Смирение. Воздержанность и умеренность
Смирение Смирение — это важнейшее условие для достижения целей религиозной жизни. Всякое самодовольство, порождаемое превосходством ума, богатством, высоким положением в обществе или похвалами других людей, есть препятствие на пути спасения. Искреннее смирение лишено позы и аффектации. Оно требует постоянного стремления к самоотречению и самокритике, к подчинению божественным предписаниям, даже если они вступают в противоречие с собственными убеждениями верующего.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Христианство. Евангелие от Матфея 5: 5 Счастливы верующие, которые в своих молитвах смиренны, которые уклоняются от пустословия, которые творят очищение, которые хранят свои члены... Стенающий [кто ожидает видения] плачет, ибо смиряет себя, памятуя о своем ничтожестве перед лицом Великого Духа. В мире этом Обуздывай гордость скромностью, побеждай лицемерие простотой и борись с алчностью довольством. Природный человек — враг Богу, был врагом с грехопадения Адама, и будет на вечные времена, пока не отринет соблазны Высшего Духа, пока не отвергнет природного человека и не станет святым чрез искупление Господа Христа, пока не станет, подобно ребенку, покорным, кротким, смиренным, терпеливым, преисполненным любви и подчинения всему, что угодно Богу наложить на него, как ребенок подчиняется своему отцу. В Книге Песен сказано:
Кто, зная свою храбрость, сохраняет скромность, тот [подобно] горному ручью становится [главным] в стране. Кто стал главным в стране, тот не покидает постоянное дэ и возвращается к состоянию младенца. Кто, зная праздничное, сохраняет для себя будничное, тот становится примером для всех. Кто стал примером для всех, тот не отрывается от постоянного дэ и возвращается к изначальному. Кто, зная свою славу, сохраняет для себя безвестность, тот становится главным в стране. Кто стал главным в стране, тот достигает совершенства в постоянном дэ и возвращается к естественности. Не говори ни о чем: " Я это сделаю завтра" без того, что пожелает Аллах, и вспомни твоего Господа, когда забудешь, и скажи: " Может быть, выведет меня мой Господь к более близкому, чем это, по прямоте". Теперь послушайте вы, говорящие: " сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того чтобы вам говорить: " если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
Хоть ищу я убежища в праведной вере в Чистую Землю, Но в сердце моем не было подлинной искренности. Плоть моя заключает в себе лукавство и обман, А в душе моей нет ясного света. ... Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень. Тело нечисто, воняет, наполнено всяческим смрадом, проистекающим отовсюду. Если кто-либо, имеющий такое тело, высоко мнит о себе и презирает других — происходит это только от неразумия его. Обрати внимание на три вещи, и ты не впадешь в грех: знай, откуда ты явился, куда ты уйдешь, и кому ты должен будешь отдать отчет. [Откуда ты явился? — из смердящей капли. Куда ты уйдешь? — на место праха, тлена и червя. Кому ты должен будешь отдать отчет? — Царю царей, святому (благословен Он! )].
Кун-цзы сказал: " Благородный человек не печалится, если люди не признают его достоинств; он печалится о своем собственном несовершенстве". Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен. Глупец, который знает свою глупость, тем самым уже мудр, а глупец, мнящий себя мудрым, воистину, как говорится, " глупец". ... Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Субхути, как думаешь? Говорит ли Святой самому себе: " Я достиг совершенного знания? " Субхути ответил: " Нет, всеми почитаемый [... ] Если Святой, достигший совершенного знания, говорит это самому себе, значит, он неизбежно соглашается с утверждением о существовании " Я", личности, существа, души". На Крайнем Севере, где нет ни деревьев, ни трав, находится Пучина-океан. Это — Небесный водоем. [В нем] водится рыба шириной в несколько тысяч ли, а сколько ли она длиною — неведомо. Имя ей — Кит. Водится там птица, имя ей — Феникс. Спина у нее точно гора Великая, распростертые крылья — точно нависшие тучи. Оперевшись [о волны] и раскачавшись, она взвивается по спирали [на высоту] девяносто тысяч ли — туда, где нет ни облаков, ни воздуха, над ней — лишь небесная синь, а затем устремляется на юг, к Южному океану.
Воздержанность и умеренность Этот раздел открывают наставления к воздержанию от зла, общие для всех религий. Очень большое значение придается воздержанности в джайнизме, где понятие ахимса (ненасилие) расширено до крайних пределов: человек должен быть крайне внимательным и осторожным, дабы не убить насекомое или крохотное животное, когда ходит, ест, пьет и дышит. Далее приводятся наставления воздерживаться от неправедных деяний, даже когда рассудок склоняется ко злу или толпа побуждает свершить грех. Большой ценностью в этом отношении обладают молчаливость и сдержанность.
Пусть избегает он зла, как купец, без спутников, но с большим богатством, — опасной дороги, как желающий жить — яда. Главнейшим предписанием, установленным для верующего Владыкой Махавирой, является ахимса — ненанесение вреда живым существам, и это должно исполняться со всевозможным тщанием и безо всяких исключений по отношению ко всем живым существам, с надлежащим воздержанием и предосторожностью. Кто действует — потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Зачем вступать на дорогу зла, Один браслет никогда не звенит. Истинный Господь прощает моему народу злые устремления, зародившиеся в сердце, до тех пор пока они остаются невысказанными и не ведут к совершению действий. Мэн-цзы сказал: " Только когда человек не совершает некоторых поступков, он способен совершать великие дела". Под воздействием сильного чувства человек, лишенный умения сдерживать себя, по собственной воле совершает поступки, которые, как он знает, навлекут на него в будущем несчастье. Но проницательный человек, даже если обуревают его желания, сразу осознает зло, заключенное в них, и не уступает им. ... Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: " иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним ломы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас", — сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. Когда бы ни возникла привязанность в уме моем, Делай лишь то, что не вызывает порицания [... ] Если же возникает сомнение, как правильно поступить, руководствуйся примером великих душ, ибо они бесхитростны, судят здраво и привержены истине.
Р[абби] Акиба говорит: смех и шутки приучают человека к разврату; предание (масорет) — ограда для Торы, десятина — ограда для богатства, обеты — ограда для воздержанности, ограда мудрости — молчание. Очевидно законное, и очевидно незаконное; и между ними есть вещи, о которых этого нельзя сказать с точностью, и об этом многие люди не ведают. Поэтому кто осторожен с двусмысленным, оправдан в вере и чести своей; а кто неосторожно поступает с двусмысленным, вторгается в запрет, подобно пастуху, который, если приводит стадо свое к ограде святилища, пасет его почти что в святом месте. Разве не верно, что у каждого царя есть святилище и разве не является святилищем Аллаха то, на что Им наложен запрет? Учитель сказал: " Достаточно хорошо, если просто положишь что-нибудь на пол. Но если положишь белые камыши, то ошибки не будет. В этом верх осмотрительности. Камыши сами по себе бесполезны, но могут иметь большое значение. Если человек осмотрителен во всем, что делает, то не совершает ошибок". Учитель сказал: " [Песнь] " Встреча невесты", будучи радостной, не непристойна, будучи печальной, не ранит". ... Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время? В соблюдении обычных добродетелей и в ходе обычного разговора, если имеется в чем-то нехватка, выдающийся человек никогда не унизится до усилий, а там, где избыток — никогда не удостоит дойти до предела. Эти вещи существовали — это один предел учения, о Кассана. Эти вещи не существовали — и это другой предел. Татхагата избегает и той, и другой крайности, и проповедует среднее учение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|