Правовой статус судьи и гарантии его деятельности. Понятие и природа конституционного правосудия.
Под статусом судьи подразумевается его правовое и социальное положение, его права, обязанности, материальное и социальное обеспечение, правовая и социальная защита. Статус судьи получил развернутую регламентацию в Законе «О судоустройстве и статусе судей в РБ» (раздел III, ст.ст.59 – 78). Закон «О судоустройстве и статусе судей в РБ» определяет права и обязанности судей. Так, судьи при осуществлении судебной власти вправе: 1) требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей; 2) вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения, организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений; 3) ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным судом о проверке конституционности нормативного акта; 4) запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан. Для правового статуса судей в РБ характерны следующие свойства: 1) независимость; 2) несменяемость; 3) неприкосновенность; 4) политическая нейтральность; 5) надлежащее материальное и социальное обеспечение, социальная и правовая защита. Независимость судей обеспечивается установленными в законе гарантиями, но в значительной мере зависит от самих судей, от их принципиальности, верности присяге. Конституционно правовой статус судебной власти определяется Конституцией, Кодексом Республики Беларусь о судопроизводстве и статусе судей и Законом Республики Беларусь «О Конституционном суде Республики Беларусь». В судебной власти присутствует ряд специфических признаков отличающих ее от иных ветвей государственной власти:
1) «Судебная власть в РБ принадлежит судам» (ст. 109 Конституции) – правосудие может осуществляется только судом и никаким иным органом. 2)процессуальная форма осуществления полномочий – судебная власть является наиболее сложной формой юрисдикционной деятельности и детально регламентированы процессуальными законами. Практически любые ее нарушения могут стать основание для отмены приговора суда, решения по гражданскому или хозяйственному делу, постановления по административным правонарушениям. 3) судебная власть отличается особым статусом и режимом деятельности должностных лиц – судей. Согласно ст. 94 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей кандидатом на должность судьи общего суда может быть гражданин Республики Беларусь достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалифицированный экзамен на должность судьи. 4) особая система контроля за деятельностью судебной власти. Этот контроль может быть только правовым – контролем за законностью выносимых судебных постановлений и соблюдением судами процедуры их принятия.
Объекты конституционного контроля. Способы формирования органов конституционного контроля. История возникновения института конституционного контроля. Американская и европейская модель конституционного правосудия. В зарубежных странах сложились две основные конституционные формы или модели судебного контроля. При первой (ее называют «американской») модели конституционный контроль осуществляется общей судебной системой. Здесь возможны два варианта – таким правом наделена каждая судебная инстанция (США, Аргентина, Япония, Норвегия) или исключительно верховный суд (Австралия, Индия). Наделение правом конституционного контроля всех звеньев судебной системы дает возможность более широкого обращения в суды. В случае расхождения позиций нижестоящих судов и верховного суда господствующей является позиция последнего.
Если суд признает закон неконституционным, то последний утрачивает юридическую силу, лишается судебной защиты, и как правило отменяется органом, который его издал. Первая модель господствует в США, Канаде, большинстве стран Латинской Америки, в Японии, Индии, Австралии, в Скандинавских странах, Швейцарии. При второй модели (ее называют «европейской», или «австрийской») контроль осуществляется специализированным судебным (конституционные суды) или несудебным органом (Конституционный совет во Франции). В федеративных государствах конституционные суды могут создаваться и в субъектах федерации. Следует иметь в виду, что конституционные суды (федерации и ее субъектов) единой системы не образуют, между ними не существует отношений инстанционности (как при системе общих судов), каждый проверяет акты на соответствие своей конституции. Конституционные суды действуют в Австрии, ФРГ, Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии. Признание судами закона неконституционным означает его отмену. Однако в некоторых странах существуют особые процедуры, предполагающие возможность отмены, неутверждения решений конституционных судов. Так, в Намибии, Эфиопии решение суда подлежит утверждению парламентом. В Шри-Ланке решение может быть отменено повторным принятием закона (который был признан неконституционным) 2/3 голосов парламента или референдумом. В Казахстане с решением Конституционного совета может не согласиться Президент, и тогда дело рассматривается повторно. В мусульманских странах существует специфика в осуществлении конституционного контроля. Во-первых, могут создаваться конституционно-религиозные советы (Иран, Пакистан), которые состоят наполовину из юристов, а наполовину из ученых знатоков Корана. Во-вторых, сначала они проверяют соответствие закона Корану, а затем – конституции.
