Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие местного управления. Система органов местного управления в РБ.




Местное управление – форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Главной целью местного управления и самоуправления в РБ является решение актуальных социальных, экономических, политических и культурных проблем местного значения для повышения уровня и качества жизни населения.

К основным принципам относятся:

1.народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении; 

2.законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан; 

3.взаимодействия органов местного управления и самоуправления; 

4.разграничения компетенции представительных и исполнительных органов; 

5.единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

6.самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни; 

7.выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению; 

8.гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

9. сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории; 

10.ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

Система органов местного управления состоит из местных исполкомов и местных администраций (образуются в районах городов областного подчинения и районах г. Минска).


Исполнительные комитеты, отделы, управления инспекции - порядок их образования. Председатель исполнительного комитета (глава администрации) – порядок его назначения, полномочия. Компетенция субъектов органов местного управления.

 

Исполнительным и распорядительным органом на территории области, района, города, поселка, сельсовета является исполнительный комитет с правами юридического лица.

Исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

В состав исполнительного комитета входят председатель исполнительного комитета, его заместители (заместитель), управляющий делами (секретарь) и члены исполнительного комитета.

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты подотчетны и подконтрольны Президенту Республики Беларусь и Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, исполнительные комитеты первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам. Исполнительный комитет ответствен перед соответствующим Советом по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Исполнительный комитет в пределах своих полномочий принимает решения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов от установленного состава исполнительного комитета, подписываются председателем исполнительного комитета и управляющим делами (секретарем) исполнительного комитета.

Заседания исполнительного комитета созываются председателем исполнительного комитета по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава исполнительного комитета.

Исполнительный комитет по мере необходимости, но не реже одного раза в год докладывает о своей деятельности Совету, а также информирует граждан на собраниях трудовых коллективов и по месту жительства.

Председатели исполнительных комитетов назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке и утверждаются в должности соответствующими Советами.

Срок полномочий председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнительного комитета равен сроку полномочий соответствующего Совета.

Исполнительный комитет:

1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;

2) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении.

В процессе исполнения местного бюджета исполнительные комитеты вправе вносить в соответствующий Совет свои предложения об изменениях по доходам и расходам этого бюджета.

Председатель исполнительного комитета:

1) возглавляет исполнительный комитет, обеспечивает взаимодействие исполнительного комитета и соответствующего Совета;

2) назначает в установленном настоящим Законом порядке первого заместителя, заместителей (заместителя) председателя, управляющего делами (секретаря), иных членов исполнительного комитета;

3) назначает заместителя (заместителей) главы местной администрации (для городов, имеющих районное деление);

4) представляет исполнительный комитет во взаимоотношениях с Советом, другими государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями и гражданами;

5) представляет сессии Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в год отчеты о деятельности исполнительного комитета, информирует Совет и граждан о состоянии дел на подведомственной Совету территории;

6) организует работу по подготовке заседаний исполнительного комитета, ведет заседания, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений;

7) подписывает решения и протоколы заседаний исполнительного комитета, издает в пределах своей компетенции распоряжения;

8) является распорядителем кредитов по расходной части местного бюджета и внебюджетных средств;

9) налагает в соответствии с законодательством Республики Беларусь дисциплинарные взыскания на председателей нижестоящих исполнительных комитетов (глав местных администраций), их заместителей;

Определяет структуру и штаты исполнительного комитета, его управлений, отделов и других подразделений, руководит ими; по согласованию с соответствующими комитетами, управлениями, отделами вышестоящих исполнительных комитетов назначает на должности и освобождает от должностей руководителей отделов, управлений и других подразделений исполнительного комитета; назначает на должности и освобождает от должностей иных работников аппарата исполнительного комитета; заключает от имени нанимателя трудовые договоры (контракты) с работниками исполнительного комитета, применяет к этим работникам меры поощрения, налагает на них дисциплинарные взыскания;

11) осуществляет общее руководство деятельностью подведомственных исполнительному комитету предприятий, организаций, учреждений и объединений, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей;

111) обеспечивает рассмотрение обращений граждан в соответствии с законодательством Республики Беларусь об обращениях граждан и в пределах своей компетенции принимает меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного их рассмотрения;

12) назначает по согласованию с исполнительным комитетом на должности и освобождает от должностей руководителей предприятий, организаций, учреждений и объединений, основанных на коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;

13) руководит гражданской обороной на подведомственной ему территории; в случаях стихийных бедствий, аварий, катастроф принимает меры по спасению людей и сохранению материальных ценностей, нормализации экологической обстановки, имеет право для ликвидации последствий таких чрезвычайных ситуаций привлекать население к выполнению неотложных общественно необходимых работ и использовать материально-технические ресурсы расположенных на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности;

14) осуществляет на подведомственной ему территории в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, вод, лесов, недр, растительного и животного мира;

15) приостанавливает деятельность предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также строительство объектов на подведомственной ему территории при нарушении природоохранного и иного законодательства Республики Беларусь;

16) распоряжается имуществом и финансовыми ресурсами исполнительного комитета;

17) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, в том числе решениями Совета и исполнительного комитета.

Председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета:

согласовывает применение арендодателями повышающих коэффициентов к арендной плате за торговые места на рынках и иных торговых объектах частной формы собственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

осуществляет с участием советов индивидуальных предпринимателей обязательное предварительное рассмотрение споров между индивидуальными предпринимателями и арендодателями торговых мест по вопросам, связанным с арендной платой и иными платежами, до их разрешения хозяйственным судом;

согласовывает размер платы за услуги, которые арендодатель оказывает арендатору торгового места и за оказание которых законодательством Республики Беларусь размер платы не определен, а также платы за охрану, вносимой арендатором.

Исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация с правами юридического лица. Местные администрации входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

В состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации.

Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Другие члены местной администрации, а также сотрудники местной администрации назначаются на должность и освобождаются от должности главой местной администрации.

Заседания местной администрации проводятся ее главой по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и считаются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей членов от установленного состава местной администрации.

Решения местной администрации принимаются простым большинством голосов от установленного состава местной администрации.

Структура и штатная численность местной администрации утверждаются городским исполнительным комитетом.

 

Понятие местного самоуправления. Основы местного самоуправления в РБ: конституционно – правовые, территориальные, организационные, финансово – экономические. Место органов местного самоуправления в системе государственной власти. Европейская Хартия местного самоуправления.

 

Местное самоуправление – это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Основами МСУ в РБ являются:

1- конституционно-правовые основы

2- территориальные основы

3- организационные основы - гарантии реального самоуправления обеспечивает самостоятельность в решении кадровых вопросов,определении системы своих органов, их внутренней структуры, порядка формирования, а также самостоятельность в распределении осуществляемых самоуправлением полномочий и закреплении их за отдельными подразделениями.

4- финансово-экономическая основа

Основные принципы местного управления и самоуправления:

1) народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

2) законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

3) взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

4) разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

5) единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

6) самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

Европейская хартия местного самоуправления открыта к подписанию 15 октября 1985 г. Разработана и принята по инициативе Постоянной конференции местных и региональных органов власти в Европе.

Цель Хартии – обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. По замыслу авторов этого документа Хартия призвана наполнить реальным содержанием основные принципы Совета Европы: поддержание демократического сознания в Европе и защита прав человека в самом широком смысле слова. Основная направленность Хартии – показать, что степень автономии местных органов самоуправления является основным критерием подлинной демократии.

Хартия состоит из трех частей. В первой части изложены основные принципы местного самоуправления; здесь же определяется, что оно должно основываться на конституционной и юридической базе. В ряде статей предусмотрено право органов местного самоуправления на собственные территориальные границы и определение своих административных структур. В двух статьях ограничивается административный контроль над деятельностью органов местного самоуправления и обеспечивается выделение им достаточных финансовых средств.

Во второй части Хартии содержатся положения, касающиеся объема принятых на себя сторонами обязательств. Исходя из необходимости обеспечить равновесие между основными принципами и гибкостью в отношении юридических и организационных особенностей каждого государства-участника, в Хартии предусмотрена возможность для участников не считать себя связанными отдельными положениями Хартии.

В Хартии не предусмотрено системы контроля за ее выполнением за исключением обязательства сторон предоставлять любую информацию о законодательных актах или других мерах по применению положений Хартии.

В третьей части содержатся обычные для конвенций СЕ положения технического характера.

Присоединение к Хартии не влечет никаких финансовых расходов, поскольку в ее рамках не создано органов контроля за ее выполнением (хотя вопрос об этом и обсуждается). Главным местом, где рассматриваются проблемы местного самоуправления вообще и вопросы Хартии в частности, является Постоянная конференция местных и региональных органов самоуправления. Эта конференция является не межправительственной организацией, а представительным органом (типа Парламентской ассамблеи СЕ) и имеет в структуре СЕ уникальный характер. Пленарные заседания Конференции проводятся раз в год, в марте.

 


Местные Советы депутатов – основное звено системы местного самоуправления в РБ. Организационно – правовая структура местных представительных органов. Президиум местного Совета депутатов, порядок его избрания, полномочия. Компетенция и полномочия местных советов депутатов. Досрочное прекращение полномочий (роспуск) местного Совета депутатов. Решения местных Советов депутатов.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики, который вправе также принять данное решение и в иных случаях, предусмотренных законом.

Решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются:

соответствующими Советами депутатов;

вышестоящими исполнительными и распорядительными органами;

Президентом Республики Беларусь.

Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных предусмотренных законодательством случаях, могут быть обжалованы в судебном порядке (статья 122 Конституции Республики Беларусь).

К исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:

утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

Назначение местных референдумов.

Система местных Советов депутатов в РБ состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы депутатов. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы депутатов. Минский городской Совет депутатов обладает также правами Совета базового уровня. К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы депутатов. В Конституции Республики Беларусь определено, что местные Советы депутатов избираются гражданами соответствующих административно-территориальных единиц сроком на четыре года. Выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Депутатом местного Совета депутатов (далее – депутат Совета) является свободно избранный гражданами, проживающими на территории, входящей в избирательный округ, представитель, уполномоченный участвовать в осуществлении государственной власти местным Советом депутатов (далее – Совет), представлять своих избирателей в государственных органах и других организациях, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Депутатом Совета может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет (ст.1 Закона РБ «О статусе депутата местного Совета депутатов »).

Срок полномочий депутата Совета – четыре года.

Срок осуществления полномочий депутатом Совета начинается со дня открытия первой сессии вновь избранного Совета и заканчивается в день открытия первой сессии Совета нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Председатель Совета, президиум Совета, руководитель (заместитель руководителя) соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа, руководители его структурных подразделений, а также руководители других организаций, расположенных на подведомственной Совету территории, руководители их структурных подразделений, к которым обращен запрос (за исключением государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных или подотчетных Президенту Республики Беларусь или Совету Министров Республики Беларусь, Национального собрания Республики Беларусь, Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и других республиканских государственных органов (далее – республиканские государственные органы), обязаны в десятидневный или иной установленный Советом срок дать письменный ответ на запрос.

Отчет депутата Совета может быть заслушан также по письменному требованию группы избирателей численностью, установленной регламентом Совета. В этом случае председатель Совета или президиум Совета принимают меры по организации внеочередного отчета депутата Совета и не позднее чем за месяц до проведения внеочередного отчета уведомляют депутата Совета о дате, времени и месте его проведения, о причинах, послуживших основанием для этого.

Председатель Совета, президиум Совета, соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, иные государственные органы и другие организации, расположенные на подведомственной Совету территории (за исключением республиканских государственных органов), обеспечивают депутату Совета возможность пользоваться служебными помещениями, библиотечными фондами и архивами, средствами связи и оргтехникой, иными средствами, необходимыми для осуществления его полномочий, а также предоставляют депутату Совета по его просьбе материалы и иную информацию, необходимые для проведения встреч с гражданами, отчетов перед избирателями, за исключением материалов и иной информации, содержащих государственные секреты или иные охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения.

Депутат Совета обязан периодически, но не реже двух раз в год отчитываться перед избирателями о своей деятельности и ходе выполнения предвыборной программы, о работе Совета и его органов, в состав которых он избран или входит по должности. Отчет депутата Совета может быть заслушан также по письменному требованию группы избирателей численностью, установленной регламентом Совета. В этом случае председатель Совета или президиум Совета принимают меры по организации внеочередного отчета депутата Совета и не позднее, чем за месяц до проведения внеочередного отчета уведомляют депутата Совета о дате, времени и месте его проведения, о причинах, послуживших основанием для этого.

Отчеты депутата Совета проводятся на созываемых с этой целью собраниях избирателей либо их делегатов. Собрание, на котором заслушивается отчет депутата Совета, может принимать решение, содержащее предложения и замечания депутату Совета, которые доводятся до сведения граждан через средства массовой информации или иным путем.

Статья 24. Досрочное прекращение полномочий (роспуск) Совета (Закон «О местном управлении и самоуправлении в РБ»):

Полномочия Совета могут быть досрочно прекращены:

1.по решению этого Совета – в случае самороспуска;

2.по решению вышестоящего Совета либо Президента РБ – в случае изменения административно-территориального устройства в установленном законодательством порядке.

Полномочия Совета могут быть досрочно прекращены Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае:

1.систематического (более двух раз) или грубого нарушения Советом требований законодательства;

2.если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов Совета по неуважительным причинам;

3.если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии Совета не образовал свои органы.

В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики. Иные основания досрочного прекращения полномочий местных Советов депутатов определяются законом.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются вышестоящими представительными органами. В случае систематического или грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики, который вправе также принять данное решение и в иных случаях, предусмотренных законом.

 

Конституционное развитие института территориального общественного самоуправления. Органы территориального общественного самоуправления (коллегиальные, единоличные). Иные формы местного самоуправления (собрания граждан, местные референдумы).

 

В соответствии со ст. 6 Закона «О местном управле­нии и самоуправлении» граждане, проживающие на со­ответствующей территории, осуществляют местное управление и самоуправление через Советы, исполни­тельные и распорядительные органы, органы террито­риального общественного самоуправления, местные ре­ферендумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах. Территориальное общественного самоуправления – самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории административно-территориальной единицы для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. На соответствующей территориальной единице может создаваться только один только орган территориального общественного самоуправления. Он может наделяться правами юр. лица, подотчетен собранию, его учредившему или избравшему, и соответствующему Совету. В состав органов территориального общественного самоуправления избираются лица, достигшие 18 и постоянно проживающие на данного территории. Учреждение органа территориального самоуправления, избрание его членов и утверждение устава осуществляется на собрании. В уставе определяются цели, задачи, срок полномочий, который не должен превышать срок полномочий соответствующего Совета, порядок формирования собственности его и иные сведения предусмотренные законом. Основные полномочия: вносят на рассмотрение Совета и его органов, исполкомов и местных и местных администраций предложения по всем вопросам местного значения; участвуют по приглашению гос.органа в рассмотрении ими вопросов местного значения; созывают собрания на соответствующей территории для обсуждения вопросов местного значения; аккумулируют заработанные средства, добровольные взносы и пожертвования граждан; принимают во владение пользование строения, помещения, игровые и спортивные площадки, клубы и иные полномочия предоставленные им законом. Совет может делегировать органу отдельные полномочия по осуществлению самоуправления, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции Совета. Ликвидация происходит в связи с истечением срока полномочий и иных случаях в законодательстве. Решение о ликвидации принимается Советом и собранием граждан.

Основные вопросы организации и проведения референдумов (местных) регулируются Конституцией, ИК, Законом «О местном управлении…». Местные референдумы назначаются местными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на данной территории. На местный референдум не выносятся вопросы, которые не могут выноситься на республиканский референдум, вопросы, имеющие значение для РБ в целом, вопросы, связанные с назначением на должность, утверждением в ней либо.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...