституционный Суд, проверяя конституционность оспариваемого нормативного акта, устанавливает соответствие его Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам Президента Республики Беларусь:

а) по содержанию норм;

б) по форме нормативного акта;

в) с точки зрения разграничения компетенции между государственными органами;

г) по порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

При рассмотрении вопросов Конституционный Суд не связан доводами и соображениями сторон. Также Конституционный Суд может вынести решение и в отношении актов, основанных на проверенном акте или воспроизводящих его отдельные положения, если они и не упоминались в предложении.

Конституционный Суд не вправе осуществлять контроль и рецензирование проектов актов, конституционность которых может быть предметом его рассмотрения.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Конституционный Суд Республики Беларусь - это судебный орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в РБ, который создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных законодательством.

 


57. Решения Конституционного Суда: понятие, специфика, виды актов (заключение, решение, послание, разъяснение, запрос, требование, представление) и их юридическая сила.

 

По всем вопросам, которые входят в компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, Конституционный Суд вправе принимать решения. Решением Конституционного Суда Республики Беларусь является любой акт, который был принят во время его заседания. В отличие от заключений, которые носят обязательный характер, решения Конституционного Суда носят рекомендательный характер. Итоговое решение принимается Конституционным Судом на закрытом совещании. Решение считается принятым только при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава судей, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Все решения Конституционного Суда провозглашаются в его заседании в сроки, установленные Конституционным Судом в соответствии с Законом. Они имеют общеобязательную юридическую силу, являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат. Что же касается их оформления, то все решения оформляются в виде отдельного документа или протокольно. К решениям Конституционного Суда не следует относить выступления отдельных его представителей, в том числе их заявлений, а также особые мнения судей. В ст. 24 Кодекса Республики Беларусь «О судопроизводстве и статусе судей» содержится перечень видов решений Конституционного Суда.

Решения Конституционного Суда, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения на территории Республики Беларусь всеми государственными органами, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Решения Конституционного Суда должны быть рассмотрены органами и лицами, которым они адресованы, с обязательным направлением Конституционному Суду ответов в установленный срок, если иное не установлено Законом. Отказ или уклонение от рассмотрения, нарушение сроков, неисполнение или ненадлежащее исполнение решений Конституционного Суда влекут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как органов государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает их исполнение. Решения и заключения Конституционного Суда страны вступают в силу со дня их принятия, если иной срок не оговорен в этих актах. Ни один орган власти не может отменять или изменять выводы Конституционного Суда.

Многие ученые спорят о юридической природе решений Конституционного Суда. Одна группа ученых признает то, что решения Конституционного Суда Республики Беларусь являются обязательными, однако не считает, что эти решения представляют собой источник права. Другая группа считает, что было бы ошибочным уменьшать роль решений Конституционного Суда, поскольку итоговые решения Конституционного Суда рассчитаны на многократность применения, распространяются на неопределенный круг лиц и кроме того, являются обязательными для всех субъектов права. Поэтому ученые этой группы утверждают, что в иерархии правовых актов решения Конституционного Суда Республики Беларусь занимают место сразу после Конституции и юридическая сила итоговых решений схожа с юридической силой Конституции Республики Беларусь. В то же время было бы ошибочно считать их юридическую силу равной, поскольку сам Конституционный Суд действует на основе Конституции и зависит от изменений и дополнений Основного Закона.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...