Сознание как логический механизм
отличие от экспериментатора, произвольно менять закономерность (хотя бы статистическую) предъявления знаков. • Р. Шиффрин и У Шнайдер просили испытуемых искать заданные зрительные цели в ряду помех. В качестве цели были выбраны согласные буквы первой половины английского алфавита, а в качестве помех — согласные буквы второй половины алфавита. В течение 1500 проб происходило постепенное (а в итоге весьма существенное) улучшение продуктивности решения задачи зрительного поиска и по времени, и по точности поиска. Затем в течение ещё 600 проб эта продуктивность удерживалась на достигнутом высоком уровне. После этого экспериментатор, предупредив испытуемых, менял местами цели и помехи: теперь им надо было искать согласные второй половины алфавита. В результате такого нарушения уже ставшей привычной схемы решения задачи продуктивность резко снизилась — испытуемые обнаруживали цели намного хуже и медленнее, чем в начале эксперимента, им понадобилось огромное число проб (около 900!), чтобы выйти на стартовый уровень продуктивности 1. Обобщённый закон Хика. Чем более неожиданны Стимулы или реакции, тем дольше над ними Работает сознание Как уже говорилось, ключ к решению познавательных головоломок в детерминированной среде — в объяснении причин появления редких и неожиданных стимулов. Отсюда вытекает гипотеза, подлежащая экспериментальной проверке: все психические реакции на редкие и неожиданные знаки однонаправленно отличаются от реакций на частые и более ожидаемые знаки — сознание, чтобы объяснить их появление, тратит на работу с ними больше времени. Если принять, что работа сознания влияет на поведение, то в опыте должно наблюдаться возрастание времени реакции на редкие сигналы.
О влиянии внезапных, неожиданных изменений в окружающей сре де на состояние и поведение животных и человека известно давно. Уже в 1910 г. И. П. Павлов назвал это явление врожденным ориентировочным рефлексом. К рефлекторным реакциям организма относят: [окончание cтраницы 343] ________________________ 1См. Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М., 1995, с. 100-101. Раздел четвертый расширение зрачка и снижение порога чувствительности глаза к свету; сокращение и расслабление мышц глаза, уха; поворот головы и туловища в сторону источника раздражения; расширение кровеносных сосудов головы и сужение сосудов конечностей; изменение частоты дыхания и пульса и т. д. Все эти реакции так или иначе характеризуют тормозное влияние (в терминологии школы Павлова) на текущую деятельность. Появление неожиданных сигналов оказывает на субъектов своеобразное воздействие — в той или иной мере они приходят в состояние замешательства, возникают затруднения в выполнении текущей деятельности, замедляются реакции. Говорят, что приближающегося к человеку льва можно прогнать, внезапно раскрыв перед его мордой зонтик...1 Зачастую животные и люди демонстрируют совершенно неожиданную для наблюдателей неспособность выполнить действия, обычно не вызывающие никаких затруднений, или решить весьма незамысловатые задачи. При повторных предъявлениях неожиданного раздражителя (когда он перестает быть неожиданным) наступает привыкание, ориентировочные реакции пропадают (что можно зарегистрировать даже на уровне отдельного нейрона коры головного мозга), прерванная деятельность восстанавливается 2. И, П. Павлов, а вслед за ним и его ученики, разумеется, не связывали существование ориентировочного рефлекса с решением познавательных головоломок в детерминированной среде. Они считали, что реакция организма на не ожидаемый мозгом сигнал имеет чрезвычайно важное биологическое значение. Мозг как бы получает сигнал тревоги: «Внимание! Что-то не в порядке! Предшествующую деятельность временно прекратить!». Без такого рефлекса, говаривал Павлов, жизнь «висела бы на волоске». Ориентировочный рефлекс был также назван рефлексом «что такое?» Считается, что биологический смысл этого рефлекса — создание условий для лучшего восприятия раздражителя.
Не буду здесь обсуждать проблему биологического смысла — она, на мой взгляд, темна и запутанна3. Во всяком случае, не так просто понять, в чем заключается приспособительное значение внезапной приостановки текущей деятельности, вызванной неожиданным сигналом. [окончание cтраницы 344] ___________________ 1 Kumaeв-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983, с. 41. Я, правда, не представляю, проверяемо ли это утверждение в эксперименте. 2 Впрочем, если после привыкания к определенному звуку этот звук изменить (например, как в экспериментах Е. Н. Соколова, уменьшить его интенсивность), то у испытуемого снова наблюдаются ориентировочные реакции. 3См. об этом подробнее в: Аллахвердов В. М. Опыт теоретической психологии, с. 251-267.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|