Конституционно – правовой статус органов Прокуратуры в системе разделения властей. Функции и цели прокурорского надзора.
Прокуратура – единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории РБ, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. Задачами прокуратуры являются: обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за: 1.точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных НПА республиканскими органами гос. управления и иными гос. организациями, подчиненными Сов. Мин., местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и другими организациями, должн. лицами и иными гражданами, в том числе ИП; 2.исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности; 3.исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания; 4.соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении; 5.соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера. Прокуратура координирует правоохранительную деятельность гос. органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью. Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РБ.
Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РБ, Хозяйственным процессуальным кодексом РБ, Уголовно-процессуальным кодексом РБ и Процессуально-исполнительным кодексом РБ об административных правонарушениях. Прокуратура призвана осуществлять следующие функции: – вести надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов соответствующими субъектами (ст. 125 Конституции, п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре); – участвовать в рассмотрении дел судами; – координировать деятельность правоохранительных и иных органов по борьбе с преступностью; – участвовать в нормотворческой деятельности. В связи с созданием Следственного комитета Республики Беларусь и началом его работы с 1 января 2012 г. предполагается изъятие из ведения органов прокуратуры предварительного следствия, что ранее было одним из направлений деятельности. Задачами прокуратуры являются: – обеспечение верховенства права, законности и правопорядка – защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов государства имеет ключевое значение для определения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форм и методов деятельности. Просчеты в решении этого вопроса, безотносительно к тому, влекут ли они понижение роли прокуратуры или наоборот непомерно расширяют ее полномочия, чреваты опасными последствиями, как для функционирования правоохранительной системы, так и для общества в целом. Именно в этой области теоретические построения должны, прежде всего, основываться на глубоком познании социальной практики, исключать возможность применения метода проб и ошибок.
Прокуратура Республики Беларусь – это система органов, на которые Конституцией Республики Беларусь возложено осуществление особой формы государственной деятельности – надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов. Согласно Конституции Республики Беларусь прокуратура выделена в особую систему органов, призванных выполнять функцию «сдержек и противовесов» в системе разделения властей.Прокуратура принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы эти нарушения не исходили. Вместе с тем прокуратура своей деятельностью способствует взаимодействию разделенных ветвей власти, их функционированию как единой государственной власти, поскольку все они заинтересованы в сохранении и укреплении законности. Без законности не может быть сильной, успешно выполняющей свои функции власти, государства, стремящегося стать правовым. Характеризуя деятельность прокуратуры, необходимо отметить некоторые особенности, определяющие ее специфику. 1) Прокурорский надзор осуществляется от имени государства. Это законодательное установление подчеркивает отличие прокурорского надзора от иных видов контрольной деятельности, связанной с исполнением требований законов иными государственными органами (налоговых инспекций, санитарного надзора, пожарного надзора и т.д.). В отличие от контрольной деятельности других государственных органов, прокурорский надзор за исполнением законов распространяется и на законность деятельности контролирующих и правоохранительных органов и осуществляется с использованием полномочий, которыми наделяются только органы прокуратуры. 2) Ограниченность, «усеченностъ» полномочий, организационная либо процессуальная подконтрольность основным ветвям власти. Так, прокуратуре не только не поднадзорна деятельность Президента и Парламента, напротив, она обязана обеспечить контроль за исполнением принимаемых ими актов. Отдельные процессуальные решения прокурора, включая выдачу санкций на заключение лица под стражу, на продление срока содержания под стражей в качестве меры пресечения, подконтрольны суду и могут быть отменены или изменены судом. Окончательные решения по протестам на незаконные акты исполнительно-распорядительной власти и должностных лиц принимаются не прокурорами, а соответствующими властными структурами и судами. Протесты прокурора на решения судов по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях рассматривают вышестоящие суды и принимают по ним решения. Таким образом, основное правомочие прокурора – выявить нарушение закона – поставить вопрос об ответственности нарушителя, защитить невиновного.
Организация и порядок деятельности органов прокуратуры, и полномочия прокуроров определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь (УПК, ГПК, ХПК и др.), а также приказами и указаниями Генерального прокурора Республики Беларусь. Деятельность прокуратуры Республики Беларусь направлена на обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защиту прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов. Это выражено в законодательном закреплении направлений деятельности органов прокуратуры (ст. 4 Закона о прокуратуре).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|