Организационно-производственный менеджмент и его функции в кризисной ситуации
Организационно-производственный менеджмент представляет собой совокупность мероприятий организационно-управленческого характера, направленных на достижение главной цели — повышение эффективности производства и создание конкурентоспособной продукции. В системе антикризисного управления он играет стержневую роль, поскольку является базой всех элементов системы управления организацией. Основная задача производственного менеджмента в кризисной ситуации заключается в определении условий и средств, обеспечивающих поддержку организационно-технического уровня производства, требуемого для выхода организации из кризисного состояния. Производственный механизм оздоровления организации представляет собой совокупность планов, стратегий, тактических мероприятий, связанных: - с развитием производства; - ростом его эффективности; - повышением качества продукции; - изменением ее ассортимента и номенклатуры; - разработкой и внедрением новой техники; - совершенствованием технологии производства; - снижением затрат и пр. Рассмотрим некоторые элементы производственного механизма оздоровления организации более подробно. Начнем с плана производства, который выглядит примерно следующим образом. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА1. Производственная программа предприятия. Таблица 8.1. -------------------------------------------------------------- | Объем выпуска | ГОД | | продукции, |---------------------------------------------| | в натур. ед. | 0 | 1 | 2 |... | n | -------------------------------------------------------------- продукция 1 ... продукция i прочая реализация ---------------------------------------------------------------
2. Планируемый объем продаж продукции. Таблица 8.2 ------------------------------------------------------------------ | Наименование | ГОД |
| продукции |---------------------------------------------------| | | 0 | 1 |... | n | | |---------------------------------------------------| | | Объем выпуска | Цена ед. | Объем | | | | в натур. ед. | продукции, | продаж| | | | | руб. | руб. | | ------------------------------------------------------------------ продукция 1 продукция 2 ... продукция i прочая реализация ----------------------------------------------------------------- ИТОГО: х х ----------------------------------------------------------------- 3. Потребность в основных фондах (по каждому виду основных фондов, исходя из нормативов производительности).
Таблица 8.3 -------------------------------------------------------------------------- | Основные фонды | ГОД | | руб. |-----------------------------------------------------| | | 0 | 1 | 2 |... | n | | |-----------------------------------------------------| | | действующие | общая | прирост | | | | | | руб. | потребность | основных | | | | | | | руб. | фондов, | | | | | | | | руб. | | | | |--------------------------------------------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |... | n | --------------------------------------------------------------------------- 1. Здания, сооружения производственного назначения 2. Рабочие машины и оборудование 3. Транспортные средства 4. Прочие --------------------------------------------------------------- 5. ИТОГО 4. Расчет потребности в ресурсах на производственную программу Таблица 8.4 --------------------------------------------------------------------------- | Наименование | ГОД | | ресурсов |------------------------------------------------------------| | | 0 | 1 |... | n | | |------------------------------------------------------------| | | Кол-во | Цена ед. | Стоимость, | Ст-ть | | | | | | в натур.| ресурсов, | мость, | переход. | | | | | | ед. | руб. | руб. | запаса, | | | | | | | | | руб. | | | | |---------------------------------------------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |... | n | ---------------------------------------------------------------------------- 1. Сырье и материалы 2. Покупные и комплектующие изделия 3. Топливо 4. Энергия ----------------------------------------------------------------- 5. ИТОГО ----------------------------------------------------------------- Примечание: Размер переходящего запаса зависит от величины потребности в различных видах материалов и сезонности их поставок, определяется по формуле: T = Q * M / D, где T - размер переходящего запаса; Q - потребность в соответствующем материале, натур. ед.; M - норма переходящего запаса, дни; D - число дней планируемого периода. 5. Расчет потребности в персонале и заработной платы Таблица 8.5 -------------------------------------------------------------------------------- | Наименования | ГОД | | категорий |----------------------------------------------------------------| | | 0 | 1 |... | n | | |----------------------------------------------------------------| | | потребность, | средняя | затраты | начисления | | | | | | чел. | зараб. | на зар. | на зар. | | | | | | | плата, | плату | плату, | | | | | | | руб. | руб. | руб. | | | | | | | | | | | | | |---------------------------------------------------------------------------|----| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |... | n | --------------------------------------------------------------------------------- 1. Рабочие основного производства 2. Рабочие вспомогательного производства 3. Специалисты и руководители --------------------------------------------------------------- 4. ИТОГО --------------------------------------------------------------- 6. Смета расходов и калькуляция себестоимости (сводная) Таблица 8.6 -------------------------------------------------------------------- | Наименование | ГОД | | показателей |--------------------------------------------| | | 0 | 1 |... | n | | |--------------------------------------------| | | на ед. | всего | | | | | | продукции, | руб. | | | | | | руб. | | | | | |--------------------------------------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 |... | n | --------------------------------------------------------------------- 1. ОБЪЕМ ПРОДАЖ, всего --------------------------------------------------------------- 2. СЕБЕСТОИМОСТЬ, всего, в том числе: 2.1. Сырье 2.2. Материалы 2.3. Покупные и комплектующие изделия 2.4. Топливо 2.5. Электроэнергия 2.6. ФЗП рабочих 2.7. ФЗП специалистов и служащих 2.8. Начисления на ФЗП 2.9. Амортизация ОПФ 2.10. Расходы на рекламу 2.11. Представительские расходы 2.12. Расходы на обучение 2.13. Аудит, консультации 2.14. Процент за кредит 2.15. Налоги 2.16. Прочие затраты --------------------------------------------------------------- 3. ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ (сальдо) 3.1. Доход по ценным бумагам 3.2. Доход от аренды 3.3. Сальдо штрафов 3.4. Налоги, относимые на себестоимость 3.5. Прочие доходы или расходы --------------------------------------------------------------- 4. БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ --------------------------------------------------------------- 5. НАЛОГИ И ПЛАТЕЖИ ИЗ ПРИБЫЛИ --------------------------------------------------------------- 5.1. Налог на прибыль 5.2. Прочие налоги --------------------------------------------------------------- 6. ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ --------------------------------------------------------------- 7. Потребность в дополнительных инвестициях Таблица 8. 7 ---------------------------------------------------------------------------------------------- | Категория инвестиций | ГОД | Потребность в | Общая | |--------------------------------------| дополнительных | потребность | | | 0 | 1 |... | n | инвестициях, | в инвестициях,| | |--------------------------------------| руб. | руб. | | | | Прирост | Всего | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |----------------------------------------------------------------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ----------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Основной капитал 1.1. Здания, сооружения производственного назначения 1.2. Рабочие машины и оборудование 1.3. Транспортные средства 2. Оборотный капитал 2.1. Запасы и затраты 2.2. Денежные средства --------------------------------------------------------------- 3. ИТОГО потребность в инвестициях ---------------------------------------------------------------Технологическая (технико-технологическая) стратегия представляет собой комплекс решений, определяющих, во-первых, технологический тип организации и, во-вторых, тип его технологической динамики.
Под производственной технологией понимается способ преобразования исходных материальных и энергетических ресурсов в продукцию. Ее выбор тесно связан с экономической и социальной политикой организации; от нее в значительной степени зависят уровень издержек, объем производства, качество продукции и в дальнейшем - ее цена. Кроме того, степень прогрессивности технологии влияет на «рейтинг» организации в отрасли, престиж марки и т.д. Возможность преобразования технологии в более совершенную без значительных усилий и затрат характеризует ее «потенциал трансформации». Но обычно при усовершенствовании технологий или переходе на принципиально новые их виды значительных затрат избежать не удается. Чем более диверсифицирована технология, чем большее число операций в нее включается, тем выше и число их возможных «полезных» комбинаций. Однако при слишком большом числе элементарных технологических единиц управление ими становится сложным. Поэтому эффективность крупных организаций не обязательно выше эффективности малых. Можно выделить следующие типы технологий: · стабильная; · технологический дрейф, т.е. планомерное однонаправленное эволюционное изменение технологии;
