Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предметно-пространственная развивающая




Организуя предметно-пространственную развивающие среду в старшей логопедической группе, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с ОНР. Прежде всего следует учесть, что старший возраст является сензитивным периодом развития речи, Л.С.Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей логопедической сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении должны быть представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лека Количество картинок по каждой лексической теме должно быть

значительно большим по сравнению с количеством предыдущей возрастной группы. В центре «Играем в театр» должно быть представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, пальчиковом, плоскостном и т. п.) по нескольким xopoшо знакомым детям сказкам. Учитывая особенности общего и речевого развития детей с ОНР, не стоит брать более одной сказки на каждый период работы. Программа рекомендует использование сказок «Три медведя», «Заюшкина избушка» и «Гуси-лебеди». К изготовлению декораций и костюмов для постановки представлений по этим сказкам обязательно привлекаются дети.

В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Р. С. Немов). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

Ребенка шестого года жизни следует учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств, в них общее и различное, учить объединять предметы по признакам. Так, совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия, стимулирует и развитие мышления, и развитие речи. Очень важным становится проведение занятий в групповой лаборатории или центре и природы, где дети узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узнают о правилах безопасного поведения. Предоставляя детям возможность понюхать, потрогать, пощупать предметы и материалы, педагог не только развивает их тактильный и сенсорный опыт, но и прививает интерес звательной деятельности. В лаборатории появляются первые лупы, микроскоп, безмен, песочные часы, аптечные весы, Педагоги привлекают детей к фиксации результатов опытов в журнале.

Особое значение приобретает использование обучающих дидактические игр, в которых начинается формирование мотивации готовность к школьному обучению.

У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Значит, нужно создать условия для проведения игр- соревнований, более активно привлекать детей к различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями, подготовка оборудования и пособий к занятиям и т. п.).

У детей шестого года жизни развивается и эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.

В логопедическом кабинете при организации развивающей среды воздать и наполнить необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки должны содержать по несколько десятков разнообразных словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации, Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей) по-прежнему должны кабинете логопеда. Игрушки и оборудование в них могут стать более разнообразными и сложными (кубик Рубика и другие игры головоломки, калейдоскопы и т. п.). По рекомендации психологов следует сохранить и центры с игрушками и играми для девочек и мальчиков. Детей можно привлечь к замене оборудования в центрах, В этой возрастной группе можно практически полностью заменять во всех центрах еженедельно, оставляя небольшую часть игр и пособий для закрепления пройденного.

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы, учебный дидактический материал

 

Познавательно-речевое развитие

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. НАВЫКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лекси­ческим темам.

Учить детей группировать предметы по признакам их соотнесенно­сти и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов,' формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению по­нимания действий, выраженных приставочными, личными и возврат­ными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами, притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспе­ чить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов- антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...