Глава 17. Жертвоприношение. Жертвование
Глава 17. Жертвоприношение
Религиозную практику можно определить как способ жертвоприношения. Жертвование материальных благ только внешняя его форма. Ибо суть жертвы предать себя — со всеми своими желаниями, привязанностями, способностями, отношениями, имуществом — Богу и служить его воле. Чем дороже человеку то, что приносится в жертву, тем выше жертва. Налоговое отчисление на церковь и благотворительность в богатых обществах едва ли можно считать настоящей жертвой. Тот, кто действительно ищет Бога, жертвует всей своей жизнью в том смысле, что живет для Бога, трудится для Бога и направляет к Богу все свои помыслы и поступки. Жертва может состоять в претерпевании гонений и принятии мученичества. В разделах этой главы рассматриваются различные виды жертвоприношения.
Жертвование
Путь жертвы начинается от сердца верующего, она проявляется в поступках и распространяется на весь космос. Любое дело подобает совершать как жертву, иными словами, во славу Божию, а не ради собственной выгоды. Нужно жертвовать самое дорогое, по доброй воле и с легким сердцем, ибо в жертве находит выражение личность того, кто ее приносит. Согласно некоторым авторитетным индуистским текстам, жертвоприношение играет главную роль в творении и сохранении космоса.
Каждое жертвоприношение — корабль на небеса. Индуизм. Шатапатха брахмана 4. 2. 5. 10
Поистине, Мы даровали тебе обильный! Помолись же Господу твоему и заколи!
Ислам. Коран 108: 1—2
Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Христианство. Первое послание к коринфянам 10: 31
Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, — Аллах про это знает.
Ислам. Коран 3: 86(92)
Следует давать с верой. Не следует давать без веры. Следует давать с радостью. Следует давать со скромностью. Следует давать со страхом. Следует давать с пониманием.
Индуизм. Тайттирийа упанишада 1. 11. 3
Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
Христианство. Второе послание к коринфянам 9: 7
Не важно, принесли мы много или мало, если мы устремляемся душой к нашему Отцу на небесах.
Иудаизм, Талмуд, Брахот 17а
" Совершайте жертву, — сказал Учитель. — Когда совершаете ее, радуйтесь в уме. Пусть ум ваш будет совершенно спокоен и доволен. Сосредоточьте ум на подношении и наполните его им. В этом безопасном положении вы можете освободиться от злой воли".
Буддизм. Сутта Нипата 506
[Кун-цзы] приносил жертвы предкам так, словно они были живые; приносил жертвы духам так, словно они были перед ним. Учитель сказал: " Если я не участвую в жертвоприношении, то я словно не приношу жертв".
Конфуцианство. Лунь юй [Беседы и высказывания] 3. 12
Рабби Меира однажды спросили: " Почему в одних отрывках из писания говорится, что жертва приятна Господу, а в других, что жертва неугодна Богу? " Он ответил: " Это зависит от того, -приносит ли человек в жертйу свое сердце во время жертвоприношения".
Иудаизм. Бараита Калла 8
Лист, цветок, плод или воду, если кто Мне приносит с любовью,
Благоговейное приношение это Я принимаю от смиренного духом.
Все, что ты делаешь, что вкушаешь, что подаешь, что приносишь в жертву;
Какой ни совершал бы ты подвиг — все совершай, как приношение мне, Каунтея.
Так ты освободишься от хороших и дурных плодов, от уз кармы;
Йоге отреченья приобщась, ты ко Мне придешь, свободный.
Индуизм. Бхагавадгита 9. 26—28
Жертва не моя,
А небесной богини Тайоокахиме Она жертвует свой дворец, Жертвует свой дворец. Да буду я жертвой, В руке ками,
Протянутой моему Богу, Моему Богу.
Синтоизм. Кагура-ута
Суть жертвы в том, чтобы она уподобилась греху и чтобы человек жертвовал свои желания и страсти, ибо это предпочтительней всего. Благословенны праведные, приносящие свою жертву ежедневно.
Иудаизм. Зохар, Левит 9Ь
Брахмо — обряд приношенья, Брахмо — " жертва, приносимая Брахмо в пламя Брахмо;
К Брахмо приближаться должно, погружаясь в дело Брахмо.
Участвуют в жертве богам иные йогины,
Другие — возливают жертву на огонь Брахмо.
Слух и иные чувства приносят иные в жертву на огне обузданья;
Звук и другие предметы чувств на огне чувств иные приносят в жертву.
Иные все движения чувств, жизнеспособность
Приносят в жертву на огне самообузданья, мудростью возжженном.
Другие — имущество, подвиги, упражненья йоги, изученье Писаний,
Мудрость усердно приносят в жертву, стойкие в обетах.
Вдыханье выдыханью и выдыханье вдыханью иные приносят в жертву;
Удержав ток вдыханья и выдыханья предаются пранаяме.
Иные, ограничив пищу, свою жизнь в жертву Жизни приносят;
Все они сведущи в жертве, грехи уничтожили жертвой.
В вечное Брахмо идут те, кто вкушает амриту остатков жертвы;
Не для того этот мир, кто не жертвует, как для него быть иному, Каурава?
Распростерты многообразные жертвы пред ликом Брахмо;
Знай: они все рождены от действий; это познав, ты будешь свободен.
Индуизм. Бхагавадгита 4. 24—32
Когда Боги предприняли жертвоприношение
С Пурушей в качестве жертвы,
Весна была его жертвенным маслом,
Лето — дровами, осень — жертвой.
Его в качестве жертвы кропили на жертвенной соломе,
Пурушу, рожденного в начале.
Его принесли в жертву боги,
Садхья и риши.
Из этой жертвы, полностью принесенной,
Гимны и напевы родились;
Метры родились из нее,
Ритуальная формула из нее родилась.
Из нее кони родились,
И те [животные], у которых два ряда зубов;
Быки родились из нее,
Из нее родились козы и овцы.
Луна из [его] духа рождена, Из глаз — солнце родилось, Из уст — Индра и Агни, Из дыханья родился ветер.
Из пупа возникло воздушное пространство, Из головы развилось небо, Из ног — земля, стороны света — из уха. Так они устроили миры.
У него было семь поленьев ограды костра, Трижды семь поленьев — для сожжения было сделано, Когда боги, совершая жертвоприношение, Привязали Пурушу, как жертвенное животное.
Жертвою боги пожертвовали жертве,
Таковы были первые формы [жертвоприношения].
Эти же могущества последовали на небо,
Где находятся прежние боги — садхья.
Индуизм. Ригведа 10. 90. 6—10, 13—16
Воспользуйтесь поиском по сайту: