Изначально – да, конечно. Но патриотизм – любовь к родине, а здесь говорится о других чувствах, общечеловеческих. Скорее, “Собибор” – космополитический фильм, разве нет?
Изначально – да, конечно. Но патриотизм – любовь к родине, а здесь говорится о других чувствах, общечеловеческих. Скорее, “Собибор” – космополитический фильм, разве нет? Я называю патриотическим фильм, если он направлен на созидание. Патриотический фильм – про людей, про человеков, который кому‑ то непременно напомнит либо себя, либо близкого. Он наполнен детальками и маленькими нюансами. Мне очень важно было уйти от красного кумача с любой эмблемой на этом красном. Не снять фильм, где не люди, а функции ходят. Бывают картины, где затрагиваются серьезные темы, а у меня никаких воспоминаний, никаких подробностей в памяти от них не остается. Поэтому я и старался по максимуму наполнить картину деталями, понятными и запоминающимися. Может быть, еще и благодаря этому “Собибор” понятен всем.
Будешь еще режиссировать? Я сейчас надеюсь, что осенью в Московском художественном театре я как режиссер и актер выпущу спектакль “Поколение Маугли, или Чудак на букву М”. Это моя фикс‑ идея, я начинал еще с детьми, со студийцами, и сейчас надеюсь, что спектакль найдет свою пристань в МХТ со студентами колледжа Табакова и с актерами МХТ. Это еще и проект, задуманный для обучения будущих актеров практике большой сцены. Думаю, что подуспокоюсь я на эту тему и займусь своими прямыми обязанностями, которые у меня записаны в дипломе: актер театра и кино.
Meduza, 2018
Увидеть Сталина, и? “Танки” Кима Дружинина (2018)
Скоро “Танки” проедутся своими тяжелыми гусеницами и по вам. Искушение уклониться от такого удовольствия велико, но постарайтесь всё‑ таки посмотреть этот фильм. Впечатление будет гарантированно сильным. Более откровенного автопортрета людей, управляющих сегодня Россией (по меньшей мере российской культурой), представить себе невозможно.
Некоторое время назад в нашей стране был осуществлен открытый акт цензуры – отмена проката британской комедии “Смерть Сталина”. Ратовавшие за этот радикальный жест органы власти, по сути, открыто признались: да, мы сталинисты. Ничем, кроме иррационально сильного пиетета к вождю – в пресс‑ релизе к “Танкам” это слово пишется с большой буквы, – запрет безобидной картины объяснить было невозможно. Как это – “смерть Сталина”? Он разве не вечно живой? Вот и доказательство. “Танки” – фильм, рабочим названием которого была формула “Увидеть Сталина”. Он сделан командой под руководством режиссера Кима Дружинина, известного по ленте “28 панфиловцев”, и при активном содействии министра культуры Владимира Мединского. “Это очень правильное кино”, – сказал министр о картине, в титрах которой значатся и он сам, на правах автора идеи, и лелеемое им Российское военно‑ историческое общество. Сюжет картины – пробег двух опытных образцов новейших танков Т‑ 34 из Харькова в Москву в 1940 году. Конечная точка путешествия – Красная площадь, где конструктора Михаила Кошкина и его команду встречает лично Сталин. Лицо его светло и спокойно. “Это будет ласточка наших бронетанковых сил”, – произносит он со значением. На этом фильм победно завершается. Простите за спойлер. Как и в фильмах сталинской эпохи, вождь народов – не главный и не эпизодический герой. Он – эдакая универсальная точка отсчета, величественный монумент самому себе, нерасчленимый на элементы знак. Бог из машины, благословляющий на бой другие машины. Не только танки, но и ведущие их люди здесь – хорошо отлаженные автоматы, готовые служить родине и начальству. “Танки” сообщают о многом – не только о любви авторов к Сталину. Например, о концепции истории, дорогой сердцу и уму Владимира Мединского. Из всех режиссеров, снимающих военно‑ патриотическое кино, он выбрал для покровительства именно Дружинина. А всё потому, что тот имеет дело не с осмыслением фактов, а с построением “правильных”, по определению самого министра, мифов. “28 панфиловцев” были первым тому доказательством, “Танки” подтверждают гипотезу.
Кошкин действительно перегонял танки в Москву из Харькова. Разумеется, тогда всё прошло бессобытийно и скучно. Не то что в фильме Дружинина. Еще на заводе немецко‑ фашистские диверсанты начинают охоту на доблестных танкистов. Откручивают вентиль на баллоне, чтобы спровоцировать взрыв. Готовят группу захвата: бритоголовые, накачанные, с каменными лицами, вооруженные до зубов – не наши, ясно сразу, хотя по‑ русски говорят без акцента. Кто они? Те самые враги народа, о которых мы не вспоминали с детских лет, когда читали “Судьбу барабанщика” и “Бронзовую птицу”. Неслучайно выбран 1940 год. Войны в СССР еще нет, но война идет всегда. Разумеется, коварные фашисты строят козни против товарища Сталина даже в годы пакта о ненападении. В секретном кабинете сидит немецкий генерал и приказывает неведомой белокурой валькирии: до Красной площади танки дойти не должны! Не сомневайтесь, противостояние подкупленных заграницей злодеев с Россией – мы же только защищаемся, это общеизвестно – продолжается веками, и несть ему конца. Когда один из предателей пытается убедить Кошкина перейти на его сторону, он щеголяет аргументами то ли из пропаганды сталинских времен, то ли из сегодняшней: по его словам, в Европе “чистые города, воспитанные люди”. Ну и зарплаты повыше. Герой с негодованием отказывается, ведь он служит народу. Невольно вспоминается история с картиной Александра Миндадзе “Милый Ханс, дорогой Пётр”, по времени действия синхронной с “Танками”. Ее герои, немецкий инженер и советский рабочий, на засекреченном заводе рука об руку, сами не подозревая о том, ковали собственную смерть. Сценарий той ленты прошел экспертизу Минкульта, но в финансировании ему отказали – тогда мир и узнал о Военно‑ историческом обществе, без одобрения которого нельзя было снимать кино на определенные темы. Миндадзе вынудили изменить время и некоторые обстоятельства действия, иначе картине не дали бы “зеленый свет”. Однако, получив финансирование, он всё‑ таки сделал фильм по‑ своему и даже попал с ним на Московский международный кинофестиваль. Такое впечатление, что “Танки”, премьера которых тоже прошла в рамках ММКФ, – персональный ответ Мединского, его вендетта.
Несмотря на обилие врагов, положительных героев в фильме больше, чем безликих отрицательных. Даже в бандитах, кое‑ как партизанящих на границе Украины с Россией (обобщенные бандеропетлюровцы), есть что‑ то человеческое: родная земля и им дороже поганой Европы с ее деньгами и посулами. Кошкин, сыгранный Андреем Мерзликиным, – средоточие всех достоинств: серьезный, основательный мужчина, которому в жизни ничто не мило, кроме танков и товарища Сталина. Вокруг него – персонажи попроще, но тоже достойные товарищи. Самый интересный из них – лейтенант НКВД Пётр Мизулин (Антон Филипенко). Молодой горячий идеалист без чувства юмора везде, как ему и положено, подозревает заговоры, диверсии и врагов народа. И настоящим спасителем ситуации в катарсическом финале на Красной площади оказывается именно он. Конструкторы конструкторами, а без любимых спецслужб никаких задач не решить и с неприятелем не сладить. Неудивительно, что единственная героиня на весь фильм, Лида Катаева (Аглая Тарасова), влюбляется не в Кошкина, а именно в Петра Андреевича – герои называют друг друга по имени‑ отчеству, только Лиду по имени и на “ты”. Она ведь женщина. Да, высказывание по актуальному гендерному вопросу “Танки” тоже содержат. Катаева, специалист по танковой броне, просится в поход с Кошкиным, но он ей отказывает: не женское это дело, лучше пусть с пирогами бойцов встречает. Она тем не менее увязывается за старшими товарищами. Естественно, от Лиды сплошные неприятности. Из‑ за нее герои вынуждены сдаться бандитам, и в кусты, струсив, она бежит не вовремя – тут же предатель нанесет удар ничего не подозревающему конструктору. Зато в фильме есть красивый кадр, в котором голая героиня входит в пруд, притягивая взор энкавэдэшника. Этот тонкий прием позволяет нам догадаться, что даже в железных людях скрыто что‑ то человеческое. Так что и женщина пригодилась. К тому же именно она позволила композитору фильма Михаилу Костылеву включить в громыхающий саундтрек лирическую тему, пугающе похожую на битловскую “And I love her”. Закончится фильм всё равно другим музыкальным произведением – “Маршем советских танкистов”. Где еще танковая тема так органично соединяется с восславлением товарища Сталина? Только в новом фильме, подаренном нам Министерством культуры к Дню Победы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|