Различают три разновидности процедуры формирования органов конституционного контроля: парламентскую, смешанную и внепарламентскую. Парламентская процедура заключается в том, что весь состав органа конституционного контроля формируется парламентом. К парламентской принято относить процедуру формирования Федерального конституционного суда ФРГ, 16 членов которого избираются на срок 12 лет наполовину Бундестагом и наполовину Бундесратом. 12 членов Арбитражного суда Бельгии формально назначаются королем, но по представлению сената. Смешанная процедура формирования предполагает участие в процедуре назначения представителей разных ветвей власти. В США это участие получило выражение в предоставлении сенату права утверждать президентские назначения на бессрочную должность членов Верховного суда США. Во Франции действует принцип личного назначения членов Конституционного совета: президент республики, председатель Национального собрания и председатель Сената назначают в совет каждый по три члена сроком на 9 лет (при обновлении на треть каждые три года). В Италии парламент избирает пять членов суда, к ним добавляются еще пять, назначенных президентом, и пять – Высшим советом магистратуры. В Австрии президент республики назначает восемь членов Конституционного суда – по представлению правительства, и шесть – парламента. Внепарламентский способ, при котором парламент не участвует в назначении. Так, в Японии 15 членов суда назначаются кабинетом министров, а председатель суда назначается императором по представлению Кабинета министров. По конституции Испании формально все 12 членов назначаются королем (однако 4 назначаются по предложению нижней палаты, 4 – по предложению Сената; 2 – по предложению правительства; 2 – по предложению главного Совета судебной власти). Фактически это смешанная система, поскольку главным здесь является не назначение, которое носит формальный характер, а предложение кандидатур.
Конституционный Суд Республики Беларусь: понятие, место и роль в судебной системе государства, правовые основы деятельности. Основные принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь, прядок формирования, состав. Компетенция Конституционного Суда.
Правовыми основами деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь являются: Конституция Республики Беларусь; Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей; Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О конституционном судопроизводстве»; Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. № 14 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь»; Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь. Согласно статье 116 Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в государстве. Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом, остальные шесть избираются Советом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суда назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания. Срок полномочий судей – 11 лет, но допускается повторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет. Основными принципами деятельности Конституционного Судаявляются: конституционность; независимость; коллегиальность; гласность; устность; равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения: о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам; о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам; о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» Конституционный Суд наряду с полномочиями, осуществляемыми в соответствии с Кодексом о судоустройстве и статусе судей:
осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Палатой представителей Национального собрания и одобренных Советом Республики Национального собрания либо принятых Палатой представителей Национального собрания в порядке, предусмотренном частью пятой статьи 100 Конституции, — до подписания данных законов Президентом. (Соответствующее решение принимается Конституционным Судом в пятидневный срок со дня поступления закона в Конституционный Суд); по предложению Президента излагает позицию о конституционности международных договоров — до подписания Президентом нормативных правовых актов о выражении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих международных договоров. (Решение принимается Конституционным Судом в пятидневный срок со дня поступления предложения Президента, если иное не установлено Президентом); по поручению Президента дает официальное толкование декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан; по предложению Президиума Совета Республики Национального собрания принимает решение о наличии фактов систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства. (При рассмотрении такого предложения Конституционный Суд проверяет сведения о фактах систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства, исследует доказательства, свидетельствующие о наличии либо об отсутствии этих фактов, и дает им оценку. Конституционный Суд вправе рассматривать только факты, указанные Президиумом Совета Республики Национального собрания в его предложении); по предложениям Президента, Палаты представителей Национального собрания, Совета Республики Национального собрания, Совета Министров излагает свою позицию о документах, принимаемых (издаваемых) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права. Позиция Конституционного Суда излагается в решении, оформленном протокольно. По поручению Президента судьи Конституционного Суда проводят проверку конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов. Официальное толкование декрета или указа Президента, данное Конституционным Судом, является обязательным для государственных органов и иных организаций, должностных лиц и граждан. В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложениям Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. Конституционный Суд проверяет на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств, государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных и распорядительных органов. Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений. Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Парламента, Совет Министров и другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|