· технологический скачок - резкое изменение технологии; · хаотичное изменение технологии; · плавные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом; · пилообразные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом, т.е. – совокупность технологических скачков вокруг некоторого тренда. · наличие необходимых финансовых средств; · обладание готовыми к внедрению научно-техническими и – организационно-техническими разработками; · исчезновение с рынка исходных ресурсов для производства продукции при сохранении спроса на нее; · резкое падение спроса на традиционную продукцию организации и т.п. В зависимости от способов и степени интенсивности реагирования на перечисленные факторы организации разделяются на четыре типа, условно называемые «технологическими», «конъюнктурными», «маркетинговыми» и организациями «технологической атаки» (технологических скачков). Предприятия «технологического» типа (металлургические, химические и пр.) функционируют на основе системы базовых процессов, замена которых привела бы к изменению самого их профиля и по существу – к появлению нового предприятия (даже при сохранении юридического лица). Эволюционное изменение технологии для них – очень длительный процесс. Взаимодействие с рынком носит односторонний характер «предприятие – рынок, учет рыночных запросов в кризисных условиях здесь может проявляться в изменении количественных параметров продукции, расширении или сужении ее ассортимента, улучшении качества. Предприятия «конъюнктурного» типа (торговые, посреднические, некоторые машиностроительные сборочные и пр.), ориентирующиеся на удовлетворение текущих запросов рынка, не имеют стабильной технологии и производят изделия, не требующие длительного освоения. Их взаимодействие с рынком также носит односторонний характер, но обратный: «рынок – предприятие». Предприятия «маркетингового» типа ориентируются, как на текущие, так и на будущие запросы рынка. Их взаимодействие с ним имеет двусторонний характер. Предприятия «технологической атаки» наиболее устойчивы к кризису. Они оказываются в состоянии не просто эволюционно изменять технологию производства под воздействием научно-технического прогресса, но и самостоятельно или раньше других проводить ее скачкообразные изменения, стремясь опередить конкурентов. Именно они являются долговременными стратегическими лидерами рынка. Эти четыре типа организаций (в порядке их перечисления) отражают последовательную эволюцию промышленности развитых стран.
В ходе второй мировой войны выявилась роль технологии как мощного средства достижения военного превосходства. После окончания войны корпорации стремились разрабатывать продукты на базе новых технологий путем создания крупных лабораторий, ориентированных на серьезные научные достижения. Однако координация НИОКР со сбытовыми службами была неудовлетворительной, в результате чего реализация продукции, основанной на этих разработках, снизилась, финансовое положение таких организаций стало ухудшаться. К концу 1950-х годов эволюционное изменение технологии организации, основанное на достижениях науки, не обеспечивало рост прибыли. В начале 1960-х годов наступило время триумфа организаций конъюнктурного типа, всецело ориентирующихся на колебания спроса. Огромные средства шли на то, чтобы узнать, что нужно покупателю. Формировать стратегию организаций начали службы сбыта, рекламные агентства и т.п. Количество новых продуктов, получивших признание потребителей, в этот период резко возросло. Вместе с тем многие компании в погоне за удовлетворением спроса потребителя потеряли свое «технологическое лицо», и над ними нависла угроза кризиса, поскольку все они делали одно и то же и примерно одинаковыми способами. Между тем для коммерческого успеха, дабы не подвергать себя угрозе со стороны конкурентов, необходимо, чтобы потребность покупателей удовлетворялась уникальным образом. Причем, организация должна удовлетворять не только сегодняшние запросы, но и предугадывать будущие, обеспечивая себе долгосрочные преимущества в конкурентной борьбе. Обеспечить эти преимущества должна технология. К 1970-м годам темпы научно-технических нововведений резко ускорились. На смену прежним лидерам приходили новые компании с эффективными технологиями и более привлекательными продуктами. Не заметив приближающегося технологического скачка и продолжая вкладывать средства в улучшение освоенной технологии, в снижение издержек производства и увеличение реализации продукции, они терпели жестокие разочарования. Впереди оказались те, кто сумел либо создать, либо «оседлать» высокую технологическую волну. Они поняли, что наступила эра управления «технологическими разрывами», т.е. периодами перехода от одной группы продуктов (технологии) к другой. Появление новых знаний дает этим фирмам повод для технологической атаки, которая часто приводит к успеху и предотвращает развитие кризиса. Поэтому в комплексной производственной стратегии организаций необходимы мероприятия, направленные на: · включение в их структуру инновационных подразделений; · укрепление связей с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и проектными организациями; · приоритетное использование (в тех случаях, когда это возможно) в инновационном процессе на предприятиях отечественных, в том числе собственных, технологических разработок и отечественного оборудования вместо приобретения зарубежной техники.